пятница, 31 октября 2025 г.

СПО - 3 курс. Административное право. Семинарское занятие № 9

                                             Семинарское занятие № 9

1.             Методы административного стимулирования, методы административного санкционирования, методы административного наблюдения.

К административному стимулированию относятся различного рода наказания и поощрения, выносимые администрацией.

К числу положительных стимулов относятся:

- вынесение работнику благодарностей; Чаще всего благодарность объявляют работнику в присутствии всего коллектива компании или сотрудников структурного подразделения. Нередко ему вручают подарок или денежное вознаграждение.

- награждение грамотами и ценными подарками;

- присвоение почетных званий.

Они могут быть присвоены за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

К числу отрицательных стимулов относятся:

- вынесение выговоров;

- замечание

- увольнение

Методы административного стимулирования эффективны в тех случаях, когда работа, выполняемая работником, легко поддается контролю и её содержание включает лишь незначительный творческий компонент.

Методы административного санкционирования, применяемые публичной администрацией

Под методами административного санкционирования, применяемыми публичной администрацией, следует понимать используемую в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц указанных органов систему нормативно зафиксированных типизированных способов и приемов (мер) официального разрешения, одобрения, признания правильными, допустимыми, возможными отдельных актов правомерного поведения (в том числе некоторых видов правомерной деятельности или правомерных действий и жизненных событий) иных участников административных правоотношений, способных причинить вред, ущерб публичным и частным административным правам и законным интересам.

Соответственно, основными задачами административного санкционирования являются:

– предупреждение вредоносных факторов окружающей действительности, связанных с отдельными актами правомерного поведения физических лиц и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц;

– выявление вредоносных факторов окружающей действительности, связанных с отдельными актами правомерного поведения физических лиц и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц;

– устранение вредоносных факторов окружающей действительности, связанных с отдельными актами правомерного поведения физических лиц и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Виды данного метода: разрешительный, удостоверительный и регистрационный.

Под разрешительным методом публичной администрации следует понимать систему нормативно зафиксированных типизированных способов и приемов официального предоставления физическим лицам и организациям специального права (разрешения) на осуществление отдельных видов правомерной деятельности или специального права (разрешения) на совершение отдельных видов правомерных действий, способных причинить вред, ущерб публичным и частным административным правам, и законным интересам. К примеру, к разрешительным методам публичной администрации относится выдача органами исполнительной власти и органами местного самоуправления лицензий и разрешений физическим и юридическим лицам.

Под удостоверительным методом публичной администрации следует считать систему нормативно зафиксированных типизированных способов и приемов официального одобрения, признания правильными, допустимыми отдельных видов правомерных действий или правомерной деятельности физических лиц или организаций, способных причинить вред, ущерб публичным и частным административным правам, и законным интересам.

Регистрационный метод публичной администрации – это система нормативно зафиксированных типизированных способов и приемов официального признания возможности физического или юридического лица, государственно органа или органа местного самоуправления использовать отдельные виды правомерных юридических фактов и актов-документов, правомочий собственности, а также техногенных и природных объектов, способных причинить вред, ущерб публичным и частным административным правам, и законным интересам.

Методы административного наблюдения (контроля, надзора)

В целях установления состояния и выявления тенденций развития государства и общества во всех сферах его жизнедеятельности, установления соответствия поведения физически лиц и организаций требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ, выявления потенциальных и реальных угроз безопасности государства, общества, отдельных лиц компетентные административные органы осуществляют внешнее административное наблюдение (контроль, надзор) за поведением субъектов правоотношений. При этом указанные органы используют определенные административно-правовые методы, предусмотренные административным законодательством РФ, внешне выражаемые в соответствующих правовых формах.

Методы административного наблюдения (контроля, надзора) направлены на выявление состояния и тенденций развития государства и общества, на установление соответствия поведения и деятельности индивидуальных субъектов и организаций, эксплуатируемых ими объектов материального мира обязательным требованиям, предусмотренным действующим российским законодательством, технико-правыми нормами, а также на выявление возможных угроз безопасности личности, общества, государства посредством проведения соответствующих мероприятия по контролю (надзору);

В зависимости от используемых в процессе осуществления административного наблюдения способов получения информации можно выделить следующие методы административного наблюдения (контроля, надзора):

- информационно-статистическое наблюдение;

- документальное наблюдение.

- непосредственное наблюдение на местности, на объекте или в отношении индивидуально определенного физического лица.

Информационно-статистическое наблюдение. Сущность данного метода заключается в осуществлении наблюдения за состоянием и тенденциями развития государства и общества, за соблюдением физическими лицами и организациями установленного правопорядка и режима безопасности посредством получения от указанных лиц необходимой информации. Информационно-статистическое наблюдение в соответствии с действующим законодательством осуществляют, в частности, органы государственного статистического учета, которые истребуют от физических лиц и организаций определенные сведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами государственной статистической отчетности. Однако его осуществляют и иные федеральные органы исполнительной власти посредством истребования от физических и юридических лиц сведений по вопросам, отнесенным к их ведению. Например, соответствующие сведения могут быть истребованы от физических лиц и организаций налоговыми органами, антимонопольными органами, военными комиссариатами, органами внутренних дел.

Реализация рассматриваемого метода может осуществляться соответствующими административными органами посредством следующих способов.

1. Истребование от физических лиц и организаций необходимой информации посредством направления соответствующих письменных запросов. Такие запросы направляются физическим лицам и организациям не постоянно, а по мере необходимости.

2. Представление физическими лицами и организациями в административный орган в определенные сроки и по установленной форме необходимых сведений, например, статистической и бухгалтерской отчетности, деклараций о доходах, информации об аффилированных лицах в акционерных обществах и т.п. Таким способом осуществляют административное наблюдение органы государственного статистического учета, налоговые органы, учреждения Пенсионного фонда РФ, органы Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службы, военные комиссариаты.

Документальное наблюдение. Данный метод заключается в осуществлении административного наблюдения посредством изучения и оценки документов, содержащих сведения о деятельности (действиях) индивидуально определенных физических лиц и организаций. В отличие от предыдущего метода при использовании данного метода в соответствующий административный орган представляются не сведения (информация) по установленной официальной форме, а непосредственно сами документы, содержание которых позволяет установить наличие или отсутствие тех или иных фактов, имеющих юридическое значение и свидетельствующих о соответствии или несоответствии деятельности (действий) физического лица или организации обязательным требованиям, определенным законодательством.

Реализация рассматриваемого метода осуществляется административными органами следующими способами.

1. Представление необходимых для изучения документов самими физическими лицами и организациями как по их инициативе, так на основании соответствующих запросов компетентных административных органов. В частности, соответствующие документы должны представляться физическими лицами и организациями по запросам налоговых и лицензирующих органов, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов охраны окружающей природной среды, органов внутренних дел.

На основании истребованных документов контрольно-надзорные административные органы проводят камеральную проверку соответствия деятельности физических лиц и организаций обязательным требованиям, установленным законодательством. По инициативе самих физических лиц и организаций соответствующие документы представляются в административные органы в случаях получения ими необходимых для осуществления отдельных видов деятельности или для совершения отдельных действий лицензий и иных специальных разрешений.

Оценивая представляемые в указанных случаях документы, компетентные административный органы устанавливают соответствие соискателя лицензии (разрешения) обязательным требованиям, предъявляемым к осуществлению лицензируемого (разрешаемого) вида деятельности или к совершению определенного действия и с учетом результатов такой оценки решают вопрос о возможности выдачи ему искомой лицензии (разрешения).

2. Непосредственное исследование необходимых документов должностными лицами соответствующего административного органа на месте нахождения этих документов. В частности, должностные лица налоговых и лицензирующих органов, органов федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов внутренних дел вправе проводить исследование (документальную проверку, ревизию) необходимых документов непосредственно в месте их нахождения, то есть в помещениях, принадлежащих физическим лицам и организациям, в отношении которых осуществляется соответствующее наблюдение. Такое непосредственное исследование документов в месте их нахождения производится, например, должностными лицами налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок

Непосредственное наблюдение на местности, на объекте или в отношении индивидуально определенного физического лица. Данный метод административного наблюдения заключается в организации и осуществлении непосредственного гласного или негласного постоянного или периодического наблюдения за соответствием поведения неопределенного круга физических лиц либо индивидуально определенных физического лица или организации обязательным требованиям, установленным действующим законодательством, технико-правовыми нормами.

Непосредственное административное наблюдение может осуществляться, в частности: органами охраны окружающей природной среды — на местности, на водных объектах, на объектах недр с целью установления степени их загрязненности вредными отходами и веществами; органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора — на местности и на используемых конкретными физическими лицами и организациями объектах с целью установления соответствия деятельности и действий этих субъектов санитарным нормам и правилам; органами внутренних дел (подразделениями патрульно-постовой службы и дорожно-патрульной службы) — гласное и негласное административное наблюдение в общественных местах и на дорогах за соблюдением физическими лицами правил поведения в общественных местах и правил дорожного движения.

Непосредственное административное наблюдение может осуществляться соответствующими административными органами посредством следующих способов.

1. Визуальное, в том числе с использованием специальных технических средств, наблюдение на местности за поведением неопределенного конкретно круга физических лиц. Такое наблюдение осуществляют, в частности, сотрудники патрульно-постовой службы милиции, которые наблюдают за законностью поведения граждан в общественных местах (на улицах, на площадях, в парках и т.п.), и сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, которые наблюдают за соблюдением участниками дорожного движения установленных правил безопасности дорожного движения.

2. Специальное обследование (осмотр) местности, территории и иных объектов, используемых конкретными физическими лицами и организациями (зданий сооружений, транспортных средств), с целью определения соответствия их состояния или осуществляемой на этой местности либо с использованием указанных объектов деятельности обязательным требованиям, установленным специальным законодательством, в частности санитарным, экологическим, лесным, горным, противопожарным, законодательством в области оборота алкогольной продукции, в сфере игорного бизнеса и т.д. Например, органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут проводить обследования водных объектов, участков леса, недр. Налоговые органы вправе проводить обследования объектов, на которых осуществляется производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Понятие «обследование» в действующем административном законодательстве не определено. Кроме того, это понятие не отграничено от понятия «осмотр». Представляется, что под обследованием следует понимать комплекс специальных поисково-технических действий, совершаемых компетентными административными органами в целях установления соответствия состояния обследуемой местности или обследуемого объекта, а также осуществляемой на этой местности или с использованием этого объекта деятельности обязательным требованиям, установленным специальными нормативными актами. В данный комплекс специальных поисково-технических действий могут быть включены: визуальный осмотр соответствующей территории; осуществление замеров уровня радиации, отбор проб воздуха, воды, почвы, производимой продукции для исследования; изъятие обнаруженных на местности предметов и веществ.

3. Визуальная проверка индивидуально определенного физического лица. Сущность этого способа непосредственного административного наблюдения заключается в совершении должностными лицами компетентного административного органа поисково-проверочных действий в отношении индивидуально определенного физического лица с целью установления соответствия его поведения и действий обязательным требованиям, определенным специальными нормативными правовыми актами. К числу таких действий относятся, например, проверка документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществление его личного досмотра, досмотра находящихся при нем вещей, перемещаемых им через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Данный способ административного наблюдения применяется, в частности, должностными лицами органов внутренних дел (милиции), органов, обеспечивающих безопасность полетов на воздушных судах и таможенных органов.

2.             Методы административно-правового ограничения и принуждения, методы внесудебного разрешения административно-правовых споров.

Методы административного ограничения направлены на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций посредством установления временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций.

Методы административного ограничения.

Установление временных полных запретов па реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них прав и свобод. Сущность данного метода заключается в установлении публичной администрацией временных полных запретов на реализацию физическими лицами и организациями принадлежащих им прав и свобод, в частности на совершение этими лицами определенных действий или на занятие ими определенной деятельностью.

Установление временных частичных запретов на реализацию физическими лицами и организациями имеющихся у них и прав и свобод. Содержание рассматриваемого метода состоит в установлении компетентными административно публичными органами временных частичных запретов на реализацию физическими лицами и организациями принадлежащих им прав и свобод, в частности свободы передвижения, права на личную неприкосновенность, права на организацию и проведение массовых общественно-политических мероприятий.

Возложение на физических лиц и организации специальных временных обязанностей. Сущность данного метода заключается в возложении на физических лиц и организации новых специальных обязанностей, исполнение которых временно ограничивает их права и свободы. В частности, в соответствии со ст. 51 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя на граждан могут возлагаться обязанности проходить обязательный медицинский осмотр, подвергаться профилактическим прививкам, подвергаться госпитализации для медицинского обследования.

Под административным принуждением, как правило, понимается применение органами исполнительной власти (государственного управления), а также судьями к физическим и юридическим лицам установленных нормами административного права принудительных мер в целях прекращения правонарушений, привлечения виновных к административной ответственности и обеспечения общественной безопасности.

К мерам административного принуждения, как правило, относят: административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан; административно-пресекательные меры, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их негативных последствий; меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в целях установления обстоятельств административного правонарушения, личности виновного и получения доказательств по делу; меры административной ответственности (административные наказания), применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Содержание административного принуждения сводится к установлению ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера. При этом указывается, что основанием для применения к лицу мер административного принуждения является не только его противоправное поведение, но и необходимость обеспечения общественной безопасности. Иными словами, допускается возможность применения к лицу мер административного принуждения, в частности так называемых административно-предупредительных мер, при отсутствии противоправности в действиях (бездействии) этого лица.

Комментариев нет:

Отправить комментарий