Семинарское занятие № 4
Государственная
власть и управление
1. Понятие
государственного органа.
2. Виды
государственных органов.
3. Принцип
разделения властей.
4.
Полномочия Президента РФ.
5. Структура
Федерального Собрания РФ.
6. Стадии
законодательного процесса в РФ.
7.
Правительство РФ.
8.
Федеральные органы исполнительной власти.
1. Понятие государственного органа.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный
элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций
государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Признаки:
1. Государственный орган – это относительно
самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в
государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и
субординации с другими государственными органами;
2. Государственный орган имеет
внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений,
скрепленных единством целей;
3. Государственный орган состоит
из государственных служащих; ФЗ
«О
государственной гражданской службе РФ» 2004 г.
4. Государственный орган имеет
определенную компетенцию, то есть совокупность юридически
установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного
органа, определяющих его место в системе государственных органов;
5. Государственные органы тесно
взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной
задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества,
защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и
территориальной целостности государства.
6. Государственный орган обладает
властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать
обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права,
а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов,
в том числе методов принуждения.
7. Для осуществления своей компетенции
государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые
средства, источник финансирования из бюджета.
8. Государственный орган образован и
действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).
Виды государственных органов
I. По способу возникновения:
1. Первичные (выборные) государственные органы никакими
другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке
наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной
процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные
законодательные органы - парламент);
2. Производные (назначаемые) государственные органы создаются
первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);
II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
1. Федеральные органы распространяют свою власть на
территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное
Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд
РФ, Прокуратура РФ);
2. Органы субъектов федерации функционируют в
административно-территориальных единицах (округах, областях). Их властные
полномочия распространяются только на эти регионы.
Например,
Законодательное Собрание Нижегородской области.
III. По широте компетенции:
1. Государственные органы общей
компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ,
Правительство РФ);
2. Государственные органы специальной
компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции
(министерство финансов, министерство юстиции).
IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
1. Коллегиальные государственные органы принимают
решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);
2. Единоначальные государственные органы принимают решения единолично
(глава государства, Уполномоченный по правам человека);
V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие (Парламент);
2. Правоприменительные (Суд);
3. Правоохранительные (Прокуратура);
VI. По принципу разделения властей:
1. Законодательные (Федеральное Собрание РФ);
2. Исполнительные (Правительство РФ);
3. Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
3. Принципы
организации и деятельности современного государственного аппарата.
Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие
начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.
1. Принцип демократизма
(народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане
государства прямо или через своих представителей принимают участие в
организации и деятельности государственного аппарата.
Народовластие - принцип организации и деятельности современного
государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем
суверенитета и единственным источником власти.
В соответствии с этим принципом единственным
источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная
власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным
делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа,
а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению
народа.
Государственная власть с точки зрения этого принципа
только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле
народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против
точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или
присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.
Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3
Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные выборы”.
По формам осуществления власти демократия
делится на прямую (непосредственную) и представительную.
Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти
народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства,
парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной)
демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само
непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам
государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или
одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой
формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района,
поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти,
принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через
непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании
его государственными органами или органами местного самоуправления.
Разновидностями прямой демократии являются референдумы
различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан
и т.д.
Представительная демократия – это реализация власти народа
через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых
выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти,
избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные
органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах
федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ
непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной
демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная
демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.
Путем выборов население страны вручает власть
соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность
от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).
Помимо формирования соответствующих государственных
органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем
определения их политики через различные общественные организации и прежде всего
политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов
власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае
невыполнения воли народа.
Референдум - как высшее непосредственное выражение власти
народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное
голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.
На референдум обычно выносятся конкретные вопросы
внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые
принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует
утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его
принятия населением.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и
гражданина (принцип гуманизма) означает,
что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются
обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст.
2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина
государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.
3. Разделение властей – это принцип организации и
деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым
государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная
власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти
осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа
государственных органов самостоятельна и независима от других, что
обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета
ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического
верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном
аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей
власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и
ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы
предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за
парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства
распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты,
противоречащие конституции или законам и другими способами.
Разделения властей - принцип организации и
деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной
государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов:
законодательными, исполнительными и судебными.
Принцип разделения властей в качестве ведущего при
построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе
против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в
Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной
монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально
закреплялась за органами народного представительства.
Как показала историческая практика, последовательная
реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению
государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры,
и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа
народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри
государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает
наибольшую эффективность его работы.
В современном понимании принцип разделения властей
включает в себя,
во-первых, разделение всех органов государства на
группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной,
исполнительной и судебной;
во-вторых, формальную независимость их друг от друга как по
источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения;
каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач
соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;
в-третьих, возможность органов каждой из ветвей власти
ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы
предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).
Система сдержек и противовесов реализуется, в
частности, путем закрепления за главой государства, возглавляющего
исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент
и налагать “вето” на его законы;
закрепления за парламентом права на выражение
недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем
“импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;
закрепления
за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной
или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или
другим актам более высокой юридической силы.
4. Принцип верховенства права означает,
что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и
во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической
силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом.
Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во
исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права
содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось,
но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым
принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и
потребностям общества.
5. Принцип гласности предполагает обеспечение
информированности общественности о деятельности государственных органов.
6. Принцип профессионализма означает
необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее
квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей
деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой
деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и
переподготовки кадров.
7. Принцип федерализма выражается,
с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой –
в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у
органов власти субъектов федерации.
8. Принцип сочетания единоначалия и
коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения
соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных
органов.
9. Принцип иерархичности заключается
в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные
уровни, одни государственные органы подчинены другим.
10. Принцип выборности и назначаемости.
2.
Виды государственных органов.
Государственные органы многообразны, на что обращалось
внимание в предыдущем изложении. Под несколько иным углом зрения они могут
подразделяться на виды по ряду оснований.
По порядку образования:
- первичные (представительные, выборные) – Президент,
Законодательное собрание;
- вторичные (производные, назначаемые), например,
Правительство. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении
Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется
Советом Федерации по представлению Президента РФ.
По юридической силе (объему властных полномочий):
- федеральные органы государственной власти (Президент
РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, и др.);
- органы государственной власти республик – субъектов
РФ;
- органы государственной власти иных субъектов РФ –
краев и областей, городов федерального значения, автономной области и
автономных округов.
По времени действия (по срокам полномочий):
- постоянные (Президент, Федеральное Собрание,
Правительство и т.д.);
- временные, создаваемые для достижения краткосрочных
целей, например, в связи с введением военного или чрезвычайного положения.
По порядку (способу) принятию решений:
- коллегиальные (Государственная Дума, Правительство
РФ, избирательные комиссии);
- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам
человека, министр, губернатор и т.п.).
По характеру компетенции:
- на
органы общей компетенции, принимающие в пределах своих полномочий решения по
вопросам широкого плана (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);
- специальной компетенции, осуществляющие деятельность
в какой-либо определенной сфере общественной жизни (министерства,
государственные комитеты и др.).
По структуре или способу организации:
- простые,
не имеющие внутренних подразделений, например, нотариат;
- сложные, отличающиеся усложненной структурной
организацией (министерства, ведомства и др.).
Исходя из принципа разделения властей, государственные
органы классифицируются на:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
Органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ
устанавливают самостоятельно.
Органами государственной власти субъекта РФ являются:
- глава субъекта РФ;
- законодательный (представительный) орган субъекта
РФ;
- органы исполнительной власти (администрация)
субъекта РФ, правительство и др.
В субъектах РФ действуют федеральные судебные
и прокурорские органы.
Предложенная классификация государственных органов
способствует углублению и систематизации соответствующих знаний.
Государственные органы, несмотря на различия по способам образования,
структуре, компетенции, сферам деятельности, органически связаны и являются
частями общего механизма Российского государства.
3.
Полномочия Президента РФ.
Статья 28.
Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации:
1) обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов, ведающих делами о гражданстве
Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона;
2) принимает решения о приеме в
гражданство Российской Федерации в исключительном порядке в соответствии
со статьей 17 настоящего Федерального
закона, в том числе при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами
"б", "е" - "к"
пункта 1, пунктами 2 и 3 статьи 18 настоящего Федерального
закона;
3) принимает решения о прекращении
гражданства Российской Федерации в связи с заявлениями о выходе из гражданства
Российской Федерации ребенка, над которым установлены опека или попечительство
иностранных граждан или иностранного гражданина либо который усыновлен
(удочерен) иностранными гражданами или иностранным гражданином, или
недееспособного лица, над которым установлена опека иностранного гражданина, а
также решения о прекращении гражданства Российской Федерации по основанию,
предусмотренному подпунктом
"а" пункта 2 или пунктом 3 части 1
статьи 22 настоящего
Федерального закона, если решения о приеме в гражданство Российской Федерации в
отношении тех же лиц принимались Президентом Российской Федерации;
4) определяет в гуманитарных и иных
целях категории иностранных граждан и лиц без
гражданства, которые могут быть приняты в гражданство Российской Федерации без
учета всех или отдельных требований, предусмотренных частью 1 статьи 15 настоящего Федерального
закона, устанавливает иные требования и условия приема в гражданство Российской
Федерации, а также определяет порядок подачи соответствующих
заявлений и принятия по ним решений;
5) утверждает положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации;
6) устанавливает виды документов,
удостоверяющих гражданство Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации
издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
3. Предварительное рассмотрение
заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и обращений о приеме в
гражданство Российской Федерации в исключительном порядке, принятие решений по
которым отнесено в соответствии с настоящим Федеральным законом к полномочиям
Президента Российской Федерации, осуществляет Комиссия по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации. Положение о Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состав утверждаются
Президентом Российской Федерации.
5. Структура Федерального Собрания РФ.
Согласно ст. 94 Конституции России Федеральное Собрание является законодательным
(представительным) органом государственной власти и состоит из двух
палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждая палата отражает разные аспекты народного представительства. Так, Государственная Дума воплощает идею народного
суверенитета, то есть прямого представительства народа. Эта палата избирается
всенародно на основе демократической избирательной системы и свободных выборов.
Совет Федерации олицетворяет идею федерализма, является палатой
представительства субъектов Российской Федерации и
формируется региональными парламентами и их правительствами.
Федеральное Собрание осуществляет, прежде всего, законодательную функцию.
Ни один орган государства кроме всероссийского парламента
не вправе издавать федеральные законы.
В законотворческой деятельности парламента реализуется принцип народного
суверенитета, находит выражение принадлежность власти народу
и признание его единственным источником власти в Российской Федерации (ст. 3
Конституции).
Федеральное Собрание — постоянно действующий орган государственной власти, он формируется сроком на
5 лет, а непрерывность его деятельности связана с периодичностью выборов в этот
парламент и обновляемостью его депутатского корпуса.
Как парламент
страны Федеральное Собрание России работает на постоянной, профессиональной
основе, открыто, гласно в специальных, характерных только для него
организационно-правовых формах (раздельные и совместные сессионные заседания
палат, заседания парламентских комитетов и комиссий, депутатских фракций;
парламентские слушания, депутатские запросы и др.).
Действующая
Конституция Российской Федерации определяет место парламента в системе высших
органов государственной власти, порядок формирования его палат, внутреннюю
структуру, численный состав, срок полномочий, компетенцию, взаимоотношения с
другими органами государственной власти — Президентом,
Правительством, Конституционным Судом, Верховным Судом,
Генеральным прокурором, Следственным
комитетом, Счетной палатой и Центральным банком России, Уполномоченным
по правам человека и Уполномоченным по правам ребенка
в России, Общественной палатой и Центральной избирательной комиссией (ЦИК),
высшими органами государственной власти всех субъектов Российской Федерации.
Основные функции у
российского парламента такие же, как и у парламентов всего мира. Федеральному
Собранию России так же присущи учредительная, законодательная и контрольная
функции.
Учредительная
функция реализуется через определение парламентом основ конституционного строя, правового статуса личности,
государственного устройства, системы органов публичной власти; формировании
(или участии в формировании) всех других ветвей государственной власти
(исполнительной, судебно-прокурорской), разграничении между ними полномочий.
Законодательная функция
является для парламента приоритетной. Принятие им федеральных конституционных и
федеральных законов осуществляется в особой, тщательно соблюдаемой
процессуальной форме.
Парламенту присуща
также контрольная функция. Он вправе решать вопрос о досрочном прекращении
полномочий Президента Российской Федерации, доверии Правительству России.
Ежегодно Государственная Дума заслушивает отчет о работе Правительства,
Уполномоченного по правам человека и
Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, отдельных федеральных
министров. Парламент осуществляет высший финансовый контроль в процессе
утверждения федерального бюджета и
обеспечения его исполнения, заслушивает отчеты специального органа
парламентского контроля — Счетной палаты; обсуждает депутатские запросы;
проводит парламентские слушания и расследования.
Федеральное
Собрание — ассоциированный член многих международных и региональных
парламентских организаций, в том числе Межпарламентского союза, Парламентской
ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Россия — участник АзиатскоТихоокеанского
парламентского форума, который объединяет 27 государств, в том
числе США, Японию и Китай.
Парламентские делегации Федерального Собрания России участвуют в работе
Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, парламента
Союзного государства России и Беларуси, Межпарламентской ассамблеи Евразийского
экономического сообщества.
Двухпалатная
структура парламента предполагает в его структуре две палаты, которые
формируются по-разному.
Более того,
принцип работы такого парламента отличается разнообразием:
а) принцип
равенства палат в объеме и характере полномочий — у палат равнозначный объем
полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами
совместных заседаний и создание совместных органов и др.
б) принцип верхней
и нижней палаты — у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы,
как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав
палат и порядок их формирования и др. Этот принцип в настоящее время используют
большинство двухпалатных парламентов, в том числе и российский парламент.
В России принцип
деления парламента на верхнюю и нижнюю палаты означает, что одна палата
(именуемая нижней — Государственная Дума) выражает прямое представительство
всего населения и формируется путем общенациональных выборов от примерно
одинакового количества избирателей, а другая палата (именуемая верхней — Совет
Федерации) представляет интересы всех субъектов федерации и имеет равное
представительство от каждого субъекта федерации. Только условно эти палаты
именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), так как
Конституция Российской Федерации эти термины не использует.
Рассматривая этот
вопрос в историческом аспекте, можно отметить, что двухпалатная структура палат
возникла в период буржуазно-демократических революций в качестве способа
сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя
привилегированные слои общества, аристократов
верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с
нижними, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и
др.
Таким образом,
верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним в интересах
привилегированной части населения. В современный период эта роль верхней палаты
утратила свое значение.
В унитарных государствах верхняя палата стала играть в
большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной
мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип
двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к
которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном
парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе
всеобщего избирательного права и через
равное представительство каждого из субъектов федерации.
Можно отметить и
особенности формирования палат Федерального Собрания. Указом Президента России
от 21 сентября 1993 года была упразднена действовавшая на то время система
высших законодательных (представительных) органов государственной власти России
— Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. В соответствии с
данным указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган
государственной власти — Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно
автономных палат — Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы
(нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по
конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 года. Правовой основой таких выборов
являлись: Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года55; Указ
Президента от 11 октября 1993 года, утвердивший Положение о выборах депутатов
Совета Федерации.
В соответствии с
указанными положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Там же
было определено, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по
правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по
одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе
системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному
округу. В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в него
избирается по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации. При этом
депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным
избирательным округам (один округ — два депутата), образованным в рамках
административных границ каждого субъекта федерации.
Государственная
Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным
законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 годов путем
проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета
Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации», который внес принципиальные изменения в порядок формирования этой
палаты.
Следует особо
отметить, что современное Федеральное Собрание Российской Федерации существенно
отличается от прежнего Верховного Совета РСФСР по наименованию, внутренней
структуре, порядку формирования палат, предметам их ведения, процедуре принятия
законов, а также статусу парламентариев.
Если раньше обе
палаты обладали абсолютно одинаковыми полномочиями и на равных основаниях
участвовали в принятии законов, то теперь каждая палата имеет собственную
компетенцию, которая закреплена в Конституции России, и самостоятельно решает
вопросы, относящиеся к ее ведению.
Так, например,
если раньше закон принимался большинством голосов членов каждой палаты, то
теперь он сначала принимается Государственной Думой, потом одобряется Советом
Федерации, и только затем передается Президенту для подписания и обнародования.
Существенно разнится численность и порядок формирования палат. Теперь Совет
Федерации формируется по принципу представительства (по два представителя) от
субъектов федерации, а Государственная Дума (в составе 450 депутатов)
избирается непосредственно народом путем демократических выборов при тайном
голосовании.
Если раньше
депутаты Верховного Совета РСФСР работали на общественных началах, то нынешние
парламентарии выполняют обязанности на профессиональной основе, имеют очень
высокую заработную
плату (индемнитет),
значительные льготы и привилегии, а также гарантии своей неприкосновенности
(иммунитет).
Верхней палатой
Федерального Собрания является Совет Федерации. Эта палата призвана выражать
специфические интересы каждого региона. В Совет Федерации входят:
а) по два
представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного
(представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок
полномочий соответствующего органа;
б) Президент
Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки,
— пожизненно. Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки,
вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
в) не более 30
представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не
более семи могут быть назначены пожизненно.
Общее число
сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от
субъектов федерации и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов. Сенатором
Российской Федерации может быть гражданин России,
достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не
имеющий гражданства иностранного
государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного
государства. Сенаторам в порядке, установленном федеральным законом,
запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных
за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской
Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно,
могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере
государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации
в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации,
осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются сроком на шесть
лет.
Представителей судебной власти регионов
в палате нет, так как суды выполняют функции арбитра в любых спорах и
конфликтах, в том числе и между ветвями государственной власти и их
представителями, и не могут априори находиться на стороне какой — либо из
спорящих сторон. Совет Федерации является постоянно действующим органом. В
отличие от Государственной Думы, Совет Федерации не может быть распущен
президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух
раз в месяц.
Говоря о способах
формирования Совета Федерации, можно отметить, что в мировой практике она
обнаруживает большое разнообразие.
Первый — выборный порядок в ряде стран, касающийся
всего состава верхней палаты или же подавляющего большинства ее депутатов.
Выборность воплощает в себе демократические процедуры формирования парламентов,
однако до настоящего времени она не стала повсеместным правилом. Прямые выборы
— это всегда непосредственное избрание гражданами своих представителей в парламентские
органы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Особенность таких выборов заключается в отсутствии посредников
(выборных коллегий, парламентов субъектов федерации и т. п.) между избирателями
и кандидатами на выборные должности, что свойственно косвенным выборам. В
результате прямого избрания формируются Сенат США, Совет кантонов в
Швейцарской Конфедерации. Так же
создавался Совет Национальностей Верховного Совета СССР. При прямых выборах
применяется как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы. К
примеру, 76 членов австралийского Сената избираются по системе
пропорционального представительства. Напротив, Федеральный сенат Бразилии
включает представителей штатов, избираемых на основе мажоритарного принципа.
Косвенные выборы представляют собой такой способ
формирования верхних палат, когда депутаты избираются не гражданами
непосредственно, а выборщиками (законодательными органами субъектов федерации,
нижними палатами парламентов, избирательными коллегиями, местными властями).
Например, в Республике Казахстан
депутаты Сената избираются на основе косвенного избирательного права при тайном
голосовании. Законодательными органами субъектов федерации образуются:
Федеральный совет в Австрии (ландтагами земель); часть депутатов Совета
кантонов в Швейцарии (парламентами кантонов); Совет штатов в Индии
(законодательными собраниями штатов).
В парламентской
практике сложился необычный порядок формирования верхних палат в таких
государствах, как Исландия и Норвегия. Здесь верхние палаты избираются из
своего состава депутатами нижних палат. Еще один подвид косвенных выборов
заключается в избрании верхних палат местными органами власти. Две трети
белорусского Сената избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов
местных Советов базового уровня каждой области и города Минска (ст. 91
Конституции Республики Беларусь). Почти тождественный порядок установлен в Казахстане.
Здесь Сенат образуют депутаты, избираемые по два представителя от каждой
области, города республиканского значения и столицы республики на совместном
заседании депутатов всех представительных органов соответствующих
административных единиц (ст. 50 Конституции Республики Казахстан).
Второй способ — прямо противоположный. Он реализуется в
форме назначения, занятия места парламентария по должности (то есть по принципу
делегирования), по праву и даже по наследству (палата лордов в Великобритании).
Следует заметить,
что во многих зарубежных странах большая или значительная часть парламентариев
назначается главами
государств —
в Малайзии королем, Беларуси и Казахстане президентами. В Беларуси количество
назначаемых составляет одну треть от общего числа сенаторов.
Семь депутатов
(1/4) Сената Казахстана назначаются Президентом на срок полномочий Парламента.
Королева Великобритании по представлению Кабинета министров назначает
пожизненных пэров58 — членов палаты лордов из числа бывших политических и
партийных деятелей, отставных чиновников, выдающихся ученых и т. д. В Италии
пять сенаторов назначаются Президентом Республики за выдающиеся достижения в
социальной, научной, художественной и литературной областях (ст. 59 Конституции
Италии).
Чрезвычайно
сложный состав депутатов в бельгийском Сенате.
Согласно ст. 67
Конституции королевства Бельгия Сенат состоит из 71 сенатора, из которых 25
избираются нидерландской избирательной коллегией; 15 — французской
избирательной коллегией; по 10 сенаторов соответственно назначаются советами
фламандской и французской диаспоры59 из своего состава; один — советом
немецкоязычного сообщества; еще десять сенаторов — уже избранными и
назначенными сенаторами (представителями фламандской и французской общины). В
ст. 72 Конституции Бельгии установлено, что дети короля или,
за их отсутствием, бельгийские родственники по нисходящей линии королевской
фамилии являются сенаторами по праву с 18-летнего возраста, но только достигнув
21 года, они получают право решающего голоса.
В ряде государств
предусмотрено пожизненное членство сенаторов. Так, в Беларуси лица, ранее
занимавшие должность Президента Республики, становятся сенаторами пожизненно. В
итальянском Сенате также имеется пожизненное членство: сенаторами по праву
становятся все бывшие президенты республики. Назначение 26 духовных лордов
(архиепископы и епископы) в Палату лордов Великобритании связывается с их
пребыванием в соответствующей должности.
Наконец, третий способ — смешанный,
характеризуется сочетанием первых двух вариантов в различных проявлениях.
Представитель в
Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного
органа государственной власти субъекта федерации назначается высшим должностным
лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти)
субъекта федерации на срок его полномочий.
Решение
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
федерации об избрании представителя в Совет Федерации от законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта федерации
принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а
двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта федерации — совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего
должностного лица субъекта федерации о назначении представителя в Совет
Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта оформляется
указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта федерации). Указ
(постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта федерации.
Указ
(постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от
исполнительного органа государственной власти субъекта федерации вступает в
силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта две трети от общего
числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в
Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти региона.
Сенатор Российской Федерации — представитель
от исполнительного органа государственной власти субъекта федерации — должен
быть избран не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего
должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта федерации. Такой же порядок сохраняется и в случае досрочного
прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта
федерации. В случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской
Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти
субъекта федерации — новый представитель от этого органа в Совет Федерации
должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий
предыдущего сенатора.
Полномочия
сенатора Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об
избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта
нового сенатора Российской Федерации — представителя от того же органа
государственной власти субъекта федерации.
Высказываются
предложения о формировании Совета Федерации путем не назначения, а избрания
представителей от субъекта федерации на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании населением субъекта по мажоритарной
системе.
Полномочия Совета
Федерации. Согласно Конституции, Совет Федерации к
ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение
изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение
указов Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, и та и другая ситуация может возникнуть
при чрезвычайных обстоятельствах. Военное положение объявляется в стране в
случае агрессии (военного нападения на Россию) или угрозы агрессии, равно как
при необходимости выполнения взятых на себя союзнических обязательств
по взаимной обороне от агрессора, а чрезвычайное положение — в связи со
стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, равно как и для борьбы с
террористическими угрозами;
в) решение вопроса
о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории
Российской Федерации. Такая необходимость может возникнуть с учетом военно-стратегических
интересов России, при выполнении союзнических обязательств по взаимной обороне
от агрессии, защите интересов граждан России за рубежом или в связи с
решениями ООН, других международных организаций;
д) назначение
выборов Президента России. Верхняя палата Федерального Собрания назначает
выборы Президента Российской Федерации в случае прекращения президентских
полномочий. Именно с этого момента начинается избирательная кампания по выборам
Президента России;
е) отрешение
Президента от должности; лишение неприкосновенности Президента, прекратившего
исполнение своих полномочий. Совет Федерации принимает окончательное решение об
отрешении Президента от должности по процедуре импичмента, хотя инициирует этот
вопрос Государственная Дума;
ж) назначение на
должность по представлению Президента Председателя Конституционного Суда,
его заместителя и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя
Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации;
з) проведение
консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального
прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов
федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
и) назначение на
должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от
общего числа ее аудиторов по представлению Президента;
к) проведение
консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность
руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая
федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства,
внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций
и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
л) прекращение по
представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом
полномочий Председателя, его заместителя и судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда
Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных
и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и
достоинство судьи, а также в иных
предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих
о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
м) заслушивание ежегодных
докладов Генерального прокурора России о состоянии законности
и правопорядка в Российской Федерации.
Совет Федерации
принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией
Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством
голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок
принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Совет Федерации
утверждает собственный Регламент, избирает председателя и Совет палаты,
формирует комитеты и комиссии, определяет их статус.
Как палата
парламента Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы. Он
участвует в законодательном
процессе путем
одобрения законов, принятых Государственной Думой. По вопросам своего ведения
Совет Федерации принимает постановления.
В 2012 году Совет Федерации
принят в Ассоциацию европейских сенатов.
Государственная
дума Федерального Собрания формируется сроком на 5 лет на основе Федерального
закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации».
6. Стадии законодательного процесса в РФ.
Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов,
начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, —
в России проходит следующие стадии:
· законодательная инициатива.
Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу)
принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов
Федерации, а также Конституционному и Верховному Судам по вопросам их ведения;
· рассмотрение законопроектов в Государственной
Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно
анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и
вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект
просто одобряется или не одобряется в целом;
· принятие законов Государственной
Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым
большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме,
чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и
т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в
пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
· одобрение законов в Совете Федерации.
Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше
половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы
одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть
одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
· подписание законов Президентом РФ. Принятый и
одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать
или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон
возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение
поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее
принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов
Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в
недельный срок;
· опубликование и вступление в
силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный
срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные
сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных
изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской
Федерации»).

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения
законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских
комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней
парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно
Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.
Во время первого чтения обсуждению подлежат
лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае
принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он
передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский
комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается
обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений,
и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.
Во время второго чтения идет детальное,
постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в
первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем
законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для
третьего чтения.
Во время третьего чтения — завершающего
этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то
ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только
редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или
неодобрении проекта.
После одобрения закона он поступает в течение пяти
дней в Совет Федерации. Согласно Конституции, Совет Федерации некоторые законы,
поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не
рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не
касается:
·
федеральных
конституционных законов;
·
федеральных
законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового,
валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса
и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
·
Федеральный закон
считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более
половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не
был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона
Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному
рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением
Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от
общего числа депутатов Государственной Думы.
После одобрения Советом Федерации принятый федеральный
закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует
отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения
она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает
аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.
Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента
поступления закона:
·
либо подписывает
закон и обнародует его,
·
либо отклоняет
закон, т. е накладывает вето.
Вето (от лат. Veto - запрещаю) является одним
из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти
исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить
свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить
юридической силы.
Вето может быть абсолютным или относительным.
Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и
больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными
законами Российской империи абсолютное вето имел император.
Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента
может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.
В Российской Федерации вето Президента может быть
преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента
поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет
Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный
закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов
от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он
подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование
принятого закона.
Ее назначение состоит в доведении до сведения
населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух
уровней: официальное и неофициальное.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для
всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст.
15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения».
Обнародование осуществляется от имени государственного
органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для
обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное
издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в
актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.
Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы
подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания
Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не
позднее 10 дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием федерального
конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания
считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и
«Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы
направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания направляются для
официального опубликования председателем соответствующей палаты или его
заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные
законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на
всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их
официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен
другой порядок вступления их в силу.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон,
акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или
дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.
Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется
в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных
печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на
неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
8. Правительство РФ.
Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя
слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не
употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим
единую систему исполнительной власти в РФ.
Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ "О
Правительстве РФ" и включает членов Правительства РФ:
- Председателя Правительства РФ;
- заместителей Председателя
Правительства РФ;
- федеральных министров.
В соответствии с указами Президента РФ заместители
Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности
полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Структура федеральных органов исполнительной власти установлена
Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов
исполнительной власти".
Председатель Правительства РФ назначается Президентом
РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства
иностранного государства либо вида на жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории
иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.
Освобождение от должности Председателя Правительства
РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и
федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности
Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители
Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа
граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на
жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина РФ на территории иностранного государства.
Председатель Правительства РФ не позднее недельного
срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре
федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ
кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и
федеральных министров.
Полномочия. Правительство Российской Федерации осуществляет
свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента
Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской
Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает
и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального
бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей
деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
- обеспечивает
проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает
проведение единой государственной политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет
управление федеральной собственностью;
- осуществляет
меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики государства;
- осуществляет
меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет
иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской
Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны
к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства
в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам
и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом
Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности Правительства РФ.
Деятельность
Правительства РФ осуществляется в соответствии:
- с Федеральным конституционным
законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ»;
- с Регламентом и Положением,
утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об
Аппарате Правительства Российской Федерации".
На заседаниях Правительства решаются наиболее важные
вопросы государственного управления, хозяйственной и социально-культурной
жизни.
Исключительно на его заседаниях согласно названному
закону рассматриваются (ст. 28 закона):
- вопросы подготовки и исполнения
федерального бюджета, а также внебюджетных фондов,
- проекты программ экономического
и социального развития,
- предложения об объеме выпуска
государственных ценных бумаг,
- проекты приватизации
федеральной государственной собственности,
- предложения об установлении и
изменении ставок налогообложения,
а также
принимаются решения
- о подготовке предложений об образовании,
- реорганизации и ликвидации
министерств и государственных комитетов РФ и положений о них,
- о подписании международных
договоров и др.
Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к
его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума
Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с
распределением обязанностей), на заседаниях, образуемых Правительством
координационных и совещательных органов с участием представителей
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и
организаций.
Заседания Правительства проводятся по мере
необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства
считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов
Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства.
При его отсутствии заседания проводит заместитель Председателя Правительства.
На заседаниях Правительства, согласно Конституции РФ, может
председательствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются, как
правило, общим согласием; по решению председательствующего может быть проведено
голосование, в этом случае решение принимается большинством голосов
присутствующих.
Деятельность Правительства осуществляется на основе
текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение
своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за
исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства.
Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действия
Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации,
федеральных целевых программ и иных актов Правительства. Работа Правительства,
а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на
определенный период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, в
установленные дни недели. Заседания Правительства планируются, как правило,
поквартально.
Подготовительная работа к заседаниям строго
упорядочена. Так, материалы по вопросам, включенным в план заседаний
Правительства, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной
планом. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, других государственных органов и
организаций, на которых возложена подготовка соответствующих материалов, несут
персональную ответственность за их качество и своевременность представления.
Проект повестки дня заседания Правительства формируется руководителем Аппарата
Правительства по согласованию с заместителями Председателя Правительства и
представляется Председателю Правительства. Одобренный им проект повестки дня
заседания и соответствующие материалы не позднее чем за пять дней до даты
заседания рассылаются его участникам.
В заседаниях Правительства участвуют как члены
Правительства, так и лица, приглашенные на заседание для участия в рассмотрении
соответствующих вопросов. По каждому из рассматриваемых на заседании
Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к
соответствующему вопросу.
По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства,
оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном
порядке постановления и распоряжения Правительства. Протокол подписывается
председательствовавшим на заседании.
Аппарат Правительства Российской Федерации — государственный орган, образованный
для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и председателя
Правительства России и организации контроля за выполнением органами
исполнительной власти принятых Правительством решений.
Структура Аппарата правительства включает в себя руководство
Аппарата и подразделения Аппарата — департаменты Правительства и секретариаты
заместителей председателя Правительства и руководителя Аппарата Правительства.
В составе департаментов создаются отделы. Штатная численность на 2012 год составляет
1242 ед.
В структуре Аппарата Правительства действует на
постоянной основе аппарат Военно-промышленной комиссии при Правительстве
Российской Федерации.
Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается
организация деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением
поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции
Аппарата Правительства России:
- разработка основных направлений
деятельности по реализации внутренней и внешней политики России;
- подготовка экспертных
заключений на поступившие в Правительство России проекты актов и других
документов, по которым требуется решение;
- контроль за выполнением
органами исполнительной власти решений Правительства России, а также
поручений председателя Правительства и его заместителей;
- представляет интересы
Правительства России в Конституционном, Верховном судах;
- готовит для председателя
Правительства материалы к его докладам и выступлениям;
- обеспечивает организацию
протокольных мероприятий;
- обеспечивает ведение
делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений,
составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Система и структура федеральных органов исполнительной
власти: понятие, элементы (в т.ч. исторический аспект), правила наименования,
осуществление руководства деятельностью Президентом и Правительством,
особенности правового регулирования, территориальные органы (понятие, виды,
правовое положение).
Разграничение понятий "система" и
"структура".
Данные термины имеют конституционно-правовую природу.
=> предмет рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной
Думы (ГД РФ). ГД пыталась выяснить, не выходит ли Президент за рамки своих
полномочий, утверждая ряд исполнительных органов. В ФЗ указано название органа,
орган есть в перечне ФОИВ. Президент изменяет Перечень => необходимость
внесения изменений в ФЗ. => может ли он так поступать?
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999
года. => Под системой ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти)
понимаются виды ФОИВ, т.е. те организационно-правовые формы, в которых ФОИВ
могут быть созданы. (3 формы – министерства, службы и агентства). Под
структурой понимается перечень конкретных ФОИВ, существующие на данный момент.
=> Создание и ликвидация ФОИВ осуществляется путем внесения изменений в
структуру ФОИВ.
На данный момент система ФОИВ регулируется Указом
Президента от 9.03.2004 г. «О системе и структуре ФОИВ». А структура
урегулирована Указом Президента от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры
ФОИВ» (в 2012 году издан новый Указ, изменена структура). Такое разделение
обусловлено тем, что изначально в Указе от 2004 г была и структура и система.
Потом начали вносить изм-я в структуру, потом в систему => так и получилось.
Основной задачей Указа Президента от 9.03.2004 было
установить виды организационно-правовые форм. До этого никаких критериев,
почему 1 орган – министерство, другой – федеральный надзор, не было. В условиях
отсутствия этих критериев наименование определялось как бог на душу положит. П:
Фед. Комиссии – коллегиальный орган. Комитеты м.б. и коллегиальные, и
единоличные.
Критериями систематизации были избраны государственные
функции. Указом Президента было выделено 4 государственные функции, если точнее
– 4 вида государственных функций:
1) издание НА. К данной функции отнесено издание
внешнеаппаратных НА, т.е. актов, затрагивающих права и обязанности граждан и
организаций. НА, регулирующие собственную организацию органа, орган может
принимать без указания наличия такой функции. А внешнеаппаратные акты – только
если указано, что могут. Только министерства.
2) контроль и надзор. Несколько блоков:
∞
осуществление контроля и надзора за соблюдением общеобязательных правил
поведения, установленных как для властных, так и для невластных субъектов
∞ выдача
разрешений, лицензий на осуществление опред.вида деятельности или отдельных
действий гражданам и организациям
∞
осуществление регистрации и издание иных индивидуальных актов. Только
федеральные службы.
3) функция
по управлению гос.имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении
фед.имущества, в т.ч. переданного унитарным предприятиям и учреждениям, а также
управление акциями. Только фед.агентства.
4) функция
по оказанию государственных услуг. К ним относятся исполнение ОИВ или через
подведомственные им предприятия и учреждения безвозмездно или по регулируемым
гос.органами ценам услуг в области образования, здравоохранения, соц.защиты и в
иных областях. Только федеральные агентства.
Когда
говорим о ФОИВ, о том, что не может существовать ни одного федерального органа,
не включенного в структуру, имеем в виду ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ФОИВ. Пример:
территориальный орган ФНС – в структуру не включаются.
Понятием, которое объединяет в себе ЦФОИВ (МВД и т.д.)
и подведомственные им территориальные органы (управление МВД), является
ведомство.
С практической точки зрения законодательство не
содержит четкой дифференциации. Закрепив функции за органами, предполагалось,
что каждый вид органа может осуществлять только те функции, которые закреплены
для этого вида. При этом не может осуществлять контроль/надзор. Идея была в
том, чтобы разделить нормотворчество и правоприменительные функции, и контроль
и надзор. Указ Президента от 2004 года был написан за 3 дня. В день утверждения
ликвидировали все ФОИВ. С марта и до осени 2004 года ФОИВ реально полномочия не
осуществляли. С точки зрения управленческой деятельности – катаклизм.
Выяснилось,
что в отношении некоторых органов созданная конструкция не применима вообще.
Пример: для министерства обороны, для МВД. В отношении них никаких разделений
функций не было.
9. Федеральные органы исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти
представляет собой совокупность органов государственного управления,
установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и
имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно
определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.
Основным и самым заметным промежуточным результатом
проводимой в настоящее время административной реформы явилось изменение системы
и структуры федеральных органов исполнительной власти. Новая система и
структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти», в который были внесены изменения
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти».
Указами было
установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти
входят: 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные
агентства.
Были
определены понятия и виды функций федеральных органов исполнительной власти.
1. Функции
по принятию нормативных правовых актов — это издание на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов
обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил
поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
2. Функции
по контролю и надзору — это: а) осуществление действий по контролю и надзору
за исполнением органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами
установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил
поведения; б) выдача органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление
определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и
гражданам; в) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание
индивидуальных правовых актов.
3. Функции
по управлению государственным имуществом — это осуществление полномочий собственника в
отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и
государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также
управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых
акционерных обществ.
4. Функции по
оказанию государственных услуг — это предоставление федеральными органами
исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные
государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по
регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и
организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты
населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Функции
федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого
осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции
федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого
осуществляет Правительство РФ, — постановлением Правительства РФ.
Федеральное министерство — это федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента
РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральное министерство на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое
регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов,
правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральное министерство в установленной сфере
деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также
функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное министерство осуществляет координацию и
контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных
агентств.
Федеральное министерство осуществляет координацию
деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба — это федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в
установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области
обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы
РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор)
федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере
деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная
служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на
основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных
правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и
контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна
Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не
вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое
регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или
постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также
управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство — это федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности
функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и
надзору. Федеральное
агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции
может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального
министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального
агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не
вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере
деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Руководители федеральных органов исполнительной
власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их
заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом
РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей
(их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и
освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных
министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных
служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб,
федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных
служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет
Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности
соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных
служб, федеральных агентств.
В настоящее время действует следующая Структура
федеральных органов исполнительной власти:
I.
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы
и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство
внутренних дел РФ
Федеральная
миграционная служба
Министерство
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Министерство
иностранных дел РФ
Министерство
обороны РФ
Федеральная
служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная
служба по оборонному заказу
Федеральная
служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное
агентство специального строительства
Министерство
юстиции РФ
Федеральная
служба исполнения наказаний
Федеральная
регистрационная служба
Федеральная
служба судебных приставов
Государственная
фельдъегерская служба РФ (федеральная служба)
Служба
внешней разведки РФ (федеральная служба)
Федеральная
служба безопасности РФ (федеральная служба)
Федеральная
служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная
служба охраны РФ (федеральная служба)
Главное
управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)
Управление
делами Президента РФ (федеральное агентство)
//.
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ,
федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам
Министерство
здравоохранения и социального развития РФ
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральная
служба по труду и занятости
Федеральное
агентство по здравоохранению и социальному развитию
Федеральное
медико-биологическое агентство
Федеральное
агентство по высокотехнологичной медицинской помощи
Министерство
культуры и массовых коммуникаций РФ
Федеральная
служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
Федеральное
архивное агентство
Федеральное
агентство по культуре и кинематографии
Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям
Министерство
образования и науки РФ
Федеральная
служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная
служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное
агентство по науке и инновациям
Федеральное
агентство по образованию
Министерство
природных ресурсов РФ
Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное
агентство водных ресурсов
Федеральное
агентство лесного хозяйства
Федеральное
агентство по недропользованию
Министерство
промышленности и энергетики РФ
Федеральное
агентство по промышленности
Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии
Федеральное
агентство по энергетике
Министерство
регионального развития РФ
Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Министерство
сельского хозяйства РФ
Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное
агентство по рыболовству
Министерство
транспорта РФ
Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное
агентство воздушного транспорта
Федеральное
дорожное агентство
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
агентство морского и речного транспорта
Федеральное
агентство геодезии и картографии
Министерство
информационных технологий и связи РФ
Федеральная
служба по надзору в сфере связи Федеральное агентство по информационным
технологиям Федеральное агентство связи Министерство финансов РФ Федеральная
налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерство экономического
развития и торговли РФ Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом
Федеральное
агентство по управлению особыми экономическими зонами
///.
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет
Правительство РФ
Федеральная
антимонопольная служба Федеральная аэронавигационная служба Федеральная служба
по тарифам
Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная
служба государственной статистики Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральная
таможенная служба Федеральное агентство по атомной энергии Федеральное
космическое агентство Федеральное агентство по туризму
Федеральное
агентство по физической культуре и спорту
В регламент федерального органа исполнительной власти
включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности
организации осуществления полномочий, в том числе:
а) общие
положения;
б) порядок
планирования и организации работы;
в) порядок
подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа
исполнительной власти и его заместителей;
г) порядок
исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;
д) порядок
подготовки проектов, вносимых в Правительство РФ (для федеральных органов
исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями);
е) порядок
рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ и членов Совета Федерации
Федерального Собрания РФ;
ж) порядок
деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной
власти при осуществлении возложенных на них функций;
з) порядок взаимодействия
федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и
федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством
своих полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих
федеральных служб, федеральных агентств, а также государственных внебюджетных
фондов;
и) правила
организации деятельности территориальных органов (при наличии территориальных
органов);
к) правила
организации взаимодействия с территориальными органами и подведомственными организациями
(при наличии территориальных органов и подведомственных организаций);
л) порядок
работы с обращениями граждан и организаций;
м) порядок
обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа
исполнительной власти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий