Лекция № 6
Содержание учебного материала:
1.
Понятие, структура и основные виды
административно-правового статуса физического лица в Российской Федерации.
Административно-правовой
статус физического лица — это совокупность
прав, обязанностей, законных интересов и юридической ответственности, которыми
наделяется индивид в сфере административного права. Он формируется под воздействием
различных факторов, включая конституционные нормы, федеральное и региональное
законодательство, а также подзаконные нормативные акты.
Структура административно-правового статуса
физического лица включает следующие элементы:
Административная
правосубъектность. Способность лица
быть участником административных правоотношений, то есть обладать правами и
нести обязанности в сфере государственного управления.
Административные
права. Возможности,
предоставленные физическим лицам для защиты своих интересов в отношениях с
органами власти, например, право на обжалование действий должностных лиц.
Административные
обязанности. Необходимость совершать
определённые действия или воздерживаться от них, установленные нормами
административного права, например, соблюдение правил дорожного движения.
Законные интересы. Стремление физического лица к удовлетворению своих
потребностей, охраняемых административным правом.
Административная
ответственность. Юридическая
ответственность за совершение административных правонарушений.
Основные виды административно-правового статуса
физического лица в Российской Федерации в зависимости от различных критериев:
Общий
административно-правовой статус.
Присущ всем гражданам, находящимся на территории Российской Федерации.
Специальный
административно-правовой статус.
Предоставляется определённым категориям граждан, например, государственным служащим,
военнослужащим, беженцам.
Индивидуальный
административно-правовой статус.
Формируется на основе конкретных обстоятельств, например, при получении
лицензии на определённый вид деятельности
2.
Понятие, правовая основа создания, виды организаций
как субъектов административного права.
Организация как субъект административного права — это
внешне организованное и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю
структуру, состоящее из одного или нескольких индивидуальных субъектов,
обладающее возможностью самостоятельно вступать в административно-правовые
отношения с другими субъектами и быть носителем административных прав и
обязанностей в этих отношениях.
Понятие
Организация как субъект административного права — это
коллективный субъект, который в соответствии с законодательством участвует в
управленческих отношениях, регулируемых нормами административного права,
наделён определёнными правами и обязанностями в сфере государственного управления
и способен их осуществлять.
Правовая основа
создания
Порядок создания организаций как субъектов
административного права регламентирован нормативными правовыми актами. Например,
Государственная
регистрация — организации вносятся в
единый государственный реестр, где имеются сведения о создании, реорганизации,
ликвидации юридического лица. Порядок регистрации установлен Федеральным
законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей».
Специальные законы — для каждой организационно-правовой формы
коммерческих организаций приняты законы, которые определяют порядок создания,
деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование
имущества, права и обязанности учредителей (участников).
Правовые акты, регулирующие отношения в отдельных
отраслях и сферах управления — например, для учреждений, созданных для
осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических
функций.
Виды
Организации как субъекты административного права
делятся на три группы в зависимости от того, кем созданы, на какой форме
собственности основаны и от чьего имени действуют:
Государственные —
организации, созданные государством
(Российской Федерацией или субъектами), основанные на государственной собственности,
действующие в административных правоотношениях от имени государства или от
собственного имени, но по поручению государства (государственные органы,
государственные учреждения, государственные унитарные и казённые предприятия).
Муниципальные —
организации, созданные
муниципальными образованиями, основанные на муниципальной собственности,
действующие в административных правоотношениях от их имени либо от собственного
имени, но по их поручению (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные
предприятия, муниципальные учреждения).
Частные —
организации, созданные юридическими
и (или) физическими лицами, основанные на частной собственности, действующие в
административных правоотношениях от собственного имени, но по поручению
учредителей — физических и (или) юридических лиц (акционерные общества,
общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы,
общественные объединения, потребительские кооперативы и т. п.).
Статус
Любая организация как субъект административно-правовых
отношений обладает административно-правовым статусом — совокупностью прав,
обязанностей, полномочий и ответственности, установленных нормами
административного права. Выделяют общий и специальный административно-правовые
статусы организаций:
Общий — включает общие для всех организаций права и
обязанности, которые не зависят от организационно-правовой формы.
Специальный — совокупность специальных (дополнительных к общим)
прав и обязанностей, присущую определённым видам организаций. Например, органы
исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделённые
отдельными внешними государственно-властными полномочиями (учреждения
Пенсионного фонда РФ, региональные управления автомобильных дорог,
администрации морских рыбных портов).
3.
Понятие, структура и правовая основа публичной
администрации как субъекты административного права
Субъект
административного права — это участник
управленческих отношений, который наделён законодательством правами,
обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью и способен вступать
в административно-правовые отношения.
Публичная администрация относится к органам, которые
реализуют функции публичного управления. К ним относятся, например, органы
местного самоуправления, местная администрация и её структурные подразделения.
Структура субъектов административного права может быть
индивидуальной и коллективной.
Индивидуальные
субъекты включают:
1. граждан РФ;
2. иностранных граждан;
3. лиц без гражданства;
4. государственных служащих или должностных лиц.
Коллективные субъекты
бывают:
Государственные. К ним относятся органы исполнительной власти,
государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов
исполнительной власти.
Негосударственные. К ним относятся общественные
объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие
объединения.
Правовая основа управленческого процесса
обеспечивается административно-правовыми нормами. Они закрепляют права,
обязанности субъектов управления, их функции, устанавливают меры ответственности
органов власти и их должностных лиц, обеспечивают чёткое разграничение
полномочий и исключают дублирование компетенции субъектов управления.
Некоторые законодательные акты, которые формируют
правовую основу административного права: «О противодействии коррупции», «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления» и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий