среда, 22 октября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ТГП. Лекция 8 Правовое государство

 


Лекция 8

 Правовое государство

Цель лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о понятии правового государства, его составляющих и основных этапах формирования гражданского общества.

Образовательные технологии: Лекция, состоящая из двух частей:

 1) анализ понятия, структуры, элементов правового государства;

2) дискуссия о необходимых условиях формирования и функционирования гражданского общества.

По итогам изучения темы студент должен:

Знать:

- понятие правового государства;

- признаки правового государства;

- составляющие элементы гражданского общества.

Иметь представление об идее формирования гражданского общества в России.

 

Источники:

1.    А.П.Альбова,  С.В.Николюкина Теория государства и права.  Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г.  от 23-45 страницы

2.    Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5090.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.

 II. Повторение изученного ранее.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос.

1.    Что означает слово «Политический режим»?

2.    Каковы основные типы политических режимов?

3.    Чем характеризуется тоталитарный режим?

4.    Чем характеризуется демократический режим?

5.    Чем характеризуется авторитарный режим?

 

III. Изучение нового материала

Содержание учебного материала:

1.    Соотношение и взаимосвязь права и государства.

2.    Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.

3.    Принципы правового государства: верховенство закона, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое ограничение государственной власти, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности и другие.

4.    Современные правовые государства: теория, опыт, перспективы.

5.    Проблемы становления правового государства в России.

6.    Соотношение общества и государства

7.    . Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

8.    Теория и практика формирования гражданского общества и правового государства в России, Дагестане. 

 

1.    Соотношение и взаимосвязь права и государства.

Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо сначала определить данные понятия.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества),устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование об­щественных отношений.

 

Единство состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами,

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической вла­сти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государе является государственный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям.

Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие госуд-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

— с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).

 

2.    Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.

Главная идея: правовое государство - государство справедливости.

Множество признаков:

1. максимальное обеспечение прав и свобод человека;

2. ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством;

3. четкое разграничение функций общества и государства;

4. разделение властей;

5. наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

6. препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

7. верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью;

8. установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти;

9. формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права;

10. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

11. правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо.

Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По их мнению, справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство.

Кант Разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек и личность.

Маркс рассматривал государство и право исходя из классовой сущности и по его теории государство исчезнет вместе с исчезновением классов в результате диктатуры пролетариата. Его идея сводилась к тому, что свобода состоит в том, чтобы претворить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, ему подчиняющийся. Большинство теорий сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В русской политико-правовой мысли идеи правового государства были озвучены в трудах Шершеневича (господство права в управлении), Гессена и Котляревского.

 

3. Принципы правового государства: верховенство закона, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое ограничение государственной власти, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности и другие.

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества;
  • соответствие закона праву;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • взаимную ответственность личности и государства;
  • реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
  • политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико – правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико – плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15). Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливостьэто реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

 

3.    Современные правовые государства: теория, опыт, перспективы.

Для того чтобы осветить данный вопрос, прежде всего надо уяснить на каком этапе строительства правового государства мы находимся. Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины — это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.

В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на «авось». Это также низкая самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т. д.

Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные переживания, к которым неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в российской культуре духовности, понимаемой как стремление к высоким религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.

Формирование русской культуры неразрывно связано с влиянием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом, смыслоопределяющим мировоззренческим фактором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором поведения в повседневной жизни.

Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государственном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить личность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических реформ, уважение к государству и закону.

Одной из особенностей русского национального характера является невысокий ценностный статус частной собственности и сравнительно благожелательное отношение к собственности общественной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукриминальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определении социальной базы государства, его роли как коллективного собственника и регулятора общественных отношений, а также при прогнозировании социально-политических конфликтов.

Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам — к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству — с одной стороны, и к анархизму, отрицанию всякой государственности, стремлению к неограниченной свободе, воле — с другой.

Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации.

Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т. д.

Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности научно необоснованна. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А. И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией.

Наиболее характерными чертами этого режима являются:

·        Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре.

·        Экономической основой режима является номенклатурная собственность, которая возникла в результате приватизации государственного имущества.

·        Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь эффективный контроль за исполнительной властью.

В стране созданы чисто номенклатурные партии и избирательные блоки, которые объединяют в своем составе руководителей центральных ведомств, лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов правительства и региональных органов исполнительной власти, средств предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к средствам массовой информации.

В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ, развертывание кровавой бойни в Чечне.

В нашей стране формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы — либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача — не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

 

4.    Проблемы становления правового государства в России.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства.

Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей.

Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:

- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;

- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;

- развитие системы самоуправления;

- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;

- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.

2. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

3. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

4. Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

 

5.    Соотношение общества и государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”.

Общество в широком понимании — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

 

6.    Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

 

7.    Теория и практика формирования гражданского общества и правового государства в России, Дагестане. 

Весьма примечательно, что в канун нового года и тысячелетия мы обращаем свое внимание на проблему, определяющую развитие прогрессивного человечества, общества и государства на ХХI век. Дискуссии вокруг данной проблемы - формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране как национальной идеи России XXI века - только начинают разворачиваться в нашем обществе, о чем свидетельствует.

Обсуждаемая тема имеет теоретический и практический аспекты. Вместе с тем, по этой относительно новой для нас теме возникает много вопросов, ответы на которых необходимы для развития теории гражданского общества и правового государства относительно условий нашей страны и осуществления мер по ее реализации на практике. Обсуждая эту проблематику, много вопросов ставится по тому, что означают и как соотносятся понятия «гражданское общество» и «правовое государство»; подходит ли России и особенно Дагестану, с присущими им элементами восточной культуры и менталитета, исходящая своими корнями от западной цивилизации концепция гражданского общества и правового государства;

если да, то какая её модель более подходит нашей стране и что включает в себя процесс его реализации на практике;

какие социально-экономические, политические, государственно-правовые условия в нашей стране способствуют или препятствуют процессу становления гражданского общества и правового государства;

какие необходимы меры чтобы этот процесс стал необратимым и динамичным в практике государственно-правового строительства и развития общества в нашей стране.

Сложности обсуждаемой темы заключаются главным образом и в том, что в силу сложившейся в первой половине 1990-х годов политической обстановки в нашей стране мы вначале конституционно закрепили основные положения концепции гражданского общества и правового государства в качестве нашего выбора, а затем начали процесс ее осмысления широкими слоями населения. Можно сказать, формирование гражданского общества и правового государства в нашей стране идет не снизу: как должно быть по мере развития общества и создания необходимых предпосылок, а сверху – по указке государства. Эта специфика российской действительности таит в себя серьезные опасности, связанные с тем как, бы не исказили в корне эту прогрессивную идею, также, как и оказалась серьезно искаженной идея цивилизованного рынка, приватизации собственности, демократизации политической жизни и другие относительно российских условий. Круг вопросов можно и расширить, по мере развертывания процесса становления гражданского общества и правового государства в стране они, безусловно, будут приобретать актуальный характер. Конечно, в рамках данной темы нереально поставить перед собою задачу - найти ответы на все вопросы, достаточно будет, по нашему мнению, хотя бы квалифицированно обозначить вопросы и пути их решения в наших условиях.

Актуальность и сложности обсуждаемой тематики обуславливают необходимость проведения на систематической основе научных исследований по широкому спектру вопросов формирования гражданского общества и правового государства в стране и обсуждения их результатов на конференциях с привлечением широких слоев населения, представителей государственной власти и общественных организаций.

С учетом отмеченного необходимо остановиться на наиболее актуальных проблемах формирования гражданского общества и правового государства в применительно России в целом и Дагестана в частности.

1. Прежде всего, надо отметить, что наша страна, расставшись в определенной мере со старой коммунистической шкалой ценностей, находится в состоянии поиска наиболее приемлемых ориентиров своего развития. Критически оценивая прошлое, в общественном сознании россиян медленно, но достаточно уверенно формируется идея признания гражданского общества и правового государства как своеобразного ориентира, к которому нужно стремиться. Так, в частности, по результатам проведенного осенью 2000 г. Центром правовых исследований ДГУ социологического опроса более 500 студентов - юристов, основная часть - 76% опрошенных отметила идею гражданского общества и правового государства в качестве основного ориентира развития общества и государства в России и в Дагестане, и на предстоящую перспективу. Хотя с учетом специфики контингента опрошенных - студентов, изучивших по курсу теории государства и права основные положения гражданского общества и правового государства, этот показатель может оказаться не столь характерным для дагестанского и российского общества в целом, позитивные тенденции общественного признания ценности идей гражданского общества и правового государства в России более чем очевидны.

Некоторая проблематичность общественного признания этой идеи в Дагестане связана с его спецификой в этнополитическом, конфессиональном, геополитическом и историческом аспектах. В силу этого возникают некоторые вопросы принципиального характера: на что больше ориентируется Дагестан в своем развитии - на европейскую или восточную цивилизацию с характерными им особенностями социальной организации, культуры народа, отношением к власти и государству в целом. Поскольку эти вопросы для взаимоотношений Дагестана и России имеют чрезвычайно важный государственно-правовой характер, то становится очевидным работа по разъяснению широким слоям дагестанцев социальной полезности идеи и научно обоснованной характеристики гражданского общества, практиковавшихся в прошлом в истории Дагестана обычаев и традиций обеспечения демократического режима функционирования власти как отдельных моментов проявления гражданского общества. Как уже неоднократно отмечалось, развитие Дагестана представляется только в составе единой многонациональной, в целом ориентированной на ценности европейской цивилизации России. И обеспечение идеологического фона становления гражданского общества в Дагестане – первейшая задача этого этапа.

2. Юридические проблемы формирования гражданского общества и правового государства имеют три аспекта, связанные с исследованием теоретических основ данной проблемы, вопросов закрепления основных принципов и положений концепции гражданского общества и правового государства в законодательстве, и разработкой мер по реализации на практике государственно-правовых мер по формированию гражданского общества и правового государства.

3. Изучение теоретических аспектов рассматриваемой проблемы позволяет выделить следующие основные вопросы:

а). В отличие от западных стран развитие идеи и практики гражданского общества у нас в значительной степени задержалось. При этом нельзя не отметить существующие в литературе различные подходы и точки зрения. Одни видят основу гражданского общества в России в крестьянской общине, православной идеологии и, соответственно, требуют восстановления соборности и других особенностей дооктябрьского периода. Относительно Дагестана эти рассуждения необходимо связывать с принципами организации вольных обществ, джамаатов и бытовавшими в этих обществах адатами. Другие считают, что гражданского общества у нас в прошлом не было и его нужно создавать впервые. При этом или предлагают чисто западную модель, воспринимая теорию гражданского общества без изменений применительно к нашей стране, или отказываются от этого, показывая вытекающие из российских условий специфику и самобытность. Представляется, что в определенной мере теория и в значительной степени практика становления гражданского общества и правового государства в различные периоды истории и в разных странах имели свои особенности, не меняющие его сущности и социального назначения.

б). Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга — одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако тогда отличия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», т. е. он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., т. е. до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. И что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений.

Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество — это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, т. е. социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условии, а именно: экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

в). Гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются в основном следующими моментами:

— становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; — гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

— гражданское общество существует наряду с государством; как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

— гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизания и самоуправляемость,

— гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

— с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

— взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

г). Следует отметить, что в разных странах гражданское общество и правовое государство могут принимать те или иные формы, с присущими специфическими особенностями и чертами. Однако все эти формы должны выражать общее содержание, общую сущностную основу, и это мнообразие, как отмечается в научной литературе, будет лишь ее обогащать и развивать. Следовательно, России соответственно и Дагестану предстоит вслед за многими цивилизованными странами пройти через собственную, своеобразную стадии становления и развития гражданского общества и правового государства. При этом полагаем, что в нашей стране в дореволюционный период шли процессы по формированию гражданского общества, которые были прерваны революционными событиями 1917 года и установлением режима, полностью вытеснившего теоретические и практические ростки гражданского общества. С конца 80-90 - х годов XX века в нашей стране появился интерес к возможностям гражданского общества противостоять тоталитаризму.

3. Характеризуя второй аспект данной проблемы, следует отметить, что законодательное закрепление основных принципов и положений гражданского общества и правового государства и придания им юридически обязательного для всего общества статуса только начат, и по существу предстоит по мере создания условий создать комплексную (по всем уровням и источникам) правовую базу для обеспечения закрепленных в Конституции Российской Федерации и основных законах ее субъектов положений гражданского общества. Исследование, а затем законодательное закрепление региональной - дагестанской модели гражданского общества и правового государства требуют широкой программы мер по совершенствованию законодательства, притом в первую очередь по принципиальным вопросам, определяющим концепцию гражданского общества. Организационно вряд ли эта работа выполнима без создания специального научного института, или на первых порах научного подразделения (возможно, в составе Дагестанского научного центра), который и должен доводить научные разработки в этой части до уровня конкретных проектов нормативных актов для представления их в официальные органы и последующего принятия. В широком плане к разработке проектов нормативных актов и республиканской программы мероприятий по формированию гражданского общества целесообразно, на наш взгляд, сориентировать практически все научные подразделения республики гуманитарного профиля, объявив соответствующий грант на их конкурсную разработку и публичную защиту.

В этой связи в научном исследовании нуждаются все системы, являющиеся основой гражданского общества: экономическая, политическая, государственно-правовая, социальная, информационная, духовно-культурная. По каждой из этих систем, образующих структуру гражданского общества, необходимо планировать научные исследования с конкретными прикладными задачами в области совершенствования законодательства и практики его реализации.

4. При всей важности всех предыдущих этапов становление гражданского общества и правового государства станет реальностью, если на деле будут не только провозглашаться, но и по мере создания условий реализовываться основные положения Конституции РФ и других нормативных актов, закрепляющих концепцию гражданского общества и правового государства в стране. Этот аспект данной проблематики, очевидно, наиболее сложный, а в условиях дагестанского менталитета и сложившегося политического режима представляется в определенной степени и неразрешимым. В отмеченном социологическом опросе основные проблемы становления гражданского общества и правового государства в Дагестане на практике обоснованно связывают с тем, что (в порядке убывания): не претворяется в жизнь принцип верховенства закона; не гарантированы основные права и свободы граждан; сохраняется высокий уровень коррумпированности власти и продолжающийся процесс криминализации общества; достаточно низкий материальный уровень жизни населения; отсутствует взаимная ответственность государства и личности; сохраняется недостаточный уровень правосознания и правовой культуры населения и т. д. Следует при этом иметь в виду, что формирование гражданского общества — это прежде всего задача формирования члена этого общества (в основном за счет принципиальных изменений в экономической и политической структурах общества).

В числе мер по их решению опрошенные предлагают: повышение материального уровня жизни населения; фактическое разделение государственной власти на три ветви и обеспечение реально функционирующей системы сдержек и противовесов между ними; осуществление эффективной социальной политики по предупреждению криминализации властных структур и мер по повышению правосознания и правовой культуры населения; совершенствование работы правоохранительных органов; усиление роли представительных и судебных органов; избрание Председателя Госсовета при существующих его полномочиях всенародно; ужесточение контроля над избирательным процессом.

Правильным было бы сегодня поставить вопрос о переориентации деятельности государства на формирование не только официальной политики, но и предпосылок и условий для становления гражданского общества, и правовой государственности в стране. В их числе первостепенное значение имеют экономические реформы, которые в совокупности должны гарантировать гражданам личную экономическую автономию, независимость и свободу, в том числе свободу предпринимательства, товарного обращения, конкуренции. Основанная на частной собственности экономическая независимость и свобода делает человека политически более независимым, что и является первоосновой становления реальных институтов гражданского общества, формирования равноправных отношений между личностью и государством.

5. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и разгосударствления ряда общественных отношений.

Гражданское общество складывается в различных сферах общественной жизни: социальной, экономической, политической, духовно-культурной, информационной.

В социальной сфере институтами гражданского общества являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам, детские, молодежные организации, не носящие политического характера.

В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера.

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи). Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества.

Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры), творческие организации и союзы (писательские, журналистские, музыкаль­ные, театральные и кинематографические), образовательные учрежде­ния (дошкольные, школы, средние специальные и высшие учебные заведения), физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета).

В современной Российской Федерации, одновременно с провозглашением ее правовым государством, стали формироваться и институты гражданского общества, функционирующие белее или менее свободно и автономно от государства.

В экономической сфере признано многообразие форм собственно­сти (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации), действуют многочисленные коммерческие организации, находящиеся в частной, муниципальной и иных формах собственности. В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Реальные очертания получило местное самоуправление в Российской Федерации как важнейший институт гражданского общества.

Полагаю, что данная тема должна послужить началу серьезных научных исследований по оценке роли и значения каждого из указанных институтов в отдельности и в целом в процессе формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране.

Домашнее задание:

 

А.П.Альбова,  С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО  Москва «Юрайт» 2019г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий