Семинарское занятие № 8
1. Административно - правовой статус граждан РФ.
2. Понятие административно-правовые признаки государственного
служащего. Административно правовой статус государственного служащего.
3. Муниципальные служащие как специальные субъекты
административного права.
4. Должностные лица как специальные субъекты административного
права.
1.
Административно - правовой статус граждан РФ
Административно-правовой статус гражданина РФ — это
юридически закреплённое положение гражданина в обществе, совокупность его
юридических обязанностей, субъективных прав, гарантий и ответственности,
закреплённых административно-правовыми нормами.
Некоторые элементы административно-правового статуса
гражданина РФ:
Административная
правосубъектность. Способность быть
носителем административных прав и обязанностей.
Административные
права. Включают права на
обращение в государственные органы, обжалование действий должностных лиц,
получение информации, участие в управлении делами государства и другие.
Административные
обязанности. Например, соблюдение
законов и иных нормативных правовых актов, выполнение законных требований
должностных лиц, несение административной ответственности.
Законные интересы. Нечётко выраженные в нормах права, но охраняемые
государством стремления гражданина (например, интерес в получении образования,
благоприятной окружающей среды).
Административная
ответственность. Наступает за
совершение административных правонарушений (например, уплата штрафа,
административный арест).
Некоторые виды административно-правового статуса граждан
РФ:
Общий. Присущ всем гражданам, находящимся на территории
Российской Федерации.
Специальный. Предоставляется определённым категориям граждан,
например, государственным служащим, военнослужащим, беженцам.
Индивидуальный. Формируется на основе конкретных обстоятельств,
например, при получении лицензии на определённый вид деятельности.
2.
Понятие административно-правовые признаки государственного
служащего. Административно правовой статус государственного служащего
Федеральный закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» дает следующее определение: федеральный государственный
служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную
деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий
денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального
бюджета.
Таким образом, на основании определения, приведенного
в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»,
можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.
1. Государственным служащим признается физическое
лицо, являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного
государства. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской
Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в
том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст.
18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу
по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.
В то же время иные специальные законы о
государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу
исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что
гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший
на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О
Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов
Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не
имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.
Помимо указанного признака (гражданство) лицо,
поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью
и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о
государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные
требования к лицам, поступающим на государственную службу.
2. От государственного служащего требуется
профессиональное исполнение должностных обязанностей, что предполагает:
- наличие специального образования, позволяющего
исполнять обязанности по замещаемой должности;
- наличие необходимого стажа и опыта работы,
позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные
обязанности.
3. Государственным служащим признается только лицо,
замещающее соответствующую должность государственной службы. Должность
государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от
должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий,
классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее
о должностях государственной службы речь пойдет ниже.
4. Государственный служащий осуществляет исполнение
должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств
федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанное
вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным
законным источником средств к существованию государственного служащего, что
также предполагает установление запрета на осуществление государственным
служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной,
преподавательской и иной творческой деятельности.
Классификацию государственных служащих можно провести
по следующим основаниям.
В зависимости от вида государственной службы:
1. государственные
гражданские служащие — граждане
Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской
службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях
гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со
служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств
федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
2. военнослужащие — граждане Российской Федерации, не имеющие
гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную
военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках
Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны,
инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при
федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах
Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и
информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе
обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной
службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также
граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного
государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу
в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
3. государственные
служащие правоохранительных органов
— граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную
деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное
содержание за счет средств федерального бюджета.
В зависимости от уровня государственной службы:
1. федеральные государственные служащие — граждане
Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на
должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся:
федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие,
государственные служащие правоохранительных органов);
2. государственные гражданские служащие субъекта РФ —
граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную
деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.
Рассмотрев базовые составляющие категории
«государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность
государственной службы» и «должностные лица».
Законодательство о государственной службе (в том числе
Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит
четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность
государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа,
нормативно и организационно определенным, и обособленным, обладающим частью
компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет
первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как
предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного
содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.
ПРАВОВОЙ СТАТУС
Исходным пунктом характеристики правового статуса
государственного служащего РФ является статус гражданина Российской Федерации,
который органически включает в себя:
а) конституционный статус российского гражданина;
б) статус работника в соответствии с нормами Трудового
кодекса РФ;
в) административно-правовой статус в соответствии с
нормами Федерального закона «Об основах государственной службы РФ».
Тем самым статус государственного служащего
представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного
лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный
правом.
Этот вывод логично вытекает из сущности государственной
службы и института гражданства, которая в ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации» определяется как устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с
наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа
граждан к государственной службе законодательство связывает право человека
участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и
общества в целом.
Второй по значимости характеристикой (признаком)
правового статуса государственного служащего является владение государственным
языком. Таким языком является русский. Однако далеко не во всех субъектах РФ
однозначно трактуется эта правовая норма. Поскольку в ФЗ «Об основах
государственной службы РФ» конкретно не указано, о каком языке идет речь, то
некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным
языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания
русского языка знанием государственного языка своей республики.
Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой
статус государственного служащего, является занимаемая им государственная
должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной
иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного
государственного органа.
Необходимо отметить, что правовой статус различных
категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и
обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической
(административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством
и обществом.
Права государственного служащего раскрывают не только
институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под
правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм,
охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность
социально-правовую регламентацию его служебной деятельности. Общие права
государственных служащих установлены ФЗ «Об основах государственной службы РФ».
Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные,
социально-личностные.
К статусным относятся права на:
- ознакомление с документами, определяющими его права
и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и
условия продвижения по службе;
- участие по собственной инициативе в конкурсе на
замещение вакантной должности государственной службы;
- продвижение по службе с личными достижениями и
заслугами;
- проведение специального служебного расследования для
опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего
- обращение в соответствующие государственные органы
или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой и др.
К функциональным относятся права на:
- получение в установленном порядке информации и
материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- принятие решений и участие в их подготовке в
соответствии с должностными обязанностями;
- переподготовка (переквалификация) и повышение
квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
- внесение предложений по совершенствованию
государственной службы в любые инстанции и др.
К социально-личностным относятся права на:
- пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной
служебной деятельности;
- объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
- право на денежное содержание, его увеличение с
учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
- право на ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью не менее 30 календарных дней;
- медицинское обслуживание государственного служащего
и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
- обязательное государственное социальное страхование
на случай заболевания или потери трудоспособности в прохождении им
государственной службы и др.
Среди основных должностных обязанностей
государственного служащего выделяют следующие:
- обеспечение поддержки конституционного строя и
соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов
РФ;
- добросовестное исполнение должностных обязанностей;
- обеспечение соблюдения и защиты прав и законных
интересов граждан;
- исполнение приказов, распоряжений и указаний
вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением
заведомо незаконных;
- поддержание высокого уровня профессиональной
квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;
- своевременное рассмотрение обращений граждан и
общественных объединений, а также принятие по ним решений;
- сохранение государственной и иной охраняемой законом
тайны.
Что касается специальных служебных обязанностей, то их
круг регулируется правовыми нормами либо специального законодательства, либо
соответствующими ведомственными подзаконными актами.
Существенной составляющей правового статуса являются
законодательно установленные ограничения по должности в связи с прохождением
государственной службы - совокупность политических, экономических и
организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы
дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении госслужащего.
Ограничения устанавливают границы, выхода за которые либо государство
однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Именно ограничения по
должности, а не только права и обязанности, подчеркивают своеобразие статуса
государственных служащих.
Располагая властными полномочиями, служащий имеет
немалые возможности для использования их несоответствующим и даже
противозаконным образом. Ограничения призваны не допустить конфликта частных
интересов госслужащего и публичных интересов общества и государства.
Ограничения прав госслужащего изложены в ФЗ «Об
основах государственной службы РФ». Закон гласит, что госслужащий не имеет
права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп. Он
обязан действовать в общенациональных интересах, во имя благосостояния всего
народа и национальной безопасности страны.
Статус государственного служащего - вполне
функциональное явление, направленное, с одной стороны, на конструктивную
реализацию общегосударственного интереса, а с другой - на ограничение и даже
нейтрализацию неприемлемых для статуса госслужащего поступков, устремлений и
интересов. Наиболее эффективной формой такой «нейтрализации» является
юридическая ответственность в виде конкретных санкций к нарушителю правовых
норм, принципов и правил, установленных по государственной службе.
3.
Муниципальные служащие как специальные субъекты
административного права
Муниципальная
должность – должность,
предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом
субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного
значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность
в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом
муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и
обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Среди муниципальных должностей можно выделить выборные
муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов
(депутаты, члены выборного органа местного самоуправления), замещаемые на
основании решений представительного или иного выборного органа местного
самоуправления (выборные должности местного самоуправления); иные муниципальные
должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность,
которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не
являющейся выборной.
Принципы муниципальной службы следующие:
1) верховенство Конституции, федеральных законов и
законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными
инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и
обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственное действие;
3) самостоятельность органов местного самоуправления в
пределах их полномочий;
4) профессионализм и компетентность муниципальных
служащих;
5) ответственность муниципальных служащих за
неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равный доступ граждан к муниципальной службе в
соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
7) единство основных требований, предъявляемых к
муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных
местных традиций;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных
служащих;
9) внепартийность муниципальной службы.
Муниципальный
служащий – гражданин Российской
Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном
уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и
законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной
службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного
бюджета.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным
служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают
на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих
квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям
муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей
муниципальной службы.
Муниципальный служащий не вправе:
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой деятельности;
• быть депутатом Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ,
депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных
выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного
самоуправления;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично
или через доверенных лиц;
• состоять членом органа управления коммерческой
организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке,
установленном уставом муниципального образования, в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта РФ ему не поручено участвовать в управлении этой
организацией;
• быть поверенным или представителем по делам третьих
лиц в органе местного самоуправления, в котором состоит на муниципальной службе
либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
• использовать в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество
и служебную информацию;
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве
муниципального служащего;
• получать от физических и юридических лиц
вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату
развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с
исполнением им должностных обязанностей;
• выезжать в командировки за счет средств физических и
юридиче-скихлиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе
по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с
органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с
органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных
государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
• принимать участие в забастовках;
• использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в
органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и
других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан передавать в
доверительное управление под гарантию муниципального образования на время
прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты
акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном
уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и
законами субъекта РФ.
Муниципальному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им
должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в
том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное
обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти,
наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай
причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование
на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им
муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с
исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке,
установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в
связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации органа местного самоуправления,
сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему
предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для
работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий,
учреждений, организаций, сокращения штата работников.
4.
Должностные лица как специальные субъекты
административного права
Под должностным лицом в КоАП РФ понимается -лицо,
постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном
законом порядке распорядительными полномочиямив отношении лиц, не находящихся в
служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Наличие у должностных лиц права совершать те или иные
действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их
административной ответственности. Причем наступать она может не только за их
собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за
бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если
это входит в круг их служебных обязанностей (в основном это распространяется на
различные рода руководителей).
Можно выделить такие признаки, определяющие общее в
административной правоспособности субъектов административного права, как:
- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся
при реализации административной правоспособности: субъекты административного
права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют
государственное управление, различные функции публичного управления (для всех
субъектов административного права);
- наличие специальных прав и обязанностейсубъектов
административного права, способствующих формированию организационных связей и
отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного
права);
- юридическая властность действий и распорядительность
решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов
исполнительной власти и должностных лиц);
- реализация государственно-принудительных полномочий,
мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими
полномочиями);
- обеспечение защиты правоотношений, участниками
которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
- юридические гарантиирассмотрения возникшего в
системе публичного управления правового спора в административном или судебном
порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов
административного права).
Подведомственность
Во-первых, для него характерны предписания
соответствующих органов исполнительной власти (должностных лиц). Другая сторона
обязана подчиняться этому предписанию. Таким образом, налицо юридически
властные предписания субъекта государственного управления, который действует от
имени государства и реализует предоставленные ему властные полномочия.
Во-вторых, юридически властные предписания субъекта
государственного управления являются односторонними. Только субъект управления
уполномочен давать властные предписания, обязательные для другой сторон. В этом
проявляется наличие юридического неравенства сторон: волеизъявление
Комментариев нет:
Отправить комментарий