понедельник, 13 октября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ИГПР. Лекция № 7. Государство и право России в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX века)

 

Лекция № 7.

Государство и право России в период разложения крепостного строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX века)

 

Источники:

1.              История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.

2.              Долгих Ф.И. История отечественного государства и права: учебник / Ф.И. Долгих. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Университет «Синергия», 2021. – 296 с.  Сорокун,П.В. С65 История государства и права России : учебное пособие / П. В. Сорокун. — 2-е изд., cтер. — Москва: Директ-Медиа, 2023. — 196 с.

3.              История государства и права России: учебник / авт. Г.Э. Адыгезалова, Л.В. Бутько, Л.И. Гущина, Е.В. Епифанова, О.Н. Жбырь, Л.А. Карапетян, И.С. Кич, И.Ю. Косован, О.В. Лепешкина, Е.Б. Лупарев, О.Г. Морозова, Н.В. Паршина, Ю.В. Таранюк, Т.В. Фарои, И.М. Хиль, А.А. Чупрова, В.Д. Ярыш; под ред. Е.В. Епифановой. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. – 645 с.

4.              Бабенко В.Н. История отечественного государства и права : учебник /  В .Н . Бабенко; РПА Минюста России. — М.: Ю СТИЦИЯ, 2016. — 380 с. — (Бакалавриат и специалитет).

 

В результате изучения данной главы студент должен:


знать основные тенденции развития абсолютной монархии в России; изменения в системе государственных органов власти и управления; особенности развития законодательных актов и кодификации российского права;

уметь применять юридическую терминологию данного периода для характеристики реформ Александра I и внутренней политики Николая I, для оценки правовых явлений и изменений в системе права;
владеть навыками работы с нормативными правовыми актами и научными исследованиями для анализа деятельности органов государственного управления и способностью обобщать изучаемый материал (источники и научную литературу)

 

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Фронтальная работа.

Цели:

В результате изучения данной темы № 7 студент должен:

 

Образовательная:

 • знать основные тенденции развития абсолютной монархии в России; изменения в системе государственных органов власти и управления; особенности развития законодательных актов и кодификации российского права;

 

Развивающая:

• уметь применять юридическую терминологию данного периода для характеристики реформ Александра I и внутренней политики Николая I, для оценки правовых явлений и изменений в системе права;

• владеть навыками работы с нормативными правовыми актами и научными исследованиями для анализа деятельности органов государственного управления, и способностью обобщать изучаемый материал (источники и научную литературу).

Материально-техническое обеспечение: доска, учебник, мультимедиа-проектор.

 

Структура урока:

I.               Введение в урок.

Актуализация опорных знаний

Вопросы для проверки

Охарактеризуйте предпосылки образования абсолютной монархии в России.

2. Как изменилось правовое положение сословий в XVIII в.?

3. Назовите основные направления военной реформы Петра I.

4. В чем заключалась суть политики «просвещенного» абсолютизма Екатерины II?

5. Дайте характеристику судебным реформам Петра I и Екатерины II.

6. Охарактеризуйте основные положения губернской реформы Екатерины II.

7. В чем заключались особенности развития гражданского, наследственного и семейного права в XVIII в.?

8. Назовите изменения, произошедшие в системе уголовного права и процесса в России в XVIII в.?

 

Содержание учебного материала

1.      Общественный строй.

2.      Государственный строй.

3.      Управление зависимыми народами.

4.      Систематизация законодательства.

 

II. Основная часть урока.

 

Первая половина XIX века в России ознаменовалась глубокими и противоречивыми процессами, заложившими фундамент для будущих преобразований. Крепостническая система, веками являвшаяся основой государственного устройства, находилась в состоянии явного кризиса, переживая необратимый процесс разложения. Параллельно с этим, с нарастающей интенсивностью, развивались капиталистические отношения, постепенно проникая во все сферы жизни российского общества. Этот сложный и противоречивый симбиоз феодализма и зарождающегося капитализма определял социально-политический ландшафт страны, порождая острые конфликты и социальную напряженность.

В сельском хозяйстве, традиционно являвшемся основой российской экономики, капиталистические отношения проявлялись в формировании новых форм землепользования и расслоении крестьянского сословия. В то время как большинство крестьян по-прежнему находилось в жестких рамках крепостного права, небольшая, но все более заметная группа крестьянских семей сумела накопить достаточно средств, чтобы активно участвовать в торговле, осваивать различные ремесла и промыслы, инвестируя свои капиталы в развивающиеся мануфактуры и фабрики. Это явление, хоть и ограниченное в масштабах, служило ярким свидетельством роста буржуазных тенденций в традиционно аграрном секторе.

Развитие капиталистических отношений в промышленности происходило быстрыми темпами. Строительство фабрик и заводов, внедрение новых технологий и рост наемной рабочей силы способствовали формированию новых социальных классов – буржуазии и пролетариата. Однако это развитие не было безоблачным. Оно сопровождалось резким обострением социальных противоречий, выражавшимся в возрастающем недовольстве как со стороны крестьянства, так и со стороны наемных рабочих, все чаще подвергавшихся жестокой эксплуатации. Напряженность в обществе проявилась в ряде крупных событий. Волнения в Семеновском гвардейском полку в 1820 году и последующие выступления среди военных поселенцев демонстрировали растущее недовольство в армейской среде. Кульминацией этого периода стало восстание декабристов в 1825 году, предпринятое представителями дворянства, стремившимися к либеральным реформам и ограничению самодержавной власти. Несмотря на быстрое подавление восстания, оно стало важным этапом в развитии революционного движения в России, послужив катализатором для усиления выступлений крепостных крестьян и наемных рабочих на промышленных предприятиях. Эти выступления, хотя и носили локальный характер, показывали, что социальное напряжение достигло критической отметки. К тому же, ситуация усугублялась событиями за пределами России.

Крупное восстание в Польше в 1830-1831 годах продемонстрировало нестабильность в европейском регионе и усилило чувство неуверенности в правящих кругах Российской империи. В целом, первая половина XIX века в России характеризовалась сложным переплетением усиления абсолютизма, особенно при Николае I, с параллельным развитием капиталистических отношений. Этот процесс порождал глубокие противоречия и социальные потрясения, заложив основу для необходимости крупных реформ, которые были проведены во второй половине XIX века.

Развитие капиталистических отношений, хотя и происходило медленно и неравномерно, оказало решающее влияние на дальнейший ход истории России, способствуя переходу от феодально-крепостнического строя к новому, капиталистическому обществу, с сопутствующими ему социальными, экономическими и политическими трансформациями, которые затронули практически все сферы жизни населения. Этот сложный и противоречивый период истории России требовал от правителей быстрых и решительных действий, но их нерешительность и приверженность старым порядкам только усугубляли назревающий кризис.

 

7.1. Общественный строй

Социально-классовая структура Российской Империи, формально делившейся на четыре сословия – дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство, в первой половине XIX века переживала значительные трансформации. Возникновение новых классов – буржуазии и пролетариата – стало свидетельством глубоких перемен в экономической и социальной жизни страны. Этот процесс, хотя и происходил постепенно, привёл к переосмыслению традиционных социальных иерархий и к нарастанию внутренних противоречий, которые впоследствии сыграли важную роль в общественно-политической жизни России.

Дворянство, обладающее значительной частью земельных владений и крепостными крестьянами, оставалось наиболее влиятельным сословием, занимая ведущие позиции в государственном аппарате и пользуясь обширными привилегиями. Однако доступ в ряды дворянства стал более ограниченным, чем прежде.

Если в предыдущие периоды получение потомственного дворянства было возможно после достижения VII класса по Табели о рангах, то в первой половине XIX века требовалось уже IV класс, что существенно сужало круг претендентов на дворянский титул. Это свидетельствовало о стремлении власти укрепить позиции существующей элиты и ограничить социальную мобильность. Возвращение к действию "Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства" 1785 года, отменённой Павлом I, при Александре I стало важным событием. Дворяне сохранили привилегии, полученные при Екатерине II, и, что особенно значимо, получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Им разрешалось создавать фабрики и заводы в городах, а также вести торговлю. Это способствовало интеграции части дворянства в формирующуюся буржуазию и стимулировало развитие капиталистических отношений в России. Государство всячески поддерживало эту тенденцию, предоставляя дворянам льготные кредиты через Государственный заемный банк и другие финансовые учреждения. Такая государственная поддержка была направлена не только на экономическое укрепление дворянства, но и на стабилизацию социальной ситуации.

Власти стремились удержать влиятельное дворянство на своей стороне, обеспечив ему устойчивое положение в обществе. Это нашло отражение и в избирательном праве. Манифест "О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным" от 6 декабря 1831 года установил критерии для избрания на дворянские должности: необходимость владения более чем 100 крепостными крестьянами или 3000 десятинами незаселенной земли. Эти жесткие ограничения подчеркивают стремление к сохранению привилегированного положения крупных землевладельцев в системе управления.

В 1845 году в России не было принято «нового» решения, касающегося нераздельности и наследования майоратов только старшим сыном. Система майоратов существовала в России с петровских времен (с начала XVIII века), и её основные принципы, включая нераздельность и наследование по старшинству, были уже давно установлены.

Однако, в 1845 году, как и в предшествующие и последующие годы, действовало законодательство, регулирующее майоратные владения. Это законодательство, восходящее к более ранним актам, уже предусматривало, что:

- Майоратное имение – это нераздельное владение. Его нельзя было делить между наследниками. Это было ключевым принципом, призванным сохранить целостность крупных земельных участков и предотвратить их дробление.

- Наследование происходило по мужской линии по старшинству. Только старший сын имел право наследовать майорат. Если старшего сына не было, имение переходило к следующему по старшинству сыну. Если же сыновей не было вообще, действовали определённые правила, зависящие от конкретного условия майоратного завещания (например, переход к ближайшему родственнику по мужской линии или по определённому порядку наследования, прописанному в учредительном акте майората).

- Запрет отчуждения и залога. Владелец майората имел ограниченные права распоряжения им. Он не мог продать, подарить или заложить майоратное имение без специального разрешения, которое было получить очень сложно. Это делалось, чтобы сохранить майорат в роду.

В 1845 году не было радикальных изменений в этой системе. Возможно, происходили уточнения в законодательстве, связанные с отдельными аспектами наследования или управления майоратными владениями, но сама суть системы, с её нераздельностью и старшинственным наследованием, оставалась неизменной. Если упоминание о 1845 годе связано с каким-то конкретным документом или событием, необходимо указать его для более точного ответа. Без дополнительных данных, можно говорить только о сохранении существовавшего порядка наследования и управления майоратными имениями.

Духовенство. В первой половине XIX века духовенство, традиционно разделенное на монашествующее (черное) и приходское (белое), претерпело существенные изменения в своем правовом положении. Оно окончательно оформилось как служилое сословие, полностью интегрированное в государственную систему. Вместе с этим, священнослужители стали пользоваться новыми привилегиями: с 1801 года они были освобождены от телесных наказаний, а с 1835 года это право распространилось и на их детей.

Кроме того, были отменены обременительные для церковных домов поземельный сбор (с 1807 г.) и обязанность предоставлять квартиры для воинских подразделений (с 1821 г.). Параллельно государство проводило политику по сужению состава духовного сословия, ориентируя его на непосредственное служение в церквях. Так, лицам духовного звания, не имевшим штатных церковных должностей, было предложено выбирать государственную службу (1803-1805 гг.).

По Указу 1828 года дети священнослужителей, не получившие церковных мест, должны были в течение года поступить на гражданскую или военную службу, иначе им грозило понижение статуса и перевод в податное сословие.

Представители духовенства также получили возможность обрести звание потомственных почетных граждан. Несмотря на ликвидацию церковного землевладения в 1764 году, с 1822 года священнослужители дворянского происхождения получили право владеть крепостными. Сохранялся и порядок, установленный Павлом I, согласно которому награждение орденами давало право на получение дворянства, чем воспользовались свыше 10 тысяч служителей церкви в период с 1825 по 1845 год.

Продолжая рассмотрение изменений в положении духовенства в первой половине XIX века, стоит отметить и другие аспекты, отражающие стремление государства к унификации и контролю над этой социальной группой. Государственная политика была направлена на повышение образовательного уровня священнослужителей, что должно было способствовать их более эффективному выполнению своих обязанностей и укреплению авторитета церкви в обществе. Были предприняты шаги по реорганизации духовных учебных заведений, расширению их программ и улучшению качества преподавания.

Вместе с тем, государство стремилось ограничить самостоятельность церковной иерархии и усилить свое влияние на назначение на церковные должности. Это проявлялось в усилении контроля над процессом рукоположения и введении новых правил, регулирующих продвижение по службе. Целью было не только обеспечение лояльности духовенства, но и формирование корпуса служителей церкви, полностью соответствующего государственным интересам.

Важным направлением государственной политики стало также регулирование имущественных отношений духовенства. Несмотря на отмену церковного землевладения, государство продолжало уделять внимание материальному обеспечению священнослужителей, стремясь создать условия для их достойного существования и предотвратить их экономическую зависимость от прихожан или иных источников. Это могло выражаться в установлении фиксированных окладов, предоставлении льгот или поддержке церковных братств и общин.

Наконец, следует подчеркнуть, что все эти изменения, будучи направленными на укрепление позиций государства и унификацию социальной структуры, одновременно способствовали формированию более четкого и определенного образа духовного сословия в Российской империи. Духовенство, получив новые привилегии и будучи интегрированным в государственную систему, одновременно ощущало на себе возрастающее давление со стороны власти, что накладывало свой отпечаток на его внутреннюю жизнь и общественное восприятие.

Крестьянство. Крестьянство являлось основой российского общества, причем большинство составляли феодально-зависимые люди, разделенные на помещичьих, посессионных, удельных и государственных.

Помещичьи крестьяне находились в самом уязвимом положении, фактически являясь собственностью своих владельцев. Однако, в условиях нарастающих капиталистических тенденций, государство начало предпринимать попытки смягчить крепостное право. Так, Указ 1803 года "О вольных хлебопашцах" предоставил помещикам возможность освобождать крестьян за выкуп, но высокая стоимость выкупа делала эту меру малоэффективной – за полвека ею воспользовались лишь около 12 тысяч человек. Указ 1842 года "Об обязанных крестьянах" позволил помещикам передавать землю в пользование крестьянам, которые взамен несли определенные повинности и оставались под юрисдикцией помещика по мелким делам.

К 1861 году более 27 тысяч крепостных получили статус обязанных крестьян. Также были предприняты шаги по расширению имущественных прав: с 1801 года купцам, мещанам и крестьянам (кроме помещичьих) разрешили покупать землю, а с 1848 года это право распространилось и на помещичьих крестьян. Тем не менее, эти реформы не затрагивали сути крепостничества, что порождало крестьянское недовольство. Массовые выступления в Прибалтике привели к указу 1804 года, который прикреплял крестьян к земле, а не к помещику, и запрещал продажу без нее. Однако волнения не утихали, и в 1816-1819 годах крестьяне Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний были освобождены без земли, вынужденные арендовать ее у помещиков на прежних условиях. В 1816 году также началось переселение государственных крестьян в военные поселения, где они несли военную службу и отдавали половину урожая государству, при этом их права были сильно ограничены. Это вызвало недовольство и протесты, что в 1837 году привело к реформе управления государственными крестьянами.

Были проведены реформы, направленные на упорядочение оброчного обложения и расширение земельных наделов государственных крестьян. Параллельно с этим, органы крестьянского самоуправления, такие как волостной и сельский сход, а также волостное управление и сельский староста, получили более четкие правила функционирования. В ответ на низкую эффективность труда посессионных крестьян и распространение наемного труда, в 1840 году владельцам промышленных предприятий было предоставлено право освобождать их.

 

7.2. Государственный строй.

В первой половине XIX столетия городское население делилось на несколько четко определенных групп. На вершине социальной лестницы находились почетные граждане, введенные в 1832 году. К потомственным относились влиятельные промышленники, выдающиеся ученые и художники, а также дети личных дворян. Личное почетное гражданство присваивалось чиновникам низших рангов и горожанам с высшим образованием. Главные преимущества почетных граждан заключались в освобождении от подушной подати, обязательной военной службы по рекрутскому набору и телесных наказаний.

Ниже располагались купцы, разделенные на две гильдии: оптовых и розничных торговцев. Они сохраняли свои традиционные привилегии, в том числе право на получение орденов и соответствующих чинов. Цеховые – это ремесленники, организованные в цехи, где существовала своя структура из мастеров и подмастерьев.

Большинство горожан составляли мещане, которые в основном трудились на фабриках и заводах по найму, при этом их правовое положение существенно не менялось. Самой уязвимой и бесправной группой были рабочие люди, часто не имевшие стабильной работы и находившиеся под постоянным контролем полиции.

Правовой статус различных групп городского населения в данный период характеризовался как сохранением прежних привилегий, так и отсутствием существенных изменений для большинства. Так, определенные группы могли награждаться орденами и получать чины соответствующих классов. Ремесленники, прикрепленные к цехам, делились на мастеров и подмастерьев и формировали свои органы управления. Мещане, составлявшие основную массу горожан и работавшие по найму на фабриках и заводах, практически не испытали изменений в своем правовом положении. Низшую же социальную группу, "рабочих людей", не имевших постоянной работы и находившихся под постоянным полицейским надзором, отличала крайняя бесправность.

В первой половине XIX века абсолютизм в России достиг своего максимума. В начале этого времени была предпринята попытка изменить систему государственного управления, чтобы в условиях кризиса феодально-крепостнического устройства, роста капиталистических отношений и ухудшения социальной и политической обстановки в стране достичь большей эффективности работы государственного аппарата. Высшие органы власти и управления. Управление огромным государственным аппаратом возглавлял император, который обладал всеми признаками абсолютного монарха. В управлении страной он полагался на значительное количество чиновников.

В 1801 году был основан Непременный совет, составленный из 12 человек и выполнявший исключительно консультативные функции, который заменил существовавший ранее Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свое существование после создания Государственного совета в 1810 году. Государственный совет, действовавший до 1917 года, был высшим законодательным органом Российской империи. В указе от 1 января 1810 года о его создании подчеркивалось, что законы не должны представлены императору для подписания, если они не были обсуждены в Государственном совете. Тем не менее, Государственный совет имел лишь консультативные полномочия, так как высшая законодательная власть принадлежала императору. Поэтому решения Государственного совета по различным законопроектам назывались мнениями, а окончательное решение принимал монарх.

Законопроекты подготавливали министры по инициативе императора перед Государственным советом. К обязанностям Государственного совета также входило рассмотрение смет, уставов различных организаций и предложений по кадровому составу отдельных учреждений. Император назначал в состав Государственного совета высоких чиновников, а министры автоматически становились его членами. Изначально в Госсовете было 35 человек, но потом его состав неоднократно изменялся. Например, в 1825 году в нем уже числилось 42 человека. Заседания Государственного совета проводил император. В случае его отсутствия в стране для проведения заседаний назначался председатель из числа членов совета.

Государственный совет состоял из пяти структурных подразделений:

1) департамента законов;

2) департамента военных дел;

3) департамента гражданских и духовных дел;

4) департамента государственной экономии;

5) департамента дел царства Польского.

В 1832 году, после польского восстания, был учрежден Пятый департамент. Эти департаменты, по сути, служили подготовительными комиссиями, занимаясь предварительным обсуждением законопроектов и решением второстепенных вопросов. Наиболее значимые вопросы выносились на общие собрания Государственного совета. Канцелярией Госсовета, ответственной за делопроизводство, руководил Государственный секретарь.

Однако, начиная с 1820-х годов, подготовка законопроектов для Государственного совета все чаще осуществлялась в Собственные его императорские величества канцелярии, министерствах и специальных комитетах. Обсуждение этих законопроектов в Госсовете становилось все более формальным, поскольку император заранее выражал свою позицию по ним в виде резолюций, указывающих на необходимость принятия.

Собственная его императорского величества канцелярия, созданная в 1812 году, изначально занималась вопросами, связанными с войной: перепиской с командующими армиями, размещением военнопленных, комплектованием войск, сбором информации об ущербе, нанесенном дворянским имениям в 1812 году, и т.д. Постепенно она превратилась в орган, связывающий монарха со всеми государственными учреждениями по ключевым вопросам внутренней политики, отодвигая Государственный совет на второстепенную роль. К 1820-м годам Собственная его императорского величества канцелярия стала высшим органом управления при императоре, обладающим компетенцией в решении всех важнейших государственных дел.

В связи с возникшими обстоятельствами увеличилось количество сотрудников Канцелярии, а также претерпела значительные изменения ее структура.

В 1826 году были учреждены три отдела: Первый, Второй и Третий. В 1828 году был создан Четвертый, в 1836 – Пятый, а в 1842 – Шестой.

Функции отделов:

Первый отдел занимался подготовкой проектов указов императора, контролем работы министерств и местных властей, а также управлением кадрами. Это включало в себя прием на работу и увольнение высокопоставленных лиц, а также вопросы их пенсионного обеспечения и другие аналогичные задачи.

Второй отдел концентрировался на организации и кодификации законов Российской империи. Выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский сыграл значительную роль в успешной реализации этой работы.

 Третий отдел имел особый статус в государственной системе и исполнял обязанности политической полиции. Его деятельность заключалась в проведении расследований и борьбе с революционными движениями. Для этой работы отдел полагался на собственные военные силы, в частности на Корпус жандармов, сформированный в 1827 году и преобразованный в 1836 году в Отдельный корпус жандармов.

 Четвертый отдел был основан на базе канцелярии императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I) и занимался управлением благотворительными учреждениями и женщинами учебными заведениями.

Пятое отделение, просуществовавшее до 1866 года, занималось разработкой и контролем за виконанием реформ, касающихся управления государственными крестьянами.

 Шестое отделение, действующее с 1842 по 1845 год, разрабатывало предложения по административным реформам на Кавказе. После создания Кавказского наместничества по его инициативе в 1845 году, отделение было расформировано. Во время правления Николая I стало нормой создание при императорской канцелярии специальных высших (секретных) комитетов, занимавшихся подготовкой законопроектов.

В течение рассматриваемого периода Сенат претерпел значительное сокращение своих функций и влияния в системе государственной власти. Если ранее он выступал как высшая судебная инстанция, включая апелляционное рассмотрение дел губернских судов, то в 1802 году император Александр I предпринял попытку вернуть Сенату его прежние, петровские полномочия. Ему были возвращены функции контроля над коллегиями и губернаторами, а также право информировать монарха о несоответствии новых законов существующим. Тем не менее, эти расширенные права были вскоре ограничены. Сенат вновь стал преимущественно высшим судебным органом. Несмотря на сохранение надзора за местными органами власти, его способность принимать самостоятельные организационные решения была упразднена. Теперь заключения Сената должны были проходить через Государственный совет и Канцелярию Его Императорского Величества.

В начале девятнадцатого века в России произошли изменения в управленческой системе: громоздкие коллеги были отменены, и вместо них создали министерства, вдохновившись примерами западноевропейских государств, где такая система проявила свою действенность. Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 года инициировал создание министерств, учредив восемь ведомств, к которым относились армии, флота, внутренних дел, внешней политики, финансов, торговли, образования и юстиции. Хотя министерские руководители были обязаны ежегодно представлять отчеты о своей деятельности перед Сенатом, на самом деле их власть была под контролем только императора. Законы, принятые в июле и августе 1810 года, уточнили функции министерств, особенно ведомств внутренних дел и финансов. В 1811 году был опубликован документ "Общее учреждение министерств", подготовленный с участием М. М. Сперанского, который юридически закрепил уже существующую организацию министерств и главных управлений, сопоставленных с ними. Этот текст также подробно описал внутреннюю структуру министерств, их рабочие процессы и власти. Министры, обретя полную власть в своих областях, несли личную ответственность за свою работу перед императором.

Министерство состояло из центрального аппарата, включавшего совет министра, канцелярию, департаменты (управления) и делопроизводственные подразделения (экспедиции). Совет министра, в свою очередь, объединял товарищей (помощников) министра, директоров департаментов и других лиц, назначенных министром. Для работы над специфическими и неотложными вопросами при министерствах создавались специальные органы, такие как комитеты и комиссии. Круг обязанностей министров был четко определен уставами соответствующих министерств. Хотя министры не обладали правом принимать законы или вершить правосудие, они могли инициировать законодательные предложения и лично информировать императора о состоянии дел в курируемых ими областях.

В первой половине XIX века наблюдалась динамика в количестве министерств и приравненных к ним учреждений, о чем свидетельствуют, например, создание Министерства полиции (1810-1819 гг.), Министерства Императорского двора и уделов (1826 г.), Государственного контроля (1836 г.) и Главного управления путей сообщения (1809 г.).

Комитет министров. После создания министерств возник и Комитет министров, чьи полномочия изначально не были четко определены Манифестом 1802 года. Этот орган лишь позволял министрам совместно обсуждать сложные вопросы. Комитет занимался делами, затрагивающими несколько ведомств, и возглавлялся лично императором. Юридическое закрепление функций Комитета произошло в 1812 году, когда он стал высшим совещательным органом при императоре. В его ведении находились ежегодные отчеты министров, вопросы государственной безопасности, законодательные инициативы, а также награждения и взыскания чиновников. Комитет мог инициировать разработку законов и издавать временные распоряжения для министерств. В его состав входили ключевые государственные деятели, включая председателя Государственного совета и министров. Однако, с ростом влияния Собственной Его Императорского Величества канцелярии, роль Комитета министров при Николае I ослабла. В этот период стали активно действовать Временные (или Секретные) комитеты, создаваемые императором для конфиденциального рассмотрения важных вопросов, таких как положение крестьян, финансовые проблемы и другие.

Его полномочия включали как представление императору законопроектов, так и выпуск временных постановлений, обязательных для министерств. В состав Комитета министров входили высшие государственные деятели: председатель Государственного совета, министры, главы департаментов Госсовета, государственный секретарь и другие лица, назначаемые монархом. Тем не менее, с усилением роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Комитет министров при Николае I утратил часть своего влияния. В этот период также активизировалась деятельность Временных комитетов, создаваемых императором для конфиденциального рассмотрения важных вопросов, которые поэтому часто именовались Секретными. Эти комитеты занимались такими сферами, как реформирование положения государственных и крепостных крестьян, решение вопросов, касающихся дворовых людей, и преодоление финансовых трудностей.

Местное управление. Система местного самоуправления в целом осталась стабильной, за исключением некоторых национальных окраин, таких как Царство Польское и Великое княжество Финляндское. В этих областях, имеющих уникальный правовой статус, осуществлялись меры по укреплению центральной власти, унификации и русификации.

В промежутке 1837-1838 годов произошли изменения в управлении государственными крестьянами: были созданы губернские палаты и окружные уездные управления государственных имуществ, которые подчинялись местным волостным правлениям. Палаты получили полномочия утверждать избранных представителей волостных правлений. Армия, хотя и сохранила основные принципы, заложенные в первой четверти XVIII века, тоже подверглась изменениям. Чтобы повысить дисциплину, были ужесточены телесные наказания и методы обучения. Военные поселения, организованные в 1816 году, отличались чрезвычайно строгими условиями, но, не оправдавшие себя ни в экономическом, ни в военном плане, начали упраздняться с 1830-х годов и были полностью закрыты к середине XIX века. В это время полиция пережила значительную трансформацию. После расформирования Тайной экспедиции при Сенате в 1801 году, в 1802 году появилось Министерство внутренних дел, которое взяло на себя руководство различными полицейскими учреждениями.

История полицейских органов в начале XIX века была отмечена частыми перестановками. В 1810 году они были интегрированы в Министерство полиции, но уже в 1819 году, после его ликвидации, основные функции вернулись в ведение Министерства внутренних дел. Значительным шагом стало создание в 1826 году Особой канцелярии, ответственной за государственную и политическую безопасность. На ее базе было сформировано III отделение, чьи задачи включали контроль над полицией, борьбу с оппозиционными движениями, раскольниками и сектами, а также управление тюрьмами и надзор за иностранцами. В 1837 году, в рамках административной реформы, была введена новая полицейская должность – становой пристав, который должен был координировать свою деятельность с местной выборной полицией и полицией помещиков. Система исполнения наказаний, в частности тюрьмы, была важной частью карательной системы.

 В 1832 году был разработан "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", который в 1842 году был пересмотрен и дополнен. Этот документ регламентировал порядок содержания заключенных, причем условия и размещение зависели от социального статуса. Так, представители высших сословий (дворяне, чиновники, купцы) имели более льготные условия, отличающиеся от тех, что предоставлялись остальным. Помещики также могли использовать своих крепостных, попавших в тюрьму. В то же время, для большинства заключенных применялся жесткий режим, включавший телесные наказания и использование различных видов принуждения, таких как рогатки, колодки и цепи.

Церковь. Процесс огосударствления церкви в России продолжился в первой половине XIX века. Государство стремилось унифицировать церковный аппарат, сделав его похожим на министерства и установив принцип единоначалия. Руководство церковью было возложено на светского чиновника – обер-прокурора Синода. Несмотря на неудачу создания Министерства духовных дел и народного просвещения в 1817 году, которое просуществовало лишь до 1824 года из-за нерешенных экономических и историко-культурных проблем, во второй четверти столетия полномочия обер-прокурора значительно возросли. Ему были переданы управленческие функции в отношении церковных учреждений, включая канцелярию Синода и комиссию духовных училищ. К 1836 году под его непосредственное руководство перешли канцелярия обер-прокурора и хозяйственный комитет. Таким образом, после подчинения обер-прокурору всех исполнительных органов Синода, он фактически стал дистанцироваться от реальной жизни местных церковных организаций, будучи отделенным от них светскими структурами. Однако эти трансформации не получили официального юридического оформления.

Продолжая эту линию государственной политики, направленной на укрепление позиций духовенства как служилого сословия и одновременно на его более четкое функциональное определение, можно отметить следующие тенденции в середине XIX века:

Усиление государственного контроля и регламентации: Государство стремилось не только предоставить духовенству определенные привилегии, но и подчинить его своей воле, обеспечивая лояльность и исполнительность. Это проявлялось в усилении надзора за деятельностью духовенства, в том числе через Синод, который фактически стал государственным органом, управляющим церковными делами. Были введены более строгие правила относительно образования и назначения священнослужителей, а также усилен контроль за их проповедями и публикациями.

Развитие системы церковного образования: В ответ на потребность в более образованном и подготовленном духовенстве, государство активно развивало систему церковных учебных заведений. Открывались новые семинарии и духовные академии, расширялись программы обучения, внедрялись новые методики преподавания. Целью было не только дать духовное образование, но и привить ученикам лояльность к монархии и государственным порядкам.

Социальная мобильность и интеграция: Несмотря на стремление к сужению состава духовного сословия, государство также предоставляло возможности для социальной мобильности. Помимо получения потомственного почетного гражданства и дворянства через награды, представители духовенства могли получить образование и перейти на государственную службу, что открывало перед ними новые карьерные перспективы. Это способствовало интеграции духовенства в более широкую социальную структуру Российской империи.

Влияние на общественное сознание: Духовенство, будучи тесно связанным с государством, играло важную роль в формировании общественного сознания. Через проповеди и церковные обряды священнослужители транслировали идеи лояльности монарху, патриотизма и соблюдения установленных порядков. Это делало духовенство важным инструментом государственной идеологии.

Сохранение традиционных ролей и новые вызовы: В то же время, несмотря на все изменения, духовенство продолжало выполнять свои традиционные духовные функции, оставаясь духовными наставниками для паствы. Однако, в условиях меняющегося общества, с ростом секуляризации и появлением новых идей, духовенству приходилось сталкиваться с новыми вызовами, адаптироваться к меняющимся условиям и искать новые формы взаимодействия с верующими.

Таким образом, первая половина XIX века стала периодом значительной трансформации духовенства, превратившегося из относительно независимой институции в тесно интегрированное в государственную систему служилое сословие, с одной стороны, получившее новые привилегии, а с другой – оказавшееся под более жестким государственным контролем.

 

7.3. Изменения в судебной системе

 

Судебная система России, заложенная при Екатерине II, претерпела изменения в конце XVIII – начале XIX веков. Были упразднены некоторые инстанции, такие как земские суды, расправы и магистраты, которые ранее занимались делами различных сословий. В 1802 году было создано Министерство юстиции, ответственное за кадры, организацию и контроль над новыми судебными органами.

Однако, из-за нечеткого разграничения полномочий между Сенатом и Министерством юстиции, часто возникали споры по процедурным и сущностным вопросам. Министр юстиции, оставаясь генерал-прокурором, также руководил канцелярией Сената. При отсутствии единогласия в департаментах Сената, дела могли передаваться на общее собрание департаментов, где требовалось большинство в две трети голосов. Если решение не набирало нужного числа голосов или министр юстиции был против, мнение меньшинства рассматривалось советом обер-прокуроров, а затем утверждалось департаментом. В случае дальнейших разногласий, дело могло дойти до Государственного Совета и императора.

Основными задачами Министерства юстиции были управление судебной системой, общий надзор за ее работой и защита земельных прав дворянства через контроль над межевыми делами. Таким образом, в первой четверти XIX века Министерство юстиции в основном занималось надзором за судебными органами. Структура Сената также была изменена: в 1805 году были созданы новые департаменты, выполнявшие функции высших апелляционных судов по уголовным и гражданским делам.

Реорганизация судебной системы и распределение дел

С 16 марта 1808 года пятый департамент был разделен на два самостоятельных отделения:

  • Первое отделение занималось рассмотрением дел, связанных с крестьянскими волнениями, убийствами, грабежами, разбоем, поджогами, а также преступлениями против государственной власти, включая вероотступничество, дела сектантов и раскольников.
  • Второе отделение отвечало за дела о должностных преступлениях, хищениях государственных средств (казнокрадстве), побегах крепостных, незаконной вырубке леса, контрабанде, уклонении от воинской повинности (рекрутской), а также за рассмотрение жалоб осужденных, протестов прокуроров и разногласий губернаторов с решениями судебных палат.

Шестой (уголовный) департамент, расположенный в Москве, рассматривал уголовные дела по следующим губерниям: Вологодской, Воронежской, Вятской, Грузино-Имеретинской (с 19 апреля 1811 года). К его юрисдикции также относились дела по областям: Бессарабской, Кавказской, Каспийской и земли Войска Донского (с 28 сентября 1820 года).

Седьмой и восьмой (апелляционные) департаменты, также находившиеся в Москве, занимались рассмотрением дел в порядке очереди, без разделения по типам преступлений или географическому признаку. Эти дела преимущественно касались:

  • Жестокого обращения помещиков с крестьянами.
  • Продажи и незаконного прикрепления крестьян к земле.
  • Наделения землей и крестьянами.
  • Земельных споров между помещиками, крестьянами и церковью.
  • Сделок с движимым и недвижимым имуществом (продажа, залог, раздел).
  • Вопросов владения фабриками и заводами.

Государственный Совет, учрежденный 1 января 1810 года, стал дополнительной судебной инстанцией. Его департамент гражданских и духовных дел имел право рассматривать гражданские и уголовные дела, поступавшие в качестве апелляции.

На уровне губерний действовали всесословные судебные органы – губернские палаты по уголовным и гражданским делам. Они выступали как суды первой инстанции по делам о должностных преступлениях, поджогах и другим подобным преступлениям. Кроме того, они выполняли функцию апелляционной инстанции для уездных и городских судов.

В каждой губернии также функционировали совестные суды, созданные еще при Екатерине II. Каждый такой суд состоял из одного судьи и шести заседателей, представлявших дворянское, городское и сельское сословия (по два от каждого). Совестные суды рассматривали дела, касающиеся преступлений, совершенных несовершеннолетними и лицами с психическими расстройствами, имущественных споров между родственниками, а также других гражданских дел, при условии согласия сторон на рассмотрение в таком суде. Деятельность совестных судов была направлена на примирение сторон. Сторона, не удовлетворенная решением совестного суда, сохраняла право обратиться в обычный суд.

В начале XIX века судебная система Российской империи была многоуровневой и сословной. Низшие сословные уездные суды продолжали свою работу, разбирая дела, касающиеся дворян и государственных крестьян. В городах городские магистраты и ратуши занимались спорами между купцами и мещанами.

В крупных городах, а порой и в отдельных районах, действовали торговые словесные суды. Их задачей было разрешение разногласий между торговцами, связанных с векселями, счетами и другими торговыми документами. Высшей инстанцией для этих судов, куда можно было подать апелляцию или просить о пересмотре дела, являлись городские магистраты.

Важным нововведением стало создание коммерческого суда, при котором действовал прокурор. В его состав входили председатель, четыре члена и один консультант (докладчик или секретарь). Члены суда избирались из среды самих купцов. Юрисдикция коммерческого суда охватывала сделки между купцами, иски как городских, так и иногородних торговцев, а также споры с представителями других сословий, если они касались исключительно торговых вопросов. Суд мог выносить окончательное решение по делам, где сумма иска не превышала 500 рублей. Более крупные иски передавались на апелляционное рассмотрение в Сенат. Коммерческие суды в первую очередь открывались в приморских городах, а затем распространились и на другие торговые центры.

Кроме того, в Петербурге, Москве, Вильно и Архангельске функционировали надворные суды. Они рассматривали дела граждан, проживающих вне своего родного города, а также военнослужащих, оказавшихся вдали от своих частей.

В 1838 году были созданы волостные и сельские расправы для рассмотрения незначительных имущественных споров и мелких проступков.

Также существовали ведомственные суды, такие как военные, морские, духовные, лесные, горные и другие, которые занимались делами, относящимися к их специфической сфере деятельности.

Таким образом, в первой половине XIX века в России суд не был полностью отделен от административных органов. Сохранялся принцип сословности, и судебные функции выполняли не только специализированные суды, но и местная администрация. Например, решения губернских палат по уголовным и гражданским делам требовали утверждения губернаторами. Отдельные должностные лица полиции (городничие, частные приставы, квартальные надзиратели и становые приставы) имели право рассматривать дела о кражах, если стоимость украденного не превышала 20 рублей.

Судебная система России в первой половине XIX века имела ряд характерных черт:

  • Закрытость и непрозрачность: Судебные заседания проводились втайне, без доступа посторонних. Более того, даже участники процесса, такие как стороны и свидетели, не допускались на слушания.
  • Опора на письменные материалы: Основу судебных решений составляли исключительно письменные доказательства и показания. Устные выступления свидетелей на суде не принимались во внимание.
  • Приоритет письменных доказательств: Приговоры и решения выносились только на основании документов, собранных в ходе следствия.
  • Значимость признания обвиняемого: Собственное признание вины оставалось ключевым доказательством.
  • Применение пыток: Широко использовались пытки для получения признаний.
  • Формализм в основе решений: При вынесении приговоров судьи руководствовались не столько убеждением в виновности, сколько формальными критериями, такими как количество письменных показаний "за" или "против".
  • Последствия отсутствия доказательств: Если доказательств вины не хватало, дело прекращалось. Однако обвиняемый мог быть пожизненно "в подозрении", что негативно сказывалось на его социальном положении.
  • Трудности с обжалованием: Возможность оспорить судебное решение была сильно ограничена из-за высоких расходов, что приводило к многолетнему промедлению в рассмотрении жалоб.
  • Коррупция и злоупотребления: Тайный характер судопроизводства создавал благоприятную почву для взяточничества, необоснованных обвинений и других злоупотреблений.

 

Реформы и особенности управления:

  • Увеличение сроков полномочий: В начале 1830-х годов сроки пребывания на выборных судебных должностях были удвоены.
  • Выборность председателей: Манифестом 1831 года вводилась выборная система для председателей губернских судебных палат, которые ранее назначались. Важно отметить, что выборы должны были проводиться дворянскими собраниями, что указывало на стремление правительства привлечь к судебной деятельности представителей дворянства.
  • Сохранение прежней структуры: Нижний земский суд в уездах продолжал функционировать под руководством капитана-исправника. В 1837 году произошли незначительные изменения в его составе.
  • Сохранение сословного и специального судопроизводства: Судебная система в целом оставалась схожей с той, что существовала в конце XVIII века, с отдельными судами для разных сословий (дворян, горожан, крестьян), а также специальными коммерческими, совестными и межевыми судами.
  • Влияние административных органов: Судебные учреждения находились под сильным контролем административных органов. Полиция занималась следствием, исполнением приговоров и даже рассматривала незначительные дела.

Общий вывод:

В целом, судебная система России первой половины XIX века характеризовалась закрытостью, формализмом, коррупцией и сильным влиянием административных структур. Эти факторы свидетельствовали о глубоком кризисе, поскольку судебная система практически не претерпела существенных изменений.



7.4. Кодификация российского законодательства и развитие права

В рассматриваемое время возникла острая потребность в упорядочении правовой системы. Это было связано с тем, что после принятия Соборного уложения в 1649 году накопилось огромное количество законов, которые перестали соответствовать меняющимся социально-экономическим условиям и часто противоречили друг другу.

 Попытки кодификации, предпринятые при Петре I и Екатерине II, не увенчались успехом, поскольку комиссии либо пытались бессистемно сводить воедино старые акты, либо создавали новые, не учитывая уже существующую правовую базу. При Александре I была предпринята очередная попытка систематизации российского законодательства. В 1804 году комиссия, в которой ключевую роль играл М.М. Сперанский, подготовила проекты гражданского, уголовного и торгового уложений.

Однако эти проекты не были утверждены, предположительно из-за влияния законодательства Французской буржуазной революции. В 1826 году Уложенная комиссия была преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, фактически под руководством М.М. Сперанского. Он предложил создать "Полное собрание законов Российской империи", расположив все нормативные акты в хронологическом порядке и разделив их на два периода: с 1649 по 1825 год и с 1825 года до момента завершения работы. Была проведена колоссальная работа по поиску и отбору законодательных актов.

1 апреля 1830 года "Полное собрание законов Российской империи" было опубликовано. Первое издание включало 46 томов: 40 томов с текстами законов и отдельных правовых актов, а также 6 томов с указателями, справочными материалами и чертежами.

Параллельно с другими делами шла работа над "Сводом законов Российской империи", который содержал только актуальные правовые нормы. Этот сборник был опубликован в 1832 году и начал действовать с 1 января 1835 года. Каждый из 15 томов имел сложную организацию: он делился на книги, которые затем разделялись на 8 частей. Эти части затем разбивались на главы, а главы – на отделения.

В дальнейшем вышли второе издание в 1842 году и третье – в 1857 году. После этого стали издаваться только отдельные тома, которые включали информацию об отмененных и вновь принятых законодательных актах. Кодификация 1830-х годов, имеющая большое значение, способствовала созданию российской правовой системы, просуществовавшей до октября 1917 года. Тем не менее, "Свод законов Российской империи" уже содержал устаревшие положения, особенно в области уголовного права. Это стало причиной начала разработки нового уголовного кодекса в 1836 году, который был утвержден в 1845 году и получил название "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Гражданское право. В Российской империи гражданско-правовые отношения были в значительной степени отражены в X томе «Свода законов». Этот свод четко разграничивал различные категории прав, связанные с имуществом: право владения, право собственности, право на чужую вещь (сервитут) и залоговое право. Особое внимание в первой части «Свода законов Российской империи», получившей название «Свод законов гражданских», было уделено защите права собственности. Статья 262 впервые в истории русского законодательства дала определение права собственности, охарактеризовав его как исключительную и вечную власть, установленную гражданскими законами, позволяющую владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом независимо от посторонних лиц. Право собственности на землю, согласно статье 276, распространялось на все ее природные богатства, включая поверхностные и подземные ресурсы, а также водные объекты. В рамках права владения выделялись законные и незаконные формы. Обязательства, согласно Своду законов, возникали из договоров, основанных на взаимном согласии сторон и касающихся имущества или действий, а также из факта причинения вреда. Договоры могли содержать разнообразные условия, такие как сроки исполнения, неустойки и способы обеспечения обязательств.

Формы договоров и их особенности:

Договорные отношения могли быть оформлены как письменно, так и устно. Однако для некоторых видов сделок, таких как купля-продажа недвижимости, займы, дарение, залог недвижимого имущества и поклажа, требовалось обязательное письменное оформление.

Способы обеспечения договорных обязательств:

В законодательстве были предусмотрены различные механизмы для гарантии исполнения договорных обязательств. К ним относились: неустойка, поручительство, залог недвижимого имущества и заклад движимого имущества.

Особенности договора купли-продажи:

Право заключать договор купли-продажи принадлежало непосредственно собственнику имущества или лицу, действующему по доверенности. Продаже подлежало только то имущество, которое находилось в собственности одной из сторон. Недвижимое имущество требовало обязательного оформления через купчие крепостные акты.

Договор запродажи – особый вид обязательства:

Особое место среди договорных обязательств занимал договор запродажи. По этому договору одна сторона обязывалась продать свое имущество в установленный срок по определенной цене, а также предусматривалась сумма неустойки на случай неисполнения. Для такого договора было необходимо оформление на гербовой бумаге, нотариальное заверение и внесение в специальный реестр.

Договор поставки и подряда – единое целое:

Договор поставки и подряда рассматривался как единое целое, а не как два отдельных вида. Он применялся к работам, связанным со строительством, ремонтом, а также перевозкой людей и материалов.

Ограничения в договорах найма:

При заключении договора имущественного найма недвижимого имущества запрещалось устанавливать срок более 12 лет. Кроме того, как наем недвижимого имущества, так и наем торговых судов требовал исключительно письменного оформления договора.

Сохранение ограничений в личном найме:

Ограничения, действовавшие ранее при заключении договоров личного найма, в основном сохранялись. Они касались вопросов найма государственных и помещичьих крестьян, замужних женщин и других категорий лиц. Максимальный срок такого договора не мог превышать 5 лет.

Требования к договору займа:

В договоре займа было обязательным указание размера процента, который кредитор мог взимать с должника. Однако этот процент не должен был превышать 6% годовых.

Свод законов определял случаи, когда договор займа мог быть аннулирован. К таким случаям относились: заключение договора посредством обмана, причинение вреда другим кредиторам, оформление договора во время игры в карты, а также отсутствие финансового обеспечения. Договоры займа, заключенные в рамках домашнего или крепостного права, могли быть переданы другому лицу, которое принимало на себя соответствующие обязательства, но только при наличии специальной передаточной записи в тексте договора. В условиях развития капитализма договор товарищества получил широкое распространение.

"Свод законов Российской империи" выделял четыре формы товариществ, различающихся по степени ответственности участников.

1. Полное товарищество предполагало полную имущественную ответственность всех его членов.

2. Товарищество на вере включало как лиц, вложивших все свое имущество, так и тех, кто внес лишь часть капитала.

3. Ответственность участников товарищества по участкам, или компании на акциях, ограничивалась размером их вкладов в виде акций.

4. Трудовое товарищество, или артель, объединяло лиц с общим счетом и взаимной порукой. Для всех видов товариществ была обязательна регистрация, а компании на акциях дополнительно нуждались в разрешении от правительства. Это разрешение выдавалось после тщательной проверки устава и финансовой состоятельности учредителей, дабы оградить потенциальных вкладчиков от мошенничества и банкротства. Деятельность товариществ регулировалась сводом законов, определявших права и обязанности участников, порядок распределения прибыли и убытков, а также процедуры ликвидации. Споры между членами товарищества, как правило, разрешались третейским судом, что позволяло избежать длительных и дорогостоящих судебных разбирательств в государственных инстанциях. Успех товарищества зависел не только от размера капитала, но и от доверия между участниками, их профессионализма и умения вести дела.

Семейное право. До появления "Свода законов Российской империи" в семейных отношениях продолжали действовать старые правила. Новый свод установил минимальный возраст для вступления в брак: 18 лет для мужчин и 16 для женщин. Признавался только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие жениха и невесты, а также их родителей или опекунов. Военные и гражданские служащие должны были получить разрешение начальства, а крепостные крестьяне - согласие помещика. Существовали и ограничения: нельзя было жениться на представителях других религий, вступать в четвертый брак или в новый, не расторгнув предыдущий. Браку препятствовали слабоумие и близкое кровное родство. Развод был сложной процедурой, которую осуществляла только церковь.

Свод законов допускал расторжение брака в следующих случаях:

1) прелюбодеяние;

2) лишение одного из супругов всех прав состояния;

3) безвестное отсутствие супруга в течение 5 лет;

4) пострижение в монашество;

5) неспособность к брачному сожитию.

"Свод законов Российской империи" устанавливал общественный и личный статус супругов, основываясь на главенствующей роли мужа как главы семьи и жены как хозяйки дома. Хотя жена занимала подчиненное положение, в сфере имущественных прав она обладала фактической независимостью. Приданое и любое другое имущество, приобретенное ею, оставалось ее личной собственностью. Супруги также имели право заключать между собой обязательства и сделки, выступая в качестве самостоятельных субъектов права. Законодательство разделяло детей на законнорожденных и незаконнорожденных, причем последние не имели права на фамилию отца и его наследство.

Наследственное право. В течение рассматриваемого периода, несмотря на наличие противоречий, наследственное право развивалось в направлении предоставления большей свободы в составлении завещаний. Наследники получали имущество как по закону, так и в силу завещания. Важно отметить, что завещание должно было быть составлено в письменной форме, и завещатель мог передать любое имущество, вплоть до всего своего состояния, любому лицу по своему выбору.

Однако в Своде законов указывались следующие лица, завещания которых признавались недействительными:

1) умалишенные;

2) самоубийцы;

3) несовершеннолетние;

4) монахи;

5) лица, лишенные по суду всех прав состояния.

Законное наследование устанавливало строгую иерархию наследников. Первыми в очереди стояли сыновья наследодателя, за ними следовали их потомки (внуки, правнуки и далее по нисходящей линии). Если у наследодателя не было дочерей, все его имущество делилось поровну между сыновьями. В отсутствие сыновей и внуков, наследство переходило к дочерям, которые также делили его поровну. Ситуация менялась, если присутствовали и сыновья, и дочери: в этом случае дочери получали лишь малую часть наследства – 1/14 от недвижимости и 1/8 от движимого имущества. При отсутствии потомков, право наследования переходило к родственникам по боковой линии, а если таковых не было – к родителям. В случае наличия потомков, один из родителей мог получить до 1/7 недвижимого и до 1/4 движимого имущества. Важно отметить, что наследник, указанный в завещании, получал наследство только после утверждения его прав судом.

Уголовное право. Уголовное законодательство Российской империи в начале XIX века было представлено в первой книге XV тома «Свода законов», включавшей 765 статей. Несмотря на наличие Общей и Особенной частей, этот свод содержал устаревшие и противоречивые положения, что вскоре после его публикации вызвало необходимость в разработке нового, более современного уголовного кодекса.

Эту работу возглавил М.М. Сперанский, а после его кончины в 1839 году, она была продолжена. В результате, в 1845 году был создан и утвержден императором «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», вступившее в силу 1 мая 1846 года. Этот новый кодекс значительно расширился, включив в себя 2224 статьи.

В Уложении был выделен специальный раздел, посвященный общим понятиям преступлений и наказаний. Определение преступления, хотя и основывалось на положениях «Свода законов», было более детализированным. Статья 4 Уложения определяла преступление как противозаконное деяние или неисполнение законного предписания под угрозой уголовного или исправительного наказания.

Уложение проводило различие между преступлениями и проступками, хотя четкая граница между ними не была установлена. Преступления и проступки классифицировались на умышленные и неумышленные, последние, в свою очередь, делились на случайные и неосторожные. За случайные преступления наказание не предусматривалось.

В Уложении были определены формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Устанавливалась ответственность за соучастие, включая недонесение о преступлении. Уголовная ответственность наступала с 7 лет.

Уложение предусматривало следующие виды преступлений:

1) преступления против веры;

2) государственные преступления;

3) преступления против порядка управления;

4) должностные преступления;

5) преступления против законов о состояниях;

6) преступления против жизни, здоровья, свободы и чести;

7) преступления против собственности;

8) преступления против семьи.

В Уложении о наказаниях приоритет отдавался преступлениям против религии и государственности. За посягательство на власть монарха, включая даже намерение его свергнуть, предусматривалась смертная казнь с полной конфискацией имущества и лишением всех прав. Аналогичное наказание ждало участников восстаний.

Отдельный раздел Уложения был посвящен "неповиновению" рабочих на фабриках и заводах, где за организацию и участие в протестах предусматривались жестокие меры, вплоть до смертной казни. Забастовки также карались: организаторы подвергались аресту на срок от трех недель до трех месяцев, а рядовые участники – от семи дней до трех недель.

Важное место в Уложении занимала защита сословных привилегий, особенно через раздел "О преступлениях и проступках против законов о состояниях". В частности, выступления крепостных крестьян против своих помещиков расценивались как государственная измена. За малейшие провинности крепостных наказывали розгами (от 20 до 50 ударов), а даже за подачу жалобы на помещика полагалось до 50 ударов розгами.

В целом, Уложение о наказаниях представляло собой сложную систему, разделяющую наказания на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям отнесены следующие виды:

1) смертная казнь;

2) ссылка на каторгу (в сочетании с применением от 30 до 100 ударов плетьми);

3) ссылка на поселение в Сибирь (от 10 до 30 ударов плетьми).

Исправительные наказания включали:

1) лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь или другие губернии;

2) лишение всех особенных прав и преимуществ и отдача в исправительные арестантские отделения на срок от 1 до 10 лет (в сочетании с битьем розгами от 50 до 100 ударов);

3) заключение в тюрьму или смирительный дом;

4) арест;

 5) выговор;

6) замечание;

7) внушение;

8) денежное взыскание.

К основным мерам наказания добавлялись церковное покаяние, конфискация имущества и передача под надзор полиции. Осужденный терял все свои сословные привилегии и особые права, что включало в себя прекращение брачных отношений, лишение права собственности (с переходом к наследникам) и родительских прав. Особое место в Уложении занимали наказания за преступления, совершенные на государственной службе.

Так, в статье 67 устанавливались следующие наказания за преступления и проступки по службе:

1) исключение из службы;

2) отрешение от должности;

3) вычет из времени службы;

4) удаление от должности;

5) перемещение с высшей должности на низшую;

6) выговор, более или менее строгий, с внесением оного в послужной список;

7) вычет из жалования;

8) выговор, более или менее строгий, без внесения в послужной список;

9) замечание, более или менее строгое.

Реформы, предпринятые государством в первой четверти XIX века, были призваны укрепить абсолютную монархию в условиях ослабления феодально-крепостнического строя. Тем не менее, «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» продолжало отражать сословные привилегии. Это проявлялось в том, что дворяне, духовенство, почетные граждане и купцы высших гильдий были освобождены от телесных наказаний и принудительного труда в тюрьмах, что свидетельствовало о сохранении сословного принципа.

В реализации этой задачи участвовали такие институты, как Государственный совет, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, III отделение Императорской канцелярии и Корпус жандармов. Хотя учреждение министерств привело к общей централизации управления, оно не обеспечило его полной унификации. Это было связано с тем, что в Российской империи продолжали действовать территории с особым порядком государственного управления, например, Польша, Финляндия и Украина. К значительным достижениям в области права этого периода относится завершение кодификации, что проявилось в подготовке и публикации "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи".

Параллельно с кодификацией законодательства проводились реформы в финансовой сфере, направленные на укрепление рубля и стабилизацию экономики. Однако, несмотря на усилия правительства, финансовая система оставалась уязвимой к внешним потрясениям и внутренним кризисам. В социальной сфере наблюдался рост крестьянских волнений, вызванных малоземельем и тяжестью повинностей. Правительство пыталось смягчить остроту проблемы путем проведения отдельных мер, таких как указ об обязанных крестьянах, но они не решали коренных противоречий. В области образования предпринимались попытки расширения сети учебных заведений, однако доступ к образованию оставался ограниченным для большинства населения. В целом, период характеризовался противоречивыми тенденциями: стремлением к модернизации и централизации управления сочеталось с сохранением феодальных пережитков и социальной напряженности.

Основные выводы

Первая половина XIX века в России – это период глубоких противоречий, когда старые феодальные устои начали трещать под натиском зарождающихся капиталистических отношений. Это отразилось и на государственном устройстве, и на правовой системе. Вот основные выводы по этой теме:

1. Усиление противоречий между феодальными и капиталистическими отношениями:

- Крепостное право как тормоз развития: Крепостное право, основанное на личной зависимости крестьян от помещиков, стало главным препятствием для развития капитализма. Оно ограничивало свободу труда, мобильность рабочей силы, развитие товарно-денежных отношений и формирование внутреннего рынка.

- Рост товарно-денежных отношений: Несмотря на крепостное право, в стране активно развивались товарно-денежные отношения. Помещики все больше ориентировались на рынок, продавая сельскохозяйственную продукцию. Крестьяне также стремились к свободе и возможности заниматься промыслами и торговлей.

- Социальная напряженность: Эти противоречия порождали нарастающую социальную напряженность, выражавшуюся в крестьянских волнениях и росте недовольства среди различных слоев общества.

2. Эволюция государственного аппарата:

- Попытки реформ и консерватизм: Правительство Александра I и Николая I предпринимало попытки реформировать государственное управление, стремясь к более эффективному функционированию. Однако эти реформы были ограничены стремлением сохранить самодержавную власть и крепостное право.

- Укрепление бюрократии: Бюрократический аппарат продолжал разрастаться, становясь все более централизованным и всеохватывающим. Это было связано как с необходимостью контроля над огромной территорией, так и с попытками регулировать экономическую и социальную жизнь.

- Создание новых органов: Были созданы новые государственные органы, такие как Государственный совет (1810 г.), призванный консультировать императора по вопросам законодательства и управления. Однако его роль оставалась консультативной.

- Усиление полицейского контроля: В условиях нарастающей социальной напряженности и распространения оппозиционных настроений, правительство Николая I усилило полицейский контроль и цензуру.

3. Развитие и противоречия правовой системы:

- Кодификация права: Одной из важнейших задач стало упорядочение и кодификация русского права. При Николае I была проведена грандиозная работа по систематизации законодательства, результатом которой стало издание "Свода законов Российской империи" (1832-1833 гг.).

- Сохранение феодальных норм: Несмотря на кодификацию, правовая система сохраняла множество феодальных норм, отражающих крепостнический характер общества. Например, право помещика на владение крестьянами, их труд и имущество.

- Развитие гражданского и уголовного права: В то же время наблюдалось развитие гражданского и уголовного права, отражавшее рост товарно-денежных отношений и потребность в регулировании новых видов деятельности. Появлялись нормы, касающиеся собственности, договоров, преступлений и наказаний.

- Сословный характер права: Правовая система оставалась ярко выраженным сословным. Различные сословия имели разные права и обязанности, а также разные судебные органы.

- Отсутствие правовой защиты для крестьян: Крестьяне, будучи крепостными, практически не имели правовой защиты от произвола помещиков. Их правовое положение было крайне уязвимым.

4. Роль самодержавия и его ограниченность:

- Самодержавие как основа системы: Самодержавная власть императора оставалась незыблемой основой государственного устройства. Все реформы и законодательные акты исходили от монарха и были направлены на укрепление его власти и сохранение существующего порядка.

- Ограниченность реформаторских порывов: Несмотря на отдельные попытки реформ, направленных на модернизацию управления и экономики, самодержавие не было готово отказаться от крепостного права, которое являлось опорой его власти и социальной базы. Это ограничивало глубину и эффективность любых преобразований.

- Консерватизм как доминирующая идеология: В первой половине XIX века в России доминировала консервативная идеология, которая стремилась сохранить традиционные устои и противостоять любым радикальным изменениям. Это проявлялось в жесткой цензуре, подавлении инакомыслия и стремлении к стабильности любой ценой.

5. Зарождение либеральных идей и их влияние:

- Появление оппозиционных настроений: В среде образованной части общества, особенно среди дворянства и интеллигенции, начали распространяться либеральные идеи, вдохновленные европейскими революциями и просветительскими учениями.

- Деятельность тайных обществ: В первой четверти XIX века возникли тайные общества (например, декабристы), которые ставили своей целью реформирование России, вплоть до свержения самодержавия и отмены крепостного права.

- Ограниченное влияние на государственную политику: Несмотря на рост либеральных настроений, они не имели существенного влияния на официальную государственную политику в первой половине XIX века. Правительство Николая I жестко подавляло любые проявления оппозиции.

6. Внешнеполитические факторы и их влияние на внутреннее развитие:

- Отечественная война 1812 года: Победа в войне с Наполеоном способствовала росту национального самосознания и оживлению общественной мысли. Однако она также привела к усилению консервативных тенденций в правительстве, опасавшемся распространения революционных идей из Европы.

- Участие в европейских делах: Активное участие России в европейской политике, в том числе в подавлении революционных движений, способствовало укреплению консервативного курса внутри страны.

Общий вывод:

Первая половина XIX века в России – это период глубокого внутреннего кризиса, вызванного несовместимостью феодальных пережитков (в первую очередь крепостного права) с зарождающимися капиталистическими отношениями. Государство и право отражали эти противоречия: с одной стороны, предпринимались попытки модернизации и кодификации, с другой – сохранялись архаичные, сословные и крепостнические нормы. Самодержавие, стремясь сохранить свою власть, проводило консервативную политику, подавляя любые попытки радикальных перемен, но при этом не могло остановить объективные процессы экономического и социального развития, которые неизбежно вели к необходимости отмены крепостного права и дальнейшей трансформации государственного и правового строя. Этот период заложил основу для будущих, более масштабных реформ, прежде всего – отмены крепостного права в 1861 году.

 

III.         Заключительная часть лекции и закрепление нового материала:

1. Охарактеризуйте правовое положение основных сословий Российской империи в 1-й половине XIX в.

2. Какие министерства были образованы в соответствии с Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г.?

3. Какими полномочиями обладал Комитет министров?

4. Когда был образован Государственный совет и какие вопросы были отнесены к его ведению?

5. Назовите структуру и компетенцию Собственной его императорского величества канцелярии.

6. Какие изменения произошли в системе судебных органов в России в 1-й половине XIX в.?

7. Что было характерно для судебного процесса в 1 -й половине XIX в.?

8. Почему попытка кодификации российского законодательства в 1-й половине XIX в. оказалась успешной?

9. Охарактеризуйте гражданское, наследственное и семейное право по «Своду законов Российской империи».

10. Назовите основные виды преступлений и наказаний в соответствии с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных».

 

Домашнее задание: 159- 189 страницы.

 

История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий