среда, 22 октября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ИГПР. Лекция № 10 Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917). – 2 часа

 

Лекция № 10

Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917). – 2 часа

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Фронтальная работа.

Цели:

Образовательная:

• знать структуру и компетенцию Временного правительства; особенности его функционирования в период двоевластия;

Развивающая:

• уметь осуществлять анализ деятельности центральных и местных органов власти России (февраль — октябрь 1917 г.); характеризовать изменения в развитии права;

• владеть навыками историко-правового анализа внутренней и правовой политики Временного правительства в период двоевластия и буржуазной диктатуры.

Материально-техническое обеспечение: доска, учебник, мультимедиа-проектор.

Источники:

1.                 История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.

2.                 Кузнецов И.Н. История государства и права России (5-е издание) [Электронный ресурс] / И.Н. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2016. — 695 c. — 978-5-394-02265-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60417.htm

3.                 Бабенко В.Н. История отечественного государства и права : учебник /  В .Н . Бабенко; РПА Минюста России. — М.: Ю СТИЦИЯ, 2016. — 380 с. — (Бакалавриат и специалитет).

4.                 Овчинников А.И. История государства и права России: с древних времен до октября 1917 года: учебник / Овчинников А.И., Ларионов А.Н. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. — 264 c. — ISBN 978-5-9275-4179-9. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129096.html

 

Структура урока:

I.               Введение в урок.

 

Актуализация опорных знаний

Вопросы для проверки

1. Назовите особенности политического и социально-экономического развития России конца XIX — начала XX в.

2. Каким образом изменилось правовое положение основных сословий?

3. Какие изменения были характерны для буржуазии и рабочего класса?

4. Охарактеризуйте основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина.

5. Когда была образована Государственная дума и каков был порядок ее формирования?

6. Какие изменения были внесены в структуру, порядок формирования и компетенцию Государственного Совета?

7. Как изменился статус Совета министров России?

8. Дайте краткую характеристику «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г.

9. Какие изменения вносились в деятельность судебных и карательных органов в период революции 1905—1907 гг. и в годы Первой мировой войны?

10. Охарактеризуйте структуру и полномочия Особых совещаний.

11. Какие изменения были внесены в уголовное и процессуальное право в годы Первой мировой войны?

 

II. Основная часть урока.

Вопросы:

1.      Государственный аппарат после Февральской революции.

2.      Временное правительство между Февралем и Октябрем 1917 г.

 

1.    Государственный аппарат после Февральской революции.

1.1.       Советское государство и его особенности

 

Советское государство можно охарактеризовать как особую разновидность республиканской формы правления, где основой власти служили представительные органы – советы. Эти советы обладали всей полнотой государственной власти. Советская система не была статичной и в течение своего существования претерпела существенные изменения.

На начальном этапе ее формирования выделялись следующие отличительные черты: выборность представителей с возможностью их отзыва избирателями; организация советов по территориально-производственному, а позднее по административно-территориальному принципу; включение в систему элементов судебной власти; применение классового подхода; построение системы на многоуровневой основе с проведением съездов советов в различных административно-территориальных единицах; сочетание периодической работы советов и их съездов с постоянным функционированием исполнительных органов (президиумов и исполкомов); подчинение всех государственных управленческих структур советам; а также привлечение к работе советов как партийных, так и беспартийных граждан, разделяющих принципы советской власти.

 

 

27 февраля 1917 года Петроград стал эпицентром событий, которые навсегда изменили судьбу России. Февральская революция, начавшаяся спонтанными выступлениями рабочих и солдат, стремительно набирала обороты, парализуя государственный механизм.

Император Николай II, находясь в ставке на фоне Первой мировой войны, отдавал всё более отчаянные приказы, стремясь подавить нарастающее недовольство. В тот же день, 27 февраля, он подписал указ о роспуске Государственной Думы – последняя попытка сохранить шаткое равновесие власти.

Однако Дума, несмотря на указ, провела заседание, где было принято судьбоносное решение о создании Временного комитета Государственной Думы – своего рода правительства в условиях надвигающегося краха монархии. Это был важный шаг, демонстрирующий готовность элиты приспосабливаться к меняющейся ситуации. Члены Временного комитета, понимая серьезность момента, старались действовать быстро и решительно. Они установили контакты с представителями Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – новой, влиятельной силы, возникшей на волне революционных событий. Совет, представлявший интересы рабочих и солдат, являлся символом радикальных перемен, стремящихся к демократизации общества и окончанию войны. Совместные действия Временного комитета и Совета стали ключевым фактором для дальнейшего развития событий.

Положение императора становилось всё более безнадёжным. Получив сообщения о масштабе революционных выступлений и не имея сил для их подавления, Николай II 2 марта 1917 года принял решение о отречении от престола. Символично, что он передал власть своему брату, великому князю Михаилу Александровичу. Однако Михаил Александрович, оценив ситуацию, на следующий день отказался от престола, понимая бесполезность попыток восстановить монархию в условиях общественного бунта. Это означало окончательное падение самодержавия в России, завершив века правления Романовых.

После отречения Николая II начались интенсивные переговоры между Временным комитетом Государственной Думы и Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов с целью формирования нового правительства. Было важно найти баланс между либеральными настроениями Думы и радикальными требованиями Совета. В итоге, 2 марта 1917 года было сформировано Временное правительство. Его главой и министром внутренних дел стал князь Георгий Евсеевич Львов – фигура, стремившаяся к установлению конституционной монархии, хотя реальность уже сделала это невозможным. Временное правительство было объявлено высшим исполнительным органом России до созыва Учредительного собрания – планировалось, что это собрание определит будущее государственное устройство.

Однако, на первом этапе Временное правительство действовало под значительным давлением Временного комитета Государственной Думы, что свидетельствовало о сложном распределении власти и о непростом сотрудничестве разных политических сил. Временное правительство вынуждено было проводить свои заседания совместно с Временным комитетом до мая 1917 года, что подчеркивает нестабильность и хрупкость новой власти, и неизбежные конфликты между разными группировками. Февральская революция стала лишь началом бурного периода в истории России, приведя к кардинальным переменам и трагическим последствиям.

Одновременно Исполком Петроградского Совета предъявил Временному правительству перечень неотложных задач:

 

1.          для лиц, заключенных по политическим мотивам; объявить о предоставлении политических свобод;

2.          обеспечить проведение демократических выборов и созыв Учредительного собрания;

3.          упразднить прежние полицейские структуры и заменить их народной милицией, находящейся в подчинении местных органов власти;

4.          создать органы местного самоуправления путем проведения демократических выборов;

5.          ликвидировать все ограничения, связанные с сословной принадлежностью, национальностью и вероисповеданием.

В итоге сформировалось двоевластие, что означало наличие двух фактически действующих центров власти в стране.

Первый центр – Временное правительство, которому подчинялись структуры местного управления, такие как уездные и губернские комиссары, земские органы, городские думы и управы.

 Второй центр – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, чью власть поддерживали советы на всех уровнях: губернские, городские, уездные и волостные.

Это положение создавало крайне нестабильную и противоречивую ситуацию, где каждый из центров претендовал на полноту власти, но при этом был вынужден считаться с существованием другого. Временное правительство, опираясь на остатки старой государственности и формальную легитимность, стремилось сохранить порядок и продолжить войну, в то время как Советы, обладая реальной поддержкой масс и контролируя вооруженные силы, выступали за радикальные перемены и немедленное прекращение боевых действий. Такое переплетение полномочий и отсутствие четкого разграничения сфер влияния неизбежно вело к конфликтам, параличу управления и дальнейшему углублению политического кризиса в стране.

Февральская революция 1917 года ознаменовалась не только падением самодержавия, но и возникновением совершенно новой политической реальности – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эта уникальная структура, по замыслу Владимира Ильича Ленина, должна была стать фундаментом будущего социалистического государства. Советы, основанные на принципах выборности, коллегиальности, подотчетности перед народом и сменяемости состава, представляли собой, по замыслу их создателей, демократический инструмент власти, непосредственно выражающий волю трудящихся. Депутаты избирались на основе территориального принципа, а их решения принимались коллегиально, что предполагало широкое обсуждение и учет различных мнений. Постоянное взаимодействие с избирателями, а также возможность смены депутатов должны были обеспечивать тесную связь Советов с населением и предотвращать произвол.

Однако, несмотря на демократический потенциал Советов, реальность периода двоевластия оказалась значительно сложнее. Две политические силы – Советы и Временное правительство – претендовали на власть, представляя интересы совершенно противоположных социальных групп. Временное правительство, составленное преимущественно из представителей партии кадетов (конституционных демократов), было ориентировано на интересы буржуазии и крупных землевладельцев. Его члены, получившие полномочия законодательной и исполнительной власти, фактически выполняли и функции главы государства, что создавало дисбаланс в политической системе. Этот дисбаланс усиливался отсутствием четко определённых функций и полномочий у Исполкома Петроградского Совета, который, несмотря на обладание значительным влиянием, не имел легитимности, сравнимой с Временным правительством.

 В период с 2 марта по 25 октября 1917 года сменилось четыре состава Временного правительства, что свидетельствует о его нестабильности и неспособности эффективно управлять страной. Временное правительство, унаследовавшее от царизма сложнейшие проблемы – участие России в Первой мировой войне, аграрный вопрос, необходимость изменения государственного устройства и борьбы с голодом и разрухой, – не смогло предложить адекватных решений, удовлетворяющих чаяния широких масс населения. Его действия, направленные преимущественно на удовлетворение интересов буржуазии, привели к нарастанию недовольства среди рабочих, крестьян и солдат. Так, решение продолжить участие в войне, принятое Временным правительством вопреки обещаниям, данным Исполкому Петроградского Совета, вызвало массовое возмущение. Аграрный вопрос, являвшийся одним из самых острых в стране, по сути, игнорировался правительством, что только усугубляло социально-политическую напряженность.

Борьба с самовольными захватами земли крестьянами проводилась правительством крайне неэффективно и только усиливала недоверие к нему со стороны сельских жителей. Политические свободы, декларированные Временным правительством, оставались для большинства населения лишь декларацией, не подкрепленной реальными действиями. В итоге, неспособность Временного правительства разрешить насущные проблемы и его пробуржуазная направленность привели к Октябрьской революции и свержению Временного правительства.

Этот период двоевластия, характеризовавшийся борьбой за власть между Советами и Временным правительством, стал важным этапом в истории России, предшествовавшим радикальным переменам в общественно-политической жизни страны. Он ярко демонстрирует противоречивость и сложность переходного периода от самодержавия к новому общественному строю.

В марте 1917 года было сформировано новое ведомство – Чрезвычайная следственная комиссия при Министерстве юстиции, ответственная за расследование противоправных действий бывших министров и высших государственных деятелей.

К маю 1917 года Временное правительство начало дистанцироваться от Временного комитета Государственной думы и усиливать контроль над Советами. Параллельно с этим, старые институты царской власти, такие как Сенат и министерства с их обширным чиновничьим аппаратом, продолжали свою деятельность. Сохраняли свою работу и Особые совещания, созданные предыдущим правительством для решения вопросов снабжения армии и флота.

В мае 1917 года Временное правительство предприняло шаги по реорганизации государственного аппарата, создав ряд новых министерств и ведомств. Для решения вопросов, связанных с трудовыми отношениями, было учреждено Министерство труда. Разработкой общих экономических планов занялся Экономический совет.

В сфере религии, вместо упраздненного Синода, было образовано Министерство вероисповеданий. Параллельно с этим, были ликвидированы корпус жандармов и департамент полиции Министерства внутренних дел. Их функции были переданы Главному управлению по делам милиции, которое руководило органами народной милиции.

Еще в марте того же года было сформировано Юридическое совещание, в которое вошли виднейшие юристы России. Основными задачами совещания были подготовка законопроектов, предоставление заключений по юридическим вопросам, а также устранение противоречий в законодательстве и обеспечение его единообразия, что подчеркивает его значимость в законотворческой деятельности правительства.

Февральская революция 1917 года привела к реорганизации судебной системы, которая теперь состояла из Сената, судебных палат (с упразднением сословных представителей), окружных судов, а также мировых судей и их съездов (с расширенной компетенцией). В марте 1917 года были учреждены временные суды в Петрограде, призванные рассматривать малозначительные дела с участием профессионального судьи и представителей армии и рабочих.

Однако эти временные органы просуществовали недолго и были ликвидированы после июльских событий. В том же марте был создан Высший дисциплинарный суд для управления кадрами и организацией в сфере юстиции. В мае 1917 года закон "О временном устройстве местного суда" расширил штат мировых судов, добавив участковых и добавочных судей. В этот период также активизировалась административная юстиция: в уездах заработали административные суды, а в губерниях при окружных судах были образованы соответствующие отделения. Кроме того, первый департамент Сената взял на себя административно-судебные функции.

В июле 1917 года в Петрограде было учреждено Управление уголовного розыска, чья деятельность находилась под надзором прокуроров окружного суда и судебной палаты. Дела, касающиеся разрешения конфликтов между государственными органами и общественными организациями, относились к компетенции органов административной юстиции.

 Эти шаги демонстрируют, что Временное правительство внесло лишь поверхностные изменения в судебную систему, унаследованную от царской России, отложив ее глубокую трансформацию до Октябрьской революции. Параллельно проводилась реформа полиции: вместо прежних полицейских и жандармских учреждений были созданы земская и городская милиция, подчиненные Главному управлению по делам милиции. Финансирование и управление местными подразделениями милиции возлагалось на органы местного самоуправления. Интересно, что бывшие офицеры полиции и жандармерии были включены в состав воинских подразделений, что позволяло использовать их в случае массовых выступлений. Железнодорожные жандармские подразделения, в свою очередь, не претерпели структурных изменений, лишь сменив название на железнодорожную стражу.

Решение Министерства внутренних дел о наборе в милицию офицеров с опытом работы от 4 до 10 лет указывало на двойную цель Временного правительства: сохранить лояльный офицерский состав бывших силовых структур и ограничить влияние левых партий в правоохранительных органах. Комиссары Временного правительства получили значительные полномочия, позволяющие им направлять милицию для борьбы с народными волнениями. Тем не менее, их контроль не был абсолютным: в некоторых регионах продолжали существовать самоорганизованные отряды рабочей и крестьянской милиции, не подчинявшиеся центральной власти. В то же время, Временное правительство активно реформировало местное самоуправление, ликвидировав старые административные должности и передав их функции своим комиссарам. Однако это привело к столкновению интересов: комиссары и местные органы власти боролись за первенство в управлении. Вследствие этого, начался неконтролируемый процесс смены комиссаров, когда представителей крупной буржуазии стали заменять выходцы из мелкой буржуазии.

Особое совещание, занимавшееся подготовкой реформ местного управления, представило новый проект "Временного положения о земских учреждениях", который получил одобрение в мае 1917 года. Это положение ознаменовало собой значительное расширение компетенции земских органов самоуправления по сравнению с предыдущим "Городовым положением" 1890 года.

 Ключевым изменением стало введение земских учреждений в тех регионах, где они ранее не существовали, а именно в северных губерниях, Средней Азии и Сибири. Общее руководство и контроль за деятельностью земских органов возлагались на Всероссийский земский союз, в то время как городские думы и управы находились под надзором Совета дум.

Следует отметить, что с марта 1917 года во многих губерниях и уездах также начали формироваться комитеты общественной безопасности и гражданские комитеты. Эти новые органы власти формировались преимущественно из представителей мелкой буржуазии, с очень ограниченным представительством Советов рабочих и солдатских депутатов.

Согласно решению Временного правительства от 15 марта 1917 года, функции руководства комитетами общественной безопасности были возложены на губернские исполнительные комитеты.

Весной 1917 года Временное правительство стремилось централизовать управление на местах и уменьшить влияние неформальных структур. В апреле было прекращено финансирование комитетов общественной безопасности и других местных органов, сформированных без правительственного одобрения и находившихся под сильным влиянием Советов.

В мае был введен новый порядок волостного управления: закон «О волостном земстве» предписывал ликвидацию всех иных волостных органов, не соответствующих его положениям. Функции исполнительного органа волостного земства перешли к волостной управе, которая заменила прежние волостные правления и старшин. В обязанности управы входило информирование граждан, выдача документов и контроль за исполнением воинской повинности. Для достижения единообразия и снижения влияния Советов, в июле-августе 1917 года были организованы выборы в местные органы самоуправления. Состав этих органов в основном формировался из бывших чиновников царской администрации, а также включал значительное число представителей буржуазных партий.

К концу августа 1917 года, хотя местное самоуправление формально состояло из представителей кадетов, эсеров и меньшевиков, фактическая власть на местах оказалась сосредоточена в Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, где ведущую роль играли большевики. Июльские протесты в Петрограде, организованные большевиками, и мятеж Корнилова напоследок августа завершили эпоху двоевластия. Эти события, хотя и способствовали укреплению личной власти Керенского, не смогли предотвратить распад страны.

К началу сентября Временное правительство утратило контроль над значительной частью российских территорий, а на окраинах начали возникать национальные и региональные правительства, стремящиеся к автономии. 1 сентября Россия была провозглашена республикой. Попытки улучшить ситуацию с помощью создания Демократического совета республики (предпарламента) и формирования нового правительства Керенского с участием кадетов оказались неудачными. Предпарламент, который начал свою работу 7 октября, был лишь консультативным органом, а Временное правительство полностью утратило поддержку всех политических объединений. Ожидания конституционных демократов на прекращение революции через выборы в Учредительное собрание были подорваны растущим влиянием большевиков в Советах, что вынудило отложить выборы и созыв Учредительного собрания до завершения Первой мировой войны.

 

2.    Законодательная политика Временного правительства (март — октябрь 1917 г.).

Политическая ясность Временного правительства России после Февральской революции 1917 года была омрачена отсутствием четкой идеи о том, как должны проходить государственные и правовые изменения.

Несмотря на предпринятые меры по упразднению наиболее проблемных институтов Российской империи, таких как отмена "Основных государственных законов" 1906 года, которые подтверждали абсолютную власть и привилегии царской семьи, это не означало полного отказа от юридического наследия, существовавшего до революции. Судебная система продолжала базироваться на Судебных уставах 1864 года, а уголовное законодательство оставалось под влиянием Уголовного уложения 1903 года.

Более того, Юридическое совещание, созданное в марте 1917 года, настаивало на необходимости сохранить множество законов, объясняя это желанием поддержать преемственность правовой традиции и наследие юридической практики дореволюционного времени.

В сложившихся обстоятельствах Временное правительство оказалось перед необходимостью внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных актов. В частности, были изданы законы, закрепляющие политические свободы, включая свободу слова, печати, собраний и демонстраций. Было подготовлено "Положение о выборах в Учредительное собрание", которое базировалось на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права.

Кроме того, для обеспечения единообразия и повышения эффективности деятельности местных органов власти в новых условиях, в мае 1917 года были приняты "Временное положение о земских учреждениях" и закон "О волостном земстве".

Правовая политика Временного правительства продемонстрировала свою непоследовательность, что видно из следующих законодательных актов. Сначала, 12 марта 1917 года, под давлением революционно настроенных масс была отменена смертная казнь, но уже 12 июля 1917 года она была вновь введена на фронте.

В начале июля 1917 года, в период репрессий против большевиков, были внесены дополнения в Уголовное уложение 1903 года. Эти изменения расширили ответственность, включив в нее не только попытки свержения верховной власти, но и препятствование ее осуществлению, что позволяло инкриминировать участие в уголовном преступлении практически любому демонстранту. Далее, 19 июля 1917 года, было установлено уголовное наказание за забастовки на железнодорожном транспорте, а 4 августа – закон, значительно усиливающий уголовную ответственность за попытки насильственного свержения Временного правительства.

Реформы правовой системы России после Февральской революции 1917 года оказались не столь значительными. Временное правительство лишь оформило уже фактически полученные народом демократические права и свободы, а также внесло некоторые изменения в законы, касающиеся местных органов власти.

Таким образом, главным итогом Февральской революции стало свержение монархии. Тем не менее, Временное правительство не смогло решить фундаментальные проблемы, которые ставила перед собой буржуазно-демократическая революция. Углубление кризисов в политике, экономике и обществе стало предвестником последующей революции.

Период между Февральской и Октябрьской революциями логически подразделяется на два этапа, характеризовавших особенности государственного устройства:

1) двоевластие (март — начало июля 1917 г.);

2) буржуазная диктатура (июль — октябрь 1917г.).

Начальный этап характеризовался параллельным существованием двух властей: Временного правительства, которое стремилось адаптировать существующий государственный аппарат, упраздняя старые и создавая новые структуры, и Исполкома Петроградского Совета, обладавшего значительной народной поддержкой и вынуждавшего правительство согласовывать с ним свои решения.

Затем Временное правительство установило свою единоличную власть. Результаты выборов в органы местного самоуправления показали преобладание меньшевиков и эсеров. Попытки усилить личную власть председателя правительства Керенского и провозглашение России республикой 1 сентября 1917 года не смогли предотвратить децентрализацию и образование национальных федераций на окраинах.

К осени 1917 года существовала реальная угроза территориальной целостности России. В законодательной сфере существенных сдвигов не наблюдалось, однако к концу сентября – началу октября Юридическое совещание разработало ряд законопроектов, имевших конституционный характер. Эти проекты предполагали создание исполнительной власти при будущих Учредительном собрании, избрание временного президента и определение конституционного устройства страны. Однако эти начинания были сорваны Октябрьской революцией.

 

Основные выводы

1. Усиление позиций буржуазии, активизация рабочего движения, рост недовольства крестьянства, нежелание императора идти на уступки общественности и неудачи в русско-японской войне ускорили наступление революции 1905–1907 гг. В условиях революции император был вынужден пойти на ограничение собственных полномочий и предоставление населению гражданских прав и свобод.

2. Основные законы 23 апреля 1906 г. оставляли за императором значительные полномочия, но законодательную власть он делил с Государственной Думой и Государственным советом.

3. Государственная дума являлась законодательным органом. Она избиралась на пять лет. Выборы в Думу были не всеобщими, не прямыми и не равными. Депутаты в период сессий обладали неприкосновенностью.

4. Законопроекты вносились в Думу министрами, комиссиями депутатов Думы и Государственным советом. Законопроект обсуждался и принимался Государственной думой, утверждался Государственным советом и подписывался императором. После этого он становился законом.

5. I и II Государственные Думы были распущены, так как в них преобладали кадеты и левые партии, не желавшие идти на соглашение с правительством. В III и IV Думах большинство было в руках проправительственных сил правых, русских националистов и октябристов.

6. С целью создания опоры самодержавию в лице зажиточного крестьянства П. А. Столыпин провел аграрную реформу. Крестьяне получили право свободно выходить из общины. Было организовано массовое переселение крестьян за Урал. Важным итогом реформы стало уравнивание прав крестьян с другими бывшими податными сословиями.

7. В конце февраля 1917 г. в Петрограде произошли массовые выступления рабочих, поддержанные частями Петроградского гарнизона. После отречения Николая II от престола власть в стране перешла к Временному правительству.

8. С марта по июль 1917 г. Временное правительство вынуждено было делить власть с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, созданным представителями социалистических партий и опиравшимся на поддержку рабочих и солдат. После попытки организации июльского восстания двоевластие было устранено, и вся власть сосредоточилась в руках Временного правительства.

9. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Происходит созыв Демократического Совещания из представителей Советов, кооперативов, земского движения и армейских организаций. На совещании формируется Временный Совет Республики Предпарламент.

 

III.        Заключительная часть урока и закрепление нового материала:

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте особенности функционирования Временного правительства в марте-мае 1917 г.

2. Как вы понимаете двоевластие?

3. Назовите новые органы местного управления, возникшие после Февральской революции.

4. Какие изменения произошли в системе правоохранительных и судебных органов?

5. Какие полномочия были предоставлены Чрезвычайной следственной комиссии?

6. Охарактеризуйте деятельность Юридического совещания

 

Вопросы для дискуссии

1. Можно ли считать Основные государственные законы конституцией?

2. Возможно ли было сделать выборы в Государственную Думу всеобщими, прямыми и равными?

3. Можно ли считать аграрную реформу П.А. Столыпина удачной?

4. Произошла бы Октябрьская революция, если бы Временное правительство смогло решить вопросы о мире и о земле? Ответ обоснуйте.

5. Какая, по вашему мнению, форма правления являлась наиболее подходящей для России в период после февраля 1917 г.? Ответ обоснуйте.

6. Оцените политику Временного правительства в сфере прав и свобод человека. Какие еще меры следовало предпринять?

7. Выразите ваше отношение к отмене смертной казни. Ответ обоснуйте.

 

 

Домашнее задание: История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.   Том – 2  (35-56 стр).

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий