Лекция № 7
Функции
государства
Цель: создать условия для осознания и
осмысления блока новой информации, ее закрепления и применения в практической
деятельности средствами проблемного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- способствовать формированию понятий: функции
государства, правотворческая, правообеспечительная, правоохранительная,
внутренние и внешние функции государства;
- способствовать развитию мышления при работе с
текстом;
- давать характеристику внутренних и внешних
функций государства;
- анализировать текст;
- выделять основные факторы, определяющие
направления деятельности государства.
Развивающие:
- способствовать развитию мышления при работе с
текстом;
- формировать умения: выделять главное,
систематизировать, классифицировать, аргументировать;
Воспитательные – создать условия для:
- культуры общения
- ответственности за результат своей работы
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа с рабочим листом).
Средства обучения:
Источники:
1.
А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и права.
Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. от 23-45 страницы
2.
Долгих Ф.И. Теория государства и права: учебник Ф. И.
Долгих. – Москва: Университет
«Синергия», 2023. – 464 с. – DOI: 10.37791/978-5.
3.
Карташов,
В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для учащихся колледжей / В.
Н. Карташов — Москва: Директ-Медиа, 2023. — 260 с.
4.
Цечоев
В. К. Теория государства и права: Учебник / В. К. Цечоев, А. Р. Швандерова. —
М.: Прометей, 2021. — 330 с.
Ход урока
|
Деятельность студентов |
Деятельность
студентов |
||||||
|
1. Организационный момент |
|||||||
|
Приветствие
учащихся, определение готовности учащихся к работе: проверить готовность
рабочего места, наличие рабочего листа у каждого. |
Проверяют
свое рабочее место. |
||||||
|
2.
Целеполагание и мотивация |
|||||||
|
Предлагает
прочитать эпиграф: «…власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть
на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества». |
Читают
эпиграф, отвечают на поставленные вопросы (выполняют задание 1 рабочего
листа). |
||||||
|
Предлагает
учащимся выполнить задание 2 (определить о каком понятии идёт речь). |
Учащиеся
высказывают свои предположения. |
||||||
|
–
Действительно, речь сегодня пойдёт о функциях государства. |
Ученики
читают представленный текст, отвечают на поставленный вопрос (речь идёт о
таком понятии как «функция») |
||||||
|
После чего
учитель предлагает устно озвучить свои цели |
Записывают
тему. |
||||||
|
3.
Актуализация знаний и умений |
|||||||
|
Предлагает
вспомнить основные функции государства, которые уже известны ученикам |
Называют
основные функции |
||||||
|
4.
Изучение нового материала |
|||||||
|
1)
Предлагает ученикам прочитать справочный материал и поработать с текстом.
Задание 3. |
Работают с
текстом: |
||||||
|
2) Для
того, чтобы понять какие формы осуществления функций государства существуют,
ученики должны выполнить задание 4: |
Озвучивают
вопросы |
||||||
|
Проверяет
готовность учащихся к ответу, предлагает ответить на поставленный вопрос. |
Читают
текст, заполняют таблицу (один из учеников выполняет на доске) |
||||||
|
3)
Предлагает ученикам дополнив свои знания о внешних и внутренних функциях
государств, изобразить графически (с помощью кластера, схемы или таблицы и
т.д.) обобщённую модель функций государства.
|
Читают
текст, составляют схему, таблицу, кластер. (один из учеников выполняет на
доске) |
||||||
|
5.
Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации |
|||||||
|
Обращает
внимание учащихся на проблемный вопрос, который был задан в начале работы:
какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе и
почему? Учителю
необходимо подчеркнуть важность каждой функции государства, но при этом
отметить, что обеспечение правовой функции позволяет нормально
функционировать всем институтам политической системы, а также гарантировать
основные права и свободы граждан. |
Отвечают
на проблемный вопрос урока (устно). |
||||||
|
6.
Домашнее задание |
|||||||
|
Предлагает
выучить основные определения и подготовиться к устному опросу. |
Записывают
д/з в тетрадь |
||||||
|
7.
Подведение итогов урока. Рефлексия |
|
||||||
|
Предлагает
проанализировать деятельность и её результаты. |
Ученики
возвращаются к поставленным целям, определяют насколько они выполнены. |
||||||
Содержание
1. Функции государства: понятие и признаки
2. Критерии выделения функций государства
3. Основные функции государства
1. Функции государства: понятие и признаки
1) Под функциями государства
подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства;
его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер;
социальное направление деятельности внутри или вне государства. В функциях
государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи.
Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они
реализуются в воздействии на общественные отношения.
Современная трактовка
функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том,
что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные
начала. В зависимости от сферы проявления классовой сущности государства
различают функции внутренние и внешние.
Например, защита отечества
относится к числу важнейших функций государства, является делом всего народа.
Для защиты государства проводятся мероприятия по обеспечению безопасности и
повышению обороноспособности страны. Обязанности различных государственных
органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан определяются
Законом РФ «Об обороне». Под обороной понимается система политических,
экономических, военных, социальных мер по обеспечению готовности государства; к
защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и
суверенитета России. Основу обороны страны составляют ее Вооруженные Силы,
комплектование которых осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а
также на основе призыва граждан на действительную военную службу. Укрепление
обороноспособности страны направлено на обеспечение готовности государства, его
органов, иных субъектов на защиту Отечества. Воины России, ее народ на
протяжении всей многовековой истории ярко демонстрировали чудеса
самоотверженности, самопожертвования при защите Отечества.
Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых
раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в
важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При
осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения
и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в
законе;
- выполнение основных задач и целей государства на
данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности
государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию
государства.
2) Критерии выделения функций государства:
- в зависимости от их продолжительности — постоянные и временные;
от социальной значимости — для всего общества или для
отдельных его слоев, групп;
- в зависимости от значения — основные и второстепенные;
- от сфер их приложения — идеологические,
политические, экономические, социальные и др.;
- от форм их реализации — правоприменительные,
правоохранительные, правотворческие;
- на основании территориальной распространенности — в
масштабе федерации, ее субъекта, его административно-территориальной единицы,
конфедеративные;
- по принадлежности к виду государственной
деятельности: правотворческие (законодательные), управленческие (исполнительная
власть), судебные и др.
Однако самой распространенной
является классификация функций в зависимости от сферы общественной жизни, от
направления решаемых государством задач и целей — внутренние и внешние функции
государства.
Задача государства — это объективно возникшая перед государством и требующая оперативного
решения конкретная социальная проблема, связанная с целями государства,
закрепленная политическими и правовыми документами и предполагающая
определенную деятельность (функцию) по ее разрешению.
Безопасность общества — это состояние защищенности основных ценностей
общества, прав и свобод человека от противоправных посягательств. (Безопасность
общества складывается из: социальной справедливости, прав граждан и общества в
целом во взаимоотношениях с государством, режима законности, экономического
благополучия граждан, демократического плюрализма, гласности и открытости
общества и т.п.)
Безопасность личности (гражданина) — это составная часть безопасности общества,
базирующаяся на фундаментальных, естественных правах и свободах человека, на
законных интересах.
Безопасность государства — это состояние защищенности жизненно важных
интересов страны от внутренних и внешних угроз. Составными частями безопасности
государства являются конституционный порядок и политическая стабильность,
крепкая государственная власть и эффективная экономика, суверенитет,
территориальная целостность, нерушимость границ и др.
3) Функциям государства свойственно несколько общих
признаков:
1. Всегда имеют социальное содержание, отражают
сущность государства, его социальное назначение;
2. Носят комплексный характер, включают все аспекты
деятельности в определенной сфере (экономической, социальной, культурной или
политической), в связи с чем, не следует смешивать или отождествлять функции и
деятельность государства, либо функции государства и государственных органов;
3. Направленны на решение наиболее значимых социальных
задач, обусловленных определенным этапом развития государства;
4. Представляют собой административную
(управленческую) категорию, реализующуюся в определенных правовых формах.
Таким образом, функции
государства, это соответствующее историческому периоду основные направления
деятельности государства, отражающие его сущность. Охранительные: экология,
правопорядок.
Критерии классификации могут
быть различны. Функции жизненно необходимые для существования общества и
государства следует отнести к основным. Соответственно, функции, не относящиеся
к приоритетным направлениям деятельности на данном этапе – неосновные.
Соотношение основных и неосновных функций, как было указано выше, может
меняться.
В зависимости от времени
осуществления, функции делятся на постоянные и временные. По своей сути все
функции постоянные, но в некоторые периоды (военный конфликт, чрезвычайное
положение, катастрофа и др.) может возникать необходимость прибегнуть к
временным функциям для решения определенных задач.
Возможно так же говорить о
централизации и децентрализации функций государства. Централизация функций – не
только признак тоталитарного государства, но и подчас вынужденная мера,
связанная с решением глобальной проблемы, требующей мобилизации всех ресурсов
государства.
Вместе с тем, положительный
эффект от централизации может быть сопряжён с негативным моментом – ущемлением
интересов регионов государства или полноценной реализацией других функций.
Создание тонкого механизма, учитывающего преимущества центробежных и
центростремительных тенденций в распределении функций, – задача современного
правового государства.
По направлению деятельности
функции подразделяются на внутренние (предполагает государственное управление,
направленное на решения задач внутри страны) и внешних (предполагает
деятельность государства, как суверенного субъекта в международных отношениях)
функции.
По сфере деятельности к внутренним функциям
государства относятся:
1.
Политическая. Государство, как
центральный элемент политической системы, не только управляет и формирует её,
но и уравновешивает различные социальные интересы. Управляя политической
сферой, государство стремится и к самосохранению, обеспечивает внутренний
суверенитет путем укрепления механизма государственной власти, а также создает
нормативную и организационную основу для наиболее эффективной и качественной
деятельности государственных органов. Вместе с тем, государство обеспечивает
контрразведывательную деятельность и безопасность внутри страны для недопущения
социального конфликта или гражданской войны и поддержание стабильности.
2.
Правоохранительная. Создание системы
правоохранительных органов и ее модернизации в соответствии с задачами по
формированию правового сознания личности, обеспечению реализации прав человека
и охраны правового порядка в обществе. В правоохранительную функцию государства
входит не только решение текущих задач, но также и профилактика правонарушений
с целью их предупреждения, и пресечения. Формирование нормативной,
организационной, финансовой и технической основы для осуществления правосудия,
отвечающего действующим принципам судопроизводства государства.
3.
Экономическая. Прежде всего,
предполагает определение общего направления экономической политики государства
в соответствии с определенным уровнем экономики государства: от полного
контроля в условиях командно-административного хозяйствования и до
прогнозирования с целью определения наиболее оптимального развития страны в
условиях рыночной экономики и дальнейшего планирования государственных
мероприятий по поддержке наиболее перспективных отраслей национальной
экономики. Кроме того, государство напрямую управляет стратегически важными
отраслями и предприятиями (разработка нефтяных месторождений, предприятия
военно-промышленного комплекса и др.), а также осуществляет финансовый контроль
в целях экономической стабильности и безопасности страны. Грамотная налоговая
политика может оптимизировать экономическое и научно-техническое развитие
государства. Решение этих задач требует создания государственного аппарата,
способного осуществлять высокоэффективную экономическую политику.
4.
Социально-культурная. Реализация
социальной функции государства становится возможной при его обеспечении
средствами населения, призванных обеспечить достойные условия жизни для всех
слоев общества, пенсионное обеспечение, поддержку семьи, материнства и детства,
создания социальных, рекреационных и образовательных инфраструктур, а также
условий для свободного творческого развития в целях модернизации и создания
культурной среды общества. Поскольку государственный бюджет, как источник
социального обеспечения, формируется, по большей части за счёт средств
населения, взимаемых посредством налогов и иных обязательных платежей, государство
тем самым обязывает себя использовать средства налогоплательщиков наиболее
оптимальным способом.
5.
Экологическая. Непременным условием
выживания и дальнейшего существования человечества являются защита и
поддержание окружающей среды. Необходимость сохранения баланса естественной
среды предопределило включение экологической функции в число основных
внутренних и внешних функций государства. Требования, устанавливаемые
государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической
безопасности страны. Эффективность механизма защиты окружающей среды
определяется не только наличием природоохранного законодательства, но и
механизмом его реализации, реальной ответственностью и экологическим
воспитанием населения.
По сфере деятельности к внешним функциям государства
относятся:
1.
Внешнеполитическая функция призвана
решить несколько основных задач. Прежде всего, политическое, межгосударственное
сотрудничество направлено на поддержание мирного сосуществования государств и
предотвращение глобальных конфликтов. Немаловажную роль в этом процессе играют
международные организации универсального (Организация Объединённых Наций) и
регионального (НАТО) характера. ООН способствует не только поддержанию мирового
правопорядка, но и сотрудничеству государств во всех сферах. Создание
региональной организации направлено на поддержание мира в регионе, формирование
и защиту системы приоритетов государств, входящих в это объединение.
Ряд организаций призваны
координировать сотрудничество в определённой области (в социальной сфере –
Международная организация труда, в сфере использования воздушного пространства
– Международная организация гражданской авиации и др.). Многие из международных
организаций, изначально преследующие цель объединить усилия в определённой
области, в частности ЕС (Европейский Союз создавался как организация в сфере
экономического сотрудничества), на текущий момент дают повод дискутировать о
правом статусе этого образования. Расширение круга ведения позволяет
сторонникам концепции интеграционных образований относить ЕС к
квазигосударственным образованиям. Однако, наличие интеграционных процессов не
тождественно образованию государства.
Еще одна немаловажная задача
внешнеполитической деятельности – укрепление своего статуса на международной
арене и недопущение поглощения государственного суверенитета. Решение этих
задач реализуется посредством дипломатии, как официальной деятельности
представителей государств. Переговоры, дипломатическая переписка и деятельность
постоянных представительств государств, в том числе при международных
организациях, позволяют создать благоприятные условия для сотрудничества.
Обязательства, которые добровольно принимают на себя государства, находят свое
отражение в международных договорах. Внешнеполитической деятельности любого
государства сопутствует стремление пресечь воздействие враждебной ему идеологии
других государств, создание определённого образа своего государства,
позиционирование своих ценностей, т.е. экспортирование своей идеологии с целью
наиболее эффективной международно-правовой защиты своих интересов.
2.
Оборонно-военная. Государство
нуждается в укреплении и отстаивании своих территориальных позиций и в связи с
этим создает военно-оборонительный комплекс для противодействия вооруженному
вторжению или угрозы агрессии других государств. Нередко государства
консолидируются в военно-политической сфере для достижения общих военных целей,
как правило, мира на определенной территории. Решение этих задач предполагает
создание военно-оборонительных структур на своей территории и военных баз на
территории иностранных государств, проведение разведывательных мероприятий и
развитие военно-промышленного комплекса. Современный уровень межгосударственных
отношений отдаёт предпочтение сотрудничеству с целью обеспечению международной
безопасности и комплексу мер, направленных на ограничение вооружений государств
и военных блоков.
3.
Внешнеэкономическая. Развитие
торговли и производства неизбежно приводит к интеграции государств в мировую
экономическую систему.
4. Социально-культурная как одна из внешних функций государства предполагает,
в первую очередь, участие в международных организациях социально-культурной
направленности.
5.
Экологическая. Проблема эффективного
и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности
носит глобальный характер, так, как только межгосударственное сотрудничество
позволит найти способ ее решения и обеспечить поддержание экологического
баланса, необходимого для выживания всего человечества. Такие международные
организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ – занимающаяся
проблемой загрязнения атмосферы).
От видов функций следует
отличать формы их реализации, т.е. средства и методы осуществления основных
направлений деятельности государства. В таком качестве можно рассматривать три
вида деятельности: правоустанавливающую (деятельность по созданию правовых
норм), правореализующую (обеспечение эффективного и качественного применения
права, механизма реализации прав и исполнения обязанностей, соблюдения запретов)
и правозащитную (деятельность по охране установленного правопорядка и защите
прав и свобод). Названные формы принято объединять понятием – правовые. К
правовым формам также относятся – договорная, в тех сферах, где в основе
отношений лежит диспозитивный принцип (экономика, социальная сфера, юридические
услуги и др.). К неправовым формам относят – фактическую деятельность
государства по реализации его функций (организационная,
финансово-распределительная, техническая и др.).
Формы реализации функций
осуществляются с помощью приемов и способов, таких как убеждение, принуждение,
которые следует рассматривать как методы реализации функций.
Контрольные вопросы
1. Определение и признаки
функций государства.
2. Классовое и общесоциальное
в функциях государства.
3. Эволюционный путь развития
функций государства.
4. Причины изменения функций
государства.
5. Основные функции
государства на современном этапе.
6. Связь функций государства и
его сущности.
7. Механизм реализации функций
государства.
8. Формы и методы осуществления функций
государства.
9. Социально-экономическая
база, сущность, функции и форма современного Российского государства.
10. Основные внутренние
функции Российского государства в условиях рыночной экономики.
11. Основные внешние функции государства.
12. Взаимосвязь внешних и
внутренних функций государства.
13. Глобальные проблемы
человечества и роль государства в их разрешении.
14. Усложнение роли и задач
государства в ходе исторического развития общества.
Домашнее задание:
102-114 страницы
А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и
права. Учебник и практикум
для СПО Москва «Юрайт» 2019г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий