Семинарское занятие № 9
Административно-правовые методы, применяемые публичной
администрацией в Российской Федерации
1.
Понятие,
структура, характерные признаки административно-правовых методов, применяемых
публичной администрацией
Административно-правовые
методы публичной администрации — это система нормативно зафиксированных
типизированных способов и приёмов, которые обеспечивают исполнение
общеобязательных условий, дозволений, ограничений и запретов.
Структура
административно-правовых методов может быть разной в зависимости от разных
критериев, например.
По целевой направленности выделяют методы
административного регулирования (административно-распорядительные) и административно-охранительные
методы.
По характеру взаимодействия с участниками
административных правоотношений — административно-публичные (внешневластные) и
административно-служебные (внутриорганизационные и внутрисистемные) методы.
По кругу лиц, в отношении
которых применяется метод, выделяют нормативные и правоприменительные методы.
По характеру властного воздействия и
юридическим последствиям для физических лиц и организаций — метод
административного санкционирования, административного наблюдения, административного
арбитрирования и другие.
Характерные
признаки административно-правовых методов:
- используются
в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной
власти и их должностных лиц;
- определены
правом и закреплены в законодательных и иных нормативных актах, которые
определяют статус субъектов государственного управления;
- выражаются
в конкретных мерах воздействия на сознание и поведение людей в целях укрепления
законности и правопорядка в управляемой сфере.
2. Виды административно-правовых методов
Административно-правовые методы - это способы
реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного
воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты. Признаки
метода административной деятельности:
выражает управляющее воздействие органа государственной администрации на объект
государственного управления;
характеризует праксеологиченское и инструментальное содержание связей между
органом государственной администрации и объектов государственного управления;
представляет собой способ решения задач, стоящих перед исполнительной властью;
носит конкретно-практический характер;
облекается в одну из форм административной деятельности.
Виды По форме выражения:
- Правовые
- Посредством правовых норм регулируют внешнее управление общественными
отношениями.
-
Организационные - Осуществляют внутреннюю организацию системы.
По
административно-правовым признакам:
-
Нормативные - Действуют посредством правовых норм на неопределенный круг
субъектов.
-
Индивидуальные - Определяют правоотношения определенного круга субъектов.
По
управляющему воздействию:
-
Императивные - Действуют на основе норм права, имеющих императивный характер.
-
Уполномочивающие - Предоставляют возможность управляемому субъекту действовать
в пределах возможных полномочий.
-
Поощрительно-рекомендательные - Направлены на то, чтобы посредством применения
этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные
действия.
По форме решения :
-
Общие - Применяемые в равной степени ко всем субъектам административного права.
-
Коллегиальные - Применяемые на основе совместного решения ряда представителей
властных субъектов административного права.
- Единоначальные
- Осуществляются на основе единолично принятого решения.
По форме воздействия:
-
Идеологического воздействия - Связаны с использованием различного рода
призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других
идеологических средств группового воздействия. - Психологического воздействия
Различные организационно-психологические средства создают условия
психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и
выполнению каких-либо гражданских обязанностей.
-
Экономического воздействия Воздействуют посредством экономических норм
стимулирования.
-
Организационно-властного воздействия Уполномоченные государственные органы
властными действиями воздействуют на определенные общественные отношения.
По направленности:
-
Личные - К ним относится, например, административный арест за организацию либо
проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или
пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или
радиоактивных веществ, а также активное участие в таких акциях, если это
осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или
создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
-
Организационные - К ним относится, например, закрытие участка автомобильных
дорог на время проведения ремонтных работ, приостановление деятельности
организации в случае нарушения ими правил пожарной безопасности.
-
Имущественные К ним относится, в частности, наложение на виновное лицо
административного наказания в виде штрафа, конфискации.
Среди
разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной
власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения
и методы принуждения.
Метод убеждения - это воздействие
на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе
воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в
целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод
убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной
власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию
общественного сознания в необходимости должного поведения участников
управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных
государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов,
правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо
потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им
понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и
укрепления государственной дисциплины.
Убеждение - это процесс
последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие
элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание
интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют
различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение,
правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное
реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное
стимулирование. и т.д.
Вторым
методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые
уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают
установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило,
применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения - это психическое
или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не
желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к
должному поведению, путем применения специальных мер.
В
обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное,
экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое
и т.д.
Из
всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно - административное
принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве
случаев применяется органами государственного управления. Именно
административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов
административного права.
Административное
принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной
власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения
оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом
исполнительной власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения - заставить
конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться
от тех или иных действий.
Являясь
разновидностью государственного принуждения, административное принуждение
используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны
правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную
функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры
административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не
только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий