Лекция № 6
Форма государства
Содержание
учебного материала
1.
Понятие
и элементы формы государства. Форма правления, форма государственного
устройства, государственный (государственно-правовой) режим. Факторы, влияющие
на выбор формы государства.
2.
Монархическая
и республиканская формы правления. Нетипичные формы правления.
3.
Национально-государственное
и административно-территориальное устройство государства. Унитарное
государство. Империя. Федерация и ее виды. Конфедерация. Иные государственные и
межгосударственные образования.
4.
Государственный
(государственно-правовой) режим. Его виды. Авторитарный режим. Понятие и содержание демократии. Основные
институты демократического государства. Непосредственная и представительная
демократия.
5.
Соотношение
типа и формы государства.
6.
Форма
государства в России. Эволюция формы правления, формы государственного
устройства и политического (государственно-правового) режима в России на
современном этапе.
1.
Понятие и элементы
формы государства. Форма правления, форма государственного устройства, государственный
(государственно-правовой) режим. Факторы, влияющие на выбор формы государства
Форма
государства
- это способ организации политической власти в государстве, выражающийся в
характере политических взаимоотношений между населением и государством,
охватывающий политический режим, форму правления и форму государственного
устройства.
Объективная необходимость особой
организации государственной власти в каждой конкретной стране вытекает из
следующих обстоятельств:
а) любое государство расположено на
ограниченной территории земной поверхности, в пределах которой проживают его
граждане (подданные);
б) в целях реализации своего социального
назначения государство объективно вынуждено вести определенную
организационно-управленческую деятельность (финансово-экономическую, военную,
информационную и т.д.);
в) после прохождения определенного рубежа
численности населения и размеров территории вести эту деятельность только из
центра становится весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, а посему
у верховной государственной власти возникает необходимость разделить территорию
на определенные единицы (округа, области, земли, губернии, районы, уезды и
т.п.), организовать в этих территориальных единицах соответствующие органы
власти и, как следствие, провести разграничение полномочий между местной и
центральной властью.
Помимо количественных факторов
(численность населения, размер территории), на формирование необходимости
особой для каждой страны организации государственной власти существенное
влияние оказывали и продолжают оказывать качественные показатели населения,
такие как, например, национальный состав, концентрация производства, культура и
пр.
Элементы
формы государства:
Форма
правления
- элемент формы государства, который характеризует порядок формирования,
структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава
государства, парламент, правительство), а также установленный порядок
взаимоотношений между ними.
Форма государственно-территориального
устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру
государства и представляющий собой территориальную организацию государственной
власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Политический
(государственный) режим – элемент формы государства, представляет собой
систему методов, способов и средств осуществления политической власти в
государстве. Именно понятие политического режима является ключевым для
формирования представлений о системе власти в конкретном обществе в
определенный период исторического развития.
Форма
правления
- элемент формы государства, который характеризует порядок формирования,
структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава
государства, парламент, правительство), а также установленный порядок
взаимоотношений между ними.
По
форме правления государства делятся на:
- монархии - форма правления, при которой
власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы
государства – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.);
- республики - форма правления, при
которой государственная власть осуществляется через выборные и сменяемые
представительные органы.
2.
Монархическая и
республиканская формы правления. Нетипичные формы правления
Монархия
- это
форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в
руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, императора, шаха
и т.д.).
Признаки
монархии:
- существование единоличного носителя
верховной власти - монарха, который, как правило, пользуется этой властью
пожизненно;
- наследственный порядок преемственности
верховной власти;
- монарх представляет государство по
собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего
подчеркивается божественное происхождение монарха);
- отсутствие юридической ответственности
монарха как главы государства;
- бессрочный характер власти монарха.
Виды
монархий:
а) восточно-деспотические;
б) античные (рабовладельческие);
в) феодальные, которые в свою очередь
подразделяются на:
- раннефеодальные, отличавшиеся большой
степенью децентрализованности;
- сословно - представительные, в которых
власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным
представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом,
в Испании - кортесами и т.п.);
- абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в
которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие
государственные институты, как наемная армия (в России ее не было),
чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.;
д) буржуазные, в которых власть монарха
ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на:
- дуалистические, когда монарх сохраняет
всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров,
ответственных перед ним);
- парламентарные, когда монарх как глава
исполнительной власти ограничен в правах, а назначаемые им члены правительства
зависят от вотума доверия парламента (например, Япония, Испания,
Великобритания, Швеция).
Республика
-
форма правления, при которой государственная власть осуществляется через
выборные и сменяемые представительные органы.
Признаки
республики:
- выборность высших представительных
органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный
характер;
- наличие выборного на определенный срок
главы государства;
- производный характер государственной
власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а
по поручению суверенного народа;
- наличие возможности привлечения главы
государства к юридической ответственности (импичмент).
Классификация
республик:
а) по историческим периодам существования:
- античные (государства-полисы - Афины,
Спарта и др.);
- средневековые (феодальные), к числу
которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция,
Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская);
- буржуазные, когда республиканская форма
правления достигает своего расцвета, становясь способом политической
организации гражданского общества.
б) по способу формирования правительства:
- президентская республика, в которой президент
избирается независимо от парламента и одновременно является главой государства
и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его
деятельностью. В данной разновидности республики парламент не может вынести
вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент;
- парламентская республика, в которой
правительство формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно
перед ним. Парламент вправе выразить вотум недоверия как правительству в целом,
так и отдельному министру. Официально главой государства является президент,
избираемы либо парламентом, либо непосредственно населением, однако его
полномочия, как правило, ограничиваются представительскими функциями;
- смешанные республики (полупрезидентские,
полупарламентские), в которых и президент, и парламент избираются
непосредственно народом. Правительство, как правило, назначается президентом с
согласия парламента. Парламент вправе выносить правительству вотум недоверия, а
президент – смещать министров, а также распускать парламент в случаях,
установленных конституцией и законами.
3.
Национально-государственное
и административно-территориальное устройство государства. Унитарное
государство. Империя. Федерация и ее виды. Конфедерация. Иные государственные и
межгосударственные образования
Форма
государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства и представляющий собой территориальную
организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными
частями. По сути, с помощью данной категории определяется соотношение власти в
центре и на местах.
В современной юридической и политической
литературе обычно выделяются:
1)
простая форма государственного устройства - унитарные государства, представляющие
собой такую форму государственного устройства, при которой территория
государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы,
области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками
государственного суверенитета не обладают (Белоруссия, Украина, Австрия).
Унитарное
государство
Унитарное
(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством,
оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего
собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и
представительством в органах государства.
Признаки
унитарного государства
1. Один Основной Закон.
2. Единые в масштабе всей страны высшие
представительные, исполнительные и судебные органы.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Общая для всех
административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
7. Составные части унитарного государства
не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только
из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия),
сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания,
Китай, Украина, Никарагуа). Сложные
унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Унитарное государство может быть
многонациональным и однонациональным. Многонациональными унитарными
государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.
Однонациональными - Япония, Египет и т.д.
Федерация
Федерация - соединенное,
союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное
государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.
При этой форме государственного устройства
образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако
при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из
государственных образований - членов
федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и
т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые
имеют равноправные функции.
Признаки
федерации
1.
Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным
органам.
3. Компетенция между субъектами федерации
и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои
конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный (представительный)
орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая
интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей
страны).
В современном мире существует 25
федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты:
Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в
Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые
государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика),
отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов),
есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском
бассейне с населением 50 тыс. человек).
Существует несколько видов федеративных
государств:
- основанные на
национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и
смешанные);
- симметричные и асимметричные;
- договорные, учредительные и
конституционные.
Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен
принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как
правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия).
Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их
субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей,
но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется
французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в
Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское
меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).
Национальные
федерации.
Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по
национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким
образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и
Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии
и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных
противоречий и установления их сотрудничества.
Смешанная
федерация.
Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и
национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных
федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на
основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные
образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная
Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население
которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Симметричная
федерация. В идеале в юридически симметричной федерации
все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов
федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой
статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ
(эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к
субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения
составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести
– Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.
Ассиметричные
федерации.
Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению
(субъектов и не субъектов). В США помимо
штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские
острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые
пользуются правами штатов.
Договорные
федерации
создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных
образований, закрепленных в договоре (СССР, США).
Учредительные
федерации
возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций,
сами создают с своего состава собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета
(Российская Федерация).
Конституционные
федерации
создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в
Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона
парламента (реформирование в Индии в 1956 году).
Конфедерация
Конфедерация
—
это "государственный союз государств", каждое из которых обладает
государственным суверенитетом
Но этот союз не международно-правовой, а
именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд
направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя
торговля, таможенное дело и т. д.).
При конфедерации центр тяжести
государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в
конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными
государствами. Ограничение их
суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом
их добровольного объединения.
Признаки
конфедерации
1. Конфедерация является союзом суверенных
государств, объединившихся для достижения определенных целей.
2. Конфедерация - непрочное, как правило,
временное образование.
3. Отсутствие единой территории (конфедерация
состоит из территорий государств, то есть ее членов).
4. Отсутствие единого гражданства.
5. Право свободного выхода субъектов из
конфедерации.
6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных
взносов ее членов.
7. В предмет ведения конфедерации входит
незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).
8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов
конфедерации.
Исторические факты подтверждают то
обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный
характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная
Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и
Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право
сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться
решениям союзных властей).
В последние десятилетия в мире возникает
множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения
государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз,
который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления
интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону
конфедерации.
После распада СССР на его геополитическом
пространстве возникло СНГ. Сегодня в
Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных
республик. Еще одним примером
надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее
из Англии и ее бывших колоний. Оно
образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской
империи.
Империя – это
насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в
результате иного вида давления, например, экономического.
Содружество – организованное
объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных
степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура,
религия.
Сообщество – межгосударственное
образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на
усиление интернациональных связей государств-членов.
Союз
–
разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на
политические, экономические или государственные цели, объединенный единым
органом власти.
Автономия
–
это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся
географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине,
Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).
Унитарные государства
бывают централизованными и децентрализованными;
2)
сложная форма государственного устройства, к которой относятся:
а)
федеративные
государства, представляющие собой добровольное объединение нескольких ранее
самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство (Россия,
США, ФРГ). Федерации, в свою очередь, делятся на национальные и
территориальные;
б)
конфедерации
– это временные союзы государств, образуемые для достижения определенных целей
(экономических, военных, политических и др.), пpи котоpом госyдаpства,
обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость и
самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные оpганы
госyдаpственной власти, yпpавления и правосудия (Швейцария).
в)
союзы,
содружества и иные подобные формы государственного (территориального) устройства
(СНГ, Европейский союз).
4. Государственный (государственно-правовой)
режим. Его виды. Авторитарный режим. Понятие
и содержание демократии. Основные институты демократического государства.
Непосредственная и представительная демократия.
Политический
(государственный) режим – элемент формы государства, представляет собой систему
методов, способов и средств осуществления политической власти в государстве.
Именно понятие политического режима является ключевым для формирования
представлений о системе власти в конкретном обществе в определенный период
исторического развития.
Понятие «политический режим» включает в
себя следующие признаки:
- степень участия народа в механизмах
формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
- соотношение прав и свобод человека и
гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
- характеристику реальных механизмов
осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно
народом;
- положение средств массовой информации,
степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
- место и роль негосударственных структур
в политической системе общества; соотношение между законодательной и
исполнительной ветвями власти;
- тип политического поведения; характер
политического лидерства;
- доминирование определенных методов
(убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
- политическое и юридическое положение и
роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция и т.д.);
- меру политического плюрализма, в том
числе многопартийности.
Виды
политических режимов:
1)
Демократический режим
- это способ функционирования политической системы государства, организации
общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти,
на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и
наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод;
2)
Тоталитарный режим
– это такой политический режим, который характеризуется абсолютным контролем
государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека
политической власти и господствующей идеологии.
3)
Авторитарный режим
– режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или
элитной группой (классом, партией) при минимальном участии народа. Он
рассматривается в качестве своего рода «компромисса» между тоталитарным и
демократическим режимами.
4)
Особые (специальные) государственные режимы, среди которых можно выделить:
а) переходный режим, характерный для
периода смены государственной власти в результате резкого изменения
политического курса, революций, переворотов, аннексии и т.п.;
б) режим чрезвычайного положения;
в) режим военного положения;
г) правовой режим в зоне проведения
контртеррористической операции.
Демократия
—
политический режим, при котором единственным источником власти является народ.
Власть осуществляется по воле и в интересах народа.
Признаки демократического режима:
- прямое и
непосредственное участие народа в формировании представительных органов;
- решение
принимается большинством граждан с учётом интересов меньшинства;
- реализация
принципа разделения властей;
- существование
гражданского общества с развитой структурой;
- выборность и сменяемость
государственных органов власти;
- легитимность
государственной власти;
- провозглашение и
гарантия государством прав и свобод человека.
Основные институты демократического
государства:
Выборность
—
происходит избрание граждан в органы государственной власти путём всеобщих
равных и прямых выборов.
Разделение
властей
— власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви,
независимые друг от друга.
Гражданское
общество
— граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети
добровольческих общественных организаций.
Равноправие — все имеют
равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
Плюрализм
—
господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к
оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры.
Согласие
—
политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а
не на насильственное решение проблемы, все конфликты решаются правовым путём.
Непосредственная
(прямая) демократия
— система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии
решения общественно-политической жизни общества.
Представительная
демократия
— система, при которой решение значимых политических, социальных и других
вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия.
Плебисцитарная
демократия —
система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на
голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.
5.
Соотношение типа и
формы государства
Традиционно типом государства именуют
выражение формы государства в определенный период всемирной истории, а формой
государства называют способ организации государственной власти.
Существует несколько подходов к типологии
государства.
1. Тип государства связывается с типом общественно-политической
формации:
— рабовладельческое;
— феодальное;
— буржуазное;
— этократическое (псевдосоциалистическое).
2. В основе классификации лежит степень
политической свободы:
— демократическое;
— антидемократическое;
— авторитарное;
— полицейское;
— фашистское;
— расистское (раса).
4.
В
основе классификации лежит тип цивилизации:
— древнее восточное;
— древне-греческое;
— древне-римское;
— средневековое;
— современное.
Четкого разделения между понятиями форма и
тип государства не существует. Однако среди государств одного типа могут
существовать государства с различными формами организации и деятельности
государственной власти, а среди государств с одинаковой формой организации
государственной власти — государства разного типа.
Форма государства определяется теми
задачами, которое оно ставит перед собой, культурой, зрелостью
общественно-политических процессов, особенностями государственной жизни,
историческими традициями, религией, природными условиями, характером
взаимоотношений государственных структур с негосударственными (партиями,
профсоюзами, религиозными структурами, общественными движениями и т. п.) и
множеством мелких факторов, которые и определяют самобытность формы
государственной власти каждой конкретной страны.
6.
Форма государства
в России. Эволюция формы правления, формы государственного устройства и
политического (государственно-правового) режима в России на современном этапе
Россия на протяжении многих веков прошла
множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство,
феодально-раздробленное государство, централизованное государство,
сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная
монархия, советский строй, современная федеративная республика. Формирование
российского государства соединяло в себе 2 процесса:
- включение в орбиту власти центра, уже
сложившихся политико-территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;
- присоединение новых территорий (Сибири),
где политико-территориальные единицы приходилось создавать заново.
До 1917 г. Россия была по форме правления
монархией, а по форме территориального устройства — унитарным государством. В
разные периоды истории Россия была и сословно представительной монархией (до
середины17в существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и
абсолютной монархией (с конца 17в характерно максимальное сосредоточение власти
как светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс
формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные законы
Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной власти.
Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная
самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а
совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император
осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом,
которому был придан статус второй палаты парламента.
Россия как унитарное государство имела
одну единую систему государственной власти, единую систему законодательства,
существовали в тот период только территориально-административные единицы,
политико-территориальные — отсутствовали. В основных чертах это
административно-территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам
Петра I, способствующих упорядочению территориальной организации государства.
Страна была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое
административно-территориальное деление служило основой для осуществления
управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число
губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и
путем разделения некоторых старых губерний. В системе
административно-территориального деления было выделено новое, промежуточное
звено, — провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и
усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II
потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40
губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система
административно-территориального деления существенных изменений не претерпела.
С присоединением к России новых территорий создавались новые губернии и уезды,
которые позднее разделились на более мелкие единицы — волости. В начале XX в.
количество губерний достигло 68, а уездов — 687. Кроме того, на окраинных
территориях образовалось 14 областей на правах губерний.
Россия, формально провозглашенная
федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. По
Конституции РСФСР 1918 г. государственное устройство носило федеративный
характер, субъектами были национальные республики, и областные союзы, состоящие
из нескольких национальных областей. Высшим органом власти провозглашался
Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих
депутатов. Съезд избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который
формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами
власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды
советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях
создавались городские и сельские советы. Изначально федерация в России была
сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип
объединения административных единиц с автономным принципом объединения
национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде
различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти
лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся
Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем
многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и
губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов.
Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной
власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления
значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных органов
государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган на постоянной
основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее Верховный Совет.
Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий: чисто законодательные;
часть исполнительных, например, утверждение проектов перспективных
государственных планов, установление части доходов поступающих в
государственный бюджет; контрольные функции. Верховными органами власти в
республиках были республиканские съезды Советов.
В годы советской власти
административно-территориальное деление Российской империи (губерния — уезд —
волость) постепенно была заменена новыми административно-территориальными
единицами область (край) — район. По форме государственного режима советское
государство соответствует понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие
признаки: полный контроль государства над общественной жизнью,
огосударствование общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод,
примат государства над правом, диктатура одной партии, преследование за религиозные
и иные убеждения и т.д.
Современная Россия является по форме
правления республикой, по форме территориального устройства — федерацией.
Россию — это как записано в Конституции "демократическим федеративным
правовым государством с республиканской формой правления".
В ней существует две системы власти —
федеральная и субъектов федерации; имеются Конституция РФ и конституции
республик, уставы субъектов Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее
субъектов. Схема политико-административного устройства России достаточно
сложна. РФ — государство с уникальной структурой, в состав которого входят 89
субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения,
1 автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции, существуют
шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам (в
основном устранена правовая асимметрия между субъектами). Смешанная
национально-государственная и административно-территориальная система
государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме
территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации
означает, что все они — государственные образования и имеют равные права во
взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Сохранение
шести видов субъектов является лишь исторической преемственностью. Кроме того,
девять национальных округов имеют статус субъектов Федерации, но входят в
состав других субъектов.
В силу многих исторических причин и в
дооктябрьский период и после право в России не имело необходимого условия
ценности и самоценности. Гражданам российской империи свойственно было искать
высшую справедливость, не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. ,
стоящие у власти всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории
государства господствовали имперские способы властвования. После революции к
перечисленным причинам добавились новые:
- обесценивание права и закона в ходе
революции и гражданской войны,
- отсутствие правовой культуры в
революционной среде,
- возвышение исполнительного органа над
законодательным, отсутствие разделения властей на независимые ветви,
- признание "политической
целесообразности",
- отсутствие примата права над
государством.
"Социалистическое право"
советского государства провозглашало широкий круг прав и свобод граждан,
принципа законности в деятельности государственных органов власти. Вместе с тем
не хватало подлинной законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод
полностью отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над
общественными и государственными интересами. Не было признания того, что
государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах (признания
пределов государственной деятельности). Не признавалась теория разделения
властей, не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдумов
не существовало).
В современной России произошло
разгосударствление социальной жизни, свертывание командно-административных
методов управления обществом. Создается новая система право, признающая примат
права над государством, теорию разделения властей, естественные права человека
и его свободы. Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята
путем референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию
"демократическим федеративным правовым государством с республиканской
формой правления". Единственным источником власти является народ, высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все
ветви власти признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция
провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и социального государства
воплотятся в жизнь. Реальная действительность и экономическое положение страны
не позволяют этого реализовать в ближайшем будущем.
Вопросы
и задания для повторения
1. Что включает в себя понятие «форма
государства»? Дайте общую характеристику элементов (категорий), входящих в это
понятие.
2. Какими основными признаками
характеризуются конституционная монархия и демократическая республика как формы
правления?
3. Что представляет собой форма
государственного устройства?
4. Каковы главные отличия федерации от
конфедерации?
5. Назовите основные черты
демократического и авторитарного политических режимов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий