пятница, 12 сентября 2025 г.

СПО - 3 курс. Административное право. Лекция № 3 Административно-правовые нормы.

 

Лекция № 3

Административно-правовые нормы.

Курс – 3

Преподаватель – Магомедов Али Тажутинович

Дисциплина - ОП. 03. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Тип занятий: комбинированный урок

Время – 1 час 20 мин.

Цель: формирование правовой компетенции для формирования знаний у студентов об административно-правовых нормах.

Задачи:

Образовательная:

1.     Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, об административно-правовых нормах.

2.     Дать студентам обществоведческие термины и определения: «административно-правовые нормы»; «гипотеза, диспозиция, санкция»; «административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

3.     Расширить знания студентов в различных отраслях права (с упором на правовые нормы в отношении несовершеннолетних).

Развивающая:

1.     Развивать критическое мышление

2.     Развивать обще учебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)

3.     Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательная:

1.     Воспитывать у студентов правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности, соблюдению административно-правовых норм в обществе.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: технология развития критического мышления

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, экран, образовательный блог, раздаточный материал: текст с учебным материалом.

1) совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления;

2) должностные лица, руководящий персонал учреждения, предприятия; реализующие административно-правовые нормы в ходе своё профессиональной деятельности.

3) Источники:

1.     Стахов А.И., Административное право: учебное пособие для СПО / Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С.; под редакцией А. И. Стахова. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. - 136 c. - ISBN 978-5-93916-758-1.

2.     Мазурин с.Ф. Административное право. Учебник для юридических вузов: учебник: в 2 т. Т. 1. - М.: Прометей, 2017. - 547 с.

3.     Шикула И.Р., Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации: учебник для СПО / И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. - М.: Университет «Синергия», 2020. – 244 с.

 

Ход урока.

1.     Орг. момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Изучение нового материла.

1)  Постановка задачи на урок.

Содержание

1.             Механизм административно-правового регулирования.

2.             Виды административно-правовых норм.

3.             Понятие, структура и виды административных правоотношений.

4.             Способы реализации административно-правовых норм

 

1.    Механизм административно-правового регулирования.

Принципы административного права механизмом административно-правового регулирования выступает совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.

Элементы административно-правового регулирования:

- принципы административного права;

- нормы административного права;

- акты официального толкования норм административного права;

- акты применения норм административного права;

- административно-правовые отношения. принципы административного права — основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Основные принципы:

- демократизм нормотворчества и реализация права. В правотворчестве он проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля;

- равенство граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности;

- взаимная ответственность государства и личности. Юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью;

- федерализм. Определение компетенции органов власти России и субъектов Федерации в установлении совместного ведения;

- гуманизм. Юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений;

- законность. Точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности;

- справедливость. Требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат.

В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права: во-первых, текстуальный, когда принцип закреплен в конкретной статье закона, и, во-вторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

2.    Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы по разным основаниям классифицируются на виды.

По конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы подразделяются:

- на общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);

- особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

Административно-правовые нормы по предмету регулирования классифицируются:

- на материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. фактически их административно правовой статус;

- процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъекты административного права нормы подразделяются:

- на обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

- запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий, бездействия, подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних)

- дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

- стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование);

рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату отмечают нормы, регламентирующие:

- организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. разных звеньев аппарата государственного управления;

- административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

- вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

- административно-правовой статус общественных объединений;

- отдельные стороны функционирования разных коммерческих структур;

- административно-правовой статус гражданина.

По пределу действия административно-правовые нормы разделяют на три вида:

1) по территориальному масштабу деятельности — территориальные (действуют в границах государства, государственно территориальных образований, например, нормы КоАП — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории) и межтерриториальные (действуют в границах нескольких административно-территориальных образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

2) по действию во времени — срочные (определен срок действия) и бессрочные (без указания срока действия, т.е. до официальной отмены компетентным органом);

3) по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

Наконец, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные.

 

5.             Способы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно правового регулирования управленческих общественных отношений.

Различают два основных способа реализации административно правовых норм — исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.

Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности. административные правоотношения: классификация и содержание

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Административно-правовые отношения по своей сути неоднородны, что дает нам возможность классифицировать их по следующим основаниям.

По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

- материальные — общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права;

- процессуальные — складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

- вертикальные правоотношения, в которых один из участников подчинен другому. Возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Могут возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;

- горизонтальные правоотношения, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами, и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, последние делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Они называются деликтами.

По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

Особенности, свойственные административно-правовым отношениям:

-урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;

- возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни — в сфере государственного управления;

- одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно правовые отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными

на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль;

- разнообразие субъектов;

- могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе либо самих их участников, либо третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев);

- споры рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во внесудебном порядке. Основной способ     их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно управленческой деятельности;

- невыполнение обязанностей стороной влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Административно-правовое отношение имеет состав (структуру). субъектом называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен.

Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не быть их субъектом.

Субъекты административно правовых отношений:

- граждане России;

- иностранные граждане и лица без гражданства:

- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

- общественные (негосударственные) объединения;

- служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений:

- представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

Необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т.е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений. Правосубъектность возникает:

- у граждан России — с момента рождения;

- у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;

- у государственных и муниципальных служащих — с момента назначения их на должность.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов.

В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и исполняются возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по поводу чего возникает правоотношение.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.

Это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Как и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования юридические факты делятся на действия и события.

Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности — индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т.п.).

Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно правовых норм. Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных административно-правовой нормой.

События — это явления, не зависящие от воли людей (рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п.).

В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.

Контрольные вопросы

1. Назовите элементы механизма административно-правового регулирования.

2. Какими особенностями отличаются административно-правовые нормы?

3. В чем заключается специфика исполнения как одного из способов реализации административно-правовых норм?

4. По каким критериям могут быть классифицированы административноправовые отношения?

5. Каков субъектный состав административно-правовых отношений?

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий