Лекция
№ 3
Административно-правовые нормы.
Курс – 3
Преподаватель
–
Магомедов Али Тажутинович
Дисциплина
-
ОП. 03. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тип
занятий: комбинированный урок
Время
– 1 час 20 мин.
Цель:
формирование правовой компетенции для формирования знаний у студентов об
административно-правовых нормах.
Задачи:
Образовательная:
1. Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, об
административно-правовых нормах.
2. Дать студентам обществоведческие термины и определения:
«административно-правовые нормы»; «гипотеза, диспозиция, санкция»;
«административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Расширить знания студентов в различных отраслях права (с упором
на правовые нормы в отношении несовершеннолетних).
Развивающая:
1. Развивать критическое мышление
2. Развивать обще учебные умения и навыки (работать с текстом,
выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа,
сотрудничество и работа в группе)
3. Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои
мысли ясно, уверенно.
Воспитательная:
1. Воспитывать у студентов правое сознание, правовую и социальную
культуру, нравственные качества личности, соблюдению административно-правовых
норм в обществе.
Тип
урока: изучение нового материала
Технологии:
технология развития критического мышления
Методы:
словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной
деятельности
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, образовательный блог, раздаточный материал: текст с
учебным материалом.
1) совокупность
государственных органов, осуществляющих функции управления;
2) должностные лица,
руководящий персонал учреждения, предприятия; реализующие
административно-правовые нормы в ходе своё профессиональной деятельности.
3)
Источники:
1. Стахов А.И., Административное право: учебное пособие для СПО /
Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С.; под редакцией А. И. Стахова. - Москва:
Российский государственный университет правосудия, 2019. - 136 c. - ISBN
978-5-93916-758-1.
2. Мазурин с.Ф. Административное право. Учебник для юридических
вузов: учебник: в 2 т. Т. 1. - М.: Прометей, 2017. - 547 с.
3. Шикула И.Р., Иванов Д.В. Административное право Российской
Федерации: учебник для СПО / И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. - М.: Университет «Синергия»,
2020. – 244 с.
Ход
урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материла.
1) Постановка задачи на урок.
Содержание
1.
Механизм административно-правового
регулирования.
2.
Виды административно-правовых норм.
3.
Понятие, структура и виды административных
правоотношений.
4.
Способы реализации
административно-правовых норм
1. Механизм административно-правового регулирования.
Принципы
административного права механизмом административно-правового регулирования
выступает совокупность административно-правовых средств, при помощи которых
осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу
правоотношений реализации исполнительной власти.
Элементы
административно-правового регулирования:
-
принципы административного права;
-
нормы административного права;
-
акты официального толкования норм административного права;
-
акты применения норм административного права;
-
административно-правовые отношения. принципы административного права —
основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и
выражающие его сущность.
Основные принципы:
- демократизм
нормотворчества и реализация права. В правотворчестве он проявляется в широком
участии населения и общественных
объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные
ими органы власти) формировании норм
административного права. В реализации административного
права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных
органов гражданам, а также наличии общественного контроля;
- равенство граждан
перед законом и правоприменителем. Все граждане
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной
деятельности;
- взаимная
ответственность государства и личности. Юридическую ответственность должна
нести не только личность за нарушение
норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее
исполнение) обязанностей перед личностью;
-
федерализм. Определение компетенции органов власти России и субъектов Федерации
в установлении совместного ведения;
-
гуманизм. Юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и
свобод как критерия оценки общественных отношений;
- законность.
Точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным
субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- справедливость.
Требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его
результат.
В
законодательстве существует два способа закрепления принципов административного
права: во-первых, текстуальный, когда принцип
закреплен в конкретной статье закона, и, во-вторых, смысловой, когда принцип
вытекает из анализа содержания нормативного
акта.
2. Виды административно-правовых норм.
Административно-правовые
нормы по разным основаниям классифицируются на виды.
По
конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы
подразделяются:
- на общие —
нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и
отраслей);
- особенные —
нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.
Административно-правовые
нормы по предмету регулирования классифицируются:
- на материальные —
нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также
ответственность участников управленческих отношений, регулируемых
административным правом, т.е. фактически их административно правовой статус;
- процессуальные —
нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по
реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.
По
предмету воздействия на субъекты административного права нормы подразделяются:
- на обязывающие
— нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких
нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;
- запрещающие
— нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в
определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение
действий, бездействия, подпадающих под признаки административного правонарушения)
или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и
огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних)
- дозволительные (разрешительные)
— нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках
установленных требований по своему усмотрению;
- стимулирующие (поощрительные)
— нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или
морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих
общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное
кредитование);
рекомендательные —
нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во
взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных
формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах,
адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным
объединениям.
По
адресату отмечают нормы, регламентирующие:
-
организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. разных звеньев
аппарата государственного управления;
-
административно-правовой статус государственных служащих — работников
управленческого аппарата;
-
вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
-
административно-правовой статус общественных объединений;
-
отдельные стороны функционирования разных коммерческих структур;
-
административно-правовой статус гражданина.
По
пределу действия административно-правовые нормы разделяют на три вида:
1) по территориальному масштабу
деятельности — территориальные (действуют в границах
государства, государственно территориальных образований, например, нормы КоАП —
общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют
в границах территории) и межтерриториальные (действуют в границах нескольких административно-территориальных
образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать
в указанных территориальных масштабах);
2) по действию во времени
— срочные (определен срок действия) и бессрочные (без указания срока действия,
т.е. до официальной отмены компетентным органом);
3) по кругу лиц
— нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил
либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо
на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми
организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с
распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные
их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства
на военнослужащих).
Наконец,
существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные.
5.
Способы
реализации административно-правовых норм
Реализация
административно-правовых норм — это практическое их использование в
соответствии с целями административно правового регулирования управленческих
общественных отношений.
Различают
два основных способа реализации административно правовых норм — исполнение и
применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение заключается
в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой.
Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном
следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям,
запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение
административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами
(должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на
требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе
решения конкретного дела.
Использование
состоит в добровольном совершении субъектами административного права
правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в
сфере управления.
Соблюдение административно
правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий,
запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в
конкретные административно-правовые отношения.
Основными
требованиями правильного применения норм административного права являются
законность, обоснованность, целесообразность, научная организация
правоприменительной деятельности. административные правоотношения: классификация
и содержание
Административно-правовые отношения —
это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где
их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного
управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью
правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым
правовым отношениям.
Административно-правовые
отношения по своей сути неоднородны, что дает нам возможность классифицировать
их по следующим основаниям.
По
юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на
материальные и процессуальные.
- материальные
— общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые
материальными нормами административного права;
- процессуальные
— складываются в сфере управления в связи с разрешением
индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными
нормами.
По
соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения
делятся на две группы:
-
вертикальные правоотношения, в которых один из участников подчинен другому. Возникают
на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями
органа или должностного лица. Могут возникнуть помимо или даже вопреки воле
другого субъекта правоотношения;
-
горизонтальные правоотношения, в которых участники не находятся в подчинении
друг у друга. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами
государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими,
а также между гражданами. Могут возникать также между органами государственного
управления и их должностными лицами, и гражданами. Такие отношения возникают в
связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.
По
характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения,
последние делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными
фактами. Они называются деликтами.
По
способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение
их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых
нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость
их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.
Особенности,
свойственные административно-правовым отношениям:
-урегулированы
именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;
-
возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни —
в сфере государственного управления;
-
одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда
распространено мнение, что административно правовые отношения в отличие от иных
(прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными
на
началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли
участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих
отношениях налицо соподчиненность воль;
-
разнообразие субъектов;
-
могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе либо самих их
участников, либо третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй
стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более
того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение
административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев);
-
споры рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т.е. во
внесудебном порядке. Основной способ их
разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является
одним из атрибутов государственно управленческой деятельности;
-
невыполнение обязанностей стороной влечет за собой ее ответственность перед
государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
Административно-правовое
отношение имеет состав (структуру). субъектом называется тот, кто наделен
административными правами и обязанностями.
Необходимо
различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых
отношений». Субъект административного права может быть определен в нормах права
рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен.
Кроме
того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в
административные правоотношения, т.е. не быть их субъектом.
Субъекты
административно правовых отношений:
-
граждане России;
-
иностранные граждане и лица без гражданства:
-
государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и
иные государственные организации;
-
общественные (негосударственные) объединения;
-
служащие государственных органов и организаций, служащие общественных
(негосударственных) объединений:
-
представители общественных формирований, наделенные административными
обязанностями и правами.
Необходимо
различать момент наступления административной правосубъектности, т.е. момент, с
которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений.
Правосубъектность возникает:
-
у граждан России — с момента рождения;
-
у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;
-
у государственных и муниципальных служащих — с момента назначения их на
должность.
Общим
объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других
правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом —
поведение субъектов.
В
каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют
те предоставленные им права и исполняются возложенные на них обязанности,
которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект — это то, по
поводу чего возникает правоотношение.
Юридические
факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения
административно-правовых отношений.
Это
такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение
и прекращение правовых отношений.
Как
и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования
юридические факты делятся на действия и события.
Действия —
юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например,
подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки). Особой
разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности —
индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в
ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и
т.п.).
Действия
бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия всегда соответствуют
требованиям административно правовых норм. Неправомерные действия, которые не
соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде
всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение
административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к
виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных
административно-правовой нормой.
События
— это явления, не зависящие от воли людей (рождение, смерть человека,
наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п.).
В
условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации
полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают
административно-правовые отношения.
Контрольные вопросы
1.
Назовите элементы механизма административно-правового регулирования.
2.
Какими особенностями отличаются административно-правовые нормы?
3.
В чем заключается специфика исполнения как одного из способов реализации
административно-правовых норм?
4.
По каким критериям могут быть классифицированы административноправовые
отношения?
5.
Каков субъектный состав административно-правовых отношений?
Комментариев нет:
Отправить комментарий