пятница, 5 сентября 2025 г.

СПО- 2 курс на базе среднего. Административный процесс. Лекция № 2 Предмет, принципы и система административно – процессуального права

 Лекция № 2

Предмет, принципы и система административно – процессуального права

Содержание

1.     Понятие и специфические признаки административного процесса.

2.     Принципы административного процесса: понятие и система.

3.     Участники производства по делам об административных правонарушениях.

4.     Виды участников производства.

 

1.    Понятие и специфические признаки административного процесса

Административные процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Признаки:

1. административный процесс – это вид юридического процесса, предназначенный для создания порядка реализации норм материального административного права, а так же норм других отраслей российского права определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;

2. административный процесс – правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность;

3. административный процесс осуществляется широким кругом субъектов административно-процессуальной деятельности, что обусловлено широтой определения самого административного процесса;

4. фактическим содержанием административного процесса является так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;

5. административный процесс – это рассмотрение возникшего между участниками административно – правовых отношений спора об административном праве;

6. административный процесс – это, с одной стороны внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой стороны – судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел;

7. административно – процессуальные отношения регулируются нормами многих нормативных правовых актов. В их систему входят: федеральные законы и законы субъектов РФ; нормативно правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами муниципальных образований;

8. административный процесс – это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;

9. административный процесс – это не только порядок так называемого позитивного государственного или муниципального управления, но и процессуальная деятельность по применению мер государственного правового принуждения;

10. основными задачами административного процесса является:

- обеспечение законности осуществления органами публичного управления и их должностными лицами полномочий по реализации функций государственного управления, а так же реализации в полном объеме их компетенции;

- защита прав и свобод человека и гражданина;

охрана законных интересов физических и юридических лиц,

- установлений гарантий правильного порядка реализации управленческих действий;

- определение процедуры применения административного принуждения и проведения контрольно – надзорных мероприятий;

11. структура и виды административного процесса обуславливают, как правило, два основных вида обеспечения законности совершаемых в рамках процессуальной деятельности действий.

12. Административные производства, находящиеся в структуре административного процесса, осуществляется на практике с соблюдением принципов административно – процессуальной деятельности.

Принципами административного процесса считаются установленные в законах и иных нормативных правовых актах основополагающие идеи о сущности, содержании, назначении и порядке осуществления исполнительными органами государственной власти и уполномоченными должностными лицами административно-процессуальной деятельности в целях реализации компетенции публичного управления, выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, применения административного принуждения.

 

2.    Принципы административного процесса: понятие и система

1. Законность (правомерность) и обоснованность осуществляемых управленческих действий (бездействия) и принимаемых уполномоченными должностными лицами решений;

2. Презумпция достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), рассматриваемого уполномоченными должностными лицами;

3. Суверенность (самостоятельность и независимость) в определении исполнения установленных государственных функций, предоставлении государственных услуг, например, мер административного принуждения, что обусловлено конституционно-правовым принципом разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями и их органами;

4. Равенство перед законом всех участников административно-правовых и административно-процессуальных отношений;

5. Обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, физических и юридических лиц.

6. Объективность при осуществлении административно-процессуальной деятельности и рассмотрении административных дел;

7. Ведение административного производства на государственном языке, т. е. на русском языке;

8. Обеспечение публичных интересов заключается в создании процессуальных форм и условий, способствующих осуществлению эффективного государственного управления, принятию решений в интересах общества и государства;

9. Соразмерность осуществляемых административными органами или уполномоченными должностными лицами любых действий той цели, на достижение которой они направлены;

10. Гласность осуществления государственного управления, понятие решений по административным делам, при применении административного принуждения;

11. Беспристрастность рассмотрения и разрешения административного дела;

12. Обеспечение права на защиту, обжалование и пересмотр административных актов (решений);

13. Ответственность уполномоченных должностных лиц и административных органов за причинение вреда осуществленными управленческими действиями или принятыми административными решениями;

14. Оперативность и экономичность совершения управленческих действий или принятия административных правовых актов.

Система административного процесса включает в себя три составляющие:

Административные процедуры. Это упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти, направленные на реализацию прав и законных интересов граждан и организаций. К ним относятся, например, порядок принятия нормативных актов государственного управления, процедуры организации работы органов государственного управления, рассмотрения обращений граждан и организаций.

Административная юрисдикция. Это процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам.

Административная юстиция. Подразумевает судебный контроль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами или должностными лицами исполнительной власти, и актов, принимаемых органами местного самоуправления.

Основные стадии административного процесса:

1.    Возбуждение административного дела (начало производства по инициативе сторон или органа).

2.    Подготовка дела к рассмотрению (сбор доказательств, выяснение всех обстоятельств, необходимых для принятия решения).

3.    Рассмотрение дела по существу (анализ материалов дела, выслушивание сторон, оценка доказательств).

4.    Принятие решения (вынесение соответствующего акта — постановления, предписания, приказа).

5.    Исполнение решения (реализация принятого акта, обеспечение его обязательности).

Структура административного процесса. Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:

- в зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий;

- в зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел;

- в зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.

В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса, отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства. Административное производство – нормативно урегулированная система процессуальных действий, используемая уполномоченными субъектами разрешении административных дел, имеющих единый предмет и содержание. Следует отметить, что термин «производство» в административном праве применяется не только для обозначения определенного порядка разрешения административного дела, но и для обозначения стадий производства и процесса, например, исполнительное производство.

Административные производства отличаются по степени нормативного регулирования порядка разрешения дел, то есть степени процессуализации. В одних случаях производство имеет достаточно развитую и единообразную процессуальную форму разрешения дел, например, дисциплинарные производства, производства по жалобам граждан, или высокую степень процессуальной организации, например, производство по делам об административных правонарушениях. В других случаях разрешения административных дел обеспечено процессуальными нормами неудовлетворительно. Отдельные производства находятся в стадии становления нормативно-процессуальной основы, имеют недостаточно развитое строение, что дает основание для обозначения их термином «процедуры». Сторонники юрисдикционного понимания административного процесса порядок рассмотрения не юрисдикционных дел называют, процедурами или процедурными производствами, тем самым ограничивают их от юрисдикционных производств.

Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.

Административно-правотворческие производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:

- по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

- по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;

- по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;

- по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;

- по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.

Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме.

К ним относятся:

1. регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);

2. лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);

3. производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;

4. производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.),и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;

5. конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);

6. кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);

7. производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;

8. производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

К ним относятся производства

1. по делам об административных правонарушениях;

2. дисциплинарное производство;

3. по административным жалобам граждан;

4. производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);

5. исполнительное производство;

6. производство по реализации института материальной ответственности;

7. контрольно-надзорные производства;

8. оперативно-розыскное производство;

9. производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.)

Возможна классификация видов административно-процессуальной деятельности таким образом, при котором более совершенные административных дел, имеющие высокую степень нормативного обеспечения, относятся к административным производствам, все иные – к административным процедурам. Производств при подобной группировке оказывается менее десяти, а ограничение их от процедур весьма условно и динамично.

Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия – этапы – стадии.

Стадия – относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.

Анализ административных производств позволяет сделать вывод, что в них имеется различное число стадий. В максимально развернутом виде производство включает стадии:

1. возбуждение производств по административному делу;

2. установление фактических обстоятельств дела;

3. рассмотрение дела;

4. принятие решения по делу;

5. пересмотр решения по делу;

6. исполнение решения по делу.

Три из названных являются обязательным стадиями производства по административному делу: возбуждение дела, принятие решения и исполнение решения по делу. Иные стадии в зависимости от сложности административного дела и волеизъявления участников могут либо совмещаться с основными стадиями, либо отсутствовать в производстве. Поэтому они называются факультативными стадиями. Каждая стадия имеет свои особенности.

Возбуждение производства по административному делу состоит в том, что субъект, уполномоченный вести дело получает информацию от заинтересованных участников производства или из иных источников, которая является поводом к возбуждению дела. Информация, как правило, поступает в установленной форме устной или письменной: заявление, жалоба, ходатайство, рапорт, иные официальные документы, или неофициальная информация (сообщения СМИ и т.п.). Информация надлежащим образом учитывается, регистрируется и передается уполномоченным лицом, как правило, руководителю органа власти или учреждения для предварительной, в том числе и юридической оценке и принятия управленческого решения по порядку дальнейшей работы с первичной информацией. В отдельных производствах (контрольно-надзорных, об административных правонарушениях) первичная информация оформляется. По делам о принятии нормативных актов управление принимает решения в виде протоколов и других документов по инициативе уполномоченных лиц о подготовке нормативного акта, исполнителях, сроках и других обстоятельствах движения дела. По правоприменительным делам стадия завершается принятием решения о возбуждении (отказа в возбуждении) дела в виде резолюции руководителя о движении дела либо в виде отдельного документа (протокола, постановления, акта, определения и т. п.) с последующим направлениям по подведомственности.

Стадия установления фактических обстоятельств дела в зависимости от вида производства может включать проверки подданных документов и соблюдение нормативных требований (например, при лицензировании), служебной проверки (по дисциплинарным производствам), проведение экспертиз и иных исследований (при проведении конкурсов, аттестации учреждений, сертификации товаров и услуг, установление факта инвалидности и т. п.), изучение личных и профессиональных качеств граждан (кадровое производство, производства о допусках и др.), проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях и иные действия, направленные на получение фактической информации, имеющей значения для принятия объективного решения по делу. Стадия завершается принятием промежуточного решения (заключения, акта, ходатайства, постановления, представления и т. п.) либо проекта решения по делу. Материалы проверок и иных действий по установлению фактических обстоятельств вместе с итоговым документом по стадии направляются должностному лицу либо органу на расследование. По правотворческим производствам на этой стадии и создается проект нормативного акта управления, пояснительная записка к нему, экспертные заключения и другие документы.

Стадия рассмотрения административного дела охватывает действия, направленные на исследование и оценку всех обстоятельств дела, формирование верного варианта решения по делу. Коллективный орган или уполномоченное лицо, исследуя материалы дела и непосредственно получая информацию от участников производства, устанавливает обстоятельства дела и дает им юридическую оценку. Завершается стадия формированием юридической оценке фактических обстоятельств дела, резолютивной постановкой задачи в виде резолюции соответствующим исполнителям по подготовке проекта решения (приказа, лицензии, сертификата, удостоверения, заключения, ответа, постановления, протокола и т. п.) или собственно подготовке проекта решения, в нормотворческих процедурах на этой стадии правовой акт управления проходит согласование с заинтересованными субъектами управления.

Стадия принятия решения по административному делу – центральная стадия, поскольку в ней принимается решение по делу, то есть индивидуально-правовой акт управления, акт правосудия или нормативный акт. Отличаясь по юридическим свойствам, он является юридическим результатом по административному делу. Его содержание определяется юридической оценкой исследованных фактических обстоятельств дела, процессуальные форма – особенностями производства, установленными процессуальными нормами. Дела распорядительные завершаются чаще всего принятием приказа, либо подписанием правонаделительных документов. Юрисдикционные – принятием постановления или определение по делу, о решении спора или применение наказания, административного принуждения, приказом или в иной форме. Принятие решения, сопровождается итоговой юридической оценкой всех обстоятельств дела. Правотворческие производства завершаются подписанием окончательного сформулированного с учетом мнения согласовавших его субъектов текста нормативно-правового акта управления. Решение по делу доводиться до сведения заинтересованных лиц, а нормативные, не содержащие информацию с ограниченным доступом, публикуются.

Пересмотр решения по административному делу – факультативная стадия административного процесса. Возникает по инициативе заинтересованных участников производства, оформляется в виде жалобы или заявления, либо по инициативе органов административного надзора – вышестоящих должностных лиц, специальных контрольно-надзорных органов (служб) в системе исполнительной власти и протестов прокуроров. Решения могут быть пересмотрены административными органами, рассматривавшими дело или судами. Пересмотр решения состоит в проверке законности и обоснованности вынесенного решения. Пересмотр решения не всегда влечет приостановления исполнения решения. Возможен пересмотр решения и после его исполнения.

Стадия исполнения решения по административному делу состоит в совершение действий, направленных на реализацию предписаний, содержащихся в решении по делу. По правоприменительным делам исполнение завершается публикацией нормативных актов государственного управления. Соблюдение правил, содержащихся в этих актах, участниками регулируемых правоотношений находится за пределами данного производства. Исполнение юрисдикционных решений заключается в применении наказания в совершении действий по установлению ограничений, изъятию материальных благ, ухудшению организационно-служебного положения и других. Решение по правонаделительным производством исполняются посредством выдачи соответствующих правоустанавливающих, регистрационных, лицензионных, разрешительных и иных подтверждающих и дающих субъективное право документов, вручение наград и предметов поощрения, заключения контрактов, предоставление доступа к иным благам. После исполнения решения производство по административному делу прекращается, а к материалам дела приобщаются исполнительные документы.

Классификация административных производств и их внутреннее строение основана на особенностях характера конкретных дел, тех свойствах, которые типичны для соответствующей категории дел. Унификация процессуальной формы дел одного вида достигается посредством целенаправленного правового регулирования административных производств и процедур.

 

3.    Участники производства по делам об административных правонарушениях

В гл. 25 КоАП перечислены следующие участники производства по делам об административных правонарушениях:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данное лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо;

- потерпевший - физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП;

- законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица;

- законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица;

- защитник и представитель - для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП;

- свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу обстоятельства, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или за уклонение от исполнения обязанностей;

- понятой - в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля;

- специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В его обязанности входит участие в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, дача пояснений по поводу совершаемых им действий и удостоверение своей подписью факта совершения указанных действий, их содержания и результатов;

- эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В его обязанности входит дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения;

- переводчик - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью;

- прокурор участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении, представляет доказательства, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, возбуждает производство по делу об административном правонарушении, приносит протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершает иные предусмотренные федеральным законом действия.

 

4.    Виды участников производства

Производства по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В данном производстве действуют и другие участники; одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. всех субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько групп.

1) Компетентные органы и должностные лица, наделённые правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты).

 2) Субъекты, имеющие личный интерес в деле; лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший и его законные представители; адвокат; свидетель; эксперт; переводчик.

3) Органы и должностные лица, которын могут принимать постановления по делу и отменять их;

4) Органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т. д. )

Чёткого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в процессе по делам об административных правонарушениях нет.

Домашнее задание:

Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина ; под редакцией М. А. Штатиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 364 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02526-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/401390 (дата обра

Комментариев нет:

Отправить комментарий