Лекция № 1
Административное
право, как отрасль права
Цель урока: создать условия
для формирования знаний у студентов об административном праве.
Задачи:
Образовательная: актуализировать и
расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках
права Дать учащимся
обществоведческие термины и определения: «административное право»;
«административное правонарушение»; «административное наказание»; Кодекс РФ об
административных правонарушениях.
Развивающая: Развивать
критическое мышление. Развивать
общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное,
анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в
группе) Продолжить выработку умений
выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательная: Воспитывать у
учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества
личности
Тип урока: метопредметный
Формы урока: лекционная
Технологии: технология развития
критического мышления
Методы: словесный,
беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер,
проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом, карточки с
обществоведческими терминами: администрация (от лат. administration) –
1)совокупность государственных органов,
осуществляющих функции управления управление;
2)должностные
лица, руководящий персонал учреждения, предприятия; алгоритм выполнения
задания, листы бумаги, маркеры
Источники:
1.
Братановский С.Н.,
Конджакулян К.М., Братановская М.С. Административное право России: учебник /
С.Н. Братановский, К.М. Конджакулян, М.С. Братановская. — М.: РИОР, 2018. — 500
с.
2.
Административное
право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный
национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 340 с.
3.
Попов, Л.Л. Административное право Российской
Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев; Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина
(МГЮА); Л.Л. Попов.— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2019 .— 542
с.
4.
Стахов А.И.,
Административное право: учебное пособие для СПО / Стахов А.И., Зюзин В.А.,
Фомина М.С.; под редакцией А. И. Стахова. — Москва: Российский государственный
университет правосудия, 2019. — 136 c. — ISBN 978-5-93916-758-1. — Текст:
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94175.html (дата обращения: 02.09.2023).
5.
Мазурин
С.Ф. Административное право. Учебник для юридических вузов: учебник: в 2 т. Т.
1. — М.: Прометей, 2017. — 547 с.
6.
Шикула
И.Р., Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации: учебник для СПО
/ И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. – М.: Университет «Синергия», 2020. – 244 с.
7.
Головистикова,
Анастасия Николаевна. Административное право России в таблицах и схемах: учеб.
пособие / А. Н. Головистикова. - Москва: Eksmo education : Эксмо, 2006 (Н.
Новгород : Нижполиграф). - 318, [1] с.: табл.; 21 см. - (Экзамен по схеме).;
ISBN 5-699-17372-2
После изучения
данной главы студент должен:
знать
•
определение государственного управления как в узком, так и в широком смысле;
•
принципы государственного управления;
•
взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти;
уметь
•
оперировать такими специальными категориями, как «управление», «организация»,
«цель управления», «принципы управления»;
владеть
•
навыками анализа общественных отношений в сфере государственного управления.
Содержание
1.1
Понятие административного права.
1.2
Предмет административного права.
1.3 Методы административного права.
1.4 Система административного права.
1.5 Источники административного права. Понятие и виды.
1.6 Соотношение административного права с отраслями
публичного права и отраслями частного права
.
Ход лекции
1.1 Понятие
административного права
Административное право можно понимать в
трояком смысле: а) как отрасль российской правовой системы; б) как правовую
(юридическую) науку; в) как учебную дисциплину.
Отрасли права отличаются друг от друга
прежде всего тем, какой вид общественных отношений они регулируют. Особенности
этих общественных отношений и определяют предмет правового регулирования.
Административное
право
- это отрасль российской правовой системы, нормы которой регулируют
общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности
системы исполнительной власти.
Предмет
любой отрасли права
- это общественные отношения, которые регулируются ее нормами. Административное
право регулирует общественные отношения, связанные с
государственно-управленческой деятельностью. Изначально латинский термин
означает управление, руководство (чем-либо, кем-либо). В самом общем виде
административное право можно определить, как управленческое право.
Управление означает руководство чем-либо
или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в
целях обеспечения должной организации системы и необходимого режима ее
функционирования, а в конечном счете - достижения задач, стоящих перед
системой. Управление осуществляется в технических, биологических и социальных
системах.
Несмотря на многие коренные различия
технических, биологических и социальных систем, механизм управления этими
системами одинаков и связан с определенным воздействием управляющего субъекта
(субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление
будет реально только тогда, когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно,
либо принудительно).
Наиболее сложным видом управления является
управление социальными системами.
Под социальным управлением (управлением
социальными системами) понимается воздействие на общность людей в целях упорядочения
общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми
задач. Объективная необходимость в социальном управлении обусловлена
общественным характером существования людей: их труда, иных отношений, общения,
взаимодействия.
Признаки
социального управления:
1.Социальное управление необходимо всегда,
когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее
координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.
2.Действия человека носят сознательный
характер. Существенным признаком социального управления – это воздействие на
волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников
коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.
3.Управление возможно, как по вертикали,
так и по горизонтали.
Процесс социального управления состоит из
ряда стадий, которыми являются: формулировние целей и постановка задач
управления; выработка и принятие управленческого решения; организация
исполнения этого решения; контроль за претворением в жизнь управленческого
решения.
Социальное управление подразделяется на
государственное управление и негосударственное управление.
Негосударственное управление
осуществляется органами местного самоуправления, администрацией
негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.
В курсе административного права основное
внимание уделяется государственному управлению.
Под государственным управлением в широком
смысле слова понимается управление делами государства, всеми его органами по
достижению целей, стоящих перед государством.
Субъектами государственного управления
являются органы государственной власти, другие государственные органы,
должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями. Однако опыт
свидетельствует, что эффективно управлять государством невозможно без включения
в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с
положениями Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.
1.2 Предмет
административного права
Предметом
административного права является совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц,
осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Другими словами,
предмет административного права - это совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполнительной
власти.
При этом административное право включает
две группы общественных отношений управленческого характера.
Первая
группа -
это отношения, связанные с реализацией функций исполнительной власти, т.е.
управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти и
исполнительными органами в рамках местного самоуправления.
Вторая
группа
общественных отношений связана с осуществлением внутриорганизационной деятельности администраций предприятий,
учреждений, иных организаций, в том числе общественных объединений. Однако
административное право не регулирует отношения между гражданами, между
гражданами и общественными объединениями, между общественными объединениями
друг с другом, так как в этих отношениях не участвуют органы исполнительной
власти и их должностные лица.
Административное право, как понятие
многогранно и рассматривается в трех проявлениях: как отрасль права в системе
национального права, т.е. как система административно-правовых норм,
действующих на территории Российской Федерации; как наука, изучающая
административные отношения и формирующая на их основе знания о принципах,
нормах и институтах; осуществление исполнительной власти как учебная
дисциплина, основанная на данных науки и практики.
Нормы административного права регулируют
статус и порядок образования органов исполнительной власти, иных органов
государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими
государственными органами, общественными объединениями и иными
негосударственными формированиями, а также гражданами; определяют правовое
положение физических и юридических лиц в сфере управления; устанавливают формы
и методы государственного управления; регулируют порядок прохождения
государственной службы в органах управления и других государственных органах,
администрирование в учреждениях и организациях, определяют обязанности и права,
а также правовое положение органов местного самоуправления, общественных
объединений в сфере государственного управления; определяют способы обеспечения
соблюдения законности в государственном управлении; регулируют управленческие отношения
в социальной, культурной, политической и хозяйственных сферах, и многое другое.
Являясь составной частью российского права
административное право тесно связано со всеми отраслями права, т.к. частично
совместно регулирует общественные отношения, как то: с конституционным правом
регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного
устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации
государственной власти и ее осуществления на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную; с финансовым правом регулирует общественные
отношения в сфере финансовой деятельности государства; а также возникающие в
процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих денежные
фонды государства, определяя компетенцию финансовых и налоговых органов и
регламентируя порядок их организации и деятельности, с гражданским правом
регулирует общественные отношения имущественного характера в сфере полномочий
исполнительной власти и ее должностных лиц; с трудовым правом – отношения,
возникающие в процессе труда государственных служащих и иные вопросы, связанные
с охраной труда и соблюдением законодательства о труде; с уголовным правом в
сфере борьбы с правонарушениями и т.д., и т.п.
Место административного права в системе
Российского права определяется характером и важностью регулируемых им
общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права
состоят в том, что оно регулирует, прежде всего, управленческие отношения,
складывающиеся в сфере управления и исполнительной деятельности государства в
лице его органов. В то же время административное право является юридической
наукой, представляющей собой систему научных взглядов и представлений, знаний и
теоретических положений об отрасли административного права и предмете его
регулирования.
1.3 Методы
административного права
Если предмет любой отрасли права отвечает
на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует», то метод
отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регулирование».
Правовое регулирование в любой отрасли
права происходит в результате сочетания таких правовых средств, как запрет,
предписание, дозволение.
ЗАПРЕТ
-
это запрещение совершения определенных действий под страхом наказания.
ПРЕДПИСАНИЕ - это
установление определенного порядка действий.
ДОЗВОЛЕНИЕ - это
предоставление участнику правовых отношений возможности по своему усмотрению
совершать или не совершать определенные действия.
Рассматривая методы административного
права, надо учитывать, что управление, как правило, предполагает неравенство
субъектов, подчинение одного другому. Поэтому основным методом
административного права является императивный метод, т.е. метод власти -
подчинения, прямого распорядительства.
Кроме указанного метода административное
право регулирует общественные отношения и другими методами, а именно:
-
методом рекомендации
(в этом случае управляющее воздействие со стороны субъекта управления
достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не
обязательный, а рекомендательный характер). Например, орган исполнительной
власти субъекта РФ принимает решение, направленное на улучшение той или иной
деятельности администраций районов, находящихся на его территории
(исполнительных органов местного самоуправления).
-методом
согласования
(в этом случае регулируются отношения между субъектами управления, не
находящимися между собой в подчинении). Например, происходит Согласование
действий органов Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних
дел РФ по вопросам борьбы с организованной преступностью;
-диспозитивным
методом (в
этом случае не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о
своих взаимоотношениях при решениях какой-либо общей управленческой проблемы).
Например, заключается административно-правовой договор между администрациями
двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, имеющему значение для всех
договаривающихся сторон.
К сути административно-правового
регулирования относится:
-установление
определенного порядка действий (предписание к действию: административное
взыскание должно быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения
проступка и превышение данного срока не позволяет применить к виновному меры
административной ответственности);
-запрещение определенных действий (под
страхом применения мер ответственности);
-предоставление возможности выбора одного
из вариантов должного поведения;
-предоставление возможности действовать
или не действовать по своему усмотрению.
1.4 Система
административного права
С общетеоретических позиций система любой
отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права – подотрасли –
правовые институты – правовые нормы.
Система административного права – это
совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.
Административно-правовой институт есть
совокупность относительно обособленных административно-правовых норм,
регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.
Нормы административного права традиционно
подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу
построения административного права как учебной дисциплины.
В Общей части сгруппированы административно-правовые
нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе
государственного управления.
Схема Общей части административного права
может быть представлена в следующем виде:
1.Нормы и институты, закрепляющие принципы
государственного управления.
2.Нормы и институты, регулирующие
административно-правовой статус граждан (физических лиц).
3.Нормы, определяющие порядок организации
и административно правовой статус органов исполнительной власти
(государственного управления), а также иных субъектов управления.
4.Нормы, регулирующие государственную
службу и определяющие правовой статус государственных служащих.
5.Нормы, упорядочивающие
административно-правовые статусы негосударственных организаций, их
представителей.
6.Нормы, определяющие формы и методы
государственного управления.
7.Нормы, регулирующие административно-юрисдикционную
деятельность.
8.Нормы, обеспечивающие законность
управления.
Административно-правовые нормы,
регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях
государственного управления, составляют Особенную часть административного
права. В свою очередь, она состоит из трех блоков:
Управление экономикой (промышленностью,
сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным
комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей,
финансами и кредитом и др.).
Управление социально-культурной сферой
(образованием, наукой, культурой, здравоохранением, в области труда и
социального развития и др.).
Управление административно-политической
сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами,
юстицией и др.).
1.5 Источники
административного права. Понятие и виды
Изучение и развитие любой отрасли права
непосредственно приводит нас к такому понятию, как источники права.
Природа источников или форм права
обстоятельно исследована в литературе по теории права. В указанной литературе
выделяются наиболее типичные источники права: правовой обычай,
нормативно-правовой акт, нормативные договоры, общие принципы права, судебный
прецедент, идеи и доктрины, религиозные тексты, дефиниции.
Под источниками административного права в
юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм и
правил, то есть те акты, в которых они содержатся. Многообразные
административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования,
именно этим обусловлено большое количество источников административного права.
Рассматривая систему нормативных актов –
источников административного права, следует иметь ввиду, что административное и
административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. Это положение содержится в статье 72
Конституции РФ. Поэтому систему источников административного права составляют
нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального
уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономной
области, городов Москвы и Санкт – Петербурга.
Однако необходимо учитывать, что законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить Конституции РФ, федеральным законам, и в случае противоречия
между федеральными законами и иными актами, изданными в Российской Федерации,
действует федеральный закон. Это положение законодательно закреплено в п.5
ст.76 Конституции РФ.
Виды источников
административного права:
1.Международные акты.
2.Законы Российской Федерации:
-Конституция Российской Федерации;
-Акты Федерального Собрания (федеральные
конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и
др.; декларации. Постановления и другие акты Федерального Собрания Российской
Федерации);
3. Подзаконные федеральные акты:
-Указы, распоряжения Президента РФ;
-Постановления, распоряжения Правительства
РФ;
-Приказы, распоряжения министерств и
других центральных федеральных органов.
Законы субъектов Федерации:
конституции, уставы субъектов Федерации;
законы;
Подзаконные акты субъектов Федерации:
Указы, распоряжения глав субъектов РФ;
-Постановления, распоряжения правительств
(администраций) субъектов Федерации;
-Приказы, постановления органов
исполнительной власти специальной компетенции субъектов Федерации,
руководителей предприятии, учреждении субъектов Федерации;
6. Акты местного самоуправления.
1.6 Соотношение
административного права с отраслями публичного права и отраслями частного права
Административное право является одной из
центральных, базовых отраслей российского права, нормы которой тесно
переплетены и применяются во взаимосвязи с нормами других отраслей не только
публичного, но и частного права. В системе отраслей российского права
административное право юридически обеспечивает и сопровождает властную
деятельность публичной администрации по применению норм других отраслей права.
В том числе: — определяет систему,
компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в
процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;
— регулирует правовые формы и методы
административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности
административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;
— устанавливает внепроцессуальные
административные процедуры, определяющие порядок деятельности
административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;
—
определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций,
реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать осуществление прав и
обязанностей, установленных нормами других отраслей права.
Административное право отличается от иных
отраслей права по предмету и методу регулирования. По сути, административное
право продолжает процесс регулирования общественных отношений, начатый
конституционным правом. Если конституционное право определяет основные,
наиболее общие правовые основы функционирования публичной власти, в том числе
административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность
государства, то административное право детально регулирует организацию и
осуществление указанной деятельности во всех ее многообразных проявлениях.
Финансовое, бюджетное и налоговое, таможенное, экологическое право определяют
особенности содержания соответствующих отраслевых публичных правоотношений,
специфику деятельности государства в названных сферах. Административное право,
в свою очередь, определяет систему и компетенцию административно-публичных и
иных органов, осуществляющих административно-распорядительную и
административно-охранительную деятельность государства в данных сферах
публичных правоотношений, правовые формы и методы такой деятельности. Административное
право, в отличие от муниципального права, регулирует не всю властно-публичную
деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а только
административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность
государства, осуществление которой возложено на данные органы федеральными
законами и законами субъектов РФ, в том числе законами о наделении данных
органов государственными полномочиями. В отличие от норм уголовного права,
предусматривающих уголовную ответственность за преступления, нормы
административного права устанавливают административную ответственность за
административные правонарушения, которые отграничиваются от преступлений по
степени общественной опасности. Кроме того, административное право, в отличие
от уголовного права, устанавливает административную ответственность для
коллективных субъектов права (юридических лиц). При этом нормы уголовного права
могут превращаться в нормы административного права (процесс декриминализации),
либо, наоборот, нормы административного права становятся уголовно-правовыми
(процесс криминализации).
В отраслях частного права (например,
гражданского, семейного и трудового права) доминирующим методом правового
регулирования является диспозитивный метод, в то время как административное
право использует в основном императивный метод. Отрасли частного права не
регулируют отношения, возникающие в процессе властной деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления и соответствующих
учреждений, а административным правом не регулируются
организационно-управленческие отношения, возникающие внутри различных
коммерческих и некоммерческих организаций и не являющиеся публичными. Такие
отношения, по сути, являются корпоративными и поэтому регулируются нормами
гражданского и трудового права.
Основные
выводы
1.
Административное право — это отрасль права, регулирующая отношения,
возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу
реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие
отношения, возникающие в остальных органах государства.
2. Предмет
административного права — это совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Основные элементы предмета включают деятельность государственных органов,
административные отношения, административные правонарушения и ответственность,
административные процедуры и правоприменительную деятельность, защиту прав и
интересов граждан и юридических лиц.
3.
Методы административного права представляют собой способы и формы
осуществления государственного управления, применяемые для реализации норм и
принципов этой отрасли права. Основные методы: нормативный (установление
правил, стандартов и норм), организационный (создание и функционирование
органов государственной власти и управления), метод административного
регулирования (использование административных актов для урегулирования
конкретных ситуаций и отношений), принудительные (применение административных
мер воздействия).
3.
Система административного права — это совокупность находящихся в
органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определённой
логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и
единство отрасли права. Традиционно в системе административного права выделяют
общую и особенную части. Общая часть составляет совокупность юридических норм,
охватывающих все институты и сферы государственного управления, а особенная
часть включает нормы, действующие в пределах соответствующих отраслей и сфер
государственного управления.
Контрольные
вопросы и задания
1. Дайте определение административного
права России и назовите его основные функции.
2. Дайте определение структуры
административного права и раскройте ее содержание.
3. Поясните, в чем заключается
двойственный характер общественных отношений, регулируемых отечественным
административным правом.
4. Приведите примеры общественных
отношений, складывающихся в сфере административно-распорядительной деятельности
Российского государства.
5. Приведите примеры общественных
отношений, складывающихся в сфере административно-охранительной деятельности
Российского государства.
6. Назовите органы публичной власти в
России, наделяемые наиболее полным арсеналом административных полномочий,
многоцелевого назначения в административно-правовой сфере.
7. Выделите в структуре предмета
отечественного административного права группы однородных общественных
отношений, складывающиеся между физическими лицами и организациями без
непосредственного участия, но под контролем публичной администрации, и
охарактеризуйте их.
8. Выделите в структуре предмета
отечественного административного права группы однородных общественных
отношений, складывающиеся с участием судебных органов, и охарактеризуйте их.
9. Укажите, какие из перечисленных ниже
отношений полностью или частично регулируются административным правом:
а) между государственным высшим учебным
заведением и студентом этого заведения по поводу организации учебного процесса
и обеспечения внутренней дисциплины;
б) между водителем автомобиля и пешеходом,
переходящим проезжую часть дороги;
в) между следователем следственного
подразделения МВД России и обвиняемым по уголовному делу;
г) между правительством области и
строительным предприятием по поводу ремонта здания правительства;
д) между директором акционерного общества
и начальником цеха данного общества по поводу обеспечения соблюдения в цехе
требований пожарной безопасности;
е) между начальником районного отдела
полиции и участковым уполномоченным данного отдела;
ж) между мировым судьей и гражданином,
привлекаемым им к административной ответственности;
з) между гражданами, проживающими на одной
площадке в многоквартирном жилом доме, по поводу прекращения шума в ночное
время;
и) между сотрудником полиции и лицом,
совершающим тяжкое преступление, по поводу применения в отношении данного лица
огнестрельного оружия;
к) между федеральным министерством и
находящимся в его ведении государственным учреждением.
10. Раскройте особенности
административно-императивного и административно-диспозитивного методов
административного права.
11. Определите, посредством какого метода
— императивного или диспозитивного — регулируются административные
правоотношения:
а) между сотрудником полиции и
гражданином, совершившим административное правонарушение;
б) между двумя рядовыми сотрудниками
патрульно-постовой службы полиции, находящимися на дежурстве;
в) между Управлением ФНС России по области
и гражданином, подающим в этот орган жалобу на действия должностных лиц
нижестоящего налогового органа;
г) между лицензирующим органом и
юридическим лицом, обратившимся в этот орган с заявлением о выдаче лицензии на
осуществление определенного вида деятельности;
д) между водителями транспортных средств
во время движения;
е) между органом внутренних дел и
налоговым органом по поводу проведения совместной проверки соблюдения
юридическими лицами правил розничной продажи алкогольной продукции;
ж) между органом Росприроднадзора и
юридическим лицом, в отношении которого данным органом проводится проверка
соблюдения природоохранительного законодательства;
з) между органом исполнительной власти и
государственным служащим, замещающим государственную должность в этом органе;
и) между экспертом, участвующим в
производстве по делу об административном правонарушении, и должностным лицом
административного органа, возбудившим данное дело и назначившим по нему
экспертизу;
к) между владельцем автотранспортного
средства и органом ГИБДД МВД России по поводу государственной регистрации
данного автотранспортного средства.
12. Дайте определение источников
административного права и перечислите их основные виды.
13. Приведите примеры нормативных
публичных договоров и судебных актов, которые можно отнести к источникам
отечественного административного права.
14. Являются ли источниками
административного права: Уголовный кодекс РФ, НК РФ, договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ,
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности»?
15. Можно ли отнести к источникам
административного права судебные акты Верховного Суда РФ по конкретным делам об
административных правонарушениях, постановления районных судов и мировых судей по
таким делам?
16. Приведите примеры нормативных правовых
актов, которые являются:
а) источниками только административного
права;
б) источниками как административного, так
и других отраслей права.
17.Дайте определение и приведите примеры
актов административного законодательства РФ.
18. Дайте определение и приведите примеры
актов административно-процессуального законодательства РФ.
19. Приведите примеры взаимодействия
отечественного административного права с отраслями частного и публичного права.
20. Укажите, решение каких из
нижеперечисленных вопросов регулируется нормами административного права:
а)
получение разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия;
б) государственная регистрация
юридического лица;
в) определение вида разрешенного
использования земельного участка;
г) уплата налогоплательщиком налога;
д) поступление на военную службу по
контракту;
е) проведение собрания членов товарищества
собственников жилья;
ж) формирование Президентом РФ
персонального состава Правительства РФ;
з) участие граждан в голосовании на
выборах губернатора области;
и) осуществление заказчиком контроля за
действиями подрядчика при строительстве здания;
к) проведение технического осмотра
автомобиля;
л) формирование бюджета муниципального
образования;
м) получение гражданином заграничного
паспорта.
21. Укажите, совершение каких из
нижеперечисленных действий регулируется нормами административного права:
а) государственная регистрация гражданина
по месту жительства;
б) содержание обвиняемого по уголовному
делу под стражей;
в) обращение гражданина с иском в суд о
взыскании с органа исполнительной власти причиненного его незаконными
действиями имущественного ущерба;
г) составление сотрудником полиции рапорта
о предоставлении ему очередного отпуска;
д) выдача гражданину паспорта;
е) заключение служебного контракта с
гражданином, поступающим на государственную службу в орган исполнительной
власти;
ж) возбуждение следователем МВД России
уголовного дела;
з) выдача юридическому лицу органом
исполнительной власти лицензии на осуществление определенного вида
деятельности;
и) государственная регистрация
автотранспортного средства;
к) охрана объекта частным охранным
предприятием.
22. Укажите, в какой части (по каким
вопросам) регулируются административным правом отношения, возникающие в ходе
осуществления следующих видов деятельности:
а) розничная продажа товаров потребителям;
б) перевозка грузов и пассажиров
автомобильным транспортом;
в) строительство объектов капитального
строительства (зданий и сооружений);
г) животноводство;
д) облуживание многоквартирных жилых
домов;
е) оказание образовательных услуг.
23. Приведите примеры нормативных правовых
актов, которые являются:
а) источниками только административного
права;
б) источниками как административного, так
и других отраслей права.
24. Какие из перечисленных актов являются
источниками административного права:
а) Федеральный конституционный закон «О
Правительстве Российской Федерации»;
б) Федеральный закон «О полиции»;
в) Указ Президента РФ «О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти»;
г) Указ Президента РФ «О присвоении
почетного звания “Заслуженный юрист Российской Федерации” членам юридической
консультации г. Тулы»;
д) приказ Министра обороны РФ «О
назначении на должность командующего войсками Центрального военного округа»;
е) Устав г. Сергиев-Посад Московской
области;
ж) распоряжение Министра финансов РФ;
з) устав муниципального образования;
и) Кодекс судейской этики;
к) приказ о поощрении работника;
л) должностная инструкция.
25. Определите, является ли постановление
Правительства РФ от 28.12.2017 № 1684 «О создании национального парка
“Ладожские шхеры”» источником административного права. Содержатся ли в нем нормы
административного права?
Нормы, содержащиеся в данном акте, являются
императивными или диспозитивными? Нормы каких еще отраслей права содержаться в
данном постановлении Правительства РФ? Найдите в тексте положения, относящиеся
к другим отраслям права. Назовите эти отрасли. По какому критерию в данном
случае необходимо проводить разграничение между нормами, относящимся к отрасли
административного права или к отраслям экологического, финансового и земельного
права? Можно ли провести разграничение между нормами по предмету правового
регулирования? Назовите, что входит в предмет правового регулирования
административного права. Какой метод правового регулирования использован в
данном постановлении: предписания, запрета или дозволения?
26. Подготовьте научное сообщение на тему
«Современные научные подходы к пониманию предмета и системы административного
права».
Домашнее
задание: 15-32 стр.
Стахов А.И., Административное право: учебное
пособие для СПО / Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С. ; под редакцией А. И.
Стахова. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. —
136 c. — ISBN 978-5-93916-758-1. — Текст: электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94175.html (дата обращения: 02.09.2023
Комментариев нет:
Отправить комментарий