Семинарское
занятие № 3
1.Понятие и признаки
государства. Государство как политическая, структурная и территориальная
организация общества.
2.Сущность государства и
его социальное назначение.
3.Общесоциальное и
классовое в сущности государства. Теории сущности государства.
1. . Государство как политическая,
структурная и территориальная организация общества.
Государство – это
политико-территориальная организация публичной власти, обладающая для
осуществления управленческо - обеспечительной и охранительной функций
специальным аппаратом и способная придавать своим велениям характер
обязательности для всего своего населения.
Государство
рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем
форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют
вспомогательный характер. Основное место
и роль государства в политической системе общества определяется рядом
особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент
системы.
Во-первых,
именно государство является организацией всего многонационального народа РФ,
т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их
социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
рода и характера занятий и т.п.
Во-вторых,
государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для
развития всех форм собственности.
В-третьих,
государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в
отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными
полномочиями.
В-четвертых,
в отличие от других элементов политической системы, государство располагает
системой издания органами государства, в пределах своих компетенций,
нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением.
В-пятых,
государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е.
верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным
организациям.
В
структуру государственного механизма входят государственные органы,
государственные учреждения, государственные предприятия. Государственные органы
- отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и
наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций
государства.
Государственные учреждения
- организации, для которых осуществление власти не является основным видом
деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои
функции (чаще всего - в социальной сфере, науке, образовании, культуре,
здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).
Государственные
предприятия предназначены для осуществления государством своих функций в сфере
производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Территория государства-
то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. В настоящее время
(в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность
человека к определенной территории, а не к племени или роду. Территория обычно
имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области,
провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.
Классовое
и общесоциальное в сущности государства.
Сущность
- это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны,
характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей
действительности.
На
сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности
государства:
1.
общесоциальный;
2.
классовый.
С
точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина
для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса.
Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства
(рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе
развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не
может объяснить сущность современных государств.
С
точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения
консенсуса, компромисса в обществе. Современное общество неоднородно по своему
составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны,
но не взаимоисключаемы. Государство должно принять меры для предотвращения,
сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями,
группами населения.
Для
государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых
антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества
характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть
удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача
современного государства - найти возможности для максимально полного
удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между
ними.
В
сущности, любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный
аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится
либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.
2.Сущность государства и его
социальное назначение
Сущность
как философская категория означает основное, необходимое в том или ином
явлении.
Сущность государства
— смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и
функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два
аспекта:
-
то, что любое государство есть организация политической власти (формальная
сторона);
-
то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если
при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне,
тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство
тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно.
Вопрос
о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная
власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Данная
проблема вызываем острые дискуссии.
Так,
сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что
народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами,
что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества
— элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К
теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По
мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны
профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять
действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные
теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом,
отрывают власть от народа.
Многочисленные
приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того,
что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная
власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в
интересах и под контролем народа.
Марксистская теория
доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему
классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность
государства как машины (орудия), посредством которой экономически
господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою
диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на
принуждение.
В
этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный,
национальный, расовый подходы к сущности государства, в рамках которых
соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в
политике конкретного государства.
Иногда
государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных
лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы,
выдает их за общесоциальные и общенациональные.
В рамках религиозного подхода
государство можно определить как организацию
политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов
определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства —
Пакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике
руководствуются в большей мере религиозными началами.
В
рамках национального
(националистического) подхода государство можно определить, как организацию
политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов
определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций,
проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать
современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими
правовыми государствами, на самом деле (и это подтверждено международными
организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь
коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций. Речь идет об
избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере
гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т.п.
В
рамках расового подхода государство
можно определить, как организацию политической власти, содействующую
преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет
удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.
Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие
реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расовой
дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной
степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении
африканцев гражданских прав, помещении их в резерватах или особых городских
кварталах, ограничении свободы их передвижения и т.п.
В
рамках классового подхода государство можно определить как организацию
политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется
в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов
господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов
каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда
проблема в постоянном «снятии» их сопротивления с помощью насилия, диктатуры.
Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.
Различают
два основных подхода к сущности государства:
- классовый;
- общесоциальный.
- При классовом подходе государство можно рассматривать
как организацию политической власти господствующего класса, при котором
возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая
сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских
государствах.
-
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация
политической власти. В развитых демократических странах государство является
эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения
общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
Государство
появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением
частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные
группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся
необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и
гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных
причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм
собственности, прежде всего тех средств
производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма
влиятельной части общества.
Марксистская
концепция определяет государство как орудие господствующего класса, для подавления
классовых противников.
Марксистско-ленинское
представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до
последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная
практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность
лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К.
Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры
пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство”
опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников
марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления
большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об
“истинности” и “универсальности” теории классового государства.
Развитие
марксистско-ленинского учения о государстве в последующее время было
ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера
государства
Под
сущностью государства понимались его классовая природа, использование
государства для утверждения власти господствующего класса. Государство
понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для
обеспечения эксплуатации (кроме социалистического государства). Утверждалось,
что открытие классовой природы государства и тем самым его сущности – это
великая научная заслуга марксистской теории государства и права.
Но
деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является
доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где
существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех
случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает
классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от
разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет
определенные функции в интересах всего общества.
Тем
не менее, установление классового характера государства не исчерпывает проблемы
сущности государства, и использование только классового подхода существенно
ограничивает возможности научного познания государства.
В
рамках современной теории государства становится актуальным не столько
догматическое описание классовой сущности государства, сколько всестороннее
раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и
территориальной организации, других важных сторон жизни современного
государства. При этом важно учитывать, что и сама-то классовая природа
современных государств менялась весьма зримо в направлении выражения и
обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.
Реальность
человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение “классовых” и
“общих” задач государства.
С
изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности
государства как организации классового господства, с другой — расширение и
обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как
организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного
развития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит “приближение”
его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из
органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий
обществу.
Какова
сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи,
которые оно ставит перед собой. Будучи по-прежнему главной управляющей системой
общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления
социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения,
проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными
общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают
выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей,
верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
При
рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного
перехода от классовой сущности государства к социальной.
Главное
в социальной сущности государства, — оно является организационной формой
общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и
нормах.
Итак,
для полного и объективного понимания сущности государства недостаточно только
классового подхода, а следует использовать и общесоциальную концепцию сущности
государства.
Более
прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках
которого государство можно определить как организацию политической власти,
создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных
групп. Здесь государство уже используется более широко как средство для
обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы
различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с
помощью компромисса.
Государство
такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше
как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе
противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели
реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний
день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели
гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К этим государствам можно
отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.
В
развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным
механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления,
а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше
время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с
общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное
сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Нельзя сказать, что
современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла на
второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная
сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении
социального компромисса, на управлении делами общества.
И,
наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие
его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без
крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования
чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д.
Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены
заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях
населения.
Значит,
любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные
функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только
является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной
группы, но и представляет все общество, является средством его объединения,
способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его
сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким
образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются
узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего
общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных
исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к
ослаблению другой. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности
возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от
феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном
западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное
регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ
и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные
противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников,
которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность
общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей
государственной деятельности снижается доля его классового содержания.
Иначе
говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым
и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от
исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных
начал. В демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая,
становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности
государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает
характеристику этой сущности односторонней.
3. Общесоциальное и классовое в сущности
государства. Теории сущности государства
Существующие
теории сущности государства условно можно разделить на четыре группы: о
сущности государства, о его целях, о средствах и методах его деятельности, о
путях и перспективах его дальнейшего развития.
Теория
элит. Теория элит возникла в начале ХХ века (работы В. Парето, Г. Моски). Смысл
этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это
осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным
признакам (происхождение, образование, опыт, способности), при этом они могут
пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные
сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми
идет борьбы за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя
избирательное право.
Технократическая теория.
Эта теория возникла в 20-х годах ХХ века и получила значительное
распространение. Ее сторонниками были Т. Веблен, Г. Саймон, Д. Белл. по сути
дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей
технократической теории, управлять обществом должны менеджеры. Именно они
способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его
развития. В результате управления становится научным и обеспечивает прогрессивное
развитие общества.
Теория плюралистической демократии.
Эта теория возникла в ХХ в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р.
Даль. Теория отражает политические взгляды либералов. Смысл теории в том, что в
современном обществе классы перестали существовать, власть утратила классовый
характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединенных
групп (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место
жительства, круг интересов и пр. Таким образом, существуют страты стариков и
юношей, спортсменов и любителей пива и т.д. Каждый человек обладает частичкой
государственной власти, участвует в управлении государством через общественные
организации, оказывает давление на органы государства и направляет
государственную политику.
Теория государства всеобщего благоденствия.
Она возникла после Второй мировой войны и явилась противопоставлением ранее
существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в
общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений. Ее основателями были
А. Пигу, К. Боулдинг и др. Суть теории в том, что государство стало
надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает
благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в
обеспечении высокого уровня жизни населения. Положительная сторона теории в
том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и
права человека.
Теория «технократического
государства». Ее основой является успехи многих стран в
освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники.
Считают, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие
вопросы государства управления: например, можно будет проводить опросы и
голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники,
компьютеров.
Теория конвергенции.
Она появилась в 50-60-х гг. ХХ в (работы Д. Галбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и
др.) Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает
взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит
обмен между этими двумя государствами, причем каждая группа заимствует лучшее.
В результате происходит сближение государств по их сущности, формам
деятельности и т. д.
Теория правового государства.
Вся деятельность государства должна основываться на праве и осуществляться правовыми
средствами (см. с. 56).
Понятие
и признаки государства.
Как
видим в мировой теории нет общепринятого определения государства. Г. Еллинек
определяет государство как обладающее первичной господствующей властью союзное
единство оседлых людей; Л. Дюги полагает, что государство означает всякое
человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между
правящими и управляемыми, т.е. политическая власть; Н. М. Коркунов считает, что
государство есть общественный союз свободных людей с принудительно
установленными мирными порядками; по Л. А. Тихомирову, государство – это союз
членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе
справедливости, под соответствующей ему верховной властью.
В
марксистской литературе неизбежно подчеркивается, что государство есть орудие
насильственного подавления одним классом, занимающим экономически и политически
господствующее положение в обществе, других классов, что оно является орудием
классового угнетения. Представляется, что такая характеристика не является ни
главной, ни абсолютной.
Государство,
будучи основным политическим институтом системы классового общество, призвано,
главным образом, осуществлять управление обществом, охрану его экономической и
социальной структуры, поддержание установленного и охраняемого порядка
общественных отношений, нормальной функционирование всех социальных институтов.
Основным средством осуществлении публичной власти является государственное
принуждение, которое и в самом деле может носить в ряде случаев классовый
характер, но во многих других случаях оно такого характера не имеет и является внеклассовым,
или надклассовым.
Государство
– это суверенная организация политической власти в обществе, имеющая свою
территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для
осуществления своих функций.
Как
политический институт государство характеризуется рядом специфических
признаков. Признаки государства делятся на основные и дополнительные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий