Лекция № 2
Понятие
административно-правовой нормы, ее структура и содержание.
Специальность: 40.02.04
Юриспруденция
Курс – 3
Преподаватель – Магомедов Али
Тажутинович
Дисциплина - ОП. 03.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема занятий: Административно-правовые
нормы.
Тип занятий: комбинированный
урок
Время – 1 час 20 мин.
Цель:
формирование правовой компетенции для формирования знаний у студентов об
административно-правовых нормах.
Задачи:
Образовательная:
- Актуализировать
и расширить имеющиеся знания о праве, об административно-правовых нормах.
- Дать
студентам обществоведческие термины и определения:
«административно-правовые нормы»; «гипотеза, диспозиция, санкция»;
«административное наказание»; Кодекс РФ об административных
правонарушениях.
- Расширить
знания студентов в различных отраслях права (с упором на правовые нормы в
отношении несовершеннолетних).
Развивающая:
- Развивать
критическое мышление
- Развивать обще
учебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное,
анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и
работа в группе)
- Продолжить
выработку умений выступать публично,
выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательная:
1.
Воспитывать
у студентов правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные
качества личности, соблюдению административно-правовых норм в обществе.
Тип
урока:
изучение нового материала
Технологии: технология развития критического мышления
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый,
самостоятельной познавательной деятельности
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, образовательный блог,
раздаточный материал: текст с учебным материалом.
1)совокупность
государственных органов, осуществляющих функции управления;
2)должностные
лица, руководящий персонал учреждения, предприятия; реализующие административно-правовые нормы в ходе своё профессиональной
деятельности.
3)
Источники:
1. Стахов А.И., Административное право:
учебное пособие для СПО / Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С.; под редакцией
А. И. Стахова. - Москва: Российский государственный университет правосудия,
2019. - 136 c. - ISBN 978-5-93916-758-1.
2. Мазурин с.Ф. Административное право.
Учебник для юридических вузов: учебник: в 2 т. Т. 1. - М.: Прометей, 2017. - 547
с.
3. Шикула И.Р., Иванов Д.В. Административное
право Российской Федерации: учебник для СПО / И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. - М.:
Университет «Синергия», 2020. – 244 с.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
2.
Актуализация знаний.
3.
Изучение нового материла.
1) Постановка задачи на урок.
На
сегодняшнем уроке мы продолжим изучать нормы как социальные регуляторы.
Давайте вспомним базовые
понятия, усвоенные нами на прошлых занятиях.
-Что
означает понятие «норма»?(ожидаемый ответ: правило, образец).
- Перечислите
основные виды норм? (ожидаемый ответ: технические и социальные нормы).
-Назовите
наиболее известные виды социальных норм (регуляторов)?
(ожидаемый
ответ: обычаи, моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные
нормы, деловые обыкновения и др.).
-Сегодня
мы с вами сосредоточим свое внимание на правовых нормах. (Запись темы в
тетрадь).
-Какие
вопросы мы должны рассмотреть по данной теме?
2) Комбинирование этапов получения новых знаний и их практического
применения.
Норма
права: понятие и признаки. Познание часто начинается с понятия.
-Определите,
что означает понятие «Норма»? Что будет отличать правовую норму от других
социальных норм? Составьте в тетради схему отличительные признаки нормы права.
(2 мин.
Ответы уч-ся)
1) общеобязательный характер («право устанавливается не для отдельных
лиц, а общим образом»);
2) формальный характер (выражено в письменной, документальной форме);
3) гарантии государства (устанавливает, охраняет от нарушений и применяет
принуждение к соблюдению);
4) норма права – есть мера свободы, граница возможного, сохраняющая порядок
и стабильность в обществе.
-Сформулируйте определение «Нормы права» по признакам.
«Норма права (образец, правило) – общеобязательное, формально
определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством,
направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав,
обязанностей и ответственности их участников».
Содержание
1.
Понятие административно-правовой нормы, ее структура и содержание.
Особое значение для функционирования системы
механизмов административно-правового регулирования имеют правовые акты,
включающие в себя понятия нормативных и индивидуальных актов.
Система административных норм и правовых актов - это
совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных норм и правил, выраженных в
форме административных норм и обеспеченных средствами убеждения и
государственного принуждения.
Характерной особенностью системы административных норм
и правовых актов является то, что они находятся в соподчиненной связи друг с
другом, причем тип связи определяется юридической силой этих актов.
Как и в других отраслях права, норма административного
права является правилом общего характера. Она устанавливает конкретные меры
допустимого или обязательного поведения участников управленческих отношений,
которые регулируются государством и гарантируются их реализацией посредством
государственных мер по стимулированию или принуждению.
Характерной чертой норм административного права
является их роль в регулировании управленческих связей, возникающих в рамках
деятельности органов исполнительной власти и государственного управления. Эти
нормы могут предусматривать как юридическую ответственность, так и поощрение за
качественное выполнение служебных обязанностей.
Административно-правовые
нормы способствуют решению следующих основных задач:
1) упорядочение управленческих отношений и
регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного
управления;
2) регламентация связей и отношений различных отраслей
и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействие
государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и
физическими лицами;
3) закрепление научно обоснованных и рациональных
отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности с целью их
оптимизации и устойчивого динамического развития;
4) стимулирование, запретительные меры, определение
степени и порядка применения мер административного принуждения, включая
применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения
от наказания.
Структура
нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими
элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам
административного права присуще и поощрение.
Гипотеза административно-правовой нормы –
управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях
воздействовать.
Диспозиция - правило поведения сторон,
предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и
обязанностей субъектов права.
Санкция всегда содержит указание на меры
административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к
правонарушителю.
Поощрение – публичное признание заслуг лица в
выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в
диспозиции административной правовой нормы.
Виды административно-правовых
норм.
Виды административно-правовых норм, составляющие
собственно классификацию, зависят от способа выделения. Далее представлены виды
норм административного права в зависимости от критерия выделения.
1. Нормы административного права по целевому
назначению:
- Регулятивные
(к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов
административных правоотношений, а также условия возникновения этих
правоотношений).
- Охранительные
(это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер
государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
-
Дефинитивные (признают такие нормы,
которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р
понятие административного проступка).
- Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы
административного права или носят рекомендательный характер).
- Вводящие в действие другие нормы.
2. По способу правового воздействия:
-
Обязывающие (содержащие юридически
властное предписание на обязательное совершение определенных действий,
предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного
служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее
коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).
-
Запрещающие (запрет может быть
абсолютным или относительным). Это нормы, содержащие юридически властное предписание,
запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой.
Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых
предусматриваются составы административных правонарушений.
-
Управомочивающие (предоставляющие
субъекту то или иное право).
-
Рекомендательные (предоставляют
возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких
ориентиров)..
По юридическому содержанию:
-
Материальные (определяют объем и
содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных
отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника
управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации
этих возможностей).
-
Процессуальные (определяют
порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих
отношений, закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и
прав. Это уже динамика управленческих отношений).
Их, в свою очередь можно поделить на:
a)
административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или
исполнения обязанности).
b)
административно-деликтные (производство по делам об административных
правонарушениях).
c) административное
– юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности
публичной администрации).
4. По уровню обобщенности правила:
- Общие
нормы административного права (это
нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на
которой они действуют).
-
Специальные нормы административного
права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц,
являются исключением из общих норм.
-
Исключительные нормы
административного права (исключение из специальных, например, о возможности
сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)
5. По территории применения:
- Нормы федерального
уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
- Нормы уровня субъекта
РФ (действуют на территории субъекта федерации).
- Нормы
административно-территориальных образований (действуют на территории
административно-территориального образования).
- Нормы местного
самоуправления (действуют на территории действия органа местного
самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).
- Административно-правовые нормы учреждений.
6. По времени действия:
- Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до
момента отмены).
- Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых
актах).
7. По кругу адресатов:
- Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в
пределах самой публичной администрации).
- Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъекты, не
входящих в публичную администрацию)
Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) административно-правовой статус граждан;
б) организацию и деятельность механизма исполнительной
власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
в) административно-правовой статус государственных
служащих — работников управленческого аппарата;
г) ключевые вопросы организации и деятельности
государственных предприятий и учреждений;
д) административно-правовой статус общественных
объединений;
е) отдельные стороны функционирования различного рода
коммерческих структур, включая частные.
8. По объему регулирования:
а) Общие (распространяющие свое
действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие
наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего
такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и
постановлениях Правительства РФ).
б) Межотраслевые (регламентирующие те
или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются
общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного
управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты
свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам,
содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти
(статистики, тарифам) и т. п.).
в) Отраслевые (регламентирующие те
или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной
за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
9. По порядку принятия:
- Принятые в порядке единоначалия.
- Принятые коллегиально: путем голосования или путем
консенсуса.
- Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо
органами.
- Принятые совместно несколькими органами
исполнительной власти.
У нас собрана достаточно полная классификация
административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои
собственные иные критерии.
10. Способы реализации административно-правовых норм:
- исполнение
норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по
выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)
- соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных нормой)
- использование
(осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)
- применение (является прерогативой соответствующих субъектов
исполнительной власти.
Оно практически выражается в издании полномочным
органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на
требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются
применительно к конкретным административным делам (например, приказ о
назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация
общественного объединения и т. п.).
Основные выводы
1. Основным критерием классификации административно-правовых норм
является их юридическое содержание. В соответствии с этим выделяют следующие
виды административно-правовых норм: обязывающие, запрещающие и
уполномочивающие.
2. По своей структуре административно-правовая норма может состоять из
гипотезы, диспозиции и санкции.
3. Под административным правоотношением понимается вид общественного
отношения управленческого характера, урегулированный административно правовой
нормой.
4. Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений
требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми
нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при
которых согласно требованиям соответствующей нормы, между сторонами должны (или
могут) возникнуть конкретные правоотношения.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности норм административного права? Чем эти нормы
отличаются от норм гражданского, уголовного права?
2. Каковы критерии группировки норм административного права?
3. Кто является субъектом административно-правовых отношений?
4. Как определить понятие «объект административно-правовых отношений»?
Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.
5. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе
запретительной нормы административного права?
Домашнее
задание: 36-50 страницы.
Стахов А.И., Административное право: учебное пособие для СПО /
Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С.; под редакцией А. И. Стахова. - Москва:
Российский государственный университет правосудия, 2019. - 136 c.
Комментариев нет:
Отправить комментарий