понедельник, 15 сентября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ТГП. Лекция № 3 Понятие, сущность и социальное назначение государства

 

Лекция № 3

Понятие, сущность и социальное назначение государства

1.    А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и права.  Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. Том – 2 Особенная часть, от 11-21 страницы.

2.    Долгих Ф.И. Теория государства и права: учебник Ф. И. Долгих. –    Москва: Университет «Синергия», 2023. – 464 с. – DOI: 10.37791/978-5- 4257-0554-9-2023-1-464

3.    Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник практикум для СПО/В.Д.Перевалов. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с. – Серия: Профессиональное образование.

4.    Основы права : учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.] ; под общ. ред. А. А. Вологдина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

5.    О. Н. Гарипова. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О. Н. Гарипова, Л. Г. Щурикова. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1978-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79540.html

 

Вопросы для обсуждения

1.    Плюрализм в понимании государства.

2.    Понятие и признаки государства.

3.    Суверенитет как неотъемлемый признак государства.

4.    Формальные атрибуты государства (флаг, гимн и пр.).

5.    Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

6.    Сущность государства: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности.

7.    Общесоциальное и классовое в государстве.

8.    Государство как орудие социального компромисса.

 

 

 

1.     Плюрализм в понимании государства.

Попытки дать полное, всеобъемлющее определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно.

Однако сам термин "государство" в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин "stato" для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе "Государь", где раскрыта идея о том, что государство - это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

- во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

- во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

- в-третьих, объясняя понятие государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

- в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на государство, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

- в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Все множество определений понятия "государство" можно условно разделить на несколько групп.

1. Понимание государства как союза людей, как сообщества (Аристотель, Гуго Гроций, Б. Чичерин и др.). Подобному пониманию соответствует и такое определение: "государство... есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания"

2. Понимание государства как механизма, машины, орудия (В.И. Ленин, А.Н. Радищев и др.). Французские политологи Б. Бади и П. Бирнбаум сегодня рассматривают государство как машину власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами.

3. Отождествление государства и аппарата государства свойственно западной политологии. Так, П. Пернталер рассматривает государство как систему, управляющую обществом, как особый аппарат, выделившийся из общества.

4. Государство как правопорядок. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

5. Государство как совокупность территории, населения и власти. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.

Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство.

 «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Современный уровень знаний позволяет рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории и вместе с тем не отрицается взгляд на государство, предложенный Гумпловичем: государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.

Сущность современного государства, как отмечал еще Б.А. Кистяковский, состоит в закреплении и отстаивании социальных интересов людей, что становится возможным посредством деятельности специального органа, управляющего обществом. Этим органом и является государство.

Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса.

Любое определение государства, кто бы его ни давал всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего (и в этом смысл предельно абстрактного) понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать (это зависит от целей и задач исследователя), например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического.

Таким образом складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) - не плод умозрительных конструкций, кабинетных выдумок и фантазий, но определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим отметим, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

 

2.     Понятие и признаки государства

Итак, мы рассмотрели большое количество подходов, теорий, объясняющих сущность и причины образования государства. Многие из данных подходов, теорий можно отнести к антинаучным, многие имеют рациональное зерно, позитивные моменты.

Однако государство как социальное явление имеет объективный характер. В силу этого для понимания сущности государства и причин его возникновения необходим «общий знаменатель».

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы. Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества.

Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представляющей общество во внешних и внутренних отношениях.

Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению.

Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни». Причины, или условия формирования государственности, заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре возникновения социальная организация основывалась на присваивающей экономике (охота, рыболовство и собирательство, то есть на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил у природы. Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчок к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), то есть начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесла, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности. Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публичноправовое регулирование частной и общественной жизни»

 . Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Люди, проживающее на территории государства, становятся подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право.

Право – основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона). Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками.

Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью.

Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа.

В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти – признание ее народом управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Верховенство государственной власти внутри страны означает:

• распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений; только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

• возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний. Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права. Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа

. Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа. На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

6. Система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Как представляется, этот общий знаменатель можно найти, суммируя два рассмотренных выше основных подхода к понятию государства: политико-организационный и социологический. Из последнего следует, что государство возникло из общества в определенный исторический период. Однако это самостоятельный институт, который в перспективе будет подчинен обществу, когда в полной мере будет функционировать гражданское общество и правовое государство.

С точки зрения политико-организационного подхода государство как социальный институт является организацией, осуществляющей властные полномочия. В сущности, государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных демократических государствах. Такая гуманистическая тенденция проявляется и в современном Российском государстве.

В рабовладельческом, феодальном, раннебуржуазном государствах превалировало классовое начало. В XX в. капиталистическое общество реформировалось, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Это произошло во многом благодаря борьбе народов за свои гражданские и политические права.

Таким образом, произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества. В результате современные цивилизованные государства подчас больше ориентированы на социализм, чем страны, называвшие себя социалистическими. Государственный механизм таких государств превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия.

С учетом двуединой общечеловеческой и классовой природы государства его сущность определяется и классовым, и общечеловеческим началом, вытекающим из природы общества.

Подчеркнем еще раз, что существуют и иные подходы к сущности государства. Так, имеется ряд теорий, рассматривающих главную сущностную задачу современного государства в создании разнообразных социальных благ для всех членов общества. Есть и точка зрения, что сущностью государства является его участие в роли арбитра при возникновении различного рода конфликтов.

Причины образования государства (интегративный подход). Следует признать, что весьма трудно выделить ведущие причины, детерминирующие процесс возникновения государств. Однако, как мы отмечали ранее, практически каждая теория имеет свое рациональное зерно. Исходя из этого, при выявлении причин образования государств следует применить интегративный подход, позволяющий выявить ведущие факторы в этом процессе.

Во-первых, как известно, государство появилось в ходе длительного исторического развития, а в основе этого процесса возникновения государства находятся экономика и социальная сфера жизни людей, т.е. материальные сферы жизнедеятельности. С развитием общества развиваются производительные силы. Происходит процесс перехода от присвоения даров природы к производству продуктов потребления (переход от присваивающей природы к преобразующей).

Одновременно происходит и разделение труда. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к увеличению способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. В результате экономического развития возникли товарно-денежные отношения, усложнилась организация первобытного общества, увеличилось количество его «общих дел». В силу этого отношения общественного производства и воспроизводства человека появляется необходимость в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный аппарат людей, осуществляющих данную функцию. Эти люди составили специальный аппарат управления, который в необходимых случаях для решения важнейших задач стал использовать принуждение.

Среди важных «общих дел» общества следует отметить поддержание в нем соответствующего порядка. Это обеспечивается применением различных мер, в том числе и принудительных, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права. А для этого также требуется наличие соответствующих органов.

Таким образом, совершенствование управления обществом, вызванное его усложнением (увеличением «общих дел»): развитием производства, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п., требовало появления политической власти. По этой причине создавались и совершенствовались соответствующие органы и правила регулирования хозяйственной деятельности.

Во-вторых, с повышением производительности труда становится экономически выгодным использовать труд военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род. Теперь их стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали. Более сильным доставалось больше. Развитие производительных сил привело к тому, что выгодно стало использовать не только труд военнопленных, но и труд сородичей. Это еще более усиливало имущественное неравенство. Появились богатые и бедные. Общество постепенно расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

С появлением частной собственности происходила подлинная революция в семье. В связи с разделением труда, в частности выделением скотоводства от земледелия, на смену матриархата приходит патриархат. (Как известно, в условиях матриархата главой семьи являлась мать, поскольку от нее шел род.) Пастух стал главой семьи, так как ему принадлежали стада и ухаживающие за ними рабы. Мужчина, хозяин, стремится передать наследство своим детям. А это можно было сделать в условиях моногамии — семьи в форме единобрачия.

Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием мужа, главы семейства, передавать по наследству имущество своим детям. При матриархате он этого делать не мог. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду матери. Имущество отца переходило по наследству к его братьям и сестрам, к детям сестер. Собственные дети могли наследовать лишь имущество братьев своей матери.

Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма простым путем — передавать наследство детям мужчин. Эту проблему удалось успешно решить моногамным браком, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной. Моногамия была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия — победа частной собственности над первоначально сложившейся общей собственностью.

Моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых. Ибо собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одним семьям богатеть, а другим — разоряться и беднеть.

Таким образом, разложение первобытного общества привело к разделению общества, появлению классов, возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов. Это приводило к появлению прообразов карательных органов.

В-третьих, в некоторых случаях исторический опыт подтверждает «теорию внешнего насилия», в соответствии с которой для завоевания порабощения одних племен необходимы соответствующие карательные органы. Данный фактор, в частности, оказал сильное влияние на развитие Спарты. Как известно, Спарта захватила Мессению, а ее население превратило в рабов. Завоевание поставило перед спартанцами новые задачи по формированию органов власти для подавления сопротивления покоренной Мессении.

Следует отметить, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Происходящее накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что прилежащие территории оказываются порабощенными либо организуются как государства. А это, в свою очередь, приводит к войнам как оборонительного, так и захватнического характера, что также требует появления соответствующих структур.

Насилие, завоевание может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. Насилие можно рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. Однако процесс образования государства посредством насилия происходил не везде.

Кроме того, отметим, что насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Если общество не созрело, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия. То же самое можно возразить сторонникам норманнской теории возникновения Древнерусского государства, которые считают, что варяги принесли государственность на Русь. Завоевания одного народа другим происходили чаще всего в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. В этом случае вновь можно говорить о насилии как о катализаторе процесса формирования государственности.

В-четвертых, появлению государства могла способствовать организация крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало ирригационных работ. Так, в некоторых регионах (Междуречье, Египет, Китай) ирригационный фактор оказал важное влияние на первоначальный процесс развития государства.

Таким образом, данный фактор имел локальный характер. Он может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях. Кроме того, можно сказать, что процесс появления государства мог начаться до ирригационных работ. Организовать столь крупные и скоординированные действия населения могли соответствующие прообразы государства.

Итак, в результате в ходе длительного исторического развития общества государственная организация приходит на смену родоплеменной организации; право — на смену обычаям. Происходит это в силу коренных изменений в экономической сфере в самом первобытном обществе. Данные изменения привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Таким образом, родоплеменную организацию общества сменило государство, которое объективно возникло в процессе изменения материальных условий жизни людей.

 

6.     Сущность государства: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности.

Сущность государства – наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

Основные подходы к сущности государства это:

Классовый подход. Государство - организация политической власти, обеспечивающая интересы экономически господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Общечеловеческий (или общесоциальный) подход. Государство - организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство выступает как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства:

Религиозный подход. Государство - организация политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

Национальный (националистический) подход. Государство - организация политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. (Пример: современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций)

Расовый подход. Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Пример: Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Вывод: сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

7.     Общесоциальное и классовое в государстве

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизмениости данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А.В. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже анта гонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов, стоящих у власти

 

8.     Государство как орудие социального компромисса.

В развитых западных демократиях в послевоенные годы государство всё более становилось средством преодоления общественных противоречий не путём насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса. Отсюда и «всё более широкое использование таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и т. п.». Всё это позволяло охарактеризовать демократическое государство как орудие и средство социального компромисса - по содержанию и как правовое государство - по форме.

В то время существовало два противостоящих друг другу подхода к государству. Первый подход: государство - «симптом расколотого общества», орудие насилия, средство подавления. Второй подход: государство - средство общественного компромисса, снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами общества. Подобная позиция обусловила приоритет общенародных интересов над классовыми, общечеловеческих - над национальными, общих - над частными.

Признав в государстве орудие не классового господства, а социального компромисса, нужно определить и его внутренние функции. Главная из них - учёт и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями. Важнейшая задача государства - соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека. Интересы людей зависят не только от классовой принадлежности. В значительной степени они обуславливаются сложившимся образом жизни, национальными, религиозными, семейными и другими групповыми интересами. Отсюда - авторитет политической власти, олицетворяемой государством, зависит от поддержки её населением, от её легитимности.

Признание цивилизованного государства в качестве орудия социального компромисса не означает, что в нынешнем обществе отсутствуют социальные противоречия. Напротив, они сохраняются, и подчас довольно острые (и у нас, и на Западе), причём на смену одним, которые удаётся преодолеть, приходят другие, ранее не известные.

Для государства, как орудия социального компромисса одним из основополагающих принципов становится плюрализм. Его формы - многопартийность, разнообразие общественных организаций, разделение властей, демократическая избирательная система. В то же время при достижении социального компромисса необходимо опираться на правопорядок в обществе, выработку и принятие справедливых законов, и их воплощение в жизнь.

Если же признать в государстве и праве орудия и средства социального компромисса в соответствии с исторической потребностью, то они будут постоянными спутниками цивилизованного общества, которому социальный компромисс всегда необходим.

Развитие общества во всех современных странах идёт по пути его дальнейшего усложнения и дифференциации, поэтому разных коллективных интересов становится всё больше. А чем больше социальных различий, тем реальнее опасность деструктивных социальных столкновений. Вот почему значение механизмов, содействующих выработке социальных компромиссов, возрастает, и в будущем будет возрастать.

В сложно организованном обществе всё большее значение приобретает управление. В системе механизмов управления государство и право - центральные звенья. В перспективе основными заботами государства должны стать выявление, сопоставление разных интересов в обществе и поиск компромиссных решений. Сегодня наиболее привычным и демократичным считается претворение в жизнь мнения большинства. Однако, эта практика достаточно противоречива. Конечно, мнение и интересы большинства определяют итоговую позицию общества вернее, чем точка зрения меньшинства, но пренебрежение интересами меньшинства создаёт источник социальной напряжённости. Именно такие источники призвано устранять государство как орудие социальных компромиссов. Очевидно, умение учесть интересы меньшинства, не допустить их подавления в современных условиях - одно из важнейших условий стабильности общества.

Поиск средств учёта интересов меньшинства, их стыковки с интересами большинства, очевидно, определит дальнейший путь развития государства. Сегодня общество находится в начале этого пути, и механизмов достижения общественного компромисса известно немного. Консенсус, квалифицированное большинство, установление объёма неотчуждаемых прав меньшинств - вот, пожалуй, и всё. Необходимы новые формы обеспечения прав меньшинства. Можно предположить, что в будущем большую роль приобретёт судебная защита этих прав.

Защита интересов меньшинства - одно из направлений деятельности государства как орудия социального компромисса. Другое перспективное направление - вмешательство государства в экономику, определяющую область человеческих отношений. «Опыт показал, что свободному и рациональному развитию экономики более всего содействует рынок. Рынок же, в свою очередь, таит в себе возможность социальных ущемлений. Более того, в природе рынка социальная защищённость человека просто не заложена. И обеспечить её в интересах сохранения стабильности общества призвано государство» («Государство и право», №10,1990г.). Вот почему его вмешательство в экономику необходимо. Меры и формы такого вмешательства зависят от состояния экономики. Отыскание разумной меры вмешательства составляет сегодня одну из самых трудных и важных задач.

Домашнее задание: 47-69 страницы

А.П.Альбова,  С.В.Николюкина Теория государства и права.  Учебник  и практикум  для СПО  Москва «Юрайт» 2019г. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий