Лекция
№ 4
1. Субъекты, имеющие личный интерес в деле.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении.
3. Потерпевший.
4. Законные представители физического и юридического лица. Защитник
и представитель.
5. Лица и органы, содействующие осуществлению производства.
6. Свидетель.
7. Понятые. Специалист. Эксперт. Переводчик. Прокурор.
1. Субъекты, имеющие личный интерес в
деле
Процессуальное
положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении. Процессуальное положение этого участника
весьма схоже с процессуальным положением обвиняемого в уголовном процессе. В
отношении данного лица собраны доказательства, достаточные для обвинения его в
совершении административного деликта и составлен протокол об административном
правонарушении. Это лицо – центральная фигура в производстве по делам об
административном правонарушении ст.25.1. Все правоотношения возникает по
вопросу о его виновности или не виновности. Для процессуального положения
данного лица характерны два моменты:
Лицо,
возможный субъект административной ответственности. Для предупреждения и
пресечения этого противодействия. Закон допускает применение к данному лицу мер
процессуального принуждения или мер, обеспечения производства по делу об
административном правонарушении. Меры предусмотрены гл.27 КоАП.
В
силу презумпции невиновности лицо считается не виновным до вынесения
постановления. Нельзя исключить п.2 ч.1 ст.29..9 КоАП, что дело в отношении
него будет прекращено.
Лицо,
в отношении которого наделено широким кругом прав, совокупность которых
образует право на защиту:
Знакомство
со всеми материалами дела, т.е. знать в чем он виновен. Это право обеспечивает
лицом, составившим протокол предоставить его для ознакомления и подписи, в
отношении которого возбуждено дело. (ст.28.2, 26.3). А также обязанностью суда
известить лицо о времени и месте рассмотрения дела.
Давать
объяснения. Лицо пользуется этим правом, желая обосновать свою невиновность, и
никто не вправе отказать лицу, желающему быть выслушанным.
Представлять
доказательства, т.е. оспаривая свою виновность вручать юрисдикционному органу
предметы и документы.
Заявлять
ходатайства, т.е. просить о производстве тех или иных действий, например,
вызова дополнительных свидетелей, назначение экспертизы, приобщение
дополнительных документов.
Пользовать
юридической помощью защитника.
Выступать
на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика.
Участвовать
в рассмотрении дела. Право, но далеко не всегда обязанность
Обжаловать
постановления по делу. Ст.25.1 допускает заочное рассмотрение дела в случаях,
если лицо было своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, но не
явилось и не ходатайствовало о его отложении, если ходатайство оставлено без
удовлетворения. Суд по любому делу вправе признать присутствие лица, в
отношении которого обязательно, но и есть 3 случая, когда присутствие этого
лица является безусловно обязательным:
При
рассмотрении дела, влекущее административный арест.
Выдворение
за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
2. Лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять
доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью
защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим
Кодексом.
2. Дело об административном
правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие
указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных
частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем
извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило
ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство
оставлено без удовлетворения.
3. Судья, орган, должностное
лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать
обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого
ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об
административном правонарушении, влекущем административный арест,
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица,
в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
4. Несовершеннолетнее
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела,
обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
3. Потерпевший
Потерпевшим
по административному праву является физическое лицо или юридическое лицо,
которым административным правонарушением причинён физический, имущественный или
моральный вред.
Согласно
статье 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, потерпевший вправе
знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении,
давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы,
пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по
данному делу, пользоваться иными процессуальными правами.
Дело
об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В
его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные
о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если
от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо
если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Законные
представители физического и юридического лица. Защитник и представитель
Законный
представитель ‑ лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов
других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в
силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои
права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического
лица.
Защиту
прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего,
являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому
состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права,
осуществляют их законные представители. Законные представители физического лица
‑ его родители, усыновители, опекуны или попечители.
В
порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин
признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства
не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени
гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин,
который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими
средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в
порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен
судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом
ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие
бытовые сделки. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих
подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных
полномочий.
Над
несовершеннолетними гражданами при отсутствии у них родителей, усыновителей,
лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие
граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности,
когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов,
устанавливается опека и попечительство. При этом опека назначается малолетним
(гражданам, не достигшим 14 лет), а попечительство ‑ несовершеннолетним гражданам,
в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно
ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граждан могут выступать в интересах
всего лишь двух участников производства по делам об административных
правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и
потерпевшего. Представляя интересы этих участников производства по делу, их
родители, усыновители, опекуны и попечители свои родственные связи или
соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом.
Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об
установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства.
Законные
представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в
отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется
производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все
процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.
Присутствие
при рассмотрении дела об административном правонарушении законных
представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и
потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического
состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями
являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных
представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило
ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без
удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении,
совершенного лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным
присутствие законного представителя данного лица.
Защиту
прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица,
являющегося потерпевшим, также осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ
могут быть его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с
законом или учредительными документами органом юридического лица.
Так,
согласно ст. 91 Гражданского кодекса РФ, в обществе с ограниченной
ответственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный
орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества;
исполнительным органом акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ,
может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единоличный
руководитель ‑ директор, генеральный директор и т.д. Положения Гражданского
кодекса конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое
положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц173.
Однако
существует и локальное нормативное регулирование организации и деятельности
юридических лиц. Прежде всего, это учредительные документы и принятые на их
основе внутренние документы юридических лиц ‑ локальные статутные нормативные
документы, также определяющие отдельные вопросы организации и деятельности
органов управления юридического лица. Кроме того, юридическими лицами издается
большое количество актов правоприменительной деятельности самих органов
управления (приказы, указания, решения и др.). Важно подчеркнуть, что законным
представителем юридического лица в процессе производства по делам об
административных правонарушениях помимо его руководителя может быть только
лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными
документами, а не согласно актам органов управления юридического лица.
Хотя
в ст.25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического
лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть
только его единоличный орган ‑ физическое лицо, по смыслу статьи понятна
невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это
явствует, в частности, из положений ч. 3 и 4 данной статьи относительно
присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела.
Полномочия
законного представителя юридического лица подтверждаются документами,
удостоверяющими его служебное положение. Полномочия единоличного руководителя
как законного представителя юридического лица подтверждаются документами,
удостоверяющими его служебное положение ‑ служебным удостоверением или
соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени
юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе
производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.
Например,
генеральный директор общества с ограниченной ответственностью выступает от
имени общества без какой-либо доверенности в рамках компетенции, установленной
в уставе общества, соответствующем внутреннем документе и договоре с
генеральным директором. Его полномочия включают возможность представления
интересов общества в государственных органах и в суде.
Полномочия
законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем,
также подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, но
служебного удостоверения или соответствующей справки в этом случае
недостаточно. В ст. 25.4 КоАП РФ не говорится о необходимости удостоверять
полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его
руководителем, доверенностью. По смыслу данной статьи возможно представление
судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об
административном правонарушении, копии учредительного или иного документа, обусловливающего
возможность участия данного лица в производстве по делу в качестве законного
представителя. Однако целесообразно удостоверение полномочий законного
представителя соответствующей доверенностью.
Законный
представитель юридического лица вправе присутствовать при осмотре принадлежащих
юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов.
Но закон по сути дела не требует его обязательного присутствия при
осуществлении данной меры обеспечения производства по делу об административном
правонарушении174.
Статьей
25.4 КоАП РФ не предусмотрена также обязательность присутствия при рассмотрении
дела об административном правонарушении законного представителя юридического
лица, в отношении которого ведется производство по делу, достаточно присутствие
его защитника. Между тем отсутствие обоих недопустимо. Дело об административном
правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его
законного представителя или защитника.
Без
законного представителя и защитника, точно так же, как и в случае рассмотрения
правонарушения, совершенного физическим лицом, дело может быть рассмотрено лишь
в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении этих лиц, о месте и
времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении
рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Обязательность
присутствия при рассмотрении дела лиц, уполномоченных потерпевшим юридическим
лицом, законом тоже не предусмотрена. Однако при рассмотрении дела об административном
правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо
вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического
лица. Поскольку законодатель в ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ не уточняет, имеется ли в
данном случае в виду только законный представитель лица, привлекаемого к
ответственности, или же и законный представитель потерпевшего юридического
лица, судья, орган, должностное лицо могут признать обязательность присутствия
при рассмотрении дела обоих.
4. Лица и органы, содействующие
осуществлению производства
Статья 594. Свидетель
В
качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть
вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие
значение для данного дела.
Свидетель
вправе: отказаться от дачи показаний против себя, супруга (супруги) или близких
родственников; делать заявления и замечания по поводу правильности внесения
своих показаний в соответствующий протокол; при рассмотрении дела выступать на
родном языке; пользоваться бесплатной помощью переводчика.
Свидетель
обязан явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве
которого находится дело об административном правонарушении, правдиво сообщить
все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, удостоверить
своей подписью в соответствующем протоколе правильность внесения его показаний.
Свидетель
предупреждается об административной ответственности за уклонение или отказ от
дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний органу (должностному лицу),
уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, и об
уголовной ответственности за совершение этих деяний в суде.
В
случае уклонения свидетеля от явки по вызову судьи, органа (должностного лица),
в производстве которого находится дело об административном правонарушении, он
может быть подвергнут приводу органом внутренних дел (полицией) на основании
определения судьи, органа (должностного лица).
При
опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего
возраста, обязательно участие педагога или психолога. В случае необходимости
опрос производится в присутствии законного представителя такого свидетеля.
Статья 595. Понятой
В
случаях, предусмотренных КоАП РК, в качестве понятого привлекается
совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела, способное полно и
правильно воспринимать происходящие в его присутствии действия.
Участие
понятого в производстве по делу об административном правонарушении отражается в
протоколах о личном досмотре, досмотре транспортного средства, вещей, изъятии
документов и вещей, находящихся при физическом лице, осмотра территорий,
помещений и имущества, принадлежащих юридическому лицу, изъятия документов и
имущества, принадлежащих юридическому лицу.
Понятой
обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится
дело об административном правонарушении, принять участие в производстве по
этому делу и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт
осуществления действий, производящихся с его участием, их содержание и
результаты.
Понятой
имеет право делать заявления и замечания по поводу производимого действия, подлежащие
занесению в протокол.
В
случае необходимости понятой может быть допрошен в качестве свидетеля.
Статья 596. Специалист
В
качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном
правонарушении может быть назначено любое не заинтересованное в исходе дела
совершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями и навыками,
необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке
доказательств, а также в применении технических средств.
Специалист
вправе: знать цель своего вызова; отказаться от участия в производстве по делу,
если не обладает соответствующими специальными знаниями и навыками; знакомиться
с материалами дела, относящимися к процессуальному действию, совершаемому с его
участием; с разрешения судьи, органа (должностного лица), в производстве
которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы
участникам процессуального действия; в рамках процессуального действия
проводить исследование материалов дела с отражением его хода и результатов в
протоколе либо официальном документе, являющемся частью протокола
процессуального действия; знакомиться с протоколом процессуального действия, в
котором он принимал участие, и делать подлежащие занесению в протокол заявления
и замечания относительно полноты и правильности фиксации хода и результатов
проводившихся при его участии действий.
Специалист
обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), осуществляющего
производство по делу об административном правонарушении; участвовать в
процессуальном действии, используя специальные знания, навыки и
научно-технические средства; давать пояснения по поводу совершаемых им
действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их
содержание и результаты.
Статья 597. Эксперт
В
качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо,
обладающее специальными научными знаниями.
Производство
судебной экспертизы может быть поручено:
1)
сотрудникам органов судебной экспертизы;
2)
лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;
3)
в разовом порядке иным лицам в соответствии с требованиями закона.
Эксперт
вправе: отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его
специальных знаний, а также, если представленные материалы недостаточны для
дачи заключения; знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету
экспертизы, и заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных
материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения судьи, органа
(должностного лица), в производстве которых находится дело об административном
правонарушении, участвовать в производстве процессуальных действий и задавать
их участникам вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; указывать в
заключении обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные при
производстве экспертизы по его инициативе.
Эксперт
обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве
которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное и
обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также показания
по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением.
За
дачу заведомо ложного заключения в суде эксперт несет уголовную
ответственность.
Эксперт,
являющийся сотрудником органа судебной экспертизы, считается по роду своей
деятельности ознакомленным с его правами и обязанностями и предупрежденным об
уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в суде.
Статья 598. Переводчик
В
качестве переводчика назначается любое не заинтересованное в исходе дела
совершеннолетнее лицо, владеющее языками (понимающее знаки немого или глухого),
знания которых необходимы для перевода при производстве по делу об
административном правонарушении.
Переводчик
назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых
находится дело об административном правонарушении.
Переводчик
вправе: отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает
знаниями, необходимыми для перевода; задавать присутствующим при осуществлении
перевода лицам вопросы для уточнения перевода; знакомиться с протоколом
процессуального действия, в производстве которого он участвовал, и делать
подлежащие занесению в протокол замечания относительно полноты и правильности
фиксации перевода.
Переводчик
обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве
которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и
точно порученный ему перевод;
- удостоверить
верность перевода своей подписью в соответствующем протоколе.
Переводчик
предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо
ложного перевода при рассмотрении дела об административном правонарушении
органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об
административных правонарушениях, и об
уголовной ответственности за совершение этого деяния в суде.
Статья 599. Прокурор
В
целях реализации своих полномочий прокурор вправе участвовать в производстве по
делам об административных правонарушениях. При этом прокурор представляет
доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду, органу
(должностному лицу), рассматривающему дело, свое мнение о виновности лица, в
отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, а также по другим вопросам, возникающим в процессе рассмотрения
дела; высказывает суду, органу (должностному лицу), рассматривающему дело,
предложение о применении положений закона и наложении административного
взыскания либо освобождении от него.
Прокурор
извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном
правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, а также правонарушения, влекущего административный арест. В его отсутствие
такое дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о
своевременном извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела и если от
него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
По
результатам проверок производства по делам об административных правонарушениях
прокурор вправе:
1)
вносить в суд, иному уполномоченному органу или его должностному лицу протест
на постановление по делу об административном правонарушении;
2)
давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме
суда) о производстве дополнительной проверки;
3)
требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или
подведомственных им организациях;
4)
в установленных законом случаях прекращать производство об административном
правонарушении;
5)
приостанавливать исполнение постановления об административном взыскании;
6)
выносить постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого
административному задержанию;
7)
выносить постановление или требование о снятии любых мер запретительного или
ограничительного характера, наложенных должностными лицами полномочных
государственных органов в связи с исполнением своих обязанностей в случаях
нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства;
8)
выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном
правонарушении.
Акты
прокурора, указанные в подпунктах 6) и 7) подлежат немедленному исполнению.
Должностные лица, виновные в задержке исполнения указанных актов прокурора,
несут ответственность, установленную законом.
Вопросы для самоконтроля
1.
Дайте определение административного производства и объясните его отличие от
других видов производства (например, гражданского или уголовного). (Ответ
должен охватывать цель, предмет, особенности процедуры и последствия административного
производства).
2.
Какие категории лиц являются субъектами административного производства?
Приведите примеры для каждой категории. (Ответ должен включать все основные
категории: заявители, должностные лица, свидетели, эксперты, специалисты и др.
с примерами их участия в конкретных административных делах).
3.
В чем заключается правовой статус каждого из субъектов административного
производства? Какие права и обязанности они имеют? (Подробный анализ прав и
обязанностей каждой категории субъектов, например, право на обжалование,
обязанность давать правдивые показания, право на защиту и т.д.).
4.
Как определяется компетенция органов и должностных лиц, участвующих в
административном производстве? Какие принципы лежат в основе распределения
компетенции? (Ответ должен включать обсуждение принципов законности,
подведомственности, подсудности, специализации и др., а также указание на
источники правового регулирования компетенции).
5.
Какие гарантии прав и законных интересов субъектов административного
производства предусмотрены законодательством? (Необходимо указать конкретные
статьи законов, регламентирующие данные гарантии, и описать их содержание).
6.
Какие особенности правового статуса имеет заявитель (заинтересованное лицо) в
административном производстве? Как его права и обязанности отличаются от прав и
обязанностей других участников? (Обратите внимание на возможность обжалования
решений, право на ознакомление с материалами дела и др.).
7.
В чем заключается роль должностных лиц в административном производстве? Какие
полномочия они имеют? Какова ответственность должностных лиц за нарушения
законодательства в ходе административного производства? (Ответ должен
охватывать полномочия по принятию решений, организации производства, применению
мер обеспечения и ответственности за неправомерные действия).
8.
Каковы особенности правового статуса свидетеля, эксперта и специалиста в
административном производстве? Какие права и обязанности они имеют? Какая
ответственность предусмотрена за отказ от дачи показаний или предоставления
информации? (Подробное описание их роли, прав, обязанностей и ответственности,
в том числе имущественной и уголовной).
9.
Какие категории лиц могут быть признаны потерпевшими в административном
производстве? Какие права и гарантии им предоставляются? (Описание случаев,
когда лицо может быть признано потерпевшим, а также прав и гарантий,
предоставляемых потерпевшему).
10.
Рассмотрите конкретный пример административного производства (например,
рассмотрение жалобы на действия должностного лица). Определите всех участников
производства и их роль в данном деле. (Выберите конкретный пример и подробно
проанализируйте действия и права всех участников).
11.
Представьте ситуацию, когда права одного из субъектов административного
производства были нарушены. Какие способы защиты его прав существуют? (Описание
возможных способов защиты, включая обжалование действий, обращение в суд и
др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий