вторник, 23 сентября 2025 г.

СПО - 3 курс. Административное право. Лекция № 4 Административно-правовые отношения

 

Лекция № 4

Административно-правовые отношения

Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об административном праве

Задачи:

Образовательная:

Ø Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права

Ø Дать учащимся обществоведческие термины и определения: «административное право»; «административное правонарушение»; «административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Развивающая:

Ø  Развивать критическое мышление

Ø  Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)

Ø  Продолжить выработку умений выступать публичновыражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательная:

Ø  Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности

Оборудование:

1. Учебник и практикум для СПО Стахов Александр Иванович, Федорова Татьяна Васильевна, Порываев Сергей Александрович, Кобзарь-Фролов.

2.     Мазурин с.Ф. Административное право. Учебник для юридических вузов: учебник : в 2 т. Т. 1. — М. : Прометей, 2017. — 547 с.

3.     Шикула И.Р., Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации: учебник для СПО / И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. – М.: Университет «Синергия», 2020. – 244 с.

 

План урока:

Содержание учебного материала:

1.     Понятие, структура административно-правовых отношений.

2.     Основания возникновения и прекращения административно-правовых отношений.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

1) определение Административное право.

2) какие бывают административные нормы?

3) Понятие административно-правовой нормы, ее структура и содержание

4) Виды административно-правовых норм.

 

III. Изучение нового материала.

Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей государственной власти есть своя, строго определенная Конституцией РФ доля участия в управлении государством.

Ø Сколько ветвей власти в РФ? (3) Какие?

Ø Чем занимается законодательная власть? (управлением государством путем законодательной деятельности)

Ø Чем занимается судебная ветвь власти? (осуществление правосудия)

Наконец, существует особая ветвь государственной власти, которая называется исполнительной. Она осуществляет прямое, непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Деятельность исполнительной власти строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права – административное право. Итак, тема сегодняшнего урока – административные правоотношения. (запись в рабочем листе).

1. Понятие административного правоотношения. Структура административных правоотношений.

Давайте начнем знакомство с новой для нас отраслью права. Настолько ли она вам незнакома? Ведь с нормами данного права вы сталкиваетесь в повседневной жизни.

Итак, давайте попытаемся сформулировать цели, которые вы должны достигнуть в ходе урока:

Ученики формулируют цели урока

1)

2)

3)

Отлично, давайте же начнем разбор темы. Перед вами находятся рабочие листы, в которых вы сегодня делаете записи и выполняете задания. Обращаем свое внимание на первое задание.

Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью ее органов, призванных осуществлять функции государства.

Ребята, попытайтесь сформулировать определение административных правоотношений. (ответы учеников).

Все верно, записываем в рабочий лист: Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

Как вы считаете, чем нормы административного права будут отличаться от норм других отраслей права? (предположения учеников). Обратите внимание, нормы административного права носят властный, строго обязательный характер. Отметьте эту особенность в вашем рабочем листе.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную, т.к. во всех этих сферах осуществляется управленческая деятельность.

Как и любые правовые отношения, административные отношения имеют свою структуру. Что входит в структуру любых правоотношений? (ответы студентов). Молодцы, элементы названы верно, записываем их в рабочий лист в задание №2.

А теперь давайте разберемся, что будет являться объектом административного правоотношения. Объект – это то, по поводу чего возникают правоотношения (запись в рабочий лист).

Что же такое субъект правоотношений? (ответы учеников). Правильно, это участники правоотношений. Вернитесь к нашему определению и скажите мне, кто будет являться участником таких правоотношений. (ответы учеников, запись в рабочий лист).

И, наконец, содержание правоотношений. Им будет являться поведение субъектов и их юридические права и обязанности (запись в рабочий лист)

Поведение субъектов, их юридические права и обязанности

То, по поводу чего                       возникают правоотношения       

Участники (органы управления, должностные лица + граждане, общественные объединения

Объект                         Субъект                      Содержание

                            

 

 

 

 

Давайте разберем структуру правоотношений на практике. Обращаемся к заданию №3 вашего рабочего листа. В предложенных ситуациях определите структуру правоотношений.

1. Военнослужащий С., возвращаясь со службы домой на личном автомобиле, превысил установленную скорость на 25 км/ч и не остановился на запрещающем движение сигнале светофора. Инспекторы ГИБДД преследовали С. и принудили его остановиться.

2. Инспекция ФНС установила в результате проверки магазина факт реализации продукции, не соответствовавшей требованиям ГОСТа.

3. Предприниматель отказывается представить документы по требованию налоговой инспекции.

Отлично! Переходим к следующему этапу урока.

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.

Административные правоотношения необходимо рассматривать как социальные управленческие связи, возникающие на основании норм административного права в контексте реализации исполнительной власти. Одним из участников данных отношений обычно является субъект, обладающий государственными полномочиями.

Профессор Ю.Н. Старилов справедливо указал, что теоретическое понимание проблемы административно-правовых отношений обычно представляет собой определенную сложность для ученых. Следует отметить, что этот институт переплетается с другими (не менее сложными) институтами административного права. Административные правоотношения включают в себя субъекты, объекты и их нормативное содержание. Участники этих отношений выступают как носители взаимных прав и обязанностей в рамках действия определенной административно-правовой нормы.

Субъект — это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.

Объект — это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

Содержание административно-правовых отношений — это права и обязанности сторон правоотношений. Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или
события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными и неправомерными.

События — это явления, не зависящие от воли людей (например,
смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть
и т.д.).

Признаками административно-правовых отношений являются:

■ несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных
лиц (отношения власти-подчинения);

■ одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

■ данные отношения чаше всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

■ разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Современное административное законодательство России унаследовало от советского периода не совсем эффективно работающую систему судебных гарантии, предназначенных для защиты прав и законных интересов граждан в взаимодействии с государственными органами. Вопрос обеспечения гражданам равных и реальных условий при возникновении административного спора с государством до сих пор не разрешен полностью.

Классификация административно-правовых отношений, а также причин их возникновения и прекращения, является не только самостоятельной целью и возможностью для выявления чисто теоретических концепций и мнений, но и важнейшим условием для правового регулирования методов их реализации, что способствует более эффективному практическому применению со стороны государственных и местных органов власти.

Наличие различных видов административных правоотношений служит основой для разнообразия способов их описания. В зависимости от типа взаимодействия между участниками можно различать вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные административно-правовые отношения формируются между участниками, один из которых находится в организационной зависимости от другого. Эти отношения имеют субординационный характер. Они возникают во взаимодействиях между высшими и низшими уровнями управленческой структуры, а также между этими уровнями и подчинёнными им предприятиями, учреждениями и организациями.

Горизонтальные административно-правовые отношения формируются между сторонами, которые не подчинены друг другу; одна сторона не подлежит организационному контролю другой. Эти отношения существуют между государственными органами и гражданами, общественными объединениями, а также между органами управления и независимыми от них предприятиями, учреждениями и организациями, в конечном итоге - между органами, не находящимися в подчинении друг другу.

Такое разделение административных правоотношений является традиционным, хотя и достаточно дискуссионным. Вне зависимости от подчиненности участников административно-правового отношения, одной из сторон, в силу властных полномочий управления, достается большая часть или даже все полномочия. Поскольку государственные власти в большинстве случаев сосредоточены в руках одной стороны, которая действует непосредственно от имени государства, все такие правоотношения можно считать вертикальными, то есть властеотношениями.

В горизонтальных управленческих взаимодействиях отсутствует одностороннее руководство, так как участники находятся в равном положении (например, в отношениях по согласованию проекта распоряжения или постановления правительства; административно-правовой договор о защите объекта и др.).

Некоторые авторы отдельно выделяют диагональные отношения. Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Банк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстат России и иными органами государственной власти).

В юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные
(внутриорганизационные) правоотношения,
т.е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.

Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т.е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочия должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 80-е годы XX столетия активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.

К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одну цель и решать схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

Для субординационных и координационных отношений характерна возможность издания административных актов, которые должны
исполняться другими субъектами.

Креординационным отношениям относятся такие, которые образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы.

1. Административно-правовые отношения, возникающие в связи
с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан).

2. Административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами в сфере государственного управления.

По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).

Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и другими.

По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.

 

1.    Основания возникновения и прекращения административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

  • в результате действий лиц и органов;
  • в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются действия:

  • правомерные;
  • неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а не волевых - от воли людей не зависит.

Наука административного права: предмет, методология, история развития в дореволюционной России, период советского строительства, современное состояние.

В конце XVIII в. и почти на всем протяжении XIX столетия появилось множество интересных работ, посвященных вопросам управления. Французские ученые как бы подхватили эстафету камералистов, а труды по управлению писали администраторы, политики, журналисты, преподаватели университетов. Наиболее известными авторами были, например: Ж. Пеше, Ч.-Ж. Боннен , Ж. Имберт . В этих и других работах преобладало представление о таком управлении, которое регламентировано законом, т. е. правовые представления об администрации возобладали над прочими. Административное право «одержало победу» над наукой управления. Вместе с тем наука государственного управления заняла определенное место в общей теории административного права.

Новые социально-экономические условия, сложившиеся после поражения революционного движения в Германии 1848— 1849 гг., существенным образом отразились на формировании важнейших научных представлений о сущности управления, его задачах, целях и организации управленческой деятельности в середине XIX столетия. В то время выдвигались требования по развитию догматики публичного права и его реализации на практике, а также по разделению государственного и административного права. Особо подчеркивал это требование К. фон Гербер, утверждавший, что административно-правовые предписания не должны служить простым приложением к государственному праву.

Параллельно развитию государственного права развивалась и область административного права.

Внутри административно-правовой науки в те годы конкурировали между собой два направления в развитии административного права.

Административное право конца XIX — начала XX в.

В переломную эпоху конца XIX — начала XX в. наука административного права постепенно превращалась в самостоятельную дисциплину.

О. Майер изложил свое видение принципа правовой государственности в вышедшем впервые в 1895 г. произведении «Германское административное право». Исходя из принципа разделения властей, ученый прежде всего разделял государственную деятельность в области законодательства, юстиции и управления. Ученый исходил из того, что необходимой основой административного права является конституционное государство, т. е. такое, в котором народное представительство при осуществлении государственной власти участвует в законотворчестве. При этом над всякой государственной деятельностью должен стоять закон; требование установить власть закона над управлением нашло выражение в термине «правовое государство».

Современное развитие науки административного права базируется на идее о том, что государство и общество не только взаимодействуют между собой, но и обслуживают друг друга (служат друг другу). Поэтому совершенствование административного права идет путем придания ему все более четких организационно-правовых форм и улучшения административных процедур. Упомянутый ранее принцип «преимущества закона» (принцип законности или оговорки закона) — основополагающий для административного права, в сфере совершения административных действий все более распространяет свое действие на правовые области. Органы управления, осуществляя нормотворческую деятельность, обязаны в первую очередь руководствоваться действующим в конкретной сфере законом, т. е. эти управленческие действия должны быть разрешены законодателем.

Другой важной тенденцией, которая развивается в последние годы особенно заметно, является постепенное вытеснение учения об особом властном отношении из административного права и замена его правоотношением между субъектами, урегулированным правовыми нормами и направленным на обеспечение правопорядка, безопасности общества и благосостояния граждан. Таким образом, акцент делается не на анализе имеющихся у органов управления властных полномочий, а на правильном, целесообразном, эффективном и законном их использовании.

 

Подведение итогов урока. Закрепление.

Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Подведем итог проделанной работы. Можно ли сказать, что административные правонарушения являются опасными для общества? Почему?

Закрепление нового материала:

1.    Какую сферу общественных отношений регулирует административное право?

2.    Какова структура административного права?

3.    Источник административного права?

4.    Признаки административного правонарушения?

5.    Виды административных наказаний?

6.    Каковы особенности норм административного права? Чем эти нормы отличаются от норм гражданского, уголовного права?

7.    Каковы критерии группировки норм административного права?

8.    Каковы критерии группировки источников административного права?

9.    В каких официальных изданиях публикуются источники административного права, и каковы сроки их опубликования?

10.                   Можно ли отнести к источникам административного права акты органов местного самоуправления? Если да, то дайте их видовую характеристику по всем возможным признакам.

11.                   В чьем ведении находится административное законодательство: Федерации или субъектов Федерации? Докажите и приведите примеры.

12.                   Кто является субъектом административно-правовых отношений?

13.                   Как определить понятие «объект административно-правовых отношений»? Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.

14.                   Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?

15.                   Почему в административном праве индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (административные акты) занимают основное место среди юридических фактов.

 

V. Рефлексия.

Ø Что понравилось на уроке?

Ø Что не понравилось?

Ø Что было интересно?

Ø Что показалось сложным?

Домашнее задание: 43-50 стр.

Стахов А.И., Административное право: учебное пособие для СПО / Стахов А.И., Зюзин В.А., Фомина М.С.; под редакцией А. И. Стахова. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. — 136 c. — ISBN 978-5-93916-758-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94175.html (дата обращения: 02.09.2023).

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий