пятница, 5 сентября 2025 г.

СПО - 3 курс. Административное право. Лекция и практическое занятие № 1. Понятие, предмет, метод, система административного права.

 

Лекция и практическое занятие № 1.

Понятие, предмет, метод, система административного права.

 

Цель урока: создать условия для формирования знаний у студентов об административном праве

 

Задачи:

Образовательная:

1.    Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права

2.    Дать студентам обществоведческие термины и определения: «административное право»; «административное правонарушение»; «административное наказание»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Развивающая:

1.    Развивать критическое мышление

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работать с текстом, выделять главное, анализировать, делать выводы, самостоятельная работа, сотрудничество и работа в группе)
  2. Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательная:

1.    Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности

Тип урока: метопредметный

Формы урока: фронтальная, групповая

Технологии: технология развития критического мышления

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом, карточки с обществоведческими терминами: администрация (от лат. administration) –

1)совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления управление;

2)должностные лица, руководящий персонал учреждения, предприятия;  алгоритм выполнения задания, листы бумаги, маркеры

Источники:

 

1.    Стахов А.И., Административное право : учебное пособие для СПО / Стахов А.И.,  Зюзин В.А.,  Фомина М.С. ; под редакцией А. И. Стахова. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2019. — 136 c. — ISBN 978-5-93916-758-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94175.html (дата обращения: 02.09.2023).

2.    Мазурин с.Ф. Административное право. Учебник для юридических вузов: учебник : в 2 т. Т. 1. — М. : Прометей, 2017. — 547 с.

3.    Шикула И.Р., Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации: учебник для СПО / И.Р. Шикула, Д.В. Иванов. – М.: Университет «Синергия», 2020. – 244 с.

 

Ход урока.

1.    Организационный этап (1 мин).

2.    Актуализация ранее изученных знаний. (5 мин.)

3.    Изучение нового материала. (90 мин.)

4.    Рефлексия (10 мин.)

5.    Домашнее задание (5 мин.)

 

Содержание

1. Понятие и структура предмета административного права.

2. Метод административного права.

3. Система административного права.

4. Понятие и система источников административного права.

5. Место и роль административного права в системе отраслей российского права.

 

1.Понятие и предмет административного права

Административное право России является значимой и независимой сферой права в структуре материального права Российской Федерации. Оно включает разнообразие норм и принципов, которые управляют различными социальными отношениями, возникающими в процессе административно-распорядительных и административно-защитных действий государства. Основная задача административного права заключается в обеспечении соблюдения законности и правопорядка, а также в защите прав и законных интересов как физических лиц, так и организаций. Нормы административного права устанавливают порядок взаимодействия между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и другими субъектами. Это взаимодействие направлено на выполнение обязательств, вытекающих из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Например, административное право регулирует такие важные аспекты, как лицензирование, контроль за соблюдением правил, административные процедуры и ответственность за правонарушения.

Одним из ключевых элементов административного права является его роль в обеспечении баланса между публичными и частными интересами. Это означает, что государство должно учитывать, как интересы общества в целом, так и права отдельных граждан. Например, при проведении административных процедур, таких как выдача разрешений или лицензий, государственные органы обязаны действовать прозрачно и обоснованно, чтобы не нарушать права граждан. Также стоит отметить, что административное право активно развивается и адаптируется к современным реалиям.

В последние годы наблюдается тенденция к упрощению административных процедур, что направлено на снижение бюрократических барьеров и улучшение взаимодействия между государством и гражданами. Важное значение в этой сфере имеет также цифровизация, которая позволяет автоматизировать многие процессы и сделать их более доступными. В заключение, административное право России является динамичной и многогранной областью, которая играет ключевую роль в обеспечении правопорядка и законности. Оно не только регулирует отношения между различными участниками общественной жизни, но и способствует развитию правовой культуры и укреплению доверия граждан к государственным институтам.

Предмет административного права — система общественных отношений, складывающихся в сферах административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по поводу и в связи с необходимостью обеспечения исполнения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в целях достижения баланса публичных и частных прав, законных интересов. Административное право оказывает комплексное воздействие на регулируемые общественные отношения и поэтому его можно охарактеризовать, используя несколько специальных научных подходов. С позиции инструментального подхода, известного теории государства и права, административное право — инструмент достижения баланса публичных и частных прав, законных интересов.

Административное право играет ключевую роль в упорядочении общественных отношений, обеспечивая эффективную работу государства в двух основных сферах: административно-распорядительной и административно-охранительной. Его влияние распространяется на все уровни – от федерального до муниципального, гарантируя беспрепятственное исполнение законов и подзаконных актов. В основе этой гарантии лежит сложный механизм, обеспечивающий баланс между публичными интересами государства и частными правами граждан и организаций. Рассмотрим административно-распорядительную деятельность.

Здесь административное право выступает инструментом реализации государственных функций, направленных на обеспечение общественного порядка, благоустройства, развития инфраструктуры и многих других аспектов жизнедеятельности общества. Например, регулирование градостроительства, выдача лицензий и разрешений, организация транспортного движения – все это осуществляется на основе административно-правовых норм. Несоблюдение этих норм влечет за собой административную ответственность, которая может выражаться в штрафах, приостановлении деятельности или иных санкциях. Важно отметить, что административно-распорядительная деятельность должна осуществляться в рамках закона, с соблюдением принципов законности, целесообразности и пропорциональности. Нарушение этих принципов может стать основанием для обжалования действий государственных органов в судебном порядке.

В последнее время особую актуальность приобретает вопрос цифровизации административных процедур, что предполагает создание удобных и прозрачных электронных сервисов для взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Административно-охранительная деятельность, в свою очередь, сосредоточена на защите публичных интересов от правонарушений. Она включает в себя деятельность правоохранительных органов, таких как полиция, прокуратура, налоговая инспекция и другие.

 В рамках этой деятельности применяются меры административного принуждения, направленные на пресечение правонарушений и привлечение виновных к ответственности. Это могут быть штрафы, административный арест, лишение лицензии, конфискация имущества и т.д. Важно подчеркнуть, что административная ответственность, в отличие от уголовной, преследует цель не только наказания, но и предупреждения будущих правонарушений, а также восстановления нарушенных прав. Эффективность административно-охранительной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма и оснащенности правоохранительных органов, а также от развития системы контроля и надзора за их деятельностью. Прозрачность и доступность информации о деятельности государственных органов играют ключевую роль в укреплении доверия граждан к государству и обеспечении законности.

Таким образом, административное право, обеспечивая интеграцию и защиту публичных и частных интересов, является неотъемлемым элементом правовой системы любого государства, гарантирующим стабильность и порядок в обществе. Постоянное совершенствование административно-правового регулирования, учитывающее изменение социально-экономических условий и технологические инновации, является необходимым условием эффективного функционирования государства и обеспечения прав и свобод граждан. Важно также отметить развитие институтов общественного контроля за деятельностью государственных органов, что способствует повышению их ответственности и прозрачности.

При таком подходе под публичными правами и законными интересами предлагается понимать права и законные интересы, носителями которых являются публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), а также органы и должностные лица, представляющие их права и законные интересы в административных и иных публичных правоотношениях.

Частные права, законные интересы — права и законные интересы, носителями которых являются физические лица и организации, выступающие в административных и иных публичных правоотношениях от своего имени.

Сфера административно-распорядительной деятельности государства — совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения интеграции (установления взаимосвязи, согласованности) публичных и частных прав, законных интересов. К примеру, сфера административно-распорядительной деятельности государства охватывает общественные отношения, складывающиеся по поводу получения государственного образования или государственных льгот, предоставления физическим лицам и организациям в собственность имущества, имеющего публичное значение, и др.

Сфера административно-охранительной деятельности государства — совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения защищенности (охраны и защиты) публичных и частных прав, законных интересов от ряда специфических факторов окружающей действительности, способных причинить вред данным правам и интересам. В частности, административное право обеспечивает защищенность частных и публичных прав, законных интересов от административных правонарушений, а также правонарушений, официально не признаваемых в качестве административных, но влекущих возникновение административных правоотношений (банковских, налоговых, бюджетных правонарушений); неправомерных и (или) необоснованных административно-правовых действий и решений органов публичной власти, их должностных лиц; вредоносных ситуаций (казусов) природного, техногенного и иного рода, влекущих определенные административно-правовые последствия (ДТП, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, пожаров и т. п.).

Административное право, по сути, юридически оформляет неравенство участников регулируемых общественных отношений, придает данным отношениям определенную целенаправленность (целеполагание). Данное свойство административного права позволяет раскрыть структуру его предмета с позиции функционального подхода. Такой подход дает возможность говорить об отдельных направлениях административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, регулируемых административным правом.

Основными направлениями административно-распорядительной деятельности государства, регулируемыми административным правом, являются:

 • установление общеобязательных правил поведения физических лиц и организаций на основании и во исполнение норм законов;

• предоставление и обеспечение реализации права физических лиц и организаций на материальные и нематериальные блага, имеющие публичное значение;

 • возложение публичных обязанностей на физических лиц и организации, обеспечение исполнения таких обязанностей;

• побуждение физических лиц и организаций к совершению действий, имеющих публичное значение и одобряемых государством.

Основными направлениями административно-охранительной деятельности государства, регулируемой административным правом, являются:

• официальное разрешение, одобрение, признание правильными отдельных правомерных видов деятельности (действий) физических лиц и организаций, способных причинить вред (ущерб) частным и публичным правам, законным интересам;

• предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, а также иных нарушений законодательства, влекущих возникновение административных правоотношений (публичных правонарушений), возникновение административных правоотношений (в том числе, например, нарушений требований банковского законодательства, нарушений антимонопольного законодательства, нарушений иных обязательных требований, дисциплинарных проступков государственных служащих и др.); ограничение, устранение и компенсация причиненного вреда (ущерба), восстановление нарушенного правового положения, устранение иных последствий указанных правонарушений;

• разрешение административно-правовых споров;

• предупреждение, выявление, нейтрализация чрезвычайных и иных общественно опасных ситуаций, влекущих возникновение административных правоотношений (административно-правовых казусов), в том числе, например, аварий, пожаров, ДТП;

• административно-принудительное исполнение специальных обязанностей, возложение на физическое лицо или организацию судебным, или административным актом (обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий).

В структуре предмета административного права сопоставимо с обозначенными направлениями административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства предлагается выделять функциональные сферы регулируемых общественных отношений.

Функциональными сферами, регулируемыми административным правом, являются:

1) сфера административного нормотворчества — сфера издания органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также иными органами нормативных правовых актов (указов, постановлений, приказов, решений и др.) на основании и во исполнение норм законов, регулирующих административные правоотношения;

2) сфера административного правопредоставления — сфера предоставления физическим лицам и организациям прав на использование материальных и нематериальных благ, имеющих публичное значение;

3) сфера административного обязывания — сфера возложения на физических лиц и организации публичных обязанностей, обеспечения исполнения таких обязанностей;

4) сфера административного стимулирования — сфера побуждения административно-публичными органами физических лиц и организаций к совершению действий, имеющих публичное значение и одобряемых государством;

5) сфера административного санкционирования — сфера официального разрешения, одобрения, признания правильными отдельных правомерных видов деятельности (действий) граждан и организаций, способных причинить вред частным и публичным правам, законным интересам. Главным образом — правомерной деятельности (действий) по использованию техногенных и природных источников опасности;

6) сфера противодействия административным деликтам — сфера предупреждения, выявления, пресечения, административных правонарушений, а также иных правонарушений, влекущих возникновение административных правоотношений, устранения последствий данных правонарушений;

7) сфера разрешения административно-правовых споров — сфера защиты прав граждан и организаций от неправомерных или необоснованных административно-правовых действий (бездействия) и решений административно-публичных органов, их должностных лиц, а также разрешения административно-правовых споров, возникающих между организациями и физическими лицами в ходе их публичного взаимодействия;

8) сфера противодействия административным казусам — сфера предупреждения, выявления, нейтрализации чрезвычайных и иных общественно опасных ситуаций (административно-правовых казусов) — аварий, пожаров, ДТП и т. п.;

9) сфера административно-принудительного исполнения специальных обязанностей — сфера принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридические лица, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Общественные отношения, образующие выделенные сферы, складываются либо с непосредственным, обязательным участием органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их представителей, либо без их непосредственного участия, но под обязательным контролем данных органов и их представителей.

В связи с этим предлагается определить предмет административного права с учетом субъектного состава регулируемых отношений, т. е. использовать субъектный подход. Административное право с позиции субъектного подхода — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, которые складываются с непосредственным, обязательным участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их представителей либо под обязательным контролем данных органов и их представителей. При таком подходе следует пояснить, что административно-распорядительная и административно-охранительная деятельность Российского государства непосредственно осуществляются от имени публичных образований (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) специализированными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, которые в обобщенном виде предлагается называть публичной администрацией, а также иными органами, которые, в свою очередь, предлагается называть административно-публичными органами (например, Счетная палата РФ, ЦБ РФ, административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

Публичной администрации, а также иным административно-публичным органам предоставляется наибольший арсенал административно-распорядительных и административно-охранительных средств обеспечения исполнения законодательства физическими лицами и организациями, а также иными участниками общественных отношений, регулируемых административным правом. С позиции изложенного подхода к пониманию административного права в структуре предмета данной отрасли права можно выделить субъектные сферы регулируемых отношений.

Субъектными сферами, регулируемыми административным правом, являются:

1) сфера публичного администрирования — совокупность общественных отношений, складывающихся с обязательным участием публичной администрации и иных административно-публичных органов, их должностных лиц и иных представителей (в том числе структурных подразделений, территориальных органов);

2) сфера публичного взаимодействия граждан и организаций — совокупность общественных отношений, складывающихся между физическими лицами и (или) организациями без непосредственного участия, но под контролем публичной администрации и иных административно-публичных органов.

В структуре сферы публичного администрирования, в свою очередь, представляется возможным выделить следующие однородные группы общественных отношений:

1) отношения, возникающие в процессе формирования административно публичных органов, их системы, наделения их специальным административно-правовым статусом и соответствующими административно-публичными полномочиями — административные организационно-учредительные отношения (например, отношения, возникающие при образовании федерального министерства, территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ);

2) отношения, связанные с оказанием административно-публичными органами властного воздействия на поведение подведомственных (подчиненных) им организационно (по службе) органов, организаций, государственных и муниципальных служащих, направленного на обеспечение исполнения и соблюдения ими в ходе своей текущей правоприменительной деятельности норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ — административные организационно-служебные отношения (например, отношения между МВД России и его территориальными органами, между федеральным министром и подчиненными ему государственными служащими Министерства);

3) отношения, складывающиеся между административными органами публичной власти, не подчиненными друг другу организационно, занимающими в системе государственной власти или местного самоуправления равное правовое положение, связанные с решением ими совместных задач по обеспечению исполнения и соблюдения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ всеми иными органами, организациями и физическими лицами — административные организационно межведомственные отношения (например, отношения между МВД России и Минтрансом России по поводу планирования и координации совместных действий в сфере выявления и пресечения административных правонарушений на транспорте; межведомственные отношения между различными органами публичной администрации по поводу информационного взаимодействия (передачи информации и обмена информацией) при решении отдельных вопросов, относящихся к их ведению);

4) отношения, связанные с оказанием административно-публичными органами властного воздействия регулятивного или охранительного характера на поведение не подведомственных (не подчиненных) им иных публичных органов, организаций и физических лиц, направленного на обеспечение использования, исполнения и соблюдения ими норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в процессе своей жизнедеятельности (функционирования) — внешневластные или административно-публичные отношения (например, отношения, возникающие по поводу предоставления физическим лицам и организациям определенных прав, правового статуса, их подтверждения (статус юридического лица, право собственности на недвижимое имущество, право на пользование землей, право на пенсию и т. п.), установления соответствия поведения и деятельности физических лиц и организаций требованиям действующего законодательства, пресечения и предупреждения совершаемых ими административных правонарушений.

В структуре сферы публичного взаимодействия граждан и организаций предлагается выделить отношения, в которых без непосредственного участия, но под контролем публичной администрации и иных административно-публичных органов:

1) административные органы (администрации) коммерческих и некоммерческих организаций и их должностные лица оказывают властное воздействие на поведение подчиненных физических лиц, подразделений и организаций, направленное на обеспечение исполнения данными лицами, подразделениями и организациями норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (например, отношения между работодателями в лице соответствующих руководителей организации и работниками по поводу соблюдения и исполнения последними установленных публичных требований безопасности (пожарной, экологической, безопасной эксплуатации транспортных средств и т. п.); отношения между ректоратом, деканатами, преподавателями государственных высших учебных заведений и студентами, обучающимися в них, по поводу соблюдения и исполнения требований законодательства об образовании);

2) отдельные организации или физические лица, не являющиеся административно-публичными органами, оказывают властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций, направленное на обеспечение исполнения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (например, отношения между частным охранником и посетителями магазина по поводу обеспечения исполнения правил поведения в организациях торговли, установленных государством);

3) реализуются взаимные права и обязанности физических лиц и организаций, возникающие в ходе их публичного общения и взаимодействия (например, отношения, возникающие в процессе дорожного движения между его участниками по поводу соблюдения и исполнения правил дорожного движения). В некоторых случаях в регулируемые нормами административного права отношения, возникшие с участием административно-публичных органов, в дальнейшем могут вступать суды (судьи), непосредственно применяющие отдельные нормы административного права. К таким отношениям относятся, в частности, отношения по применению судами (судьями) мер административной ответственности и иных мер административного принуждения либо ограничения (аннулирование лицензий и иных специальных разрешений, установление административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. п.).

 

2. Метод административного права

В общей теории права выделяют два основных глобальных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Административное право использует оба метода, однако основным методом административно-правового регулирования является все-таки императивный, так как данная отрасль, по сути, призвана юридически оформить неравенство между административно-публичными органами и иными участниками регулируемых общественных отношений. Применительно к сфере общественных отношений, регулируемых административным правом, названные выше два общих метода правового регулирования с учетом их особенностей будем именовать соответственно административно-императивным и административно-диспозитивным.

Используя административно-императивный метод, административное право:

 — исчерпывающим образом определяет права и обязанности участников регулируемых ими отношений, а также порядок реализации этих прав и обязанностей;

— в качестве основных средств властного воздействия административно-публичных органов на поведение других участников административных правоотношений предусматривает использование таких средств, как издание обязательных для исполнения правовых актов, выдача обязательных для исполнения предписаний и указаний, совершение властно-распорядительных действий, применение мер административного принуждения;

 — предоставляет возможность административно-публичным органам в ходе осуществления ими деятельности во многих случаях самим, по собственной инициативе, принимать те или иные властные решения, совершать властные действия в отношении физических лиц и организаций, в том числе не подчиненных им организационно.

 Используя административно-диспозитивный метод, административное право:

— предоставляет участникам соответствующих регулируемых ими общественных отношений право выбирать по своему усмотрению указанные в этих нормах альтернативные варианты поведения;

— предусматривает возможность решения отдельных вопросов, возникающих в сфере осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, не посредством издания обязательных для исполнения правовых актов и совершения властно-распорядительных действий, а путем применения таких средств, как согласование и координация действий участников соответствующих правоотношений;

— допускает регулирование отношений юридически оформленного неравенства сторон, заключение между участниками этих отношений так называемых административных договоров (соглашений).

 

3. Система административного права как отрасли права

Система административного права — внутреннее строение данной отрасли права, подразделение ее на относительно самостоятельные группы правовых норм, обусловленное спецификой предмета административно-правового регулирования.

Первичным элементом структуры административного права является административно-правовая норма. Административно-правовые нормы образуют более крупные элементы системы административного права — административно-правовые институты и подотрасли административного права.

Административно-правовой институт (институт административного права) представляет собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих определенную группу однородных общественных отношений, возникающих в административно-правовой сфере, как правило входящую в структуру соответствующей административно-правовой подотрасли либо непосредственно в структуру отрасли административного права.

Подотрасль административного права образует входящая непосредственно в структуру отрасли административного права совокупность административно-правовых норм, регулирующих отдельный значительный самостоятельный массив однородных общественных отношений, возникающих в административно-правовой сфере. По общему правилу административное право делят на общую и особенную части.

Общая часть административного права включает в себя нормы, определяющие наиболее общие, исходные начала правового регулирования в административно-правовой сфере (сфере административно-распорядительной, сфере административно-охранительной деятельности Российского государства), а именно:

• нормы и институты, определяющие общие правовые начала (принципы) организации административной деятельности публичной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления), основы правового статуса административно-публичных органов;

• нормы и институты, определяющие основы административно-правового статуса физических лиц, т. е. их наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-правовой сфере;

• нормы и институты, определяющие основы административно-правового статуса организаций, т. е. их наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой сфере;

• нормы и институты, определяющие правовые основы административно-правового статуса должностных лиц публичной администрации, в том числе государственных и муниципальных служащих;

• нормы и институты, регламентирующие непроцессуальные административно-правовые формы деятельности публичной администрации (материальные административные процедуры, материальные административно-правовые действия и решения);

• нормы и институты, определяющие административно-правовые методы деятельности административно-публичных органов, в том числе основания и порядок применения к физическим лицам и организациям мер административного ограничения и принуждения.

Особенная часть административного права включает в себя правовые нормы, регулирующие особенности деятельности административно-публичных органов и порядок публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций.

В структуре особенной части административного права предлагается выделить следующие подотрасли:

• административно-экономическое право — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в сфере экономики (промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, ЖКХ, природопользования);

• административно-финансовое право — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в сфере финансов, в том числе области бюджета, налогообложения, денежного обращения, валютных операций, финансовых рынков, государственного социального страхования, банковских операций;

• административно-социальное право — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в социально-культурной сфере, в том числе в области труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, туризма, молодежной политики;

• военно-административное право — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в сфере обороны и функционирования вооруженных сил, иных войск и воинских формирований;

• право государственной безопасности — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в сфере обеспечения государственной безопасности, т. е. защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз;

• право общественной безопасности — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов в сфере общественной безопасности, структура которой формально определена в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685;

• право административного обеспечения деятельности судов и иных правоохранительных органов — совокупность норм, регулирующих деятельность административно-публичных органов по обеспечению функционирования органов судебной власти и иных правоохранительных органов, а также и административно-публичный порядок в сфере деятельности данных органов;

• административно-иностранное право — нормы, регулирующие деятельность административно-публичных органов и административно-публичный порядок в сфере иностранных дел, т. е. в сфере внешних сношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными и иностранными организациями.

 

4.    Понятие и виды источников административного права

Источники административного права — это исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования, официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т. е. общеобязательные формально определенные правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере. В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов:

а) нормативные правовые акты (Конституция РФ, законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, нормативные акты органов управления межгосударственных объединений);

б) нормативные решения органов управления межгосударственных объединений;

 в) нормативные публичные договоры;

г) судебные акты, признающие недействующими нормы административного права, и судебные акты, содержащие нормативное толкование действующих административно-правовых норм. Общая совокупность всех действующих в России нормативных правовых актов, содержащих материальные нормы административного права в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, может быть обозначена термином «административное законодательство Российской Федерации». Под административным законодательством Российской Федерации предлагается понимать совокупность законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, содержащих материальные нормы административного права, в которых закрепляются основы правового статуса административно-публичных органов, определяются система, порядок образования и упразднения данных органов, принципы, методы и формы их административной деятельности, комплекс административно-правовых мер, применяемых в процессе такой деятельности, а также устанавливаются основы административно-правового статуса иных органов, организаций и физических лиц и их взаимоотношений в административно-правовой сфере.

 

5. Соотношение административного права с отраслями публичного права и отраслями частного права

Административное право является одной из центральных, базовых отраслей российского права, нормы которой тесно переплетены и применяются во взаимосвязи с нормами других отраслей не только публичного, но и частного права. В системе отраслей российского права административное право юридически обеспечивает и сопровождает властную деятельность публичной администрации по применению норм других отраслей права.

В том числе: — определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;

— регулирует правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

— устанавливает внепроцессуальные административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

 — определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать осуществление прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права.

 Административное право отличается от иных отраслей права по предмету и методу регулирования. По сути, административное право продолжает процесс регулирования общественных отношений, начатый конституционным правом. Если конституционное право определяет основные, наиболее общие правовые основы функционирования публичной власти, в том числе административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность государства, то административное право детально регулирует организацию и осуществление указанной деятельности во всех ее многообразных проявлениях. Финансовое, бюджетное и налоговое, таможенное, экологическое право определяют особенности содержания соответствующих отраслевых публичных правоотношений, специфику деятельности государства в названных сферах. Административное право, в свою очередь, определяет систему и компетенцию административно-публичных и иных органов, осуществляющих административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность государства в данных сферах публичных правоотношений, правовые формы и методы такой деятельности. Административное право, в отличие от муниципального права, регулирует не всю властно-публичную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а только административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность государства, осуществление которой возложено на данные органы федеральными законами и законами субъектов РФ, в том числе законами о наделении данных органов государственными полномочиями. В отличие от норм уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, нормы административного права устанавливают административную ответственность за административные правонарушения, которые отграничиваются от преступлений по степени общественной опасности. Кроме того, административное право, в отличие от уголовного права, устанавливает административную ответственность для коллективных субъектов права (юридических лиц). При этом нормы уголовного права могут превращаться в нормы административного права (процесс декриминализации), либо, наоборот, нормы административного права становятся уголовно-правовыми (процесс криминализации).

В отраслях частного права (например, гражданского, семейного и трудового права) доминирующим методом правового регулирования является диспозитивный метод, в то время как административное право использует в основном императивный метод. Отрасли частного права не регулируют отношения, возникающие в процессе властной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и соответствующих учреждений, а административным правом не регулируются организационно-управленческие отношения, возникающие внутри различных коммерческих и некоммерческих организаций и не являющиеся публичными. Такие отношения, по сути, являются корпоративными и поэтому регулируются нормами гражданского и трудового права.

 

Основные выводы

1. Административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

2. Предмет административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Основные элементы предмета включают деятельность государственных органов, административные отношения, административные правонарушения и ответственность, административные процедуры и правоприменительную деятельность, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц.

3. Методы административного права представляют собой способы и формы осуществления государственного управления, применяемые для реализации норм и принципов этой отрасли права. Основные методы: нормативный (установление правил, стандартов и норм), организационный (создание и функционирование органов государственной власти и управления), метод административного регулирования (использование административных актов для урегулирования конкретных ситуаций и отношений), принудительные (применение административных мер воздействия).

3. Система административного права — это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определённой логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права. Традиционно в системе административного права выделяют общую и особенную части. Общая часть составляет совокупность юридических норм, охватывающих все институты и сферы государственного управления, а особенная часть включает нормы, действующие в пределах соответствующих отраслей и сфер государственного управления.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение административного права России и назовите его основные функции.

2. Дайте определение структуры административного права и раскройте ее содержание.

3. Поясните, в чем заключается двойственный характер общественных отношений, регулируемых отечественным административным правом.

4. Приведите примеры общественных отношений, складывающихся в сфере административно-распорядительной деятельности Российского государства.

5. Приведите примеры общественных отношений, складывающихся в сфере административно-охранительной деятельности Российского государства.

6. Назовите органы публичной власти в России, наделяемые наиболее полным арсеналом административных полномочий, многоцелевого назначения в административно-правовой сфере.

7. Выделите в структуре предмета отечественного административного права группы однородных общественных отношений, складывающиеся между физическими лицами и организациями без непосредственного участия, но под контролем публичной администрации, и охарактеризуйте их.

8. Выделите в структуре предмета отечественного административного права группы однородных общественных отношений, складывающиеся с участием судебных органов, и охарактеризуйте их.

9. Укажите, какие из перечисленных ниже отношений полностью или частично регулируются административным правом:

а) между государственным высшим учебным заведением и студентом этого заведения по поводу организации учебного процесса и обеспечения внутренней дисциплины;

б) между водителем автомобиля и пешеходом, переходящим проезжую часть дороги;

в) между следователем следственного подразделения МВД России и обвиняемым по уголовному делу;

г) между правительством области и строительным предприятием по поводу ремонта здания правительства;

д) между директором акционерного общества и начальником цеха данного общества по поводу обеспечения соблюдения в цехе требований пожарной безопасности;

е) между начальником районного отдела полиции и участковым уполномоченным данного отдела;

ж) между мировым судьей и гражданином, привлекаемым им к административной ответственности;

з) между гражданами, проживающими на одной площадке в многоквартирном жилом доме, по поводу прекращения шума в ночное время;

и) между сотрудником полиции и лицом, совершающим тяжкое преступление, по поводу применения в отношении данного лица огнестрельного оружия;

к) между федеральным министерством и находящимся в его ведении государственным учреждением.

10. Раскройте особенности административно-императивного и административно-диспозитивного методов административного права.

11. Определите, посредством какого метода — императивного или диспозитивного — регулируются административные правоотношения:

а) между сотрудником полиции и гражданином, совершившим административное правонарушение;

б) между двумя рядовыми сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, находящимися на дежурстве;

в) между Управлением ФНС России по области и гражданином, подающим в этот орган жалобу на действия должностных лиц нижестоящего налогового органа;

г) между лицензирующим органом и юридическим лицом, обратившимся в этот орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности;

д) между водителями транспортных средств во время движения;

е) между органом внутренних дел и налоговым органом по поводу проведения совместной проверки соблюдения юридическими лицами правил розничной продажи алкогольной продукции;

ж) между органом Росприроднадзора и юридическим лицом, в отношении которого данным органом проводится проверка соблюдения природоохранительного законодательства;

з) между органом исполнительной власти и государственным служащим, замещающим государственную должность в этом органе;

и) между экспертом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, и должностным лицом административного органа, возбудившим данное дело и назначившим по нему экспертизу;

к) между владельцем автотранспортного средства и органом ГИБДД МВД России по поводу государственной регистрации данного автотранспортного средства.

12. Дайте определение источников административного права и перечислите их основные виды.

13. Приведите примеры нормативных публичных договоров и судебных актов, которые можно отнести к источникам отечественного административного права.

14. Являются ли источниками административного права: Уголовный кодекс РФ, НК РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»?

15. Можно ли отнести к источникам административного права судебные акты Верховного Суда РФ по конкретным делам об административных правонарушениях, постановления районных судов и мировых судей по таким делам?

16. Приведите примеры нормативных правовых актов, которые являются:

а) источниками только административного права;

б) источниками как административного, так и других отраслей права.

17.Дайте определение и приведите примеры актов административного законодательства РФ.

18. Дайте определение и приведите примеры актов административно-процессуального законодательства РФ.

19. Приведите примеры взаимодействия отечественного административного права с отраслями частного и публичного права.

20. Укажите, решение каких из нижеперечисленных вопросов регулируется нормами административного права:

 а) получение разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия;

б) государственная регистрация юридического лица;

в) определение вида разрешенного использования земельного участка;

г) уплата налогоплательщиком налога;

д) поступление на военную службу по контракту;

е) проведение собрания членов товарищества собственников жилья;

ж) формирование Президентом РФ персонального состава Правительства РФ;

з) участие граждан в голосовании на выборах губернатора области;

и) осуществление заказчиком контроля за действиями подрядчика при строительстве здания;

к) проведение технического осмотра автомобиля;

л) формирование бюджета муниципального образования;

м) получение гражданином заграничного паспорта.

21. Укажите, совершение каких из нижеперечисленных действий регулируется нормами административного права:

а) государственная регистрация гражданина по месту жительства;

б) содержание обвиняемого по уголовному делу под стражей;

в) обращение гражданина с иском в суд о взыскании с органа исполнительной власти причиненного его незаконными действиями имущественного ущерба;

г) составление сотрудником полиции рапорта о предоставлении ему очередного отпуска;

д) выдача гражданину паспорта;

е) заключение служебного контракта с гражданином, поступающим на государственную службу в орган исполнительной власти;

ж) возбуждение следователем МВД России уголовного дела;

з) выдача юридическому лицу органом исполнительной власти лицензии на осуществление определенного вида деятельности;

и) государственная регистрация автотранспортного средства;

к) охрана объекта частным охранным предприятием.

22. Укажите, в какой части (по каким вопросам) регулируются административным правом отношения, возникающие в ходе осуществления следующих видов деятельности:

а) розничная продажа товаров потребителям;

б) перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

в) строительство объектов капитального строительства (зданий и сооружений);

г) животноводство;

д) облуживание многоквартирных жилых домов;

е) оказание образовательных услуг.

23. Приведите примеры нормативных правовых актов, которые являются:

а) источниками только административного права;

б) источниками как административного, так и других отраслей права.

24. Какие из перечисленных актов являются источниками административного права:

а) Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

б) Федеральный закон «О полиции»;

в) Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

г) Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания “Заслуженный юрист Российской Федерации” членам юридической консультации г. Тулы»;

д) приказ Министра обороны РФ «О назначении на должность командующего войсками Центрального военного округа»;

е) Устав г. Сергиев-Посад Московской области;

ж) распоряжение Министра финансов РФ;

з) устав муниципального образования;

и) Кодекс судейской этики;

к) приказ о поощрении работника;

л) должностная инструкция.

25. Определите, является ли постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 1684 «О создании национального парка “Ладожские шхеры”» источником административного права. Содержатся ли в нем нормы административного права?

 Нормы, содержащиеся в данном акте, являются императивными или диспозитивными? Нормы каких еще отраслей права содержаться в данном постановлении Правительства РФ? Найдите в тексте положения, относящиеся к другим отраслям права. Назовите эти отрасли. По какому критерию в данном случае необходимо проводить разграничение между нормами, относящимся к отрасли административного права или к отраслям экологического, финансового и земельного права? Можно ли провести разграничение между нормами по предмету правового регулирования? Назовите, что входит в предмет правового регулирования административного права. Какой метод правового регулирования использован в данном постановлении: предписания, запрета или дозволения?

26. Подготовьте научное сообщение на тему «Современные научные подходы к пониманию предмета и системы административного права».

 

Домашнее задание: 15-32 стр.

Стахов А.И., Административное право: учебное пособие для СПО / Стахов А.И.,  Зюзин В.А.,  Фомина М.С. ; под редакцией А. И. Стахова. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. — 136 c. — ISBN 978-5-93916-758-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94175.html (дата обращения: 02.09.2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия № 1

Пояснительная записка

К основным видам учебных занятий, наряду с теоретическими, отнесены и практические занятия, направленные на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, и навыков, являющихся важной частью в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Выполнение студентами практических занятий по дисциплине «Административное право» направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам данной дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания по теории на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

По дисциплине студенты должны иметь представление о правовых явлениях, представленных в следующих правовых институтах: сущность и основные черты административного права; субъекты административного права; формы и методы реализации исполнительной власти; административный процесс; и др. Современный специалист должен осознавать свою роль и место в современном обществе, быть способным к системной деятельности в профессиональной ситуации. Отрасль «Административное право» способствует формированию статуса будущих специалистов в управленческих отношениях.

Содержание практических работ способствует формированию профессионально значимых качеств. Задания практических работ направлены на единство интеллектуальной и практической деятельности и включают в себя следующие практические задания: анализ текста учебника, решение правовых задач, ответ на контрольные вопросы, анализ правовых явлений, характеристика и классификация правовых явлений.

В процессе выполнения практических работ обобщаются, систематизируются, углубляются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.

Продолжительность практического занятия - 2 академических час

Административное право – отрасль Российской правовой системы.

Цельобобщить полученные начальные знания по дисциплине «Административное право».

Задачи:

- закрепление и углубление полученных теоретических знаний по наиболее важным аспектам темы;

- реализация единства интеллектуальной и практической деятельности.

Ход работы:

1.    Студенческая группа делится на две части, где каждая из групп анализирует термины своего варианта;

2.    Проанализировать правовые термины, разделенные по вариантам, используя лекционный материал и материал учебника:

I вариант

управление, предмет правовых отраслей, метод административного права, принципы административного права;

II вариант

отрасль административное право, предмет административного права, исполнительная власть, система отрасли;

3.    Расчертить и заполнить таблицу, характеризуя правовые термины варианта по предложенным основаниям: понятие, виды, элементы правового явления, полномочия, статус.

Пример таблицы для I варианта:

управление

предмет правовых отрас.

метод админ. права

принципы адм. права

1.понятие

2.виды

3.элементы прав. явления

4.полномочия

5.статус

4. Представить отчет преподавателю о проделанной работе в виде составленной таблицы.

Используемая литература: конспект лекции, Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для учреждений среднего профессионального образования (гл. 1 с.1-11, гл. 2 с.12-23).

 

 

 

 

План

 

1.    Источники административного права. Анализ нормативно-правового акта: Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12 2001 № 195 – ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) (далее КоАП РФ).

2.     «Конституция РФ как основной источник административного права».

3.    «Систематизация и кодификация источников административного права».

4.    «Классификация источников административного права».

 

 

Задачи

1. Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов г. Москвы по досрочному одностороннему расторжению договора аренды земельного участка, выразившихся в направлении Департаментом в адрес заявителя уведомления о расторжении указанного договора. В заявлении общество указывало на то, что спор возник в рамках административных правоотношений, в связи с чем должен быть рассмотрен судом по правилам административного судопроизводства. Каким образом следует разграничивать административные и гражданские правоотношения, участниками которых выступают органы публичной администрации по данному делу?

2. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд к отделу МВД России по Ленинскому району г. Энска с исковым заявлением об истребовании на основании ст. 301 ГК РФ из чужого незаконного владения изъятого у него должностными лицами отдела в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ имущества — игровых автоматов. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении общества, окончено не было. Какова юридическая природа указанного спора? Из каких правоотношений — гражданских или административных — он возник?

3. Укажите, какие из указанных правоотношений регулируются нормами административного права.

Ответ обоснуйте:

а) инспектор ГИБДД отстранил от управления транспортным средством водителя автомашины, находившегося в состоянии опьянения;

б) муниципальное предприятие «Тепловые сети» прекратило подачу тепла заводу за нарушения правил пользования тепловой энергией;

в) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оштрафовала гр-ку И. за уклонение от воспитания детей.

4. Студент вуза при сдаче экзамена по административному праву на вопрос о том, что входит в систему административного права, составил следующий перечень: отрасли права, подотрасли права, правовая культура, правовая идеология, правовые институты, нормы права и принципы права. Считаете ли вы данный ответ правильным? Если нет, то в чем заключается ошибка студента?

5. Работая над научным исследованием, аспирант решил доказать, что в правовой природе имеется ситуация, когда содержание понятия «административное право, как отрасль» будет равняться содержанию «административное право, как дисциплина». Приведите аргументы, которыми мог оперировать молодой ученый.

6. В классическом понимании разграничения отраслей права принято считать, что для этого нужно иметь собственный предмет и методы. Однако некоторые правоведы приводят аргументы, согласно которым для формирования отдельной отрасли права достаточно всего лишь уникального предмета, а методы могут дублироваться. Приведите примеры в подтверждение данной теории.

7. Молодой ученый К. в своем исследовании утверждает, что в российской науке начал формироваться административно-процессуальный прецедент как источник административного права. В научной статье он указал следующие источники права: правовые обычаи, Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Как вы считаете, что из данного перечня можно указать в качестве административно-процессуального прецедента?

8. Президентом РФ были приняты Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и Положение о военных округах. Какой(-ие) из указанных актов является(-ются) источниками административного права? Ответ обоснуйте.

9. Министерство внутренних дел утвердило рекомендации о порядке заполнения бланков заявлений на выдачу паспорта гражданина Российской Федерации. Является ли данный акт источником административного права? Как данный акт соотносится с регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации? Является ли данный регламент источником административного права? Ответ обоснуйте.

10. Евразийская экономическая комиссия приняла решение об утверждении требований к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов. Является ли данный акт источником административного права Российской Федерации? Как он соотносится с актами, принимаемыми органами власти Российской Федерации? Ответ обоснуйте.

11. Студент юридического факультета С. на семинарском занятии по административному праву дал следующее определение отрасли административного права: «Административное право — это самостоятельная отрасль российского права, составляющая систему взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, а также совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов публичной власти при осуществлении распорядительной и охранительной деятельности российского государства». Найдите ошибки в данном определении административного права как отрасли российского права. Каким образом можно разграничить административное право, как отрасль российского права и как науку? Сформулируйте и дайте свое определение административного права.

12. Студентка заочного отделения юридического факультета С. на практическом занятии по административному праву по теме: «Источники административного права» к источникам административного права отнесла следующие акты: — Устав Самарской области; — распоряжение ректора университета об обновлении фонда библиотеки; — Кодекс административного судопроизводства РФ; — Закон города Москвы «О торговом сборе»; — Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»; — постановление Администрации Великого Новгорода «Об определении организаций и (или) объектов, расположенных на территории Великого Новгорода, на прилегающей территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»; — Конституция РФ; — Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром». Найдите ошибки в ответе студентки. Перечислите источники административного права в порядке уменьшения их юридической силы.

13. Сотрудник ДПС Г. в день несения службы зашел в магазин для приобретения продуктов для обеденного перерыва. При покупке он обнаружил, что вес товара не соответствует его стоимости, в результате чего он переплатил 550 руб. Г. предъявил свое служебное удостоверение и составил протокол об административном правонарушении. Являются ли действия Г. распорядительными или охранительными? Совершены ли действия Г. В рамках его компетенции? Если действия должностного лица совершены не в рамках его компетенции, могут ли они относится к предмету административного права? Приведите свои примеры действий должностных лиц или представителей власти, которые не  будут относиться к  предмету административного права.

14. В одном практическом пособии было дано следующее определение предмета административного права: «Это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области государственного (публичного) управления». Считаете ли вы это определение верным? Сформулируйте самостоятельно вопросы, которые входят в предмет административного права. Подумайте, можно ли заменять термин «государственное управление» терминами «публичное управление», «сфера реализации исполнительной власти», «сфера административно-правового регулирования», «сфера исполнительно-распорядительной деятельности государства», «сфера административно-охранительной деятельности государства», «административно-правовая сфера». Являются ли они равнозначными? Дайте свое определение предмета административного права.

 

Тесты по теме № 1

1. Административное право, происходит от латинского термина «administratio», что в дословном переводе означает:

а. подчинение;

б. управление;

в. контроль;

 г. надзор;

2. Предмет административного права образуют правоотношения, складывающиеся в процессе:

а. государственного управления;

б. судопроизводства;

в. законотворческой деятельности.

3. Методом административного права являются (укажите верные варианты ответа):

а. запреты;

б. управление государственной собственностью;

в. дозволения;

г. финансирование;

д. предписания.

4. Что из перечисленного не относится к полномочиям Правительства РФ:

а. создаёт свои территориальные органы;

б. управляет федеральной собственностью;

в. заключает международные договоры в пределах своей компетенции;

г. формирует Совет Безопасности РФ.

5. Коллективными субъектами административного права не являются (укажите верные варианты ответа):

а. органы исполнительной власти;

б. должностные лица; в. общественные организации;

г. предприниматели без образования юридического лица.

6. Нормы, устанавливаемые органами исполнительной власти по отношению к законодательным нормам являются (выберите верный вариант ответа):

а. первичными;

б. вторичными; в. не соотносятся друг с другом.

7. Способами реализации административно-правовых норм являются (отметьте верные варианты ответа):

 а) исполнение;

б) неисполнение;

в) применение;

г) действие.

8. Основным признаком акта органа исполнительной власти является: а. официальный характер и двухстороннее волеизъявления;

б. наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц;

в. индивидуальный, правонаделительный характер;

г. издание субъектами исполнительной власти и подзаконность.

9. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в:

а. суды подчиняются исполнительной власти;

 б. суды финансируются из местного бюджета; в. органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей;

г. исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).

10. Систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет:

а. Президент РФ;

б. Государственная Дума;

в. Федеральное Собрание;

г. Правительство РФ

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Какова структура и функции исполнительной власти?

2. Что представляют собой основные задачи государственного управления?

3. Какие субъекты государственного управления имеют непосредственное отношение к административному регулированию общественных отношений?

4. Какое место занимают органы исполнительной власти в системе государственного управления?

Комментариев нет:

Отправить комментарий