вторник, 2 сентября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ТГП.Семинарское занятие № 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Семинарское занятие № 1.


ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Занятие семинарского типа

Цель и задачи занятия

Уяснить специфику теории государства и права как методологической интегративной науки, закладывающей основы высокой юридической культуры и развитого правового мышления. Разобраться в предмете этой науки, ее связях с другими юридическими и неюридическими науками. Получить представление об общенаучных, специальных и частнонаучных методах ее изучения.

 

Учебные вопросы

 

1. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими общественными не юридическими и юридическими науками.

2. Методология теории государства и права. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы изучения права.

3. Функции теории государства и права.

 

Рекомендуемая литература

 

А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и права.  Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. Том – 2 Особенная часть, от 11-22 стр.


Терминологическое задание
Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения следующих понятий: «наука», «философия», «социология», «политология», «предмет науки», «метод науки», «предмет науки «Теория государства и права»», «предмет учебной дисциплины «Теория государства и права»», «общенаучный метод», «специальный метод», «частнонаучный метод», «диалектика», «анализ», «синтез», «формально-юридический метод», «метод сравнительного правоведения», «правовой эксперимент».

 

 

Задание 1. Определить роль теории государства и права в системе российского права

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государство выражает интересы доминирующих в обществе социальных групп и, решая свои задачи, согласовывает деятельность всех субъектов социальной жизни. Поэтому государство в широком смысле слова - это политическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый элемент политической организации общества, который отличается от иных негосударственных общественных объединений.

По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основной организацией, определяющей характер политики в обществе.

Сущность государства - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп. Для функционирования государства необходима система права

Система права – это совокупность норм права Российской Федерации.

Система включает в себя: институт права, подотрасль права, отрасль права.

Институт права – совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

Подотрасль права – это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права

Отрасль права – это совокупность юридических норм, регулирующих сферу родственных общественных отношений.

Вся система права подразделяется на отрасли: материальные и процессуальные.

Система права в Российской Федерации включает в себя Конституцию РФ.

Важнейшие отрасти права:

1) Конституционное (государственное)

2) Гражданское

3) Административное

4) Уголовное

5) Семейное

6) Трудовое

7) Финансовое

Нормы права закрепляются в различных нормативных правовых актах.

Нормативно-правовой акт – правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующим общественные отношения.

Источники права в Российской Федерации – Конституция, Федеральные конституционные законы, указу, распоряжения президента РФ, Постановления Правительства РФ, конституции субъектов федерации, акты органов местного самоуправления

Система нормативных правовых актов в Российской федерации

Федеральный уровень:

1) Конституция РФ

2) Федеральные законы

3) Указы президента РФ

4) Постановления Правительства РФ

5) Нормативные правовые акты министерств и ведомств

Региональный уровень:

1) Конституция субъекта РФ

2) Законы субъекта РФ

3) Акты высшего должностного лица субъекта РФ

4) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ

5) Акты органов местного самоуправления

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции, а, следовательно, свою роль в том числе в системе российского права.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Задание 2. В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

В качестве наиболее востребованной и обоснованной я бы выделила экономическую теорию.

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

≈ возник прибавочный продукт;

≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

≈ появились частная собственность и публичная власть.

≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др. Экономическая теория подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами. Данная теория также характеризуется высокой логичностью.

Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например, национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Недостатки экономической теории.

Экономическое развитие общества хотя и важная характеристика человеческого развития, но далеко не единственная. У первобытных людей значимы были не только экономические факторы, но и факторы политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему привести не может, а поэтому лучше обратиться к имеющимся органам политической власти за разрешением спора). Со временем начинают приобретать особую важность и идеологические (религиозные) факторы, и, наконец, психологические (например, чувство сплоченности перед внешней угрозой, осознание себя как единого целого образования). Эти факторы наряду с экономическими оказали прямое воздействие на процесс образования государства.

 

 

Форма правления представляет собой способ организации государственной власти, предусматривающей порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношений между собой и с населением.

Форма правления подразделяется на:

1)Монархия форма правления, при которой верховная, государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору) и передается по принципу наследования.

2) Республика- форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом). Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.

Высшие органы власти несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться.

- возможно досрочное прекращение их полномочий.

Монархия:

а) Абсолютная предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии все органы власти полностью подчинены монарху.  В настоящее время к абсолютным монархиям можно отнести Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Катар.

б) Ограниченная -это вид монархии, в которой власть монарха сдерживается конституцией либо парламентом.

Ограниченная монархия:

Сословно-представительная - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации.

Конституционная - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией.

Конституционная монархия:

1) Дуалистическая - это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия.

2) Парламентарная- конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Монарх царствует, но не правит (пример Королева Елизавета)

Республика:

Президентская республика — государство, в котором во власти президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Президент самостоятельно (без участия парламента) формирует кабинет министров, руководит его работой и может в любой момент отправить в отставку любого из министров. Между президентом (а также его министрами) и парламентом существует так называемое «жесткое разделение властей» - то есть законодательная и исполнительная власть достаточно независимы друг от друга. 

 

Примерами современных президентских республик являются: США, Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили.

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий и выполняет лишь представительские функции. Реальным главой государства является председатель правительства (канцлер). Чаще всего им становится глава политической партии, победившей на парламентских выборах.

Примерами современных парламентских республик являются: ФРГ, Турция, Греция, Израиль, Египет, Индия, Италия, Чехия, Монголия.

Смешанная Республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны. В таких республиках не существует такого «жесткого разделения властей" как в президентских республиках - здесь законодательная и исполнительная власти имеют значительно больше полномочий по отношению друг к другу. Между ними выстроена «система сдержек и противовесов», призванная обеспечить баланс сил между ветвями власти. Президент наделяется значительными полномочиями по отношению как к исполнительной, так и к законодательной власти. Благодаря таким полномочиям президент в смешанных республиках в реальности обладает большей властью, чем в президентских республиках.

Примерами современных смешанных республик являются: Россия, Португалия, Финляндия, Литва, Румыния, Франция, Шри-Ланка.

Форма государственно-территориального устройства- это территориальная организация государственной власти, характер соотношения государства в целом с его составными частями — административно-территориальными единицами, автономными культурными, политическими образованиями или суверенными государствами. Делится на:

1) Простая;

2) Сложная.

Простая:

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти.

На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и налоговые системы. Большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства.

Подразделяется на:

Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия и другие.

·                  Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и другие.

Сложная:

Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская ФедерацияСоединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Конфедерация- союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий.

Упрощённо: Федерация — одни вооружённые силы, с единым командованием, одна денежная единица и так далее в союзных государствах; противоположность — Конфедерация — разные денежные единицы и разные вооружённые силы с собственным командованием в союзных государствах (см. Средние века).

Конфедерация — лишь форма объединения остающихся независимыми государств и стран. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: оборонывнешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. 

Федерация может подразделяться на:

Национально-территориальная - государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).

Это федерации, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (пример Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.

В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Так, п. 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации 1993 г. провозгласил, что республики управе устанавливать свои государственные языки Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.-М.: Эксмо: Гарант-Сервис, 2008. Ст.68.

Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально- государственных субъектов (таковыми были СССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация).

Административно-территориальная - разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными образованиями. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Смешанная государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

Политический режим-это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть в государстве. Выделяется:

1)    Демократический - это режим, основанный на власти народа, признании его права на участие в управлении делами государства и общества в качестве источника власти, наделении граждан широкими правами и свободами. Демократический режим базируется на принципах равноправия, свободы граждан, народовластия.

Характерные черты и признаки демократического режима:

Источник власти — народ, который избирает представителей, наделяет их правом решать вопросы, опираясь на собственное мнение; Политическая власть обладает легитимным характером, осуществляется в соответствии с принятыми законами;

Разделение и контроль власти;

Режим основывается на принципе «разрешено все, что не запрещено законом»

Право народа оказывать влияние на выработку политических решений, участие в формировании и осуществлении государственной власти посредством свободных выборов и референдума;

Высокий уровень реализации прав человека (нормы, принципы и правила взаимоотношений граждан и государства);

Неприкосновенность частной собственности;

Плюрализм, представляющий возможность образования двух- и многопартийной системы, разнообразие идейных течений, общенациональные мировоззренческие традиции, отсутствие единой официальной идеологии.

2)    Антидемократический – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление всех общественных организаций;

4. Личность лишена каких-либо прав;

5. Реально действует примат государства над правом;

6. Наличие милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Демократический режим делиться на:

1)    Либеральный - представляет собой разновидность демократического типа властвования, при котором демократические формы, способы, методы реализации государственных функций получают относительно непоследовательное, ограниченное, неполное применение.

Формирование такой модели, с одной стороны, обусловливается политической свободой личности. Вместе с тем субъективные и объективные условия значительно ограничивают возможности применения демократических методов и средств при управлении государством.

2)    Гуманистический - сохраняет все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку.

Главный принцип гуманистического режима – человек – это цель, а не средство. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.

Антидемократический режим бывает:

- авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

- тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

- Фашистский режим является одной из крайних форм тоталитаризма и характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма.

- Деспотический - неограниченная власть. Одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства, отсутствием принципа разделения властей, подавлением инакомыслия любыми средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. Принятие решений носит импульсивный характер, объясняемый желанием изменить или дисциплинировать общество.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

 

Задание 3. Оформить таблицу «Форма государства» Форму государства рассматривают с трех позиций – «Форма правления», «Форма государственно-территориального устройства» и политический режим.  Вам нужно рассмотреть все позиции формы государства, дать определения, по возможности характеристики, с приведением конкретных примеров. Строки и столбцы можно, а в некоторых случаях нужно добавлять.

 

Форма государства

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический режим

Монархия

Республика

 

Простая

Сложная

Демократический

Антидемократический

Абсолютная

Ограниченная

Президентская

Парламентарная

Смешанная

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Либеральный

Гуманистический

Авторитарный

Тоталитарный

Фашистский

Деспотический

 

Сословно-представительная

 

Конституционная

 

Централизованное

Децентрализованное

Национально-территориальная

Административно-территориальная

Смешанная

 

 

 

Дуалистическая

 

Парламентарная

 

 

 

Задание 4.Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы:

 

 

Функции государства

Внутренние функции

Внешние функции

Постоянные функции

Политическая (Государство является носителем власти и управляет обществом).

Экономическая (обеспечение стабильности экономики).

Социальная (поддержка и развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержка культуры)

Идеологическая (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей)

Экологическая (улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития)

 

Обеспечение национальной безопасности, мирового правопорядка

Участие в решении глобальных проблем

Развитие внешней экономики, заключение взаимовыгодного сотрудничества

Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Содействие установлению мировой законности

Социальная помощь и поддержка развивающихся стран и стран, находящихся на переходном этапе

Временные функции

Предотвращение внутренних конфликтов

Введение ЧП

Борьба с эпидемиями

 

 

Предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф

Оборона государственных границ и предотвращение войн и международных конфликтов

Социальная помощь и поддержка стран, оказавшихся в тяжелой экономической/ политической ситуации

Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Виды юридической ответственности»

 

Наименование вида

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Материальная

За ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки (правонарушения)

Уполномоченное на то лицо

Замечание, выговор, увольнение + специальные формы (предупреждение и пр.), предусмотренные для отдельных категорий работников.

Гражданско-правовая

За гражданские проступки (правонарушения)

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки (правонарушения)

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест и т. п.

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий