воскресенье, 21 сентября 2025 г.

СПО - 2 курс на базе среднего. Семинарское занятие № 1

 

Семинарское занятие № 1

1.     Административный процесс и административные производства.

2.     Понятие и сущность административного процесса.

3.     Предмет административно- процессуального права.

4.     Принципы административно-процессуального права.

5.     Предмет административного процесса.

6.     Система административно - процессуального права.

 

 

Юридический процесс – это:

1. Сознательная целенаправленная деятельность; разновидность социального процесса.

2. Этой деятельности присущ властный характер, поскольку в ней реализуются властные полномочия государственных и муниципальных органов.

3. Эта деятельность имеет юридическое содержание, направлена на решение юридических дел и достижение определенного юридического результата.

4. Результаты процесса оформляются в официальных юридических документах.

5. Юридический процесс – это правовая форма реализации функций органов власти. Его виды и особенности организации определяются характером, видом власти, которую он обслуживает.

6. Ему свойственна достаточно полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.

Все эти признаки в полной мере присуще административному процессу как виду юридического процесса.

Административный процесс отражает характерные черты исполнительной власти, аналогично тому, как гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной. Административный процесс имеет ярко выраженную управленческую процедуру, производную от исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления. Властный характер управления предопределяет характеристику административного процесса как юридической формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления (управленческом процессе).

Связь административного процесса с государственным управлением как деятельностью исполнительных органов власти можно проследить, показав основные элементы содержания государственной управленческой деятельности. Общеизвестно, что содержание государственного управления состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов деятельности:

а) принятие нормативных юридических актов органами исполнительной власти (правотворчество);

б) применение правовых норм органами исполнительной власти, в том числе при рассмотрении споров и применении мер административного принуждения;

в) организационная работа аппаратов органов исполнительной власти;

г) вспомогательные технологические действия материальнотехнического характера.

Управленческие деятельности осуществляется не хаотично, а организованно в соответствии со сложившимися правилами, требованиями и традициями. Упорядоченность управленческих действий обеспечивает эффективность государственного управления. В связи с чем, органы публичного управления выработали конкретные процедуры осуществления различных видов управленческой деятельности. Управленческая процедура – этот официально установленный порядок проведения управленческой деятельности. Система процедур управленческой деятельности образует управленческий процесс. Часть этих процедур имеет юридическое содержание и осуществляется в соответствие с требованиями нормативноправовых актов. В частности, в форме юридических процедур (производств) осуществляется принятие нормативных и индивидуальных правовых актов в ходе правотворчества и правоприменения. Именно эта часть управленческой деятельности органов исполнительной власти, осуществляемая в форме юридических процедур (производств), входит в содержание административного процесса.

Следует обратить внимание и на иные виды деятельности, являющиеся структурными элементами административного процесса. Административный процесс включает в себя все возможные управленческие действия, реализуемые с целью осуществления функций и целей управления в различных органах государственной власти и местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что к административному процессу относятся исключительно управленческие действия юридического характера, совершенные в соответствии с правилами юридических процедур. В этом смысле базу административного процесса составляют многочисленные организационно-процедурные правоотношения, возникающие в деятельности аппаратов управления органов всех ветвей власти, в том числе и законодательной, и судебной власти, а равно в органах местного самоуправления, в силу единой природы управленческой деятельности. В качестве примера возможно указать на процедуры подготовки и принятия индивидуальных и локальных нормативных правовых актов; рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; процедуры разрешения индивидуальных дел в пределах служебных правоотношений, в частности, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Административный процесс не может жестко увязываться с правоотношениями, в которых в качестве обязательного субъекта представлен орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление. Административно-процессуальная деятельность имеет место в работе судов. В качестве средства обеспечения охраны и защиты административных отношений, возникающих в связи с деятельностью исполнительной власти. В деятельности судов административный процесс представлен в виде правосудия по делам об административных правонарушениях и судебного контроля за органами исполнительной власти. Производство по делам об административных правонарушениях в судах возникает в связи с необходимостью применения административных наказаний, отнесенных законом к компетенции суда.

Судебный контроль в форме производств, возникающих из публичных правоотношений, направлен на проверку правомерности осуществления управленческих юридических действий органами управления и их должностными лицами, на судебную защиту граждан от действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права и свободы.

Таким образом, фактическое содержание административного процесса охватывает четыре типа административно-процессуальной деятельности, реализуемой различными органами публичной власти.

1. Правотворческую деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, а также субъектов, имеющих правотворческие полномочия по принятию подзаконных нормативных актов в сфере исполнительной власти;

2. Положительную, организационно-процедурную деятельность по осуществлению функций и целей управления, возникающая при применении регулятивных норм материального административного права;

3. Юрисдикционную деятельность по рассмотрению споров в сфере реализации исполнительной власти и по применению мер административного принуждения, в том числе административных наказаний, назначаемых судами;

4. Судебный контроль за законностью деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.

Административный процесс есть процессуально оформленная урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность субъектов публичной власти по разрешению правоприменительных и правотворческих юридических дел в сфере осуществления публичного управления и судебного контроля за ним.

 

Признаки административного процесса

1. Административный процесс – это не любая властная деятельность, а исключительно юридическая по своему содержанию, целям и результату. В связи с этим, необходимо отграничивать административный процесс, прежде всего от управленческого процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.

Управленческий процесс – система официально признанных действий по реализации функций управления. Это общепризнанный установившийся процесс управленческой деятельности и сама управленческая деятельность, порядок реализации которой устанавливается нормами права, а по отдельным направлениям без правового регулирования (так называемые «неправовые формы управления»). К ним частично относится организационная работа аппаратов управления, делопроизводство, информационно-обеспечивающие и материально-технические действия. Они могут содержать элементы властеотношений за пределами конкретного правового регулирования. В то же время, административный процесс по содержанию, формам и методам отличается, например, от уголовнопроцессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной и иных видов юридической деятельности, реализуемых в пределах соответствующих правоотношений.

2. Административно-процессуальная деятельность осуществляется уполномоченными на то субъектами публичной власти. Методологически неверно жестко увязывать административный процесс с деятельностью органов исполнительной власти или с административной юстицией. Это искажает реальную картину состояния юрисдикционного процесса в современных условиях.

Следует согласиться с тем, что каждый вид юридического процесса имеет свой властный источник – соответствующую ветвь государственной власти. И в этом смысле административный процесс в первую очередь и преимущественно реализует функции исполнительной власти. Но при этом следует учитывать три аргумента, позволяющих избежать формализма во имя «чистоты» теоретических конструкции и предельной поляризации подходов. Во-первых, исполнительная власть может быть реализована в форме правотворческой и правоприменительной, в том числе и юрисдикционной, деятельности. Во-вторых, состав субъектов определяется прежде всего юридическими содержанием действий субъектов публичной власти. В-третьих, закрепленные процессуальных действий в законодательных актах, традиционно относимым к иным отраслям права, не к административному праву, не означает автоматически, что эти действия не входят в содержание административного процесса.

Подтверждая единый характер управленческой деятельности, мы должны признать, что в форме административного процесса реализуются функции как государственный исполнительной власти на уровне федерации и ее субъектов, так и муниципальной исполнительной власти. Если за основу определения административного процесса в качестве самостоятельного вида юридического процесса взять не только управленческую, но и непосредственно связанную с управлением деятельность, то к административному процессу следует отнести деятельность судов по применению традиционно признаваемых административными мер принуждения (административное наказания, установление административного надзора за ранее судимыми лицами, меры пресечения правонарушений и т.п.), а также разрешение судами, административных споров, возникающих из публичных правоотношений, в порядке судебного контроля за деятельностью исполнительной власти (сейчас традиционно регулируется Гражданско-процессуальным кодексом). Очевиден и тот факт, что субъектами управленческого процесс являются аппараты представительных органов власти, деятельность которых также организована в форме административных процедур. В этих условиях единственный корректный термин, дающий возможность объединить субъектов административно-процессуальной деятельности – «органы публичной власти». Естественно, что субъектами являются и должностные лица названных органов.

Не следует, что утверждение воспринимать как попытку из числа участников административно-процессуальной деятельности граждан, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, иных участников административного процесса. Органы публичной власти являются не единственными, но основными участниками административного процесса, поскольку именно они рассматривают юридические дела, осуществляют основную массу административно-процессуальных действий и принимают решение по делу. На органы публичной власти возложены законодательством обязанности по обеспечению процессуальной формы деятельности, в том числе, обязанность требовать соблюдение порядка осуществления деятельности от иных участников процесса. Тем самым подчеркивается их ведущая роль в реализации целей административного процесса.

3. Административный процесс имеет свое юридическое содержание, цель и результат. Юридическое содержание административного процесса состоит в том, что он является деятельностью по разрешению административных юридических дел. Юридическое дело – вопрос, проблема, ситуация возможность разрешения, которой связана с использованием юридических средств, прежде всего норм права. Административное дело следует понимать, как возникающий в сфере публичного управления вопрос, связанный с применением, административно-правовых норм в предусмотренной нормативными актами процессуальной форме. Назначение административных дел состоит в обеспечении применения норм не только материального и процессуального административного права, но и других материальных отраслей. Результатами разрешения административных дел могут быть как индивидуальные правовые акты, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконные нормативные акты к органам исполнительной власти. Нет противоречия в том, что процесс правоприменения норм административного материального и процессуального права совмещаются в одном административном деле с принятием подзаконного нормативного акта, то есть административным правотворчеством. Процедуры принятия нормативных актов органов управления урегулирован нормами административно-процессуального права, которые и применяются для организации разрешения данного административного дела. Очень часто нормотворческие административные дела заканчиваются помимо принятия нормативного акта, принятием так называемого «смешанного» акта, содержащего и индивидуальные предписания, и нормы административного либо административно-процессуального права, например, наставление (устав, инструкция) и приказ и о его утверждение, о порядке введения в действие, исполнения и контроля. В этом выражается сложная исполнительно распорядительная природа публичного управления и исполнительной власти. Безусловно, не следует забывать и о «фактической» цели административных дел – достижение какого-либо блага для участников правоотношений: разрешение спора, наказание правонарушителя, возможность воспользоваться субъективным правом и т.п.

4. Административный процесс – это властная деятельность в сфере публичного управления, осуществляемая в процессуальной форме. Под процессуальной формой обычно понимается способ упорядочения властной деятельности, совокупность процедурных требований, предъявляемых к участникам процесса и направленных на достижения правового результата.

Процедурные требования устанавливаются административнопроцессуальными нормами и является специальными юридическими правилами процедуры, порядка деятельности. Поэтому административная юридическая процедура – более совершенный по сравнению с неправовыми формами организации государственного управления (управленческого процесса) порядок действий участников административного процесса. В совокупности они, собственно, и составляют административный процесс.

Фактический управленческий процесс превращается в административный процесс при достаточно высокой степени реализации, закрепления процессуальных требований в законодательстве, т.е. при его процессуализации. Процессуализация способствует усилению законности и повышению эффективности публичного управления так как развивает и унифицирует правовые процедуры, повышает их гласность, вводит в практику оптимальные технологии деятельности ограничивает произвол властвующих субъектов, закрепляет гарантии реализации прав и законных интересов граждан и иных субъектов, не наделенных властными полномочиями.

Основное отличие административного процесса от иных видов юридических процессов состоит в содержании процедурных (процессуальных) правил и требований. Для административного процесса характерны совершения различных групп действий и видов деятельности, содержания и степени законодательной детализации процессуальной формы.

Виды административно-процессуальной деятельности с точки зрения их процедуры, как правило, более просты в сравнении с классическими видами юридического процесса – уголовным и гражданским. Традиционными требованиями процессуальной формы соответствует производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, ведущаяся по правилам гражданского судопроизводства. Для эффективного разрешения большинства административных дел с соблюдением основных правовых принципов оказывается оптимальными и достаточными менее сложные процедуры, что вовсе не свидетельствует о их «второсортности» или, что они не подлежат дальнейшему совершенствованию. Административные процедуры более конфиденциальные, менее гласные. В них ограничен принцип состязательности, распространено заочное рассмотрение дела и принятое решения без участия заинтересованных лиц. Возможно устное и письменное ведение дела, существенные различия по срокам разрешения дел, а в отдельных случаях, например, в правотворческих процедур, сроки могут нормативно жестко не устанавливаться, другие особенности. Различия в особенностях процедур не препятствует объединению действий в единый административный процесс на основе сходства их юридической природы и связи с публичным управлением. Особенности административно процессуальных форм правотворческой, правонаделительной и юрисдикционной деятельности выражаются в особенностях трех групп производств административного процесса.

Следует отметить, что суды в России рассматривают административные дела, используя несколько процессуальных форм. Административно-правовая форма (административное судопроизводство) используется при рассмотрении дел административного принуждения (например, дела и принудительном лечении, об административном правонарушении, о помещении несовершеннолетних в связи с правонарушением в социальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа). Гражданско-процессуальная, арбитражно-процессуальная и конституционно-правовая формы используются при проверке законности актов публичной администрации и рассмотрении исков субъектов публичной власти и различным субъектам права.

5. Административный процесс – деятельность, урегулированная административно-процессуальными нормами. К ним относятся закрепленные в нормативно-правовых актах специальные юридические правила, предназначенные для того, чтобы регулировать процедуры разрешения административных дел. Основным методом правового регулирования, который используется в административно-процессуальных нормах является предписание. Наряду с дозволением и запретом, предписание определяет необходимость совершения или воздержания от конкретных действий участников административного процесса. Порядок процессуальных действий закреплен как законными, так и подзаконными нормативными актами.

Отдельные административные процедуры имеют фрагментарное, недостаточное с позиций обеспечения основных правовых принципов и эффективности правоприменительной, а равно правотворческой деятельности. Поэтому правовая основа административного процесса постоянно совершенствуется, что привело к образованию административнопроцессуального права, как системы норм, регулирующих административный процесс.

Таким образом, административный процесс обладает всеми признаками юридического процесса и имеет характерные особенности, что позволяет с учётом обширного массива административно-процессуального законодательства поставить его в один ряд с имеющими высокую степень организации уголовными и гражданскими процессами. В отличие, от которых административный процесс имеет более сложную структуру.

 

3. Предмет административно- процессуального права.

Понятие административного процессуального права и соотношение с другими отраслями российского права

Судебная власть в России согласно Конституции Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118).

1 Правовое регулирование административного судопроизводства осуществляется принятым 08.03.2015 г. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административно-процессуальные нормы, закрепленные в соответствующем законодательстве и определяющие порядок производства по административным делам, образуют самостоятельную отрасль права – административное процессуальное право, являющееся одной из отраслей российского права.

Административное процессуальное право (далее – АПП) – это самостоятельная отрасль российского процессуального права, которая представляет собой совокупность процессуально-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при отправлении правосудия по административным делам.

Предмет правового регулирования административного процессуального права – это общественные отношения, складывающиеся в рамках административного судопроизводства, между судами общей юрисдикции и иными участниками административного процесса по поводу осуществления контроля суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, а также защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Метод правового регулирования административного процессуального права следует определять, как императивно-диспозитивный.

Императивные начала (публичные, властные) метода административного процессуального права проявляются в следующем: – по отношению к иным субъектам административного судопроизводства суд обладает всей полнотой власти, выражающейся в контроле и санкционировании совершаемых ими процессуальных действий;

– процессуальные действия суда имеют властный характер;

– участники административного судопроизводства обязаны подчиняться властно-правовым предписаниям суда;

– предусмотрены специальные меры ответственности участников административного судопроизводства за нарушения предписаний, содержащихся в КАС РФ;

– административное судопроизводство осуществляется в четко регламентированной административно-процессуальной форме.

Диспозитивные начала метода административного процессуального права проявляются:

– процессуальное равенство участников административного судопроизводства (одинаковый объем прав и обязанностей);

– свобода волеизъявления участниками административного судопроизводства своих процессуальных прав. Каждое процессуальное действие участника процесса выступает как результат осуществления процессуальных прав и реализации обязанностей, предусмотренных законом.

Система административного процессуального права. Процессуальные нормы, объединяющие главные, базовые нормы и институты, которые определяют общее устройство административного судопроизводства и актуальны от его начала и до окончания составляют по своему содержанию общую часть. Нормы общего уровня действия, применяются на всех стадиях процесса. К ним следует отнести положения раздела I «Общие положения» КАС РФ. Это, прежде всего, основные положения, посвященные законодательству об административном судопроизводстве, его задачам (ст. ст. 2 и 3 КАС РФ). Здесь же регулируется право на обращение в суд (ст. 4 КАС РФ). Ряд статей содержат положения о принципах административного судопроизводства. В общую часть входят нормы, регулирующие вопросы подведомственности и подсудности, нормы, определяющие правовое положение лиц, участвующих в деле и других участников процесса, судебных представителей.

Нормы, регулирующие все вопросы собирания, исследования и оценки доказательств. Общая часть включает также нормы о судебных расходах, судебных штрафах, процессуальных сроках, судебных извещениях, мерах процессуального принуждения.

Особенную часть составляют все нормы конкретизирующего значения, которые регламентируют движение, развитие административного судопроизводства по стадиям от его возбуждения до вынесения и пересмотра судебного решения, а также особенности процесса по отдельным категориям дел. К особенной части следует отнести: производство в суде первой инстанции; производство в суде апелляционной инстанции; производство в судах кассационной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; пересмотр судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство и весь IV раздел КАС РФ «Особенности производства по отдельным категориям административных дел». Упрощенное (письменное) производство по административным делам также относится также к особенной части административного процессуального права.

Таким образом, наличие своего предмета, метода, кодифицированного источника позволяет определить административное процессуальное право, как самостоятельную отрасль права, а не как «подотрасль гражданского процессуального права».3

Соотношение административного процессуального права с иными отраслями права. Административное процессуальное право взаимодействует со многими отраслями российского права.

Прежде всего, оно тесно связано с гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и уголовным процессуальным правом. Они базируются на общих принципах отправления правосудия, определяют порядок деятельности одного и того же органа по осуществлению правосудия – суда. Такие институты, как подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, судебные извещения, доказательства и доказывание, производства по пере-

 смотру судебных актов и целый ряд других являются межотраслевыми институтами и присущи, как административному процессуальному праву, так и указанным отраслям.

В целом признавая важным и значимым принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, некоторые ученые и практики, высказали свое несогласие со структурой кодекса. По их мнению, структура административного судопроизводства достаточно сложна и, в большей мере, соответствует правилам гражданского судопроизводства.

Следует согласиться с указанным мнением, поскольку наряду с общими правилами, которые характерны для всех видов производств, в КАС РФ отдельно выделен раздел IV, содержащий особенности производств по отдельным категориям дел административного судопроизводства. Детальное рассмотрение норм КАС РФ позволяет говорить о том, что в ряде случаев присутствует фактическое повторение общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм.

Примером может служить содержащиеся в КАС РФ общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и др.). Видимо, по замыслу законодателя, внедрение данных норм должно сблизить порядок рассмотрения административных дел в судах общей юрисдикции с порядком рассмотрения таких дел в арбитражных судах.

При принятии нового процессуального кодекса законодатель имел намерение установить специальные правила для разрешения споров с участием публичных субъектов, поскольку в обычном исковом производстве стороны спора находятся в равном положении, а в публичных правоотношениях равенство субъектов отсутствует.

Таким образом, положения КАС РФ призваны отражать специфику административного судопроизводства и обеспечивать баланс интересов сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы административно-процессуального права.

Некоторые принципы административно-процессуального права:

Принцип законности. Реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с ними.

Принцип процессуального равенства. Означает равенство сторон перед законом и наделение каждой стороны определённым объёмом взаимных процессуальных прав и обязанностей.

Принцип материальной истины. Решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности. Выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности. Административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях.

Принцип национального языка. Процесс ведётся на государственном языке Российской Федерации или языке республики — субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности.

Принцип быстроты (оперативности). Административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определённых законом.

Принцип экономичности (малозатратности). Административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса. Органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предмет административного процесса.

Предмет административного процесса — это общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в ходе практической реализации норм материального публичного права. 5

Можно выделить следующие группы административно-процессуальных отношений, входящих в предмет административного процесса:

Административно-правовые отношения, связанные с реализацией физическими лицами и организациями, не обладающими публично-властными полномочиями, их прав, законных интересов и обязанностей в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения, возникающие в процессе правоприменительной деятельности органов государственного управления, а также исполнительных органов местного самоуправления в связи с реализацией предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами полномочий.

Административно-правовые отношения, возникающие в связи с конфликтами граждан и организаций с органами публичной власти, связанные с обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке решений и действий указанных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.    Система административно - процессуального права.

Система административно-процессуального права основана на управленческом подходе к пониманию административного процесса и включает две большие группы норм, различающиеся по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений:

Общая часть. Регулирует вопросы общего свойства, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, основы правового положения её участников и др..

Особенная часть. Регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства.

Общая часть включает группы норм (институты), регулирующие статус участников административного процесса, порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления, контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти. 1

В рамках Особенной части выделяют две подотрасли:

Одна содержит институты, регулирующие различные административные производства (принятие нормативно-правовых актов государственного управления, лицензионное, регистрационное, по дисциплинарным делам, по делам о поощрениях, по применению мер административного пресечения и предупреждения; дела об административных правонарушениях и др.).

Институты, регулирующие работу судов общей юрисдикции по рассмотрению некоторых категорий административных дел, деятельность арбитражных судов по изучению и рассмотрению административных и правоотношений экономических споров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий