Лекция № 2
Происхождение государства и права
Источники:
1. А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО
Москва «Юрайт» 2019г. от 23-45
страницы
2. Долгих Ф.И. Теория государства и права: учебник Ф. И. Долгих.
– Москва: Университет «Синергия», 2023.
– 464 с. – DOI: 10.37791/978-5.
3.
Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для учащихся
колледжей / В. Н. Карташов — Москва: Директ-Медиа, 2023. — 260 с.
4.
Цечоев В. К. Теория государства и права: Учебник / В. К. Цечоев, А. Р.
Швандерова. — М.: Прометей, 2021. — 330 с.
5. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах
и ответах: учебно- методическое пособие / А.В. Малько. - 5-е изд., испр. и д о
п. — Москва: Издательский дом «Дело» РА НХ иГС, 2022. - 352 с.
В результате изучения раздела
обучающиеся должны:
Знать • общие закономерности и исторические особенности процесса
происхождения государства и права;
Уметь • оценивать различные теории происхождения государства и права;
Владеть • научной терминологией о происхождении государства и
права
Тип урока: усвоения
нового материала 2 курса СПО
Межпредметные
связи:
- обществознание: происхождение права, его формы и
структура, понятие общества и взаимоотношения в обществе;
- история: возникновение древнейших государств,
укрепление власти правителей;
- философия: учения мыслителей разных эпох
Цели:
1.
Познавательная
- сформировать представления у учащихся об основных
теориях происхождения государства
2.
Развивающая
- развитие критического мышления учащихся и умения
сравнивать через составление сравнительной таблицы по теориям государства и
права.
3.
Воспитательная
- повышение правовой культуры учащихся.
Задачи:
- развивать умения пользоваться историческим
источником
- развивать теоретические представления учащихся в
области правоведения
- развивать у учащихся умения сравнивать и
анализировать полученную информацию
- актуализировать ранее полученные знания (понятие
государства, его признаки) учащихся.
Основные
понятия и положения: теория происхождения,
государство и право, их связь и взаимозависимость, теологическая теория,
договорная теория, марксистская теория.
Оборудование: персональный
компьютер, портреты философов–мыслителей.
Планируемый
результат изучения материала:
- знание основных аспектов теорий происхождения
государства
- выделение их сильных и слабых.
Методы
обучения: частично поисковый, сравнительный, групповой
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Новая тема.
Государство существует не для того, чтобы превращать
земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в
ад. (Н.А. Бердяев).
Общество составлено из двух больших классов: из тех, у
которых обедов больше, чем аппетита, и тех, у которых аппетита больше, нежели
обедов. (Себастьян Шамфор).
Государство - это я. (Людовик XIV).
Государство - не что иное, как намордник для усмирения
плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти
травоядного характера. (Шопенгауэр).
Цитаты зачитываются вслух, после чего ученики отмечают
в своих тетрадях номер той цитаты, которая им более близка по смыслу.
Введение нового
материала
Вопрос: “Почему
в течение многих веков люди ищут определение государства и его истоки?”
Основное содержание
1. Первобытное общество. Характеристика присваивающей экономики
первобытного общества.
2. Власть и социальные нормы в
первобытных обществах. Обычай как
мононорма родового общества.
3. Функции, организация и формы
осуществления власти, действие нормативных регуляторов в обеспечении присваивающей
экономики первобытных обществ, семейно-брачных отношений.
4. Переход от присваивающей к
производящей экономике («неолитическая революция) как фактор социального
расслоения общества, появления классов, собственности, государства и права.
5. Возникновение и сущность
раннеклассовых обществ.
6. Характеристика производящей
экономики раннеклассовых обществ.
7. Закономерности возникновения
государства.
8. Города – государства.
9. Государство как социальный
институт, обеспечивающий производящую экономику. Государство как политическая,
структурная и территориальная организация раннеклассового общества.
10. Типичные и уникальные формы
возникновения государства.
11. Европейский и восточный (азиатский)
варианты возникновения государства. Исторические пути формирования
государственных органов: аристократический, военный, плутократический.
12. Характеристика теорий
происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной,
психологической, органической, марксистской, насилия и др.
13. Возникновение права –
закономерное следствие усложнения общественных связей, обострения противоречий
и конфликтов в обществе. Объективная необходимость перехода от мононорм к
правовым нормам.
14. Выделение правовых, моральных, религиозных
норм.
15. Пути формирования права.
Роль агрокалендарей как источников права.
16. Теории происхождения права.
Освоение нового материала
1. Первобытное общество.
Характеристика присваивающей экономики первобытного общества.
Отграничение природы от общества возможно путем
выявления устойчивых признаков, выражающих их сущность. В отечественной и
зарубежной науке считается, что общество есть результат взаимодействия людей.
Однако относительно того, что выступает первоосновой объединения людей в
общество, каков набор конституирующих признаков, мнения исследователей
разошлись.
Советские ученые, а до недавнего времени и российские,
следуя марксистской парадигме, исходили из того, что основой объединения людей
в общество является собственность на средства производства. Однако подобный
подход определяет общество достаточно абстрактно и широко.
Западные авторы стремились преодолеть
социально-экономическую детерминацию объединения людей в общество, рассматривая
последнее как социокультурную систему, развивающуюся в определенных
географических границах.
Так, известный американский социолог Н. Смелзер
понимает общество как «объединение людей, имеющее определенные географические
границы, общую законодательную и определенную национальную (социально-культурную)
идентичность».
Несколько иные признаки в характеристике общества
выделяют современные американские социологи Г. и Дж. Ленски. Они отмечают пять
свойств общества:
1) общение между членами общества — в любом обществе
есть общий разговорный язык;
2) производство товаров и услуг, необходимых для
выживания членов общества;
3) распределение этих товаров и услуг;
4) защита членов общества от физической опасности
(штормов, наводнений и холода, насекомых, врагов);
5) контроль за поведением членов общества в целях
создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов
между его членами.
Стремясь придать понятию «общество» признаки
универсальности, некоторые западные исследователи расширяют набор его свойств,
что позволяет применять данную категорию для характеристики различных
объединений людей. Так, Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:
1) объединение людей, не являющееся частью другой,
более крупной системы;
2) заключение браков между представителями данного
объединения;
3) воспроизводство населения за счет деторождения;
4) объединение людей, имеющее свою территорию;
5) наличие собственного названия и истории;
6) общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы,
законы, нравы и т.д.), называемая культурой;
7) наличие собственной системы управления;
8) продолжительность существования объединения во
времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
В отмеченных определениях общества, на наш взгляд,
происходит смешение трех связанных друг с другом, но различных понятий — «страна»,
«общество» и «государство».
Понятие «страна» отражает географическую
характеристику территории или части света, имеющей определенные границы и
обладающей государственным суверенитетом. Категория «государство» характеризует
организацию политической власти на данной территории, ее структуру, способы ее
осуществления. Наконец, термин «общество» представляет собой социальную
организацию населения, включающую в себя социальные группы и общности,
социальные институты и организации (посредством которых реализуются интересы и
потребности людей), а также социальные нормы и ценности, на основе которых
взаимодействуют институты и группы, осуществляется социальный контроль.
Учитывая современное состояние науки, можно попытаться
определить общество через ряд свойств, каждое из которых будет отражать ту или
иную сторону этого многогранного явления. Отличия общества как социальной
системы от природной среды, а также родственных и близких понятий можно выявить
с помощью существенных, на наш взгляд, признаков.
1. Общество — это
человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием.
Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. «Стадо» древнейших
обезьяноподобных людей, существовавших более 2 млн лет назад, нельзя
рассматривать как общество прежде всего потому, что основу их отношений
составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это
объединение можно назвать естественным обществом, а не социальным. Смысл жизни
первобытного человека в естественном обществе сводился к приспосабливанию его к
условиям среды обитания. В естественном обществе человек является частью
природы, а первобытных людей в этом обществе объединяли инстинкты, и в первую
очередь инстинкт самосохранения.
Социальное общество возникает лишь с пониманием
непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания.
Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно
знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному.
2. Общество представляет собой объединение людей,
взаимодействующих по поводу удовлетворения
значимых для них потребностей. Общество есть результат этого
взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать
обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга. По
меткому замечанию русского социолога П. А. Сорокина (1889— 1968),
эмигрировавшего в США, «для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей
мере, двое людей, и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия.
Такой случай будет простейшим видом общества».
3. Общество — это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие
индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего
интереса и порожденных им единых социальных целей. В этих целях находят свое
отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально.
Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и
воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности. Всеобщий
интерес не уничтожает и не подменяет частных, индивидуальных или групповых
интересов, он формируется на их основе, вбирает их в себя.
Всеобщий интерес может обретать различные формы
выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917), он
выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований,
противостоящих природному эгоизму. Ориентация на сохранение общества, по мнению
американских социологов Т. Парсонса (1902—1979) и Р. Мертона (1910—2003),
обусловлена общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми
руководствуются люди в своей деятельности. Например, в промышленно развитых
странах Запада такими ценностями выступают свобода индивида, личный успех,
материальное богатство, частная собственность и т.д.
4. Общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных
органов, а также норм права, способных обеспечить на определенной территории
упорядочение социальных взаимодействий, защиту населения от внешней угрозы.
Благодаря институтам государственной власти и нормам права общество
представляет собой согласованное и упорядоченное на основе определенных правил
взаимодействие людей, объединенных общим интересом. Всеобщий интерес, но мнению
американского социолога Э. Шилза, представлен общностью центральной власти,
территориальной целостностью, согласием центра и периферии.
5. Общество — это
социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и
индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны
без общей системы ценностей, именуемой культурой. Культура способна
удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и
самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем выработки устойчивых
правил поведения (норм) и установления общепризнанных в обществе целей
(ценностей). Таким образом, культура задает смыслы человеческой
жизнедеятельности, проникая в структуру индивидуального сознания либо
добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем
нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу, всеобщему благу.
Завершая анализ признаков общества, можно дать его
определение.
Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся
объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на
основе общеобязательных норм, и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных
потребностей.
2. Власть и социальные нормы в первобытных обществах. Обычай
как мононорма родового общества.
Социальная
власть - это присущее всякой общности
людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на
принуждение.
Социальные нормы в догосударственный период ("мононормы") - это такие
правила поведения, которые входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и
обеспечивая социально-экономическое единство рода, отражая главный интерес
данной общности - выжить, противостоять стихии, различным опасностям.
Мононормы выступали и нормами организации социальной
жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное
разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и
ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как
требование нравственности, и как веление первобытной религии.
3. Функции, организация и формы осуществления власти,
действие нормативных регуляторов в обеспечении присваивающей экономики
первобытных обществ, семейно-брачных отношений.
Государство,
пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического
общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном
обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и
единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание,
- это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела
территориального характера. Власть в государстве распространяется только на
тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о
государственных границах. Население стало объединяться по территориальному
признаку - по волостям, графствам, административно-территориальным единицам.
Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность
к роду. Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту
жительства.
Таким образом, территория
становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация
общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением, субъект и
объект власти здесь совпадали.
В условиях
государственности для управления общественными делами создается особая
организация - публичная власть,
возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из
служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное
вознаграждение. Субъект и объект власти в государстве не совпадают. Публичная
власть опирается на принуждение (появляются полиция, тюрьмы, армия) в отношении
тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата
государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в
виде налогов (обязательные платежи) и
сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать
государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну.
Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем,
государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как
с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных
признаков государства.
В целях управления
обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и
издает. Начинает складываться система права как установленных государством и
обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная
взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают
друг друга.
Право приобретает
все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему
государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления
государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает
государственной деятельности легитимный характер.
К признакам,
отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный
суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних
вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда
государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее
претензий на исключительное управление мирскими делами.
4. Переход от присваивающей к производящей экономике
(«неолитическая революция) как фактор социального расслоения общества,
появления классов, собственности, государства и права.
Археологические и
иные научные данные свидетельствуют о том, что на рубеже 12–10 тыс. до н. э.
возникли экологические кризисные явления – неблагоприятные изменения
климата, которые повлекли изменение мегафауны – исчезновение животных и
растений, употребляемых человеком в пищу. Эти явления, по мнению ученых,
угрожали существованию человечества как биологическому виду, что обусловило
необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства – к
производящей экономике. Данный переход получил название в литературе
«неолитическая революция» (неолит – новый каменный век). И хотя это явление
именуют революцией, оно не носило разового, скоротечного характера, а протекало
в течение длительного периода, сам переход охватил десятки тысячелетий. На
протяжении данного периода происходил переход от охоты, рыболовства,
собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам
земледелия (поливному, подсечно‑огневому, неполивному и т. д.), а в сфере
скотоводства – к пастбищному, отгонному и др.
Главная сущность
неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных
потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и
растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению
орудий труда. Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в
области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять
керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.
По заключению
ученых, производящая экономика уже к 4–3 тысячелетиям до н. э. стала вторым и
основным способом существования и воспроизводства человека. Данный переход
повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление
ранних государственных образований – раннеклассовых городов‑государств.
Возникновение, а
затем и расцвет ранних земледельческих обществ привели к появлению на их основе
первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек – Нила,
Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными
климатическими и ландшафтными условиями этих территорий. Переход к производящей
экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета
цивилизации. Производящая экономика привела к усложнению организации
производства, появлению новых организационных и управленческих функций,
необходимости регулировать сельскохозяйственное производство, нормировать и
учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в
создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.
Производящая
экономика объективно привела к разделению труда, что, в свою очередь,
способствовало выделению следующих групп населения:
а) организаторов
производства;
б) непосредственных
работников, выполняющих трудовые функции;
в) работников
информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его
результатов;
г) работников,
контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше
процессы.
Производящая
экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного
продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к
становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как
следствие – к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку.
Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей,
поскольку верхушка не участвует в материальном производстве.
Постепенно
формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и
потребностям, которые нередко перерастает в антагонистический.
7. Закономерности возникновения государства.
Причины - это такие факторы, приводящие к
возникновению государства и нашедшие свое отражение в различных теориях
возникновения государства: теологической (божественная сила); договорной (сила
разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической
(биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы);
теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формы возникновения государства - длительный
процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
Сторонники одной точки зрения выделяют три формы:
- "азиатский способ производства";
- рабовладельческая;
- прафеодальная.
Сторонники другой
точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют
тоже три формы, но несколько иные:
- древнегреческая;
- древнеримская;
- древнегерманская (возникновение Древнегерманского
государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих
территорий, для господства над которыми родовая организация не была
приспособлена).
8. Города-государства.
Города-государства
многие ученые относили к первым формам государственных образований. Это были
некие «островки» государственности в эпоху родовой организации. О
городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения, в силу
чего во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства
представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины
называют соседскими, и принцип родства здесь не действовал. Город-государство
представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным
расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу
специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах государствах уже
тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в
лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных
лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах
принимались нормативные правовые акты.
Города-государства
возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские
бухты; города - центры торговых путей и т.п.).
9. Государство как социальный институт, обеспечивающий
производящую экономику. Государство как политическая, структурная и
территориальная организация раннеклассового общества.
Как правило, древнейшие государственные образования
закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого
общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные
государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в
Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от
друга.
Первоначально они возникают как города-государства.
Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь
не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы
первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр – город. Этот город
с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится
городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он
становится местом, где происходят заседания советов и собраний.
В городе-государстве организуются три центра управления:
городская община, дворец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим
прилегающим селениям функции государственного управления.
Государство как новая организационная форма жизни
общества возникает объективно, в итоге «неолитической революции», перехода
человечества к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных
условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой
жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних
факторов: материальных, организационных, идеологических.
Первичное государство возникает, чтобы организационно
обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой
деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства
человечества.
Многочисленные функции города-государства привели уже
на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического
аппарата.
Классовая природа первичных государств четко
определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества,
классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением
его к своим интересам, нуждам.
Следовательно, процессы образования классов и
государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их
антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно,
независимо, взаимодействуя друг с другом. Не только классообразование
стимулирует появление первичных государств. Само первичное государство
выступает мощным катализатором классообразования, способствует возникновению
раннеклассового общества.
В свое время Ф. Энгельс указал на два пути образования
политически и экономически господствующих классов: во-первых, через присвоение
должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и,
во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается
исторически наиболее распространенным, типичным.
Таким образом, в конкретно-исторической
действительности раннеклассовое государство не возникало как результат
деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного развития
общества на этапе становления производящей экономики. Но, разумеется, тот или
иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и
господствующим классом.
Государство не имеет вечной природы, оно не существовало
в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития этого
общества в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми
формами существования и воспроизводства человечества.
И, следовательно, раннеклассовое общество занимает
самостоятельное место в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства
– это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная форма новой
социальной организации человечества.
В отличие от социальной организации
первобытнообщинного строя раннеклассовое общество получило в форме государства
новое политическое, структурное и территориальное образование.
Политическое потому, что стало выражать и защищать
интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп,
осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание
дани — словом, стало заниматься политикой.
Государство стало и новой структурной организацией
общества, т.к. из общества выделился особый слой людей, основным занятием которых
стали государственное управление, организационная деятельность. Появляется
новое структурное образование - аппарат государства, первичная бюрократия,
которая возникает объективно и выполняет управленческие функции.
Наконец, в отличие от первобытного общества
государство было территориальным образованием. Государство постепенно путем
перерастания общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни,
которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной
основе. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже
не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной
территории.
Отныне и аппарат государства ориентировался не только
на управление теми или иными группами, но и на управление территориями.
10. Типичные и уникальные формы возникновения государства. Пути
формирования государственных органов.
Формирование
государства – длительный процесс,
который у различных народов шел разными путями. К достоверно установленным
обстоятельствам, связанным с происхождением государства можно отнести то, что:
- государство существовало
не всегда. Первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет
назад: до этого в течение 1,5 миллионов лет существовала первобытная
организация общества;
- возникло как продукт
общественного развития;
- на определенном
отрезке времени;
- в ходе длительного
исторического процесса;
- под влиянием целого
ряда факторов (экологический, религиозный, национальный, психологический,
и др.)
- общество как
саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои собственные
механизмы и стимулы развития.
Налаживание производства в масштабе общества и
социальное расслоение шли как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе
формирования того или иного государства какой-либо из них мог иметь и имел
превалирующее значение.
Одним из основных является восточный путь
возникновения государства, «азиатский способ производства» (типичная
форма государства). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались
социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная
община, коллективная собственность. Появление государства было вызвано
необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и
эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия).
Экономика в таком государстве основывалась на государственной и общественной
форме собственности, а социальное расслоение населения явилось следствием
узурпации не самих средств производства, а управления ими. Управление
общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати,
которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие,
касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов
общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант
возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом
тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно
трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий
аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно
превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного
значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства
значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения
крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита
ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и
сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от
друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими
монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их
составляла государственная собственность. Здесь не наблюдалось отчетливо
выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало
сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало
организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс
возникновения государства на территории Европы, где главным
государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,
обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот,
рабов.
Вывод:
1. Уникальная форма характеризуется:
- европейским стилем
типом производства (Рим, Афины, Греция):
- влияние
экономического фактора в форме свободного рынка, который привел к
появлению частной собственности, социальному расслоению общества,
возникновению городов-государств.
- Классово-социальное
расслоение общества до образования государства.
2. Типичная форма характеризуется:
- азиатским способом
производства, в основе которого общественное земледелие, обмен продуктами
жестко контролируется властью,
- государство возникло
до расслоения общества
- различные формы
собственности появились после образования государства
- классовое расслоение
общества также после образования государства.
От форм возникновения государства надо отличать пути
формирования механизма (аппарата) государства. Эти пути могли быть присущи и
уникальной и типичной форме.
Наука
выделяет 3 пути:
1.
Аристократический (классический). Он характеризуется сохранением
воли представителям родовой власти. Они смогли с учетом изменяющегося общества
приспособиться, сохранив свои властные полномочия. (Афины).
2. Олигархический. В
раннем классовом обществе родовые органы не смогли сохранить свое влияние и
трансформироваться в государственные органы, они постепенно сошли с
исторической арены. Их место заняли и сформировали органы публичной власти слои
населения, ставшие собственниками больших богатств в рыночном хозяйстве. Этот
путь ярко проявился в Риме (плебеи сформировали органы публичной власти).
3.
Плутократический (военный). Он по своей природе близок к аристократическому.
Но здесь органы власти сформировали военачальники. Они передавали свою власть
по наследству.
Причины
образования государства (интегративный подход). Следует признать, что весьма трудно выделить ведущие
причины, детерминирующие процесс возникновения государств. Однако, как мы
отмечали ранее, практически каждая теория имеет свое рациональное зерно. Исходя
из этого, при выявлении причин образования государств следует применить
интегративный подход, позволяющий выявить ведущие факторы в этом процессе.
Во-первых, как известно, государство появилось в ходе
длительного исторического развития, а в основе этого процесса возникновения
государства находятся экономика и социальная сфера жизни людей, т.е.
материальные сферы жизнедеятельности.
С развитием общества развиваются производительные
силы. Происходит процесс перехода от присвоения даров природы к производству
продуктов потребления (переход от присваивающей природы к преобразующей).
Одновременно происходит и разделение труда. Известные
во всемирной истории крупнейшие
разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от
земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту
производительных сил, к увеличению способности человека производить больше
средств к существованию, чем это было нужно для поддержания его жизни. В
результате экономического развития возникли товарно-денежные отношения,
усложнилась организация первобытного общества, увеличилось количество его
«общих дел». В силу этого отношения общественного производства и
воспроизводства человека появляется необходимость в определенном упорядочении,
а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный
аппарат людей, осуществляющих данную функцию. Эти люди составили специальный
аппарат управления, который в необходимых случаях для решения важнейших задач
стал использовать принуждение.
Среди важных «общих дел» общества следует отметить
поддержание в нем соответствующего порядка. Это обеспечивается применением
различных мер, в том числе и принудительных, чтобы все члены общества соблюдали
нормы зарождающегося права. А для этого также требуется наличие соответствующих
органов.
Таким образом, совершенствование управления обществом,
вызванное его усложнением (увеличением «общих дел»): развитием производства,
разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта,
ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.,
требовало появления политической власти. По этой причине создавались и
совершенствовались соответствующие органы и правила регулирования хозяйственной
деятельности.
Во-вторых, с повышением производительности труда становится
экономически выгодным использовать труд военнопленных, которых раньше убивали
или принимали на равных в свой род. Теперь их стали превращать в рабов,
заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого
для прокормления) продукт присваивали. Более сильным доставалось больше.
Развитие производительных сил привело к тому, что выгодно стало использовать не
только труд военнопленных, но и труд сородичей. Это еще более усиливало
имущественное неравенство. Появились богатые и бедные. Общество постепенно
расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим
собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,
социальные прослойки.
С появлением частной собственности происходила
подлинная революция в семье. В связи с разделением труда, в частности
выделением скотоводства от земледелия, на смену матриархата приходит патриархат.
(Как известно, в условиях матриархата главой семьи являлась мать, поскольку от
нее шел род.) Пастух стал главой семьи, так как ему принадлежали стада и
ухаживающие за ними рабы. Мужчина, хозяин, стремится передать наследство своим
детям. А это можно было сделать в условиях моногамии — семьи в форме
единобрачия.
Необходимость в такой форме брака была вызвана
желанием мужа, главы семейства, передавать по наследству имущество своим детям.
При матриархате он этого делать не мог. Дети умершего мужчины принадлежали не
его роду, а роду матери. Имущество отца переходило по наследству к его братьям
и сестрам, к детям сестер. Собственные дети могли наследовать лишь имущество
братьев своей матери.
Исправить несправедливость в наследственном праве
можно было весьма простым путем — передавать наследство детям мужчин. Эту
проблему удалось успешно решить моногамным браком, при котором один мужчина
состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной. Моногамия была первой
формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия
— победа частной собственности над первоначально сложившейся общей
собственностью.
Моногамная семья создала условия для расслоения
общества на бедных и богатых. Ибо собственность главы семейства не переходила в
другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одним семьям богатеть, а
другим — разоряться и беднеть.
Таким образом, разложение первобытного общества
привело к разделению общества, появлению классов, возникновению эксплуатации
меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов.
Это приводило к появлению прообразов карательных органов.
В-третьих, в некоторых случаях исторический опыт подтверждает
«теорию внешнего насилия», в соответствии с которой для завоевания порабощения
одних племен необходимы соответствующие карательные органы. Данный фактор, в
частности, оказал сильное влияние на развитие Спарты. Как известно, Спарта
захватила Мессению, а ее население превратило в рабов. Завоевание поставило
перед спартанцами новые задачи по формированию органов власти для подавления
сопротивления покоренной Мессении.
Следует отметить, что элементы насилия сопровождали
процесс возникновения многих государств. Происходящее накопление общественных
богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей,
захватывая ценности, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и
ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем
первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит
к тому, что прилежащие территории оказываются порабощенными либо организуются
как государства. А это, в свою очередь, приводит к войнам как оборонительного,
так и захватнического характера, что также требует появления соответствующих
структур.
Насилие, завоевание может быть фактором, который
способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для
этого, достигло определенного уровня развития. Насилие можно рассматривать в
качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. Однако
процесс образования государства посредством насилия происходил не везде.
Кроме того, отметим, что насилие часто являлось не
причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Если общество не
созрело, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению
государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к
этому времени должны уже созреть внутренние условия. То же самое можно
возразить сторонникам норманнской теории возникновения Древнерусского
государства, которые считают, что варяги принесли государственность на Русь.
Завоевания одного народа другим происходили чаще всего в условиях уже
сложившихся раннегосударственных структур. В этом случае вновь можно говорить о
насилии как о катализаторе процесса формирования государственности.
В-четвертых, появлению государства могла способствовать
организация крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс
людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было
поливное земледелие, которое требовало ирригационных работ. Так, в некоторых
регионах (Междуречье, Египет, Китай) ирригационный фактор оказал важное влияние
на первоначальный процесс развития государства.
Таким образом, данный фактор имел локальный характер.
Он может служить для объяснения процесса происхождения государства только в
отдельных местностях. Кроме того, можно сказать, что процесс появления
государства мог начаться до ирригационных работ. Организовать столь крупные и
скоординированные действия населения могли соответствующие прообразы
государства.
Итак, в результате в ходе длительного исторического
развития общества государственная организация приходит на смену родоплеменной
организации; право — на смену обычаям. Происходит это в силу коренных изменений
в экономической сфере в самом первобытном обществе. Данные изменения привели к
разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными
обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Власть приобрела
политический характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за
деньги. Таким образом, родоплеменную организацию общества сменило государство,
которое объективно возникло в процессе изменения материальных условий жизни
людей.
12. Характеристика теорий происхождения государства:
теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической,
марксистской, насилия и др.
Признаки государства,
отличающие его от общественной власти родового строя.
Чтобы выделить признаки государства, необходимо
сравнить его с догосударственной организацией общества. Именно поэтому так
много времени приходится уделять характеристике родовой организации. Сравнив
родовую и государственную организации общества, мы можем увидеть те новые
черты, признаки, которых была лишена родоплеменная организация и которые стали
определяющими для государственного устройства общества. Вот эти вновь
появившиеся отличительные признаки и есть основные характеристики государства.
Все признаки государства можно разделить на две
группы: признаки, отличающие государство от догосударственной организации
общества, и признаки, отличающие государство от иных властных структур. Это
деление несколько условно, ибо во вторую группу можно включить все признаки
государства, т. к. именно их совокупность отличает государство от иной власти в
обществе: власти политических партий, общественных организаций, семьи и т. д. А
вот в первую группу входит минимум признаков, по наличию которых можно говорить
о существовании государства в отличие от предшествующего – догосударственного –
периода.
Итак, к признакам, отличающим государство от родовой
организации общества, относят:
1.
Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства
распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и
под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В
родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по
кровнородственному принципу).
2. Наличие
особой публичной власти в виде
аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти,
отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для
государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только
управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.
3. Наличие
налогов и займов как особых денежных
средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы
относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой
организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его
в этом вопросе.
4.
Монопольное право государства на правотворчество.
Обобщив все признаки государства, можно сформулировать
его определение. Итак, государство – это организация власти в обществе,
обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой
обязательны для населения всей страны.
Государство - это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению классовых, общесоциальных, религиозных,
национальных, расовых и иных интересов в пределах определенной территории.
В философии под сущностью понимается внутреннее
содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и
отношений. Это внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь. «Сущность»
как философская категория характеризует то главное в предмете, что определяет
его природу.
В чем состоит сущность государства? Ответ на этот
вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе как
возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства. Есть
несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Теологический
подход. В соответствии с ним
внутренняя основа, смысл государства заключается в том, чтобы оно претворяло в
жизнь волю Бога. Поскольку государство имеет божественное происхождение, то оно
есть не что иное, как слуга религии, божественного закона.
Учение о божественном происхождении государства и
права возникло еще в Древнем мире, прежде всего в теократических монархиях
Египта, Вавилона, Иудеи. Сами теократические монархии являются определенным
продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей) в
догосударственном обществе. Так, египетский фараон считался земным богом,
потомком богов небесных.
В христианстве наиболее авторитетным представителем
религиозной теории является средневековый мыслитель Фома (лат. Томас) Аквинский (1225–1274), являвшийся «официальным
идеологом» Ватикана. По Аквинскому, прежде чем приступить к руководству
миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и
учредил государство. С его помощью Бог управляет миром. Монархи наделяются
Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви. Но их
власть от Бога.
Развитием религиозной теории является теория двух
мечей. Согласно одной из версий этой теории, Бог дал папе римскому два меча,
один из которых папа передал светскому королю.
Согласно другому варианту, Бог дал два меча, но один —
папе римскому, другой — королю.
В первом случае делался вывод, что власть короля
вторична по отношению к власти религиозной. Один меч церковь вложила в ножны и
оставила при себе, не пристало церкви самой использовать меч, а второй —
вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела.
Таким образом, государь является слугой церкви.
Основной смысл этой теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной
организации (церкви) над светской (государством). Согласно другому варианту
теории двух мечей, власть короля независима от церкви, но и в соответствии с
ней вся власть от Бога.
В России власть также обожествлялась. Так, согласно
некоторым летописям, династия Рюриковичей имела божественное происхождение.
Существовавшая теория «Москва — Третий Рим» также должна была дать божественное
обоснование власти русских правителей. В XVII в. возникло новое сказание о
возникновении Русского государства, в котором обожествляется уже новая династия
— династия Романовых.
В настоящее время продолжают существовать и
действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право,
индусское право). Источниками этого права являются, прежде всего, священные
книги каждой религии. Нормы, содержащиеся в них, рассматриваются как
божественные откровения. Так, согласно мусульманским догмам, идея о создании
государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее,
сосредоточив в своих руках всю власть в государстве. Именно пророк создал
халифат.
В теологической теории есть моменты, с которыми трудно
согласиться. Они являются спорными или недоказуемыми:
— доктрина не позволяет ответить на вопросы, как
совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство и
т.п.;
— ее сторонники апеллируют не к знаниям и
доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди не способны постичь всей
глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на
Земле создано Богом, в том числе и государство.
Например, из истории мы знаем, что пророк Мухаммед
организовал войско, создал государство, т.е. государство создано благодаря
деятельности человека. Однако можно сказать, что им управлял Аллах.
Таким образом, эту теорию нельзя доказать, как и
нельзя прямо опровергнуть; данная теория является вопросом веры в Бога.
В теологической, как и в любой теории, можно отыскать
положительные моменты (рациональное зерно). Так, положение о божественности
власти поднимало и поднимает ее престиж, способствовало и способствует
утверждению в обществе порядка.
Патриархальный
подход. Его сторонники полагают, что
сущность государства заключается в подчинении подданных божественной власти
монарха. Согласно этому подходу, государство — результат исторического развития
семьи. Власть монарха произошла от власти отца над членами семьи и подобна
отеческой власти. Представитель этой
теории английский мыслитель Роберт Филмер (1588–1653) с ее помощью
обосновывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки
зрения, короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от
Бога дана не только отеческая, но и королевская (царская) власть над своим
потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов —
к королям. Поскольку власть библейского патриарха божественна, то подданные
должны покорно подчиняться ему. Любое сопротивление государю недопустимо.
Спорные
моменты:
— такой подход является антиисторическим. В обществе
вначале возникает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упорядочения
отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере. Семья
возникает параллельно с возникновением государства;
— государство и семья выполняют в обществе различные
функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное
потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи.
Положительное. Данная теория способствовала воспитанию уважения к
государственной власти, сплочению подданных государства.
Биологический
подход. Его сторонники определяли
государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким под
ходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».
Таким образом, сущность государства, так как оно —
произведение сил природы, можно понять и объяснить по аналогии с
закономерностями анатомии и физиологии. Государство не продукт общественного
развития, а произведение сил природы, некое биологическое существо, все части
которого специализируются на выполнении определенных функций (например,
деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга).
Государство как произведение сил природы развивается так же, как и человеческий
организм. Данный подход разделялся сторонниками так называемой органической
теории государства. Автором теории является английский ученый Герберт Спенсер (1820–1903).
С данной теорией трудно согласиться. Нельзя
механически переносить закономерности биологии и анатомии на социум. Точно так
же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики
или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие
человеческого общества. Оно имеет свои закономерности, присущие только ему.
Психологический
подход. В соответствии с ним сущность
государства заключается в необходимости удовлетворения человеческой психики. В
связи с этим происхождение государства обусловлено особыми свойствами
человеческой психики. У одних людей есть психологическая потребность повелевать
слабыми, у других — подчиняться более сильным. Они связывают появление
государственности с данными свойствами человеческой психики: потребностью людей
во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Кроме того, всегда существуют лица, которые не
согласны с властью, проявляют агрессию. Для удержания в соответствующих рамках
их психических начал необходима сила. Это также является одной из причин
возникновения государства.
Следовательно, государство есть продукт, обусловленный
человеческой психикой. Оно необходимо для удовлетворения человеческой психики
как в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и
в повелевании слабыми. Кроме того, государство нужно для подавления агрессивных
начал некоторых членов общества. Наиболее видными представителями
психологического подхода являются французский
ученый Габриэль Тард (1843–1904) и русский ученый Лев Иосифович Петражицкий
(1867–1931).
Спорное
положение. Человеческая психика
формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных
внешних условий, т.е. человеческая психика в определенной степени вторична по
отношению к социально-политической действительности.
Положительное. Общественное развитие осуществляется через
человеческое поведение, деятельность. А человеческая деятельность реализуется с
помощью психологических закономерностей. Поэтому свойства человеческой психики
оказывают определенное влияние на все социальные институты. Согласно
социологическому подходу, государство — явление социальное, существует только в
обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода
существует несколько течений.
Согласно первому, общество и государство
отождествляются: государство есть само общество, особым образом организованное,
т.е. сущность общества и государства — одно и то же. Так, по Аристотелю (384–322 гг. до н.э.), государство — «сообщество
равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как
организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только
граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом.
Таким образом, большинство населения (часть свободных
и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть
меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Иммануила Канта (1724–1804): государство —
объединение людей под эгидой права. Николай Михайлович Коркунов (1853–1904) определял
государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.
Второе
течение связано с договорной теорией. Ее основателями являются английские философы Томас Гоббс (1588–1679) и Джон Локк
(1632–1704), французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712– 1778), голландский юрист Гуго Гроций (1583–1645),
русский мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749–1802).
В соответствии с этой теорией государство основывается
на общественном договоре. Таким образом, сущностью государства является
обеспечение результатов договора между людьми для их общей пользы, общих
интересов.
В классическом виде эта теория сложилась в XVII–XVIII
вв. и тесно связана с теорией естественного права. Идеи договорной теории в
этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями.
Однако, опираясь на эти идеи, исследователи приходили к различным выводам: одни
отстаивали абсолютную монархию, другие призывали к ее свержению.
Объединяло сторонников этой теории представление о
том, что государству предшествует естественное состояние людей, которое
понималось по-разному.
Рассмотрим взгляды некоторых представителей этой теории.
Т. Гоббс описывал естественное состояние как войну всех против
всех. Люди эгоистичны, недоверчивы, каждый стремится к собственной выгоде,
наживе, славе. Люди находятся в постоянной вражде, страхе. В естественном
состоянии нет справедливости, поскольку нет закона, нет общей власти. Познав
разумом естественный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира,
люди заключают договор и создают новую форму общения — государство.
Одновременно они отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха,
который и представляет общую власть, направляя людей к общему благу. Таким
образом, Т. Гоббс обосновывал и отстаивал абсолютную монархию.
Ж.-Ж. Руссо говорит о естественном состоянии как о «золотом веке»
человечества. Все в этот «век» равны, свободны, так как нет частной
собственности. Причины возникновения государства Руссо видит «в способностях
человека к совершенствованию и порче нравов». Человек, изобретая и
совершенствуя орудия труда, повышает его производительность. Поэтому появляются
прибавочный продукт и частная собственность. А это, в свою очередь, приводит к
порче нравов, результатом чего стал захват безнравственными членами общества
общественной земли и т.д. После этого богатые убедили темных и легковерных
людей объединиться, установить общие правила поведения. На основе общего соглашения — договора — создается государство.
Таким образом, государство возникло в результате
общественного договора, по которому люди отказались от части своих прав и
свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности.
Государство, по Ж.-Ж. Руссо, — «условная личность», жизнь которой заключается в
союзе ее членов. В соответствии с учением Ж.-Ж. Руссо общественный договор
представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества.
Люди в случае его нарушения кем-либо (прежде всего властью) имеют право на
ответные действия: народ — на восстание против деспота, монарх — на наказание
виновных. В своем учении Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого
народного правления, поскольку согласно общественному договору только общая
воля может управлять государством.
Спорным
моментом договорной теории является
то, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории,
в реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Да и
вряд ли возможно, чтобы большое количество людей могло договориться между собой
при наличии острых социальных
противоречий между ними.
Положительное:
— теория общественного договора была крупным шагом
вперед в осмыслении закономерностей развития общества. Она имела глубокое
демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение
власти негодного правителя, вплоть до восстания. Данная теория противостояла
феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу,
неравенству людей перед законом;
— она во многом способствовала развитию
демократической традиции на практике. Так, под ее влиянием сформировалась
государственность США. Третий вариант социологического подхода превалирует в
настоящее время. В соответствии с ним государство подчинено обществу.
Государство
— относительно самостоятельная
организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот
институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком
разграничении гражданского общества и государства.
Государство — это организация особого рода, служащая
интересам общества. В этом и заключается сущность государства. Среди всех
подходов в выявлении главного и определяющего в процессе как возникновения, так
и дальнейшего развития, функционирования государства можно выделить
политико-организационный подход. Рассмотрим его суть в следующем параграфе.
При таком подходе государство понимается как
организация властвования (политической власти) в обществе. У политико-организационного
подхода существуют различные течения (теории). Рассмотрим некоторые из них.
Классовая
(марксистская теория). Марксизм,
господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению
классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой
борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие
подавления господствующим классом других классов. Главным критерием разделения
общества на классы является отношение их к собственности: господствующий класс
владеет собственностью и эксплуатирует класс, не обладающий собственностью.
С точки зрения классового подхода сущность государства состоит в поддержании господства одного класса
над другим, причем меньшинства над большинством.
Государство
— это диктатура экономически и политически господствующего класса. В различные исторические периоды существовали
диктатура рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Государство в собственном смысле
слова, являющееся диктатурой меньшинства, существует до социалистической
революции. После нее устанавливается диктатура пролетариата, осуществляющая
власть уже в интересах большинства населения. Тем самым государство уже не
является таковым в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Его
сущностью является выражение воли и интересов трудящихся. На первое место в
государстве диктатуры пролетариата выдвигаются созидательные задачи, а не
задачи классового подавления. По мере развития государство перерастает в
общенародное, а затем с его отмиранием наступает безгосударственная формация —
коммунизм. Следует отметить, что многие теоретические положения в
социалистических государствах так и остались только в теории. Положения
марксизма о полугосударстве, о коммунистической формации явились утопичными.
К марксистской теории достаточно близка теория насилия.
Наиболее видными представителями теории насилия являются немецкие мыслители Карл Евгений Дюринг
(1833–1921) и Карл Каутский (1854–1938), а также польско-австрийский социолог и
правовед Людвиг Гумплович (1838–1909).
Краеугольный камень теории насилия — утверждение о
том, что государство возникает в
результате акта насилия. Одно племя завоевывает другое, и, для того чтобы
держать в повиновении последнее, образуется государство. Его сущность
заключается в осуществлении насилия над покоренным племенем.
Таким образом, главная причина возникновения
государства лежит не в социально-экономическом развитии общества и
возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен
другими. «История не предъявляет нам ни одного примера, — рассуждал в связи с
этим Л. Гумплович в своей
фундаментальной работе “Общее учение о государстве”, — где бы государство
возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это
всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании
и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого
населения». Данная точка зрения представляет так называемую теорию внешнего
насилия. Сторонниками ее были Л. Гумплович и К. Каутский.
Дюринг был
сторонником теории внутреннего насилия,
в соответствии с которой первичным в возникновении государства является насилие
одной части общества над другой. Именно эта теория близка к марксистскому
пониманию государства как орудия господства одного класса над другим. К
политико-организационному подходу можно отнести и расовую теорию. Сущность
государства, с точки зрения идеологов данной теории, заключается в обеспечении
господства одной расы над другими.
Государство — инструмент
господства одной расы над другой. В соответствии с таким подходом причиной
возникновения государства является разделение общества на «высшие» и «низшие»
расы. Избранная (высшая раса) должна властвовать над низшей. К первой прежде
всего относятся арийцы, призванные господствовать в обществе, вторые —
«недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т.д.) — должны слепо повиноваться
первым.
Основателем
расовой теории считается французский ученый Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882). Значительный вклад в ее разработку внес
и немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше
(1844–1900).
Ни с позиций науки, ни с позиций нравственных
ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие
и высшие. Данный подход носит не научный, а политический характер: его
положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались
фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других
народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Следует
отметить, что данный подход используется и некоторыми идеологами современности.
Существует еще одно направление в рамках
политико-организационного подхода. Сущность государства рассматривается с общечеловеческих, общесоциальных начал.
Государство как организация политической власти необходимо для реализации общих дел. Оно является инструментом
достижения согласия между различными социальными группами. Такая точка зрения
была обоснована еще Льюисом Морганом
(1818–1881) в фундаментальном исследовании «Древнее общество». В нем
прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. Показывается, что в
результате экономического развития усложняется само общество, его
производительная и распределительная сферы, его «общие дела».
Это требует
совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
К этому подходу близка экономическая концепция
происхождения государства. Ее сторонники полагают, что государство
сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к
производящей. В 30-е гг. XX в. известный английский археолог Гордон Чайлд
предложил назвать этот переход неолитической революцией (от «неолит» — новый
каменный век). Ее причиной были экологические кризисные явления (поэтому данную
теорию еще по-другому называют кризисной), наблюдавшиеся на рубеже 10
тысячелетия до н.э. В результате этих явлений вымерли многие виды животных,
которые были основным источником питания человека. Это поставило под угрозу
само существование людей, что заставило их заняться такой трудовой
деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. А это, в свою
очередь, привело к переходу от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию
и скотоводству, что позволило обеспечить людей продуктами питания и
способствовало росту населения.
Все это привело к усложнению отношений в сфере
производства, к появлению все большего количества «общих дел» и в конечном
итоге к возникновению государства.
Одной из разновидностей теории «общих дел» можно
считать ирригационную (гидравлическую) теорию. Автор ирригационной теории возникновения государства немецкий ученый
Карл Август Виттфогель (1896–1988) исходит из того, что государство
возникает из необходимости организовать большие массы для строительства
ирригационных сооружений.
Общество в отдельных регионах не может существовать
без того, чтобы не строить оросительные каналы. Мобилизовать огромные массы на
их строительство может только постоянно действующая организация власти и
управления. Эта организация и является основой государства.
Итак, мы рассмотрели большое количество подходов,
теорий, объясняющих сущность и причины образования государства. Многие из
данных подходов, теорий можно отнести к антинаучным, многие имеют рациональное
зерно, позитивные моменты.
Однако государство как социальное явление имеет
объективный характер. В силу этого для понимания сущности государства и причин
его возникновения необходим «общий знаменатель».
Как представляется, этот общий знаменатель можно
найти, суммируя два рассмотренных выше основных подхода к понятию государства:
политико-организационный и социологический. Из последнего следует, что государство
возникло из общества в определенный исторический период. Однако это
самостоятельный институт, который в перспективе будет подчинен обществу, когда
в полной мере будет функционировать гражданское общество и правовое
государство.
С точки зрения политико-организационного подхода
государство как социальный институт является организацией, осуществляющей
властные полномочия. В сущности, государства в зависимости от исторических
условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что
характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс),
что все больше и больше проявляется в современных демократических государствах.
Такая гуманистическая тенденция проявляется и в современном Российском
государстве.
В рабовладельческом, феодальном, раннебуржуазном
государствах превалировало классовое начало. В XX в. капиталистическое общество
реформировалось, во многом используя опыт развития государств социалистической
ориентации. Это произошло во многом благодаря борьбе народов за свои
гражданские и политические права.
Таким образом, произошло соединение идей социализма с
практикой цивилизованного гражданского общества. В результате современные
цивилизованные государства подчас больше ориентированы на социализм, чем
страны, называвшие себя социалистическими. Государственный механизм таких
государств превратился из орудия преимущественно подавления в средство
преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия. С учетом
двуединой общечеловеческой и классовой природы государства его сущность
определяется и классовым, и общечеловеческим началом, вытекающим из природы
общества.
Подчеркнем еще раз, что существуют и иные подходы к
сущности государства. Так, имеется ряд теорий, рассматривающих главную
сущностную задачу современного государства в создании разнообразных социальных
благ для всех членов общества. Есть и точка зрения, что сущностью государства
является его участие в роли арбитра при возникновении различного рода
конфликтов.
Домвшнее
задание:
А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник
и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. от 23-45 страницы
Комментариев нет:
Отправить комментарий