вторник, 11 ноября 2025 г.

СПО - 2 курс на бвзе основного . ИГПР. Семинарское занятие № 3 Создание советского государства и права (от Октября до окончания гражданской войны)

 

Семинарские занятия№ 3

1.Причины перехода к новой экономической политике.

Причины перехода к НЭП:

Политика военного коммунизма, оправдавшая себя в самый разгар гражданской войны, становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни

Военизированная экономика не обеспечивала государство всем необходимым, неэффективным был и принудительный неоплачиваемый труд

Крайне запущенное состояние сх, произошел экон и дух разрыв города и деревни, крестьян с большевиками

По стране начались антибольшевистские выступления  рабочих и крестьян

Популярными в обществе становились лозунги «За советы без коммунистов», «Вся власть советам, а не партиям», «Долой диктатуру пролетариата»

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

- продразверстка заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

- отмена трудовой повинности

- постепенный отказ от распределения и внедрения денежного обращения

- частичное разгосударствление экономики, появление трестов (самост. организация производства, сбыт продукции исходя из экон. интересов находились на самофинансировании), кооперативов

- возрождение банковской системы

- проведение денежной реформы 1922-1924

Итоги и значение новой экономической политики:

- основная масса населения уже не испытывала голода. Хотя уровень жизни продолжал оставаться очень низким

- рынок еасытился предметами первой еобходимости

- началось улучшение общей экономической ситуации (подъем производства на уровни 50-70% от довоенного

- развитие внутренней торговли, деятельности банковской сферы

- снизилась напряженность мжду городом и деревней

- кризис сбыта.

НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.

Причины введения НЭПа

С началом зимы 1920 года РСФСР погрузилась в страшный кризис. Главным образом пострадало Поволжье. К этому добавлялся экономический кризис, а также народные восстания против советского режима. Например, восстания происходили в Сибири, на Дону, на Кубани, а самое крупное - в Тамбове. В историю оно вошло под название Антоновское восстание или «антоновщина». Весной 1921 года в восстания было вовлечено около 200 тысяч человек. Если учесть что Красная Армия к этому моменту была крайне слаба, то это была очень серьезная угроза для режима. Затем родился Кронштадтский мятеж. Ценой усилий все эти революционные элементы были подавлены, но стало очевидно, что нужно менять подход к управлению страной. И выводы были сделаны правильные. Ленин сформулировал их так:

- движущая сила социализма - пролетариат, а значит крестьяне. Поэтому Советская власть должна научиться с ними уживаться.

- необходимо создать в стране единую партийную систему и уничтожить любое инакомыслие.

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на экономические (стране был нужен импульс для развития экономики), социальные (социальное разделение все еще было крайне острыми) и политические (новая экономическая политика стала средством управления властью).

Основные этапы введения НЭПа в СССР:

Решение 10 съезда партии Большевиков от 1921 год.

Замена разверстки налогом (фактически это и было введением НЭПа). Декрет от 21 марта 1921.

Разрешение свободного товарообмена сельхозпродукцией. Декрет 28 марта 1921.

Создание кооперативов, которые были уничтожены в 1917. Декрет 7 апреля 1921.

Перевод некоторой промышленности из рук государства в частные руки. Декрет 17 мая 1921.

Создание условий для развития частной торговли. Декрет 24 мая 1921.

Разрешение временно предоставлять возможность частникам брать в аренду государственные предприятия. Декрет 5 июля 1921.

Разрешение частному капиталу создавать любые предприятия (в том числе и промышленные) со штатом до 20 человек. Если предприятие механизировано - не более 10. Декрет 7 июля 1921.

Принятия "либерального" Земельного Кодекса. Он разрешал не только аренду земли, но и наемный труд на ней. Декрет от октября 1922

Идейное начало НЭПа было заложено на 10 съезде РКП (б), собравшемся в 1921 году (его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на "инакомыслие" в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции.

Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И. Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно. Также обоснование Новой Экономической Политики прозвучало на третьем и четвертом конгрессах Коминтерна, которые также прошли в 1921 и 1922 годах. Кроме того, большую роль в формулировке задач НЭПа сыграл Николай Иванович Бухарин. Важно помнить, что долгое время Бухарин и Ленин выступали в роли оппозиции друг к другу по вопросам НЭПа. Ленин исходил из того, что настал момент сбавить нажим на крестьян и "замириться" с ними. Но Ленин собирался уживаться с крестьянами не навсегда, а лет на 5 - 10. Поэтому большинство членов партии Большевиков были уверены, что НЭП, как вынужденная мера, вводится всего на одну хлебозаготовительного компанию, как обманка для крестьянства. Но Ленин особо подчеркнул, что курс НЭПа берется на более долгий срок.

НЭП - это социалистическая диктатура, опирающаяся на социалистические производственные отношения и регулирующая широкую мелкобуржуазную организацию хозяйства. По логике этого определения главная задача, которая стояла перед руководством СССР - уничтожение мелкобуржуазного хозяйства. Напомню, что большевики мелкобуржуазным называли крестьянское хозяйство. Нужно понимать, что к 1922 году построение социализма зашло в тупик, и Ленин понял, что продолжить это движение можно только через НЭП.

Совокупность НЭПа:

отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.

Перевод промышленности в частные руки из государственных (денационализация).

- создание новых экономических объединений - тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета

- формирование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.

- НЭП в торговле и финансах

Развития кредитной системы. В 1921 году создается государственный банк.

Реформирование финансовой и денежной системы СССР. Достигалось путем проведения реформы 1922 года (денежная) и заменой денег 1922-1924 годов.

Упор сделан на частную (розничную) торговлю и развития различных рынков, в том числе и Всероссийского.

Начиная с 1921 года, Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации. Кроме того, большое внимание было уделено элементам реформирования систем хозяйствования в стране. Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Была отменена карточная система. Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли.

НЭП в сельском хозяйстве

Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).

Сельхоз кооперация.

Равный (справедливый) обмен между сельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удалось, в результате чего появились, так называемые, "ножницы цен".

В низах общества поворот руководства партии к НЭПу не нашел большой поддержки. Многие члены партии Большевиков были уверены, что это ошибка и переход от социализма к капитализму. В октябре 1922 года Новая Экономическая Политика затронула сельское хозяйство - Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе. Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год случилось то, чего так долго ждали и требовали многие - продналог заменен сельхозналогом. В 1926 году этот налог стали полностью собирать в денежной форме.

НЭП в промышленности

Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развития этой отрасли и огромный уровень безработицы среди простых людей.

НЭП изначально должен был наладить взаимодействие между городом и селом, между рабочим и крестьянами. Но сделать этого не удалось. Причина - промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданской войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству. Крестьянство не продавало свой хлеб, они просто складывали зерно и ничего не покупали. Поэтому и не было стимула для развития промышленности. В 1927-1928 годах уже все поняли, что НЭП себя изжил, что он не дает стимула для развития промышленности, а наоборот, уничтожает ее еще больше.

Развитие экономики СССР в период НЭПа

Подъемы экономики чередовались с кризисами. Всем известны кризисы 1923, 1925 и 1928 годов, которые приводили, в том числе, и к голоду в стране.

Отсутствие единой системы развития экономики страны. НЭП не давал возможности развития промышленности, но и сельское хозяйство в таких условиях развиваться не могло. Эти 2 сферы тормозили друг друга, хотя планировалось обратное.

Кризис хлебозаготовок 1927-28 годов и как результат - курс на свертывание НЭПа.

Б ыла проведена реформа финансов. Ее проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк. Результатом его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы.

Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков. Эти деньги так и назывались "Совзнаки". Усиливался репрессивный аппарат. Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь. В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим "вниманием" Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон не признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году.

6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ. Из чрезвычайных этих органов превратились в государственные, регулярные.

Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину). На 14 партконференции был принят план Бухарина.

Отмена НЭПа

Причины отмены НЭПа

В экономике: не хватало капитала для развития промышленности, так как страна находилась в экономической изоляции. Внутри же страны власть сдерживала развитие среднего и крупного бизнеса, увеличивало налоги, вводила множество запретов.

В социальной и политической сфере: политика противоречила принципу социального равенства. Требования проведения либеральных реформ угрожало самой власти, её единоначалию.

В 1926 году собралась 15 партийная конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством - отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут. Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, который позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером был Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступку левой оппозиции.

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, который поддерживает "Левое крыло". На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК. Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке "разоружиться перед партией") их вернули, потому что сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой.

Борьба за отмену НЭПа развернулась как борьба за индустриализацию. Это было логично, потому что индустриализация была задача номер 1 для самосохранения советского государства.

Итоги политики НЭПа:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Большевики удержались у власти

Восстановление экономии: к 1925 году уровень развития промышленности достиг довоенного, а в 1928 году - сельское хозяйство дошло до довоенного состояния.

Созданы условия для проведения форсированной индустриализации и коллективизации (то есть проведение в предельно сжатые сроки)

Значительно выросла частная инициатива

Снижение безработицы

Улучшение жизни людей

Улучшение развития промышленности и сельского хозяйства

Золотой червонец стал твёрдой валютой.

Концессии – передача в аренду государством земли, предприятий частным лицам на возмездной основе, то есть с возвратом

Рост национального дохода – 18 % в год

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Темпы возрождения промышленности превосходили темпы в сельском хозяйстве, что привело к экономическим кризисам 1923,1925 и 1927 г.

Появилась имущественное неравенство крестьянства, что вызывало недовольство со стороны бедняков.

К 1928 году снова возросла безработица и достигла 2 млн. человек.

Во второй половине 20-х годов появилась инфляция, что резко снизило уровень жизни людей

Разница в ценах – «ценовые ножницы», когда на селе закупалась продукция по значительно низким ценам, чем продавалась в городе, нарушало прочный товарооборот между городом и деревней.

Разрастание чиновничьего аппарата

Борьба с инакомыслием

2.Изменения в системе органов государственной власти и управления и в судебной системе

Основные события гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. - шестой, в декабре 1919 г. - седьмой, в декабре 1920 г. - восьмой). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «Советского строительства».

В декабре 1919 г. Постановлением Съезда «О Советском строительстве» устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно). С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам. В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.

Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в условиях чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного Военного Совета Республики (Реввоенсовета) председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.

В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО входили народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на ни задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, а в февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагалось наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положение о сельских Советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формирование СССР.

Октябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

Предпосылки образования СССР.

Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

Внешнеполитические предпосылки: Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

- республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

- областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ)

Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

- образование новых союзных республик,

- изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

- усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

- образование новых союзных республик,

- изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

- усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых, союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

 

 

 

 

5.Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР , положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

- народный суд в составе постоянного народного судьи;

- народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

- губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик ». На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

«Положение о судоустройстве» 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов

Реформы правоохранительных органо

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение о прокурорском надзоре» . В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц;

-х непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ;

- поддержка обвинения в суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры — Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.

Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.

Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках — при ЦИК автономных республик, в губерниях — при губисполкомах.

В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы , которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы , боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял «Положение об адвокатуре» . Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 «Положения о судоустройстве РСФСР» в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены «Положение о нотариате» и «Положение об арбитражных комиссиях» . В соответствии с этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий