четверг, 13 ноября 2025 г.

СПО - 2 курс на базе основного ИГПР. Лекция № 12 Советское государство и право в период НЭПА (1921 -1929

 

Лекция № 12

Советское государство и право в период НЭПА (1921 -1929

Содержание учебного материала

Дата проведения:11.11.2025г.

Дисциплина: Теория государства и права

Тема лекции: Конституция РФ 1918г. и создание основ советского права.

Цель лекции: Сформировать представления о возникновения Конституции РСФСР 1918г., её роли и месте в жизни государства и каждого человека, в частности.

Задачи лекции:

1)   дать представление о Конституции, познакомить с ее содержанием и структурой. Объяснить ключевые понятия: права и обязанности, парламент, правительство, президент, депутаты, Федеральное собрание, рассмотреть принцип разделения властей. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека;

2)   развитие навыков и умений работать с документом, умений пользоваться документом. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека;

3)   воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РСФСР 1918г., воспитать гражданскую ответственность.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности студентов: фронтальная, групповая

Методы обучения:

  • словесный: объяснение, беседа;
  • наглядный: демонстрация (слайдов, видеоряда);
  • практический: решение теста;
  • рефлексивный: итоговая рефлексия.

Материально-техническое оснащение: интерактивная доска

Учебно-методическое обеспечение:

1.    Конституция  РСФСР 1918г.

2.    История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

Вводные вопросы об общем представлении студентов о Конституции. Историческая справка.

IV. Открытие студентам новых знаний.

  1. Историческая справка.
  2. Общая характеристика первой конституции, понятие, признаки.
  3. Общие факты о Конституция РСФСР 1918г.
  4. Этапы конституционного развития в России.

V. Тестирование

VI. Рефлексия. Таблица.

VII. Домашнее задание.

VIII. Окончание урока.

 

Содержание материала

1.    Конституция РФ 1918г. и создание основ советского права.

2.    Причины перехода к новой экономической политике.

3.    Изменения в системе органов государственной власти и управления и в судебной системе.

4.    Формирование СССР.

5.    Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.

6.    Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы.

7.    Право.

 

Изучение нового материала

1.     Конституция РФ 1918г. и создание основ советского права

25 октября 1917 года началось заседание II Всероссийского съезда Советов, на котором был принят ряд важных решений. Ленин предложил принять Декреты о мире и земле. «Декрет о мире» провозглашал выход России из войны, с предложением ко всем воюющим странам о заключении мира без аннексий и контрибуций. «Декрет о земле», составленный на основании крестьянских наказов, упразднял частную собственность на землю, земля была объявлена государственной собственностью. Предполагалось передать её в пользование крестьянам на уравнительной основе. Это было частью программы эсеров, использованной большевиками.

Сразу после Октябрьской революции в стране были проведены демократические реформы. В ноябре Декретом СНК (Совета Народных Комиссаров) было объявлено об уничтожении сословий и гражданских чинов, упразднили классовое деление, отменили гражданские чины, для всего населения было определено одно обращение – гражданин Российской Советской Республики. Были уравнены в правах мужчины и женщины. 23 января 1918 года издаётся указ об отделении церкви от государства и школы от церкви. Осуществляется переход на григорианский календарь.

Выборы в Учредительное собрание были назначены ещё Временным правительством на 2 ноября 1917 года, в этот день публикуется Декларации прав народов России, провозглашавшая равенство народов России, право на самоопределение, развитие национальных меньшинств. Выборы принесли разочарование большевикам, так как большинство на них получили эсеры.

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

(12 января 1918 г.).

Один из первых нормативных актов Советского государства, утверждённый СНК РСФСР 2 ноября 1917 г.

Разделы:

1.    Политическая и социальная основа государства—республика советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

2.    Главные задачи Советского государства и общие положения, отражающие суть советской власти;

3.    Основы внешней политики страны;

4.    Основы федеративного устройства.

Это был программный документ III Всероссийского съезда Советов, не принятый Учредительным собранием. Россия определялась Республикой Советов и подчёркивала всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Национально-государственный принцип—право нации на определение. В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра.

III съезд Советов принял также постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Российский съезд Советов, ВЦИК, СНК. Предусматривалась также возможность образования областных республик, разграничение их компетенции и компетенции федеральных органов осуществлялось по соглашению ВЦИК РСФСР и ЦИК этих республик. Съезд законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Оба документа, принятые на съезде, вошли затем в Конституцию, решение о разработке, которой также было принять съездом.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные (социальные, политические, экономические,) проблемы. Однако в процессе законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной основе.

Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 года, проходило в очень напряжённой обстановке. В этот день в городе прошла демонстрация, организованная меньшевиками в поддержку Учредительного собрания, власть расправилась с демонстрантами. В самом зале заседания Учредительного собрания находились вооружённые моряки, сторонники большевиков. Председатель ВЦИК Яков Михайлович Свердлов зачитал Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую большевиками, большинство делегатов отказались её утвердить. 6 января большевики и левые эсеры покинули Учредительное Собрание. Заседание, затянувшееся за полночь, прерывается матросом А. Г. Железняковым словами, впоследствии ставшими легендарными: «Караул, устал». 7 января 1918 года ВЦИК принял указ о роспуске Учредительного собрания, его полномочия взял на себя III Всероссийский съезд Советов, который открылся 10 января 1917 года. Утверждается Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и образование Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР).

Для сохранения власти необходима была армия. 15 января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров была создана Красная Армия, а 29 января был сформирован Красный Флот. Сначала ввели добровольческий принцип комплектования армии, а в июле 1918 г. был издан Декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения от 18 до 40 лет. Для подготовки командного состава открывались учебные заведения, были привлечены и военные специалисты царской армии, над которыми осуществлялся «классовый» контроль. Создаётся единая структура командования и управления фронтами и армиями, во главе фронта стоял Революционный военный совет, а все военные учреждения возглавлял Реввоенсовет республики во главе со Львом Давидовичем Троцким.

7 декабря 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем ВЧК во главе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским, работа чекистов была направлена на пресечение любой контрреволюционной деятельности.

В июле 1918 года начал свою работу V Всероссийский съезд Советов, главным итогом которого стало принятие Конституции РСФСР. Конституция утвердила диктатуру пролетариата в форме советской власти. В ней закреплялось федеративное устройство, название страны - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика РСФСР. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а в перерывах между заседаниями избирался ВЦИК. Исполнительная власть передавалась СНК. Также в конституции были перечислены основные права и обязанность граждан. Лица, использующие наёмный труд, служащие царской полиции, священники лишались избирательных прав. Был утвержден флаг и герб РСФСР.

Первым внешнеполитическим декретом Советского правительства стал «Декрет о мире». В ноябре 1917 года народный комиссар иностранных дел Троцкий обратился к правительствам всех воюющих государств, с предложением о мире, но на мирное соглашение пошла только Германия. В вопросе о мире между лидерами большевиков были разногласия, Ленин требовал немедленного заключения мира с Германией. Группа «левых коммунистов» во главе с Николаем Ивановичем Бухариным настаивала на продолжении войны, которая, по их мнению, перейдёт в мировую революцию. Троцкий был за заключение мира лишь в случае немецкого наступления. Переговоры, начавшиеся в Брест-Литовске 20 ноября, привели к перемирию. Троцкий переговоры затягивал, Германия требовала Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. 28 января Троцкий объявил о прекращении переговоров. В ответ германские войска начали наступление, немцы быстро продвинулись вглубь страны. 23 февраля Германия предъявила новый ультиматум, с более тяжёлыми условиями. 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был заключён сепаратный мир между Россией и Германией, по его условиям России лишалась Польши, Литвы, части Латвии, Белоруссии и Закавказья. Брестский мир был ратифицирован IV Чрезвычайным съездом Советов.

Односторонний мир с Германией обострил ситуацию в России. Терялись территории с плодородными землями и развитой промышленностью. Торговля между городом и селом была нарушена, всё это стало предпосылками для начала гражданской войны.

Конституция РСФСР (10 июля 1918 г.).

Она была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов (проект готовился с апреля 1918 г.). Основы разрабатывались на положениях «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Основные положения:

1.    Политическая основа—Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

2.    Социальная основа—диктатура пролетариата;

3.    Экономическая основа—монополия государства и полная национализация; установление срока действия Конституции;

4.    Объявление РСФСР по государственному устройству Федерацией;

5.    Определение системы органов государственной власти:

а) Всероссийский съезд рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и подотчётного ему ВЦИКа;

б) Совет Народных Комиссаров (СНК);

в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов;

6.    Закрепление принципа демократического централизма, т. е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим;

7.    Определение конституционных прав и свобод граждан (только трудящихся);

8.    Многоступенчатость выборов;

9.    Обязанность трудиться и нести воинскую повинность;

10.                   Отделение церкви от государства.

Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик. 1922—1923 гг. вошли в историю права России как годы кодификации важнейших отраслей советского законодательства.

 

2.    Причины перехода к новой экономической политике.

Причины перехода к НЭП:

Политика военного коммунизма, оправдавшая себя в самый разгар гражданской войны, становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни

Военизированная экономика не обеспечивала государство всем необходимым, неэффективным был и принудительный неоплачиваемый труд

Крайне запущенное состояние сх, произошел экон и дух разрыв города и деревни, крестьян с большевиками

По стране начались антибольшевистские выступления  рабочих и крестьян

Популярными в обществе становились лозунги «За советы без коммунистов», «Вся власть советам, а не партиям», «Долой диктатуру пролетариата»

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

- продразверстка заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

- отмена трудовой повинности

- постепенный отказ от распределения и внедрения денежного обращения

- частичное разгосударствление экономики, появление трестов (самост. организация производства, сбыт продукции исходя из экон. интересов находились на самофинансировании), кооперативов

- возрождение банковской системы

- проведение денежной реформы 1922-1924

Итоги и значение новой экономической политики:

основная масса населения уже не испытывала голода. Хотя уровень жизни продолжал оставаться очень низким

рынок еасытился предметами первой еобходимости

началось улучшение общей экономической ситуации (подъем производства на уровни 50-70% от довоенного

развитие внутренней торговли, деятельности банковской сферы

снизилась напряженность мжду городом и деревней

кризис сбыта.

НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.

Причины введения НЭПа

С началом зимы 1920 года РСФСР погрузилась в страшный кризис. Главным образом пострадало Поволжье. К этому добавлялся экономический кризис, а также народные восстания против советского режима. Например, восстания происходили в Сибири, на Дону, на Кубани, а самое крупное - в Тамбове. В историю оно вошло под название Антоновское восстание или «антоновщина». Весной 1921 года в восстания было вовлечено около 200 тысяч человек. Если учесть что Красная Армия к этому моменту была крайне слаба, то это была очень серьезная угроза для режима. Затем родился Кронштадтский мятеж. Ценой усилий все эти революционные элементы были подавлены, но стало очевидно, что нужно менять подход к управлению страной. И выводы были сделаны правильные. Ленин сформулировал их так:

движущая сила социализма - пролетариат, а значит крестьяне. Поэтому Советская власть должна научиться с ними уживаться.

необходимо создать в стране единую партийную систему и уничтожить любое инакомыслие.

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на экономические (стране был нужен импульс для развития экономики), социальные (социальное разделение все еще было крайне острыми) и политические (новая экономическая политика стала средством управления властью).

Основные этапы введения НЭПа в СССР:

Решение 10 съезда партии Большевиков от 1921 год.

Замена разверстки налогом (фактически это и было введением НЭПа). Декрет от 21 марта 1921.

Разрешение свободного товарообмена сельхозпродукцией. Декрет 28 марта 1921.

Создание кооперативов, которые были уничтожены в 1917. Декрет 7 апреля 1921.

Перевод некоторой промышленности из рук государства в частные руки. Декрет 17 мая 1921.

Создание условий для развития частной торговли. Декрет 24 мая 1921.

Разрешение временно предоставлять возможность частникам брать в аренду государственные предприятия. Декрет 5 июля 1921.

Разрешение частному капиталу создавать любые предприятия (в том числе и промышленные) со штатом до 20 человек. Если предприятие механизировано - не более 10. Декрет 7 июля 1921.

Принятия "либерального" Земельного Кодекса. Он разрешал не только аренду земли, но и наемный труд на ней. Декрет от октября 1922

Идейное начало НЭПа было заложено на 10 съезде РКП (б), собравшемся в 1921 году (его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на "инакомыслие" в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции.

Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И. Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно. Также обоснование Новой Экономической Политики прозвучало на третьем и четвертом конгрессах Коминтерна, которые также прошли в 1921 и 1922 годах. Кроме того, большую роль в формулировке задач НЭПа сыграл Николай Иванович Бухарин. Важно помнить, что долгое время Бухарин и Ленин выступали в роли оппозиции друг к другу по вопросам НЭПа. Ленин исходил из того, что настал момент сбавить нажим на крестьян и "замириться" с ними. Но Ленин собирался уживаться с крестьянами не навсегда, а лет на 5 - 10. Поэтому большинство членов партии Большевиков были уверены, что НЭП, как вынужденная мера, вводится всего на одну хлебозаготовительного компанию, как обманка для крестьянства. Но Ленин особо подчеркнул, что курс НЭПа берется на более долгий срок.

НЭП - это социалистическая диктатура, опирающаяся на социалистические производственные отношения и регулирующая широкую мелкобуржуазную организацию хозяйства. По логике этого определения главная задача, которая стояла перед руководством СССР - уничтожение мелкобуржуазного хозяйства. Напомню, что большевики мелкобуржуазным называли крестьянское хозяйство. Нужно понимать, что к 1922 году построение социализма зашло в тупик, и Ленин понял, что продолжить это движение можно только через НЭП.

Совокупность НЭПа:

отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.

Перевод промышленности в частные руки из государственных (денационализация).

создание новых экономических объединений - тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета

формирование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.

НЭП в торговле и финансах

Развития кредитной системы. В 1921 году создается государственный банк.

Реформирование финансовой и денежной системы СССР. Достигалось путем проведения реформы 1922 года (денежная) и заменой денег 1922-1924 годов.

Упор сделан на частную (розничную) торговлю и развития различных рынков, в том числе и Всероссийского.

Начиная с 1921 года, Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации. Кроме того, большое внимание было уделено элементам реформирования систем хозяйствования в стране. Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Была отменена карточная система. Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли.

НЭП в сельском хозяйстве

Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).

Сельхоз кооперация.

Равный (справедливый) обмен между сельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удалось, в результате чего появились, так называемые, "ножницы цен".

В низах общества поворот руководства партии к НЭПу не нашел большой поддержки. Многие члены партии Большевиков были уверены, что это ошибка и переход от социализма к капитализму. В октябре 1922 года Новая Экономическая Политика затронула сельское хозяйство - Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе. Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год случилось то, чего так долго ждали и требовали многие - продналог заменен сельхозналогом. В 1926 году этот налог стали полностью собирать в денежной форме.

НЭП в промышленности

Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развития этой отрасли и огромный уровень безработицы среди простых людей.

НЭП изначально должен был наладить взаимодействие между городом и селом, между рабочим и крестьянами. Но сделать этого не удалось. Причина - промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданской войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству. Крестьянство не продавало свой хлеб, они просто складывали зерно и ничего не покупали. Поэтому и не было стимула для развития промышленности. В 1927-1928 годах уже все поняли, что НЭП себя изжил, что он не дает стимула для развития промышленности, а наоборот, уничтожает ее еще больше.

Развитие экономики СССР в период НЭПа

Подъемы экономики чередовались с кризисами. Всем известны кризисы 1923, 1925 и 1928 годов, которые приводили, в том числе, и к голоду в стране.

Отсутствие единой системы развития экономики страны. НЭП не давал возможности развития промышленности, но и сельское хозяйство в таких условиях развиваться не могло. Эти 2 сферы тормозили друг друга, хотя планировалось обратное.

Кризис хлебозаготовок 1927-28 годов и как результат - курс на свертывание НЭПа.

Б ыла проведена реформа финансов. Ее проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк. Результатом его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы.

Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков. Эти деньги так и назывались "Совзнаки". Усиливался репрессивный аппарат. Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь. В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим "вниманием" Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон не признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году.

6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ. Из чрезвычайных этих органов превратились в государственные, регулярные.

Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину). На 14 партконференции был принят план Бухарина.

Отмена НЭПа

Причины отмены НЭПа

В экономике: не хватало капитала для развития промышленности, так как страна находилась в экономической изоляции. Внутри же страны власть сдерживала развитие среднего и крупного бизнеса, увеличивало налоги, вводила множество запретов.

В социальной и политической сфере: политика противоречила принципу социального равенства. Требования проведения либеральных реформ угрожало самой власти, её единоначалию.

В 1926 году собралась 15 партийная конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством - отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут. Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, который позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером был Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступку левой оппозиции.

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, который поддерживает "Левое крыло". На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК. Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке "разоружиться перед партией") их вернули, потому что сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой.

Борьба за отмену НЭПа развернулась как борьба за индустриализацию. Это было логично, потому что индустриализация была задача номер 1 для самосохранения советского государства.

Итоги политики НЭПа:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Большевики удержались у власти

Восстановление экономии: к 1925 году уровень развития промышленности достиг довоенного, а в 1928 году - сельское хозяйство дошло до довоенного состояния.

Созданы условия для проведения форсированной индустриализации и коллективизации (то есть проведение в предельно сжатые сроки)

Значительно выросла частная инициатива

Снижение безработицы

Улучшение жизни людей

Улучшение развития промышленности и сельского хозяйства

Золотой червонец стал твёрдой валютой.

Концессии – передача в аренду государством земли, предприятий частным лицам на возмездной основе, то есть с возвратом

Рост национального дохода – 18 % в год

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Темпы возрождения промышленности превосходили темпы в сельском хозяйстве, что привело к экономическим кризисам 1923,1925 и 1927 г.

Появилась имущественное неравенство крестьянства, что вызывало недовольство со стороны бедняков.

К 1928 году снова возросла безработица и достигла 2 млн. человек.

Во второй половине 20-х годов появилась инфляция, что резко снизило уровень жизни людей

Разница в ценах – «ценовые ножницы», когда на селе закупалась продукция по значительно низким ценам, чем продавалась в городе, нарушало прочный товарооборот между городом и деревней.

Разрастание чиновничьего аппарата

Борьба с инакомыслием

2.Изменения в системе органов государственной власти и управления и в судебной системе

Основные события гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. - шестой, в декабре 1919 г. - седьмой, в декабре 1920 г. - восьмой). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «Советского строительства».

В декабре 1919 г. Постановлением Съезда «О Советском строительстве» устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно). С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам. В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.

Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в условиях чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного Военного Совета Республики (Реввоенсовета) председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.

В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО входили народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на ни задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, а в февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагалось наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положение о сельских Советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах. 

3.     Изменения в системе органов государственной власти и управления и в судебной системе.

Основные события гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. - шестой, в декабре 1919 г. - седьмой, в декабре 1920 г. - восьмой). Вопросы, обсуждавшиеся на съездах касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «Советского строительства».

В декабре 1919 г. Постановлением Съезда «О Советском строительстве» устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно). С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам. В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.

Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в условиях чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Председатель Революционного Военного Совета Республики (Реввоенсовета) председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.

В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО входили народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на ни задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, а в февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагалось наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положение о сельских Советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

4.Формирование СССР.

Октябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

Предпосылки образования СССР.

Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

Внешнеполитические предпосылки: Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

- республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

- областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ)

Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

- образование новых союзных республик,

- изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

- усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

5.    Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

- образование новых союзных республик,

- изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

- усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых, союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

1.    Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР , положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

- народный суд в составе постоянного народного судьи;

- народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

- губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик ». На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

«Положение о судоустройстве» 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов

Реформы правоохранительных органо

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил «Положение о прокурорском надзоре» . В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц;

-х непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ;

- поддержка обвинения в суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры — Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.

Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.

Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках — при ЦИК автономных республик, в губерниях — при губисполкомах.

В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы , которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы , боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял «Положение об адвокатуре» . Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 «Положения о судоустройстве РСФСР» в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены «Положение о нотариате» и «Положение об арбитражных комиссиях» . В соответствии с этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

6.    Право

Процесс создания основ социалистического права начался на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г., где были заложены основные направления развития нового права. Важной проблемой, стоявшей перед большевиками, была необходимость создания широкой социальной базы для свершившегося переворота. Это обусловило разработку и принятие ими фундаментальных, социально ориентированных законов, учитывающих интересы солдат, рабочих и крестьян. Советы, вмешиваясь в общественную жизнь, стремились ликвидировать старые порядки и утвердить новые, которые бы отвечали их интересам, при помощи нормотворческой деятельности, рассматриваемой и как правотворческая. Конституция 1918 г. юридически закрепила итоги государственно-правового развития Республики Советов.

Первые декреты о суде.

Слом старой судебной системы начался по инициативе местных советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые, административные суды, суды народной совести. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «совестью». В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 1 ноябрь 1917 г.)—первый государственный акт, положивший начало формированию единой судебной системы. Он отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные ещё судебной реформой 1864 г., ликвидировал прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Его приоритет основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 2 февраль 1918 г.)—учреждение окружных и областных судов, которые рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов. Воссоздавались следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозащитников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Приговор по уголовным делам выносился совместно народными заседателями и председательствующим судьёй.

Декрет СНК РСФСР (Декрет о суде № 3 июль 1918 г.)—дальнейшее расширение подсудности (компетенции) местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Декретом ВЦИК создавался в Москве Кассационный суд, рассматривавший жалобы на решения и приговоры окружных судов.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему Республики. Учреждалась единая форма суда—народный суд. В своей деятельности суды были обязаны руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием». Применение судами старого права полностью исключалось.

Советская судебная система.

Принципы судопроизводства:

1.    Сменяемость судей;

2.    Гласность и публичность судебного разбирательства;

3.    Коллегиальность.

Структура судов:

1.    Местные—рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел;

2.    Кассационные—разрешение дел по первой инстанции;

3.    Съезды местных судей—рассмотрение не вступивших в законную силу приговоров и решений местных судов.

В 1917—1918 гг. шёл процесс формирования социалистического права:

1.    Гражданское право—ограничение права частной собственности, гражданской дееспособности физических и юридических лиц, гражданского оборота и сферы применения гражданского договора как основания возникновения имущественных прав, в то время как право государственной собственности было значительно расширено;

2.    Семейно-брачное право—22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве; этим было положено начало зарождению системы органов ЗАГСа; декретом были упрощены условия вступления в брак: брачный возраст—для мужчин с 18 лет, для женщин с 16 лет и взаимное согласие, провозглашено равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни; отмена церковного брака и установление гражданского; передача дел расторжении брака в компетенцию соответствующих местных судов;

3.    Трудовое право—в декабре 1918 г. был принят первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения—Кодекс законов о труде (КЗоТ), включал 9 разделов и 137 статей; особенность его была в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение; трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР с 16 до 50 лет; установление 8-часового рабочего дня, запрет использования труда женщин и подростков в ночное время; ограничение сверхурочных работ; полное уравнение оплаты труда мужчин и женщин; введение социального страхования; 2-х недельный оплачиваемый отпуск; обеспечение прожиточного минимума и минимальной заработной платы; содержался ряд положений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности;

4.    Уголовное право—к 1919 г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания; 12 декабря 1919 г. Наркомюст издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов; они состояли из введения и 8 разделов; согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принципу законности;

- форма вины не расшифровывалась в кодексе;

- могла применяться аналогичная форма при решении дел;

- существовало 16 видов наказания;

- применялось условное осуждение, имеющее условный характер;

 - на меру наказания влияла социальная принадлежность преступника и социальная направленность деяния; уголовная ответственность наступала с 14 лет;

- исключение расстрела как высшей меры наказания.

Уголовный кодекс РСФСР (1 июня 1922 г.).

В процессе его разработки основным вопросом были основания уголовной ответственности, которая определялась либо характером деяний, либо в соответствии со свойствами личности субъекта, совершающего деяние (ст. 6 делила все преступления на 2 категории: против пережитков дореволюционного строя и действующие непосредственно против порядка управления и общественных отношений, установленных советской властью). После издания данного документа круг уголовно наказуемых деяний неоднократно изменялся, что было вызвано изменениями общественной опасности тех или иных деяний в конкретной обстановке. Однако неизменным оставалось то, что каждое деяние, которое советский уголовный закон считал преступлением, объективно относится к числу общественно опасных.

Земельный кодекс (сентябрь 1922 г.).

Он был введён в действие в декабре того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс «навсегда отменял право частной собственности» на землю, недра, воды, и леса в пределах РСФСР.

Гражданский кодекс (октябре 1922 г.).

Принят на основе Декрета ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР. Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права. Рассматривались вопросы вещного, обязательственного, наследственного права. По кодексу имущественные права принадлежали всем независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания; наряду с государственной и кооперативной собственностью выделялась частная собственность; широкое распространение получили договоры аренды и концессии; законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода.

Трудовое право (ноябрь 1922 г.).

КЗоТ состоял из17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наёмный труд за вознаграждение. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры.

Процессуальное право (февраль 1923 г.).

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был утверждён ВЦИК. Он закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят в июле и введён в действие с сентября 1923 г. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

«Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» (1924 г.).

Они выражали единые для всего Советского Союза принципы советского социалистического уголовного права и состояли из 39 статей, которые входили в 4 раздела:

1.    Пределы действия уголовного законодательства;

2.    Общие постановления;

а) преступления, посягающие на основы советского строя;

б) все прочие виды преступлений.

3.    Меры социальной защиты и их применение судом;

4.    Условно-досрочное освобождение.

К задачам относилась судебно-правовая защита государства и трудящихся от общественно опасных деяний, подрывающих власть трудящихся или нарушающих установленный ею правопорядок.

Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.).

Он был введён в действие с 1 января 1927 г. и состоял из 2-х частей:

1.    Общая—статьи о целях наказания и его видах, при этом в ней не было понятия «наказание», а было понятие меры «социальной защиты»;

2.    Особенная—прейскуранты преступлений

а) контрреволюционные;

б) против порядка управления;

в) должностные;

г) против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

д) имущественные;

е) против отделения церкви от государства;

ж) воинские;

з) хозяйственные.

Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках, где существовали различные особенности экономического, социального и правового строя. Следующим этапом кодификационной работы стало создание Основ союзного законодательства. На сессии ЦИК СССР в октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили единую для всех республик судебную систему во главе с образованным в 1923 г. Верховным Судом СССР.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1.    Кто из названных лиц стал первым председателем Совета народных комиссаров (СНК)?

1) В. Ленин 3) Л. Троцкий

2) В. Чернов 4) Я. Свердлов

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) В. Ленин

2. Учредительное собрание было распущено:

1) в ноябре 1917 г.

2) в январе 1918 г.

3) в марте 1918 г.

4) в июне 1918 г.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2) в январе 1918 г.

3. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917:

1)Федеральная служба безопасности (ФСБ).

2)Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

3)Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)

4)Объединённое государственно-политическое управление (ОГПУ)

Правильный вариант:

2)Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК).

 

VI

Рефлексия. Раздать таблицы. Студенты заполняют.

Я узнал

Хочу узнать

Было интересно (что именно)

Собрать заполненные таблицы. Ответить на вопросы.

VII

Домашнее задание:

История отечественного государства и права/ под ред. А.П.Альбова, С.В.Николюкина.- М.: Юрайт, 2017г.69-80 стр.

 

 

VII

Окончание урока.

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий