Лекция № 12
Понятие, сущность
и принципы права
Содержание
учебного материала:
1.
Понятие
и определение права.
2.
Основные
признаки права.
3.
Методологические
подходы к анализу природы права.
4.
Право
в объективном и субъективном смысле.
5.
Естественное
и позитивное право.
6.
Нормативность,
обязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права.
7.
Право,
как государственный регулятор общественных отношений. Классовое,
общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
8.
Основные
концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская,
нормативистская, психологическая, социологическая.
9.
Экономика,
политика, государство и право.
10.
Принципы
права – общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
11.
Справедливость
как главный принцип права.
12.
Соотношение
убеждения и принуждения в праве.
13.
Социальное
назначение права.
14.
Инструментальная
и гуманистическая ценность права.
1.
Понятие и
определение права
Право
– это
система регулирования общественных отношений, состоящая из норм права, правовых
решений, опирающихся на общие принципы справедливости, равенства и
эквивалентности, отражающее правовое сознание и служащая для установления,
поддержания порядка и стабильности в обществе.
Сущность
и содержание права отражают
основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя
государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование
права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных,
естественных и неотъемлемых правах человека.
По своей сущности право – общесоциальное,
так как:
1) изъявляет согласованную общественную
волю;
2) призвано служить интересам всего без
исключения населения государства;
3) гарантирует организованность и развитие
социальных связей;
4)
право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений;
5) выступает как средство удовлетворения
разнообразных потребностей и интересов.
Термин
право используется в нескольких значениях:
Во-первых, правом называют
социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, право народов на
самоопределение и т.п.), которые обусловлены природой человека и общества и
считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система
юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и
действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают
официально признанные возможности, которыми располагает физическое или
юридическое лицо, организация (граждане имеют право на труд, отдых, охрану
здоровья, имущество и т.д. организации располагают правами на имущество, на
деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п.).
Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве,
принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется
для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право,
право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин
«правовая система» (англосаксонское право, романо-германское право,
национальные правовые системы и т.д.).
Надо помнить также, что термин «право»
употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права
членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на
основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение
понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других
социальных регуляторов.
В теории права отчетливо формулируются два
основных подхода к понятию права:
1)
Монистическое (узкое) понимание права: право – это система правил
поведения, т.е. объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая
на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения). Но правила эти
не произвольны, не субъективны, а определяются глубинными потребностями и
условиями жизни общества. Они (эти правила) системны и обеспечивают
стабильность, устойчивость, упорядоченность общественных отношений. Эти правила
выражают и защищают интересы тех или иных классов, социальных групп, всего
общества. Они устанавливаются или закрепляются государством и обеспечиваются
возможностью государственного принуждения.
2)
Плюралистическое (широкое) понимание права: право – мера свободы личности.
Свобода понимается как возможность
действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность
поступать по своей воли, без принуждения. Право – это мера свободы, ее границы.
Право – социально обусловленная мера
свободы (в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными
возможностями).
Право – равная мера свободы (оно
предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами).
Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах
поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно.
Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое
представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.
Следует различать признаки и свойства
права. Признаки характеризуют право, как понятие, свойства – как реальное
явление.
2.
Основные признаки
права
1.
Системность
и упорядоченность;
2.
Нормативность;
3.
Императивный,
чаще - государственно-волевой, властный характер;
4.
Общеобязательность,
общедоступность;
5.
Формальная
определенность;
6.
Проявление
в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;
7.
Обладание
регулятивным характером;
8.
Всесторонняя
(с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и
гарантированность.
1) Обратим внимание, прежде всего на то,
что право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил
поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная,
упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.
Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.
2) Право - это не простая система норм, а
система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано
государством. Создавая нормы права, государство действует через свои
уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на
издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или
организациями.
3) Право всегда выражает государственную
волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества
или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права
говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с
тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и
утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с
волей и интересами подвластных.
4) Право представляет собой систему норм
или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность
означает непременность выполнения всеми членами общества требований,
содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней
развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы
права, прекращается.
5) Право охраняется и обеспечивается,
прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в
нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может
безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает
огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует.
Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение.
Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими
строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с
предусмотренными законом процессуальными правилами.
Закон— это нормативный
акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом,
выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий
наиболее важные общественные отношения.
Признаки
закона:
1) он принимается только органом
законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания
определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале он должен выражать волю и
интересы народа;
4) он обладает высшей юридической силой и
все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) он регулирует наиболее важные, ключевые
общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в
системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить
или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго
оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по
различным основаниям:
— по их юридической силе (Конституция,
федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов
федерации);
— по субъектам законотворчества (принятые
в результате референдума или законодательным органом);
— по предмету правового регулирования
(конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);
— по характеру (материальные и
процессуальные);
— по сроку действия (постоянные законы и
временные);
— по сферам действия (общефедеральные и
региональные);
— по степени систематизации (обычные и
кодификационные, другими словами, органические — УК РФ, ГК РФ и т. п.);
— по содержанию (экономические, бюджетные,
социальные, политические и т. д.) и иные законы.
Подзаконные
акты
— это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические
нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей
юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в
нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и
определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное
значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1)
Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей
территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах
президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными
нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают
следующее после законов место.
Важная роль отводится указам, во многом
благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового
статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая
указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в
праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного,
чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального
Собрания РФ.
Распоряжения
—
это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они
обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента
публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства
может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента
РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой
политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного
характера).
2)
Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие
особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и
другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства
РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов
Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во
исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской
Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются
Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее
15 дней со дня их принятия.
3)
Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и
в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как
правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть
среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного
министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например,
акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.
4)
Решения и постановления местных органов государственной власти (например,
областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной
Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
5)
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного
управления
(например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6)
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты
принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории
соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
7)
Локальные нормативные акты — это нормативные предписания,
- принятые на уровне
конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю
жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Следовательно, законы и подзаконные акты
представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь
подразделяющиеся на соответствующие виды.
По юридической силе все нормативные акты
подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
В зависимости от особенностей правового
положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
— нормативные акты государственных
органов;
— нормативные акты иных социальных
структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и
т. п.);
— нормативные акты совместного характера
(государственных органов и иных социальных структур);
— нормативные акты, принятые на
референдуме.
В зависимости от сферы действия
нормативные акты делят на:
— общефедеральные;
— нормативные акты субъектов Российской
Федерации;
— нормативные акты органов местного
самоуправления;
— локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия
нормативные акты классифицируют на:
— нормативные акты
неопределенно-длительного действия;
- временные
нормативные акты.
·

·
3.
Методологические подходы
к анализу природы права
Типология права. Характеристика основных
исторических типов права.
Типология
права
-это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции
следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием
выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая
формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению
представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития,
который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов; Г и П. В
зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический типы права. В рамках данного подхода
типология права производится на основе конкретно-географических,
национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.
В соответствии с названными критериями
выделяют такие типы права:
1) национальные правовые системы;
2) правовые семьи (это совокупность
правовых систем, выделенная на основе общности источников).
Различают следующие правовые семьи; общего
права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.
Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены
национально-исторические, конкретнор-географические и техническо-юридические
признаки, которые весьма определенно характеризуют право. Слабой стороной
является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических
факторов в природе права. марксистско-ленинская типология государства и права
базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие
общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия
истории.
ФОРМАЦИЯ
-
это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую базу
общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме
собственности на средства производства, составляют экономический базис
общества, которому соответствуют определенные политические,
государственно-правовые и другие надстроечные явления.
ФОРМАЦИОННЫЙ
КРИТЕРИЙ,
лежащий в основе марксистской типологии Г, выделяет три основных типа
эксплуататорского Г; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний
исторический тип- социалистическое Г, которое, теоретически, в ближайшей
исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное
коммунистическое самоуправление.
Перечислим основные характеристики
различных типов Г, выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий
тип Г-а - первая государвенно-классовая организация общества. По своей сущности
рабовладельческое государство - это организация политической власти
господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации.
Важнейшая функция этих государств защита
собственности рабовладельцевна средства, в том числе на рабов. Феодальный тип
государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения
феодальной общественно-экономической формации. Демократические режимы
складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами
осуществления государстенной власти, которые реально обеспечивают свободное
развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.
Цивилизационный
подход
к истории человеческого общества и его государственности получает все большее
признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной
истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и
развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит
глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество
исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и
его государственной организации.
Во-первых, при анализе экономического
базиса упускается из виду такой важный факт, как многоукладность, которая
сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к
цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные
представления о закономерностях развития экономического базиса.
Во-вторых, при формационном рассмотрении
структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как
в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои
находятся за пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель
классового противостояния.
4.
Право в
объективном и субъективном смысле
Позитивное право подразделяется на
объективное (право в объективном смысле) и субъективное (право в субъективном
смысле). Объективное право это установленные или санкционированные гос-ом
нормы, правила поведения. Субъективное право это закрепленные в объективном
праве (т.е. в нормах) меры возможного поведения, которые должны выражать соц-но
оправданную свободу поведения людей. Т.е. субъективное право это не просто
закрепленные в объективном праве возможности (мера возможного поведения), а
социально оправданные возможности – требования естественного права. С учетом
сказанного можно дать следующее определение позитивного права: позитивное право
– это сис-ма установленных и санкционированных Г правил поведения которые
выражают соц-но оправданную свободу поведения людей, обеспечиваемые
принудительной силой гос-ва и выступающие в качестве общеобязательных
регуляторов общ-ых отношений.
Исходя из этого определения можно выделять
следующие признаки позитивного права:
1. позитивное право это нормы правила
поведения общего характера. Общий характер этих норм выражается в следующем:
1) нормы позитивного права адресуются не
конкретному человеку, а любому и каждому т.е. они носят не персонифицированный
характер.
2) Нормы позитивного права рассчитаны не
на конкретную ситуацию или случай, а на неопределенное число типичных
повторяющихся ситуаций или случаев.
2. Позитивное право это нормы которые
устанавливаются или санкционируются гос-ом. Гос-во чаще всего вырабатывает и
устанавливает нормы позитивного права, но в некоторых случаях оно прибегает к
санкционированию т.е. оно само не устанавливает правила поведения, а придает
юр-ую силу каким-то др. соц-ым нормам, например обычаям.
3. Позитивное право это нормы, которые
охраняются гос-ом, обеспечиваются его принудительной силой. В случае нарушения
этих норм в действие приводится аппарат принуждения т.е. принудительные органы
(полиция, суды).
4. Позитивное право это нормы выражающие
социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности.
5. Позитивное право это нормы, являющиеся
регуляторами общ-ых отношений т.е. нормы позит-го права призваны регулировать
упорядочивать общ-ые отношения.
6. Позитивное право – это общеобязательные
правила, нормы поведения т.е. они обязательны для всех членов общ-ва.
7. Позитивное право это не просто нормы, а
сис-ма норм т.е. нормы позитивного права — это упорядоченная совокупность норм,
которые находятся в единстве и взаимосвязях. Поскольку позитивное право чаще
всего отождествляются с правом, хотя таковым может и не быть его традиционно
именуются просто правом т.е. между ними ставят знак равенства.
5.
Естественное и
позитивное право
Когда
мы развивали теорию советского права, мы отвергали учение о естественном праве.
Причём сами делим право на естественное и позитивное. Между собой они
отличаются.
Естественные
права появляются в силу рождения человека. Это неотчуждаемые от человека права:
право на жизнь, право на свободу, право на свободу передвижения, на
неприкосновенность личности, равенство, частную собственность, право быть
счастливым и т.д.
Теория
естественного права завершённую форму получила в период буржуазных революций в
XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Монтескье, Руссо, Радищев и др. Считает,
что право не имеет божественного происхождения, а является результатом волевой
деятельности людей.
Основной
тезис заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными
государством, право включает в себя также естественное право. Государство не
может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. В тех или
иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.
Согласно
теории возрожденного естественного права (современная модификация
естественно-правовой теории), то право, которое создается государством,
является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему
из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные
государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит
естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства,
справедливости для всех людей.
В
рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных
направления — неотомистская теория права и "светские" концепции
естественного права.
Сторонники
неотомизма
подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим,
позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что
право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит
естественному праву.
"Светская" доктрина естественного
права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия
правовых установлении моральным требованиям естественного права, основанного на
стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является
признание в качестве основы "правильного", "законного" права
некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.
Позитивные
права появляются юридически в силу того, что само государство их учреждает.
Государство может учредить избирательное право, а может его превратить в
обязанность, и никто удивляться не будет. Есть страны, где не избирательное
право, а избирательная обязанность. Этим они и отличаются.
В
основе позитивного права лежит естественное право. К примеру, Конституция, все
естественные права превратила в позитивные юридические права. Есть
международные правовые документы, например, билль о правах человека, все
естественные права там отражены, в Декларации прав и свобод человека, в пактах
международных правовых.
Естественные права - это величайшая
социальная ценность.
Позитивное
право вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в
обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных
правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим
юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание
права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает
отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.
Система
объективного (позитивного) права - это внутренне строение права, деление
его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и
методом правового регулирования. Множество юридических норм образует систему
права. Правовые нормы являются первичным элементом системы права, это значит, что
именно из их сочетаний складываются как система права в целом, так и её
отдельные компоненты. Нормы могут формироваться в различные комплексы
(институты, подотрасли, отрасли) и внутри самой системы права, это
обуславливает возникновение новых связей между различными компонентами системы
права (нормы взаимодействуют теперь не только между собой, но и с институтами,
отраслями и т.п.).
4
Нормативность, обязательность, формальная определенность, системность, волевой
характер права
Объективные свойства, которые объективно
присущи П:
1.
Нормативность:
П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера,
благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число
жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.
2. П
- общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому
свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без
исключения членов общ-ва.
3.
Системность:
П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому
св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей
страны.
4.
формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной
форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в
определенных официальных документах, называемых НПА-ми. В этой связи нормы П
приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П
четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их
юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.
5.
Волевой характер:
Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому, что
П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно
утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.
6.
Право, как
государственный регулятор общественных отношений. Классовое, общесоциальное,
религиозное, национальное, расовое в сущности права.
Право,
как государственный регулятор общественных отношений
Право — это система
общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих
общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.),
устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование
общественных отношений.
Наиболее
существенным признаком права выступает его тесная связь с государством. Этот
признак выражается в том, что:
1)
Г- во официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе
и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный
аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров,
наказания виновных и т.п.;
2)
право, будучи нормативным выражением государственной воли регулирует
общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах.
Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства,
специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной
деятельности, осуществления его задач и функций;
3)
право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве
особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного
поведения;
4)
в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с
предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.
Сущность
права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого
явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и
востребованность в общественной жизни.
Классовый подход. Государство есть
орудие господства одной части общества (собственников) над другой
(несобственников).
Общесоциальных
подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании
общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как
властная система, организующая общество в интересах человека, оно - инструмент
примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего
общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия
всех членов общества.
Националистический
подходы.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно
определить, как организацию политической власти, содействующую
преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет
удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.
Религиозный
подходы.
В рамках религиозного подхода государство можно определить, как организацию
политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов
определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства -
Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике
руководствуются в большей мере религиозными началами.
Расовый подход. В рамках расового
подхода государство можно определить, как организацию политической власти,
содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за
счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной
страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период
режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой
дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной
степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении
африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские
кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
8. Основные концепции правопонимания:
естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская,
психологическая, социологическая.
Материалистическая
(марксистская) концепция права представлена в работах основоположников
марксизма-ленинизма и их последователей.
В
основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли
экономически господствующего класса. Содержание этой теории носит
классово-волевой характер. Данное учение видит сущность права в его классовости
и материальной обусловленности.
Психологическая
концепция права
– право возникло в результате биологических и психологических факторов
человека.
Представители:
Петражицкий, Тард, Фрезер.
Основные
идеи теории: психика людей – фактор, определяющий развитие общества, его
мораль, право, государство;понятие и сущность права выводятся через психологические
закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный
характер;
- все правовые
переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного
государством) и интуитивного (личного) права.
Нормативская
(нормативная) концепция права связана с именем Кельзена – это учение,
отождествляющее право с установлениями одобренными государственной властью.
В
основе данного типа правопонимания – представление о нормативности как
основополагающем признаке права.
Этот
подход имеет два направления: классическое (нормативистское) – сформировалось в
рамках зарубежного правоведения, своим возникновением юридические нормы обязаны
формально-юридическим установлениям государства;
- неоклассическое
(узконормативное)
– направление получило широкое распространение в отечественной юридической
науке. С позиции данного подхода право есть совокупность норм, исходящих от
государства, и им охраняемых.
Основной тезис
естественно-правовой концепции заключается в том, наряду с правовыми
нормами, установленными государством, право включает в себя также «естественное
право».
Представители:
Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо.
Естественное
право понимается как совокупность прав, которыми люди обладают от природы в
силу самого факта своего рождения: право на жизнь,
- право на свободу,
право на равенство, право на частную собственность.
Государство
не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
Историческая
концепция права
понимала право, как продукт народного духа, сознания народа, который
проявляется во взаимоотношениях его представителей.
Представители:
Савиньи, Пухта.
Право,
как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и
развивается по аналогичным законам.
Образование
права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом
процессе.
Наиболее
полным и последовательным источником развития народного духа являются народные
обычаи.
Социологическая
концепция права
основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся
функционирования правовых институтов, их динамики.
Представители:
Эрлих, Паунд, Ллевелин.
Сторонники
этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права,
выдвигают лозунг «право в действии».
Право,
по их мнению - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях: в сфере
предпринимательской деятельности,
- во
взаимоотношениях работников и предпринимателей,
- во
взаимоотношениях иных лиц и социальных групп.
9.
Экономика,
политика, государство и право
Право находится в ряду таких явлений, как
государство, экономика и политика. Право связано и взаимодействует с ними.
Государство воздействует на право в форме правотворчества, правоприменения,
правоохранения. В свою очередь, право регламентирует деятельность органов
государства, сообщая этой деятельности правовой характер. Право является
продуктом материальных условий жизни общества, и в этой связи оно связано и
взаимодействует с экономикой. Экономика общества (в общем виде) есть система
производительных сил и производственных отношений данного общества. Экономика
рассматривается как фактор, определяющий правовое и политическое развитие
общества. Это означает, что экономические интересы и потребности людей
трансформируются в мотивы правотворческой деятельности и выражаются в основных
направлениях экономической политики. То есть экономика по отношению к политике
и праву играет определяющую роль. Экономика всегда первична, а политика и право
производны. Наиболее важные экономические интересы, осознаваясь людьми,
выражаются в политике, то есть в программах партий и движений как установки
политического, а затем правового развития конкретного общества. Политика в этой
связи является концентрированным выражением экономики.
Политика в общем виде есть теория и практика
участия в делах государства, определения форм, задач, содержания деятельности
государства. Политика выражается как официальной, так и неофициальной
идеологией и практикой участия в государственной работе. Политика влияет на
право. Это влияние осуществляется путем проникновения и вплетения в
деятельность правотворческих органов наиболее важных политических лозунгов и
принципов. Политика может выражаться в экономике, науке, искусстве, литературе,
праве и т.д. И право в этой связи - это одна из форм политики. Практика
общественно-политической и правовой жизни свидетельствует, что политические
интересы, будучи выражены в программах партий и социальных групп, по отношению
к праву играют определяющую роль. В истории отдельных государств и отдельные
периоды право превращалось в своеобразного "слугу" политики. Тем не
менее, историей общества замечено, что право - важный фактор закрепления и
сдерживания политики. Правовые нормы закрепляют порядок образования, принципы
действия высших органов власти, управления и суда. В идеале на путях
строительства правовой государственности желательно, чтобы право по отношению к
политике играло роль стабилизирующего и сдерживающего фактора. Как правило, и
политика, и право в социальном развитии идут рука об руку. Правовые нормы, с
одной стороны, есть выражение государственной политики, с другой - они
закрепляют принципы деятельности государственной политики, сдерживают ее,
сообщают ей легитимность.
Государственная власть в ее повседневной
политике и через законодательство влияет на развитие экономики. История
свидетельствует, что существуют три основные формы влияния политики и права
через государственную власть на экономику. Во-первых, государственная власть
может тормозить, сдерживать экономическое развитие. Это наблюдается, когда
экономические потребности общественной жизни неправильно отражаются в развитии
политики и права. В этом случае государство через определенное время терпит
крах, так как навязать и долго проводить в жизнь неадекватные законы
экономическому движению нельзя. Второй путь состоит в том, что экономические
потребности общественного развития своевременно отражаются в политике и
правовых нормах. Общество находится на взлете своего развития. Это идеальный
путь развития экономики, политики и права. Подобные идеальные типы бывают
непродолжительны. Поэтому наиболее часто встречается третий путь:
государственная власть одни стороны экономической жизни подталкивает, ускоряет,
другие - сдерживает. Государство в этом случае развивается импульсивно.
10.
Принципы права –
общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Право имеет свои принципы. Принципы права
- это основные, центральные идеи правового урегулирования. Принципы права
относятся к явлениям правового сознания. Они характеризуют интеллектуальный и
идейный потенциал правового урегулирования. Принципы права есть основные,
наиболее важные идеи, пронизывающие правовую систему и выражающиеся в
конкретных отраслях права. Они могут быть закреплены в виде отдельных статей и
норм действующего законодательства. Вместе с тем, принципы права могут работать
в качестве опорных пунктов, которые управляют практической работой людей.
Классификация принципов права выражается в
делении всех принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые. Общие
принципы - это генеральные идеи правового урегулирования, пронизывающие все
действующее законодательство и вытекающие из конкретных правовых требований.
Это своеобразные ценности правовой культуры, на которые должны ориентироваться
все отрасли права. Это принципы демократизма, гуманизма, равенства перед
законом и т.д. Межотраслевые принципы - идеи, характерные для двух или
нескольких отраслей права, являющиеся важными их началами. Такое значение имеет
принцип состязательности в уголовных и гражданских процессах - спорящие стороны
должны состязаться между собой в доказательстве предмета спора. Отраслевые
принципы - это идеи, свойственные отдельным отраслям системы права. Каждая
отрасль права имеет своеобразную систему принципов. Они изучаются отраслевыми
науками.
За последние годы также сложилась
классификация в виде деления принципов права на общесоциальные и
специально-юридические.
Общесоциальные
принципы
- это идеи, которые выражают зависимость права от явлений экономики, политики,
нравственности и других явлений общественной жизни. В этой связи сам
общесоциальные принципы делятся на экономические, политические, идеологические,
нравственные и социально-структурные. Экономические принципы определяются
господствующим принципом общественного производства, формами собственности.
Отсюда - принцип равенства всех форм собственности, гарантия и охрана
собственности, свобода договоров, равенство экономических возможностей, свобода
предпринимательской деятельности и т.д. Политические принципы определяются
состоянием политической системы общества, самой политической деятельности
государства. Так как право - одна из форм политики, оно выражает основные
политические требования. К таким принципам можно отнести принцип разделения
властей, политического плюрализма, гласности и т.д. Идеологические принципы
права отражают состояние идеологии общества. К идеологическим принципам можно
отнести идеологический плюрализм, запрет на монополию одной идеологий,
формирование правовой государственности. Нравственные принципы представлены
наиболее значимыми моральными ценностями и идеалами. Они проникают в правовую
материю и сообщают ей нравственный характер. Это справедливость, гражданский
долг и т.д. Социально-структурные принципы выражают особенности социальной
структуры данного общества, то есть деление общества на классы, гражданство.
Это принцип равенства социальных возможностей, обеспечение социального
благополучия, приоритет интересов личности, рассмотрение личности как высшей
ценности.
Специально-юридические
принципы
- это такие идеи права, которые выражают специфику материи права и потребности
функционирования права как особой системы. Это принцип законности, равенство
всех граждан перед законом, сочетание прав и обязанностей, ответственность за
вину, сочетание убеждения и принуждения, а также взаимосвязь субъективных прав
и юридических обязанностей.
11.
Справедливость как
главный принцип права
Право неотделимо от справедливости: она
есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного
права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней
принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не
случайно слова «правильное», «правда», «справедливость» и «право» имеют один
корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus»(право) и «justitia»(справедливость).
Сущность правасостоит в том, что оно -
способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и
каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и
образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия
писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как
такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов
(индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления
правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный
компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей
отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе
возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей
природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои
возможности по принудительной реализации собственных предписаний:
«справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Блез Паскаль)
Однако, подчеркнем еще раз, хотя
принудительность и является объективным свойством права, не она, а
справедливость определяет его сущность. Право, таким образом, опирается на
справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол.
Понятие справедливости разрабатывалось с
древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал
Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене
ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между
ущербом и выгодой каждой из сторон.
Распределяющая справедливость признает
справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в
зависимости от их вклада в общественное благо.
Дальнейшее развитие идея справедливости
получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и
справедливости зафиксировано в формулах римского права: «право есть искусство
добра и справедливости»; «в праве нужно в максимальной степени обращать
внимание на справедливость»; «предписания права следующие: честно жить, другого
не обижать, каждому воздавать должное». Как отметил один из современных
отечественных философов А.И. Новиков, «именно в Риме понятие справедливости
было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых
формул».
В средние века связи права и
справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права,
в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось
передовыми мыслителями XVII-XVIIIвв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро,
Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.
Среди работ современных отечественных
правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В.
Мальцева (1977 г.) и А.И.Экимова(1980г.).
В основе справедливости еще с древних
времен (Аристотель) лежат идеи сочетания «справедливого равенства» и
«справедливого неравенства». Как отмечает проф. Г.В. Мальцев, справедливость
представляет собой «диалектическое сочетание элементов равенства и
неравенства», то есть справедливость выражается в равном отношении к равным
людям и в неравном отношении к неравным людям. Проф. А. И. Экимов определяет
справедливость как «нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий
субъектов, в соответствии с которым осуществляется воздаяние каждому за его
поступки в виде наступления тех или иных последствий».
Право по своей природе есть регулятор,
действующий на основе применения равных мерк различным субъектам. И в этом
состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах
соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного
бремени.
В то же время право есть и «право
неравенства», поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не
учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей. В определенной мере этот
момент компенсируется предоставлением субъектам права свободы в рамках правовых
предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на
справедливую индивидуализацию общего правового предписания. Особое значение
справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при
разрешении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со
стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.
Противоречия между правом и
справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых
норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому
справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания
государством нормативно-правовых актов.
Таким образом, право, с одной стороны,
должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой -
быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.
12.
Соотношение убеждения
и принуждения в праве
Убеждение и принуждение - универсальные
методы соц. управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности
праву.
Убеждать - значит склонять
субъектов к определенной деят-ти, соотв-щей их воле, без силового давления,
расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через
такие позитивные юр. средства, как субъективные права, законные интересы,
льготы и т.д. Государство и общество прежде всего должны максимально
использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные.
Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и
целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
К важным формам убеждения относятся
правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое
значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их
принятия.
Принуждать
-
значит склонять людей к определенной деят-ти посредством силового давления
(вопреки их воле), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может
осуществляться в правовой сфере через такие юр. средства, как меры пресечения,
приостановления, наказания и т.д.
Особенности
принуждения:
- представляет собой
более жесткий метод воздействия права на субъектов;
- является
второстепенным, применяемым после убеждения, методом;
- осуществляется в
особой процессуальной форме, установленной в праве;
- выступает не как
самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя
черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости
выполнения правовых предписаний.
Главная задача законодателя - установить
оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Во многом убеждение и принуждение
воплощаются в праве в 2-х соотв-щих методах - диспозитивном и императивном
(вопр. 76).
13.
Социальное
назначение права
Право
-
в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений,
цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение
совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена
Право является государственным
регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной
волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право
данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством.
Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на
отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические
последствия.
Право есть система общеобязательных,
формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими,
духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий
и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных
формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения;
являются регулятором общественных отношений.
Сущность- это главное,
основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую
ценность в процессе познания.
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика.
Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования;
государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это
основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та
сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность.
Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к
жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется
и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Право имеет обще-социальную сущность,
служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность,
упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают
в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит
авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь
неблагоприятных последствий в социальном плане.
Обще социальная сущность права
конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав
человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже
этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода,
гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро
становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Социальное
назначение права:
1. Роль права объективно необходима также
для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны
институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных
выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и
порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей,
судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию
деятельности всех звеньев механизма государства.
2. Без развернутой системы права
невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод
личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
3. Не менее важна также роль права в
регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального
использования природных богатств и экологической безопасности.
4. Объективная потребность права связана
также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно
современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед
обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые
наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности,
хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность
и иные формы нарушения общественного порядка.
5. Наконец, не менее значительна роль
права в современных условиях как действенного инструмента расширения
экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между
государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения
конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового
порядка.
14.
Инструментальная и
гуманистическая ценность права
Ценности
–
это спецефические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие
их положительное и отрицательное значение для человека и общества.
ЦЕННОСТЬ
ПРАВА
— способность служить целью и средством для удовлетворения социально
справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые
и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой,
противостоящей произволу. Современное право характеризуется:
- инструментальной
ценностью.
Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность,
обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы
упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их
цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права
— наладить производство материальных благ, организовать формы собственности,
которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым
средством государственного управления;
- общесоциальной
ценностью.
Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право
способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные
индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в
том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей
посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их
интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная
ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи
справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с
правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость
(justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости
обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению
противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает
справедливое решение;
- самоценностью
(собственной ценностью). Самоценность права определяется тем, что оно является
выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом
ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а
определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу,
бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В это смысле право есть
объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в
реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом;
иначе говоря, право есть формальная свобода. В цивилизованном обществе право
призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Образно
замечено, что посредством права достигается такое состояние общества, когда «и
волки сыты, и овцы целы». Утверждая идеи свободы и справедливости, право
приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью
для отдельного человека и человеческого общества в целом. Самоценность права и
в том, что оно гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и
организаций. Оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной
деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных
принудительных мер;
- гуманистической
(личностной) ценностью. Полезность, значимость право в том, что оно пронизано
гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...»
является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только
в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно
выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях
именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных
экономических реформ, волюнтаристских политических решений;
- способностью
выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в
соответствии с историческим ходом общественного развития. Роль права особенно
возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных
механизмов. Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно
новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы
общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются
институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм;
демократическая избирательная система; свободная четвертая власть (СМИ);
правовое государство. Поскольку Россия находится на пути к правовому
государству, к созданию институтов гражданского общества, то и право действует
избирательно.
В нынешних условиях право приобретает
поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно
возможным цивилизованным средством решения проблем международного и
межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора,
право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия,
снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических
проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового
сообщества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий