Лекция № 14
Норма права
Цели
урока:
Сформировать представление о реализации нормы права: Рассмотреть понятие
«реализации норм права»; Изучить формы реализации норма права;
Рассмотреть более подробно такую форму
реализации права как применение права;
Изучить основные стадии
правоприменительной деятельности;
Рассмотреть акты применения права.
Задачи
урока:
Образовательная, развитие
письменной и устной речи монологической и диалогической выделение главного в
форме простого и сложного плана, тезисов, конспекта, владение основными видами
ответов, строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять
цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы.
Воспитательная (нравственные и
эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать
нормам поведения, исполнять законы).
Тип урока: урок изучения нового материала
Средства обучения:
1. А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория
государства и права. Учебник и практикум
для СПО Москва «Юрайт»
2019г. от 23-45 страницы
2. Долгих
Ф.И. Теория государства и права: учебник
Ф. И. Долгих. – Москва: Университет
«Синергия», 2023. – 464 с. – DOI: 10.37791/978-5.
3. Карташов,
В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для учащихся колледжей / В.
Н. Карташов — Москва: Директ-Медиа, 2023. — 260 с.
4. Цечоев В.
К. Теория государства и права: Учебник / В. К. Цечоев, А. Р. Швандерова. — М.:
Прометей, 2021. — 330 с.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материла.
1) Постановка задачи на урок.
На сегодняшнем уроке мы продолжим
изучать нормы как социальные регуляторы.
Давайте
вспомним базовые понятия, усвоенные нами на прошлых занятиях.
-Что означает понятие «норма»? (ожидаемый ответ:
правило, образец).
- Перечислите основные виды норм? (ожидаемый
ответ: технические и социальные нормы).
-Назовите наиболее известные виды социальных норм
(регуляторов)?
(ожидаемый ответ: обычаи, моральные, правовые,
политические, религиозные, корпоративные нормы, деловые обыкновения и др.).
-Сегодня мы с вами сосредоточим свое внимание на
правовых нормах. (Запись темы в тетрадь).
-Какие вопросы мы должны рассмотреть по данной теме?
2) Комбинирование этапов получения новых знаний и их
практического применения.
Норма права: понятие и признаки. Познание часто начинается с
понятия.
-Определите, что означает понятие «Норма»?
Что будет отличать правовую норму от других социальных
норм? Составьте в тетради схему отличительные признаки нормы права.
(2 мин. Ответы уч-ся)
1) общеобязательный
характер («право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом»);
2) формальный
характер (выражено в письменной, документальной форме);
3) гарантии государства
(устанавливает, охраняет от нарушений и применяет принуждение к соблюдению);
4) норма права
– есть мера свободы, граница возможного, сохраняющая порядок и стабильность в
обществе.
-Сформулируйте определение «Нормы права» по признакам.
«Норма права (образец, правило) –
общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное
государством, направленное на регулирование общественных отношений путем
определения прав, обязанностей и ответственности их участников».
Содержание
1. Правовая норма: понятие и признаки.
2. Специальные признаки, отличающие норму права от других социальных норм
(общеобязательность, формальная определенность, гарантированность мерами
принуждения).
3. Виды норм права.
4. Особенности специализированных норм права (нормы-дефиниции, коллизионные
нормы, оперативные нормы, нормы-принципы и другие).
5. Технико-юридические нормы.
6. Логическая структура правовой нормы.
7. Проблема элементного состава структуры правовой нормы.
8. Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции.
9. Норма права и статья нормативно-правового акта.
10.
Способы и приемы изложения норм права в статьях
нормативно-правового акта.
1.
Правовая норма: понятие и признаки.
Норма права выступает разновидностью социальных
норм, первичным элементом механизма правового
регулирования. К основным
формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь
норм права с государством, выражение государственной воли, строгая формальная
определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана
их государством. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм,
но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского
«норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием
нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права
выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого
и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью
механизма правового регулирования.
Норма права – это общеобязательное, формально определенное
правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на
урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца
возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности
формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и
охраняется принудительной силой государственной
власти.
Норма права
имеет следующие признаки:
1. общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и
должного поведения);
2. формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах
– законах и
подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное
применение и реализацию);
3. государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от
государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами
государственного воздействия – стимулированием и принуждением);
4. представительно-обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним
субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
5. микро системность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права
обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных
элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в
единстве с другими нормами как элемент системы права).
Нормы права носят предоставительно-обязывающий
характер: норма права не только предоставляет одним субъектам
права, но и
возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без
обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер
четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских,
семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов
права. В охранительных нормах (уголовных, административных,
уголовно-исполнительных) выражен, прежде всего, их обязывающий характер. В
декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало
выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения.
Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать
закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового
акта или
ссылкой на другие акты (отсылочные нормы). Кроме того, в статье закона могут
указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий
характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки
на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом
проявляется единство прав и обязанностей.
2.
Специальные признаки, отличающие норму права от других
социальных норм (общеобязательность, формальная определенность,
гарантированность мерами принуждения).
Под признаками права
понимается ряд отличительных черт, которые выражают специфику права и выделяют
его среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравственных
установок, технических норм, стандартов.
Признаки права - это совокупность
основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы
нормативного регулирования в обществе. Право имеет общеобязательный характер
для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений,
классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю
территорию государства. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется
государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных
форм принуждения. Ключевыми, наиболее распространенными признаками являются:
Нормативность (устанавливает правила
поведения общего характера). Означающая, что правовому регулированию подлежат
те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее
устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью; Общеобязательность (действие
распространяется на всех, либо на большой круг субъектов права). Право
существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е.
отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических
действиях;
Гарантированность государством
(подкреплено мерами государственного принуждения) Означающая, что создание,
реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью.
Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы
невозможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установления
обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь
кругом лиц, во времени и в пространстве;
Интеллектуально-волевой характер
(право выражает волю и сознание людей); Формальная определённость (нормы права
выражены в официальной форме). Означающая, что принципы и предписания права
характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание
относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление
в том или ином источнике права;
Системность (право — это внутренне
согласованный, упорядоченный организм). Означающая, что право есть
упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву
системности оно представляет целостные образования, дифференцированные на
специфические группы норм. Право есть мера, масштаб свободы и поведения
человека. В указанном аспекте право отражает:
а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав,
свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;
б) меру допустимых ограничений свобод человека.
Заметим, что уже в
Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано:
свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом,
осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми
границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же
правами.
3. Виды норм права.
Нормы
права бывают следующих видов:
• по характеру предписываемого поведения:
• обязывающие (предписывают совершить определенные действия, например,
обязанность платить налоги);
• запрещающие (например, запрет подвергать других пыткам);
• уполномочивающие (предоставляют определенное право, например, право на
образование);
• по категоричности предписания:
• императивные (представляют собой категорические предписания,
допускают один вариант трактовки. Императивными являются нормы уголовного,
административного, финансового права);
• диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах. Этим нормам присуща формула: "если иное не установлено договором". Диспозитивные нормы распространены в гражданском, семейном праве);
• в зависимости от цели:
• регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности
участников правоотношений);
• охранительные (предписания, регулирующие общественные отношения,
которые связаны с юридической ответственностью и применением мер
государственного принуждения);
• в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к
которой принадлежат):
• конституционные;
• уголовно-правовые;
• административные;
• гражданско-правовые;
• трудовые и др.;
• в зависимости от субъекта, создавшего:
• нормы Конституции;
• нормы законов;
• нормы подзаконных актов;
• делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления,
иным органом по поручению компетентного государственного органа);
• по степени определенности:
• абсолютно-определенные (формулируют единственный возможный вариант
поведения);
• относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при
этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы);
• по способу изложения:
• прямой способ изложения (в статье содержатся все три элемента нормы права);
• отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому
имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент,
или компетентным государственным органам предоставляется право самостоятельно
установить его);
• по времени действия:
• постоянные (они действуют, пока их не отменят или примут новые);
• временные (они действуют строго определенный промежуток времени или до наступления какого-либо события);
• по кругу лиц, на которых они
распространяются:
• общие (распространяют свое действие на всех лиц, живущих
в данной местности, в государстве);
• специальные (действуют в отношении определенной категории лиц, например,
обращены к военнослужащим).
4.Особенности
специализированных норм права (нормы-дефиниции, коллизионные нормы, оперативные
нормы, нормы-принципы и другие).
Кроме указанных видов общих норм права, имеются так
называемые специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы. Это — нетипичные
правовые предписания, т.е. предписания «нестандартного» характера, в которых
отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической
модели нормы права.
Признаки специализированных норм:
1) имеют субсидиарный,
т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам
придать завершенность и полноту праву;
2) сами не регулируют общественные отношения
и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным
нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно
основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных,
3) образуются на основе «первичных»,
«исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные
предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы
общественных связей.
В зависимости от функций, которые выполняют нормы
права в механизме правового регулирования, их разделяют на основные (правила
поведения), и вспомогательные — специализированные (нетипичные). Последние
являются предписаниями "нестандартного" характера и способны нести
регулировочное нагрузки только в сочетании с основными нормами права
(регулятивными, охранными, защитными). С помощью специализированных норм права
закрепляются правовые категории и понятия, определяются цели, задачи, принципы,
основы, границы, методы правового регулирования. Уровень их нормативности
низкий.
Признаки специализированных норм права, которыми они
отличаются от основных:
1) по
степени самостоятельности регулирования — не
обладают непосредственными регулятивными свойствами, участвуют в правовом
регулировании косвенно, образуют в сочетании с основными нормами единый
регулятор, т.е. являются вспомогательными, помогают основным нормам права
предоставить праву завершенности и полноты;
2) по структуре — не имеют всех структурных
элементов, которые объективно присущи классической модели нормы права
(гипотеза, диспозиция, санкция) и поэтому правильнее их называть правовыми
предписаниями;
3) По
характеру образования — производные, как правило,
от основных норм права, детализируют, конкретизируют их;
4) По
регулятивным возможностям:
а) способны
охватить регулирующим воздействием принципиально новые виды общественных
отношений, требующих более глубокой специализации, конкретизации и
дифференциации в пределах общего объема и действия основной нормы;
б) могут
выступать связующим звеном между нормами различных отраслей права;
5) По
обеспеченности государственным принуждением — их
действие не подкрепляется государственно-принудительными средствами.
Специализированные
нормы права —
порождение регулятивных, охранных и защитных норм права, результат их развития
и совершенствования.
Они
содержатся в:
- преамбулах
законодательных актов;
- общих
частях уголовных кодексов, кодексов об административных правонарушениях,
других актах сферы правоохранительной деятельности;
5.Технико-юридические
нормы.
Технико-юридические нормы – это регулятивы, имеющие диспозицией
(регулятивным предписанием) техническую норму, а санкцией (охранительной
нормой) юридическую. В этой связи их следует рассматривать и как
юридические нормы с техническим содержанием, и в качестве формы технических
регулятивов.
В литературе установились две точки
зрения по поводу понимания сущности технических норм. Согласно первой
позиции, их нельзя относить к социальным регулятивов. В соответствии со второй
точкой зрения их нужно рассматривать как социальные нормы. Следует
отметить, что технические регулятивы действительно отличаются своеобразием.
Содержание технико-юридических норм определяют законы природы и законы
техники. Они регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к
отдельным объектам природы и техники, что вроде бы указывает на их регулирование
несоциальной сферы. Мерами обеспечения технико-юридических норм являются
негативные результаты нарушения естественных законов и технических правил.
Тем не менее, технические нормы
нужно рассматривать как специфическую разновидность социальных регулятивов,
поскольку:
– во-первых, основным предметом для регулирования всех
социальных норм выступает поведение людей, на что направлены и
технические нормы;
– во-вторых, технические нормы несут социальное
значение, увеличивающееся по мере развития технической сферы и расширения
искусственной среды обитания человека.
В зависимости от уровня социальной
значимости технические нормы имеют существенное различие. Данный
признак обладает наибольшим значением при оценке «социальности» технических регулятивов.
Наиболее значимые технические
нормы обеспечиваются правовыми санкциями и приобретают свойства
технико-юридических норм. Это также подчеркивает принадлежность технических
норм к группе социальных, поскольку технико-юридические нормы (равно как
и любые правовые нормы) относят к социальным.
Однако из-за обеспечения технической
нормы правовой санкцией, она не меняет своей природы, так как в ней
сохраняются все черты, по которым технические нормы как раз не относят к социальным
регуляторам.
Для решения этого противоречия
следует разграничивать юридическо-технические и нормативно-технические
социальные регуляторы. При этом понятие «регулятор» в этой ситуации
применяется в смысле, не соответствующем понятию «норма». Следовательно,
изучение проблемы переносится в иную плоскость.
6. 6. Логическая структура правовой нормы.
Структура
нормы права - это её
внутреннее строение, совокупность составляющих её необходимых элементов,
обеспечивающих её (нормы) функциональную самостоятельность.
Логическая
структура нормы права: если - то
- иначе. Она распространяется на нормы - правила поведения, имеющие юридическую
структуру: гипотеза - диспозиция - санкция. В такой норме четко определяется
вариант требуемого поведения, ситуация при которой должна действовать норм и
санкция, которая будет применена при нарушении нормы. Существуют также и другие
нормы права: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и т.д. Они не имеют
трехчленной (трехзвенной) структуры. Они являются совокупностью существенных
признаков, характеризующих основную идею, которая лежит в основе подобной
нормы. Такие нормы называют исходными нормами. Содержатся в Конституции, других
нормативных актах (понятие неоконченного преступления, эксперт).
Гипотеза
(если) - это часть
правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или
отсутствии которых реализуется сама норма (т.е. само правило поведения -
диспозиция).
Виды
гипотез:
1. По
основанию оценки обстоятельств: положительные и отрицательные.
2. По
количеству указанных жизненных обстоятельств: простые (абсолютно определенные,
связывают действие нормы с одним обстоятельством), сложные (связывают действие
нормы с двумя или более обстоятельствами) и альтернативные (разновидность
сложной, одно из двух или несколько указанных последствий).
3. По
характеру содержания: общие (абстрактные, т.е. определяющие условия действия
норм общими родовыми признаками) или конкретные (казуистические, т.е. видовые,
устанавливающие специальные условия действия норм - в УПК по пунктам
перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается)
Диспозиция - это само правило поведения,
которому должны или могут следовать участники правовых отношений. Диспозиция
выступает основной регулирующей частью нормы (у УК большинство диспозиций
содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть).
Виды
диспозиций:
- 1. В зависимости от того, как
излагается правило поведения:
- простая (указано, но не расписано и лишь
называет правило поведения, но не раскрывает его)
- описательная (описываются существенные признаки
поведения, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта
поведения),
- отсылочная (отсылочность подразумевает что в
определенной норме права отсылают к какой-то конкретной правовой норме, причем
номер и пункт, например, статьи указывается здесь же; не раскрывает правило
поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме того же нормативного
акта),
- бланкетная (означает, что гипотеза отсылает с
другим статьям нормам правового акта; указание пункта, номера и др.
необязательно; отсылает к норме другого нормативного акта).
2. По степени определенности:
- абсолютно-определенная (например, каждому гарантируется
наличие прав и свобод),
- относительно-определенная (гражданский кодекс: в случае
покупки некачественного товара покупатель вправе потребовать <далее варианты
выбора)
3. По юридической направленности:
- предоставительно-обязывающая (арендодатель-арендатор),
содержат двухстороние правила поведения,
- обязывающая (должное поведение), (должник по
договору займа), указывает вид и меру поведения обязанного лица,
- управомочивающая (указывающие вид и меру возможного
поведения),
- рекомендательная (указывают целесообразность
поведения),
- запрещающая (указывают меру поведения, за
которое предусмотрена юридическая ответственность (вождения, а/м в состоянии
опьянения)
Санкция - часть правовой нормы, указывающей
на последствие, наступающее в результате нарушения диспозиции.
Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие
за целесообразное либо желаемое поведение.
Виды санкций:
1. По характеру неблагоприятных последствий:
- штрафные или карательные,
- меры предупредительного воздействия (арест
имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),
- правовосстановительные санкции (восстановление на
прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации
нанесенного ущерба).
2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:
- абсолютно-определенные (точно указан размер
последствий, например, увольнение или размер штрафа),
- относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя
граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),
- альтернативные (названы или перечислены несколько
видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на
срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),
- кумулятивные (допускают или обязывают вместе с
основной мерой наказания еще и дополнительную)
1.
Система права: понятие и структурные элементы
1 Система права — внутреннее строение
права, обусловленное характером регулируемых общественных отношений,
социально-экономическими, политическими, культурными факторами.
2. Структурными элементами
системы права являются:
• норма права — установленное
государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально
определенное правило поведения, которое устанавливает взаимные права и
обязанности участников общественных отношений и является их регулятором. Норма
права является своего рода кирпичиком, исходным элементом системы права;
• институт права — совокупность правовых
норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права. Иногда
институт права регулируется нормами различных отраслей (так, институт залога
является предметом регулирования только гражданского права, а институт
собственности регулируется нормами конституционного, гражданского, семейного,
административного и других отраслей права);
• подотрасль права — совокупность правовых
институтов, регулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же
отрасли. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли:
• обязательственного
права;
• наследственного права;
• авторского права;
• отрасль права — логически объединенные и
взаимосвязанные между собой правовые нормы, институты, подотрасли, которые
регулируют определенные крупные группы общественных отношений.
3. Основаниями для
распределения норм права по отраслям являются предмет и метод правового
регулирования.
4. Предмет
правового регулирования – это совокупность качественно однородных общественных
отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права.
Метод правового
регулирования — это совокупность юридических способов и приемов воздействия на
общественные отношения. Существуют следующие методы правового регулирования:
императивный— метод категорических,
властных предписаний, не допускающий отступления от нормы права; основан на подчинении,
субординации. Характерен для уголовного, административного права;
диспозитивный метод (автономии)
— способ
регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами;
предоставляет им выбор варианта поведения. Характерен для гражданского,
семейного права. Отрасли права бывают двух основных видов:
• материальные —
непосредственно регулируют общественные отношения (к ним относится большинство
отраслей права);
• процессуальные — регулируют порядок
(процедуру, процесс) рассмотрения дел, споров в суде (уголовно-процессуальное,
гражданское процессуальное право).
Также для системы права
характерно его деление:
•на
публичное право — объединяет отрасли, регулирующие отношения с
участием государства и его органов (публичный порядок). Для данных отраслей
характерен в основном императивный метод правового регулирования. К указанным
отраслям относятся, например, конституционное, административное, уголовное
право;
• частное право — объединяет отрасли,
регулирующие отношения преимущественно между физическими, юридическими лицами (частный
порядок). Для данных отраслей характерен преимущественно диспозитивный метод
правового регулирования. К ним относятся гражданское, семейное и др. отрасли
права.
• Основными отраслями
российского права являются: конституционное право— ведущая
отрасль национальной правовой системы, регулирующая:
• основополагающие права и
свободы человека;
• основы государственного
устройства;
• базовые положения иных
отраслей права;
• гражданское
право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения;
• гражданское
процессуальное право регулирует порядок судебной и защиты имущественных и личных неимущественных
отношений, а также семейных, трудовых и иных отношений;
• уголовное право определяет круг общественно
опасных деяний (преступлений) и наказаний за совершенные преступления;
• административное
право регулирует
общественные отношения в сфере государственного управления, а также
определяет круг правонарушений небольшой общественной опасности (административных
правонарушений), наказаний (взысканий) и порядок их наложения;
• семейное право регулирует правовую и
имущественную сторону семейных отношений (но не сами семейные отношения);
• трудовое право регулирует трудовые
отношения — порядок заключения и расторжения трудового договора, права и обязанности
работника и работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, порядок
рассмотрения трудовых споров и др.;
• международное
право, состоящее из двух частей:
В соответствии с
романо-германской правовой традицией во главе у каждой отрасли имеется базовый
нормативно-правовой акт — кодекс(в переводе с гр. —
"пень" — т. е. основа "корневой системы" каждой отрасли
права).
2.
Проблема элементного состава
структуры правовой нормы.
Нормы права хотя и являются первичными
элементами сис-мы права, сами состоят из определенных элементов. В качестве
структурных элементов правовых норм обычно выделяют гипотезу, диспозицию и
санкцию. Гипотеза (предположение) – часть правовой нормы, указывающая на
условие, обстоятельства, факты при которых норма права будет действовать.
Наличие гипотезы в правовых нормах вызвано тем, то действие норм права всегда
связывается с определенными условиями, обстоятельствами фактами. Диспозиция
(расположение) – эта часть правовой нормы - указывающая на права и обязанности
участников регулируемых отношений. Иногда говорят: Диспозиция — это часть нормы регулирующая само поведение. Санкция
(непререкаемое правило) – это часть нормы – указывающая на неблагоприятные
последствия, меры гос-ой ответственности которые могут наступить в случае
нарушения правовых норм. Большинство ученых считают что любая правовая норма
имеет гипотезу, диспозицию и санкцию. Если ….-гипотеза, то….. -диспозиция,
иначе – санкция. Согласно др. точке зрения следует различать структуру
регулятивных и охранительных. Регулятивные нормы содержат гипотезу и
диспозицию, охранительные гипотезу и санкцию. Данная точка зрения больше
соответствует нормам права, реально выраженным в законодательстве, нормам
предписания. Первая же точка зрения больше соответствует так называемым
логическим нормам т.е. нормам построенным искусственно из норм предписания.
Гипотеза, диспозиция санкция имеют разновидности. Нередко в норме права
гипотеза отсутствует она предполагается. В уг. праве гипотезу нередко называют
диспозицией.
3.
Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции.
Вопрос о структуре норм права является дискуссионным в
отечественной и зарубежной юридической науке. Предлагают и различные подходы к
соотношению и связи элементов правовой нормы.
Структура
правовой нормы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов,
связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу,
которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое
регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые
подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя,
должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и
соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы - они должны поступить
соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия
должного и дозволенного поведения. В тех случаях, когда нет должного поведения,
соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам
реализовать то, что ему дозволено, - предусматривается конкретная
ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы.
Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.
·
Гипотезой нормы права признается та часть правовой нормы,
в которой присутствует указание на условия, при наличии которых необходимо
руководствоваться данной нормой.
·
Диспозиция нормы права - это само правило поведения, то,
что предписано делать или не делать при наличии условий, предусмотренных в
гипотезе; она закрепляет права и обязанности участников правовых
отношений.
·
Санкция нормы права - это та часть правовой нормы, в
которой указывается на те неблагоприятные последствия, которые наступают для
нарушителя в случае нарушения диспозиции; она указывает на принудительные меры
с целью обеспечения прав и обязанностей.
Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической
ответственности.
Структуру правовой нормы можно представить следующим
образом: Г → Д → С «если» «то» «иначе»
Пример: ст. 300 Уголовного кодекса РФ: Незаконное освобождение
от уголовной ответственности.
·
Диспозиция:
незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления.
·
Гипотеза: прокурором, следователем или лицом, производящим дознание.
·
Санкция:
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Нормы,
строящиеся по предложенной схеме, часто называют идеальными. В системе права они практически не встречаются. В
действительности часто норма права может не иметь четко выраженной гипотезы или
санкции, но диспозиция быть обязательно должна - без нее нет нормы права.
Для того, чтобы правильно представить, из каких
элементов складываются юридические нормы, необходимо учитывать фактор
«разделения труда» между ними, так называемую специализацию. Такой подход
предложен А.Ф. Черданцевым и, на наш взгляд, объективно отражает ситуацию1. При
изучении структуры юридической нормы следует рассматривать и учитывать два вида
специализации - предметную и функциональную.
Предметная
специализация - это
«разделение труда» между юридическими нормами, осуществляющими позитивное
(регулятивные нормы) и охранительное (охранительные нормы) регулирование.
Позитивное регламентирование общественных отношений
осуществляют нормы гражданского, семейного, трудового, земельного и других отраслей
права. Такое
регулирование рассчитано на регламентацию нормальных, положительных отношений,
составляющих основу социальных связей и взаимоотношений в любом обществе.
Такое регулирование рассчитано на правомерное
поведение,
опосредованное положительными правами и обязанностями.
Регулятивные правовые нормы направлены на
распределение прав и обязанностей субъектов в ситуациях, не связанных с
правовым конфликтом.
Пример: ст. 116 Конституции
РФ: Перед
вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Охранительное регулирование призваны осуществлять
нормы уголовного, административного и иных отраслей права. При этом следует
учитывать такое свойство права, как принудительность. Принудительные меры
восстановительного характера (например, передача вещи из чужого незаконного владения) и
юридическая ответственность предусматриваются и регламентируются охранительными
нормами.
Они выступают гарантом действия позитивных норм,
позитивного регулирования. Однако подчеркнем, что не все позитивные правовые
нормы имеют санкцию, обеспечивающую ее гарантию. Иногда, например, суд может вынести решение,
гарантирующее действие позитивной нормы, на основе самой регулятивной нормы -
например, обязать покупателя оплатить товар, услуги и т.д.
Охранительные правовые нормы направлены на
противодействие правонарушениям, противоправному поведению, дезорганизующим
общественную жизнь, на защиту правовых ценностей и притязаний субъектов.
Пример: ст. 357 УК РФ. Геноцид: действия, направленные
на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной
группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их
здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной
передачи детей,
насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных
на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы
на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным
лишением свободы, либо смертной
казнью.
Функциональная
специализация юридических норм - это их «деятельность» в системе права по
обслуживанию действия норм, непосредственно обеспечивающих правовое
регулирование. Другими
словами, одни нормы права содержат непосредственно правила поведения, другие -
дефиниции, принципы, правила, устраняющие коллизии между ними, и т.д. По этому
принципу выделяют дефинитивные нормы, нормы-принципы, коллизионные нормы и т.д.
Так
называемые специализированные юридические предписания могут часто не иметь
отраслевой окраски - например, коллизионные правила.
Проблему
структуры норм права следует рассматривать с учетом их специализации. В связи с
этим регулятивные нормы (позитивное регулирование) в соответствии с их природой
и задачей имеют только гипотезу и диспозицию. Гипотеза очерчивает
обстоятельства и условия действия нормы, субъектов, на которые распространяется
их действие; диспозиция содержит права и обязанности, оформляющие должное и
управомочивающее поведение. Охранительные нормы (уголовное
право, административное
право и др.)
призваны обеспечивать и гарантировать существующие отношения, в том числе и
регламентируемые регулятивными юридическими правилами.
С учетом их задачи и юридической природы их структура
такова: диспозиция и санкция.
Нормы, обеспечивающие функциональную специализацию,
четко выраженной (закономерной) структуры не имеют и иметь не могут в силу
своей природы; например, вряд ли можно говорить о гипотезе или диспозиции
дефинитивной, коллизионной, оперативной и др.
Подчеркнем, в реальности правовые нормы имеют два
элемента.
Гипотезу и диспозицию (позитивные нормы) и диспозицию
и санкцию (охранительные); специализированные нормы (дефинитивные, коллизионные
и др.) имеют собственную структуру.
Структурные элементы юридической нормы по своему
характеру могут быть простыми, сложными (кумулятивными) и альтернативными.
Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство,
один факт, при котором необходимо следовать диспозиции.
Пример: ч. 4 ст. 99 Конституции РФ: С момента начала
работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва
прекращаются.
Сложная
(кумулятивная) гипотеза указывает на два и более условий, которые должны иметь место одновременно,
чтобы субъект мог руководствоваться данной нормой.
Пример: ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом
Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35
лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Альтернативная
гипотеза указывает
на два и более условий, при наличии хотя бы одного из которых необходимо
следовать диспозиции.
Пример: ч. 2 ст. 85 Конституции РФ: Президент
Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в случае
противоречия этих актов (а) Конституции Российской Федерации и (б) федеральным законам, (в) международным обязательствам Российской Федерации или (г)
нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом.
Императивные
диспозиции - предписывают
один определенный вариант поведения и не предоставляют субъекту возможность
выбора модели поведения.
Пример: ч. 4 ст. 111 Конституции РФ: После
трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства
Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации
назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную
Думу и назначает новые выборы.
Диспозитивные
диспозиции (полный диспозитив) - предоставляют субъекту возможность по своему
усмотрению выбрать активную (действие) или пассивную (бездействие) модель
поведения.
Пример: ч. 2 ст. 117 Конституции РФ: Президент
Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской
Федерации.
Диспозитивные
диспозиции (неполный диспозитив или диспозитив образа действия) - предоставляют субъекту
возможность по своему усмотрению выбрать вариант поведения из предлагаемых
нормой права; в этой ситуации бездействие не имеет места.
Пример: ч. 3 ст. 117 Конституции РФ: После выражения
Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент
Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской
Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.
В случае если Государственная Дума в течение трех
месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации,
Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо
распускает Государственную Думу.
Простая
санкция указывает на
одно юридическое последствие, наступающее в связи с нарушением диспозиции.
Пример: ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ: Управление транспортным средством водителем,
не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:
передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе
документов на право управления им, - влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Сложная (кумулятивная)
санкция указывает
на два и более юридических последствия, которые наступают одновременно или в
совокупности в связи с нарушением диспозиции.
Пример: ч. 1 ст. 291 УК РФ. Дача взятки: дача взятки
должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу
публичной международной организации лично или через посредника - наказывается
штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки… со
штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
Альтернативная
диспозиция указывает
на два или более неблагоприятных последствий, одно из которых может явиться
результатом нарушения диспозиции.
Пример: ч. 1 ст. 126 УК РФ. Похищение человека: похищение человека - наказывается
принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же
срок.
Санкции с позиции такого свойства норм, как
определенность, могут быть абсолютно-определенными и
относительно-определенными.
Абсолютно-определенные
санкции точно,
однозначно, без какой-либо альтернативы указывают на юридические последствия
(штраф, передача вещи; признание недействительности чего-либо (выборов и
т.д.)).
Относительно-определенные санкции задают интервал
негативных последствий, которые наступают за нарушение диспозиции, закрепляя
так называемые рамочные юридические последствия, - например, лишение свободы от
двух до пяти лет.
Пример абсолютно-определенной санкции: ч. 3 ст. 12.3
КоАП РФ.
Управление транспортным средством водителем, не
имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:
передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе
документов на право управления им, - влечет наложение административного штрафа
в размере трех тысяч рублей.
Пример относительно-определенной санкции: ч. 1 ст. 299
УК РФ.
Привлечение заведомо невиновного к уголовной
ответственности: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Часть 2 ст. 299 УК РФ: то же
деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого
преступления, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Санкции нормы права также можно классифицировать по
отраслям права (гражданско-правовые, уголовно-правовые,
административно-правовые, конституционно-правовые санкции и др).
Пример гражданско-правовой санкции: ч. 3 ст. 453 ГК
РФ. Последствия изменения и расторжения договора: если основанием для изменения или
расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон,
другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или
расторжением договора.
Пример уголовно-правовой санкции: ч. 1 ст. 126 УК РФ.
Похищение человека: похищение человека - наказывается принудительными работами
на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Пример административно-правовой санкции: ч. 3 ст. 12.3
КоАП РФ.
Управление транспортным средством водителем, не
имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:
передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе
документов на право управления им, - влечет наложение административного штрафа
в размере трех тысяч рублей.
Пример конституционно-правовой санкции: п. а) ч. 1 ст.
31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации». Расформирование
(избирательной) комиссии: Комиссия может быть расформирована судом
соответственно подсудности, установленной п. 2 ст. 75 настоящего Федерального
закона, в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права
граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта
Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,
иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов
голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума.
Практическое значение такой классификации санкций
правовых норм сложно переоценить - отраслевая принадлежность санкции отражает
специфику характера ее воздействия на нарушителя (имеет ли место воздействие на
личность, на
имущество, на профессиональный, политический или иной специальный статус), а
также соотношение целей ее применения (что при применении санкции доминирует -
кара, превенция (общая или частная), ресоциализация, восстановительный
элемент).
4.
Норма права и статья закона. Способы изложения правовых норм
Необходимо различать норму права и статью нормативного
правового акта - например,
закона. Норма права - это правило поведения, а статья
закона - часть законодательного текста, построенного в соответствии с правилами
языка и соответствующими требованиями к документу. В этих случаях нередко
говорят о том, что статья нормативного правового акта и норма права соотносятся
как форма и содержание.
Статья может содержать одно правило, одну норму либо
несколько, и в этом случае текст становится более объемным и сложным с точки
зрения пунктуации, терминологии, фразеологических оборотов, графического
оформления и др.
В целом соотношение нормы права и статьи нормативного
правового акта можно проиллюстрировать следующими правилами и примерами:
1. Нормы
права находят свое внешнее выражение в статьях нормативного правового акта.
Пример: ст. 113 Конституции
РФ:
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента
Российской Федерации определяет
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и
организует его работу. Здесь правило, касающееся полномочий Председателя
Правительства РФ (содержание), изложено в особой форме - в конституционном
тексте.
2. В одной
статье нормативного правового акта могут быть закреплены несколько правовых
норм.
Пример: ст. 117 Конституции РФ:
1. (а)
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, (б) которая
принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. (в)
Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства
Российской Федерации.
Здесь одна статья Конституции РФ включает в себя три
нормы права.
3. Элементы
одной и той же нормы права могут быть закреплены в разных статьях нормативного
правового акта.
Пример: ч. 1 ст. 109 Конституции РФ: Государственная
Дума может
быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст.
111 и 117 Конституции РФ Федерации… Здесь гипотеза нормы права содержится в
статьях 111 и 117 Конституции РФ.
4. Отмена
или изменение какой-либо нормы, закрепленной в статье нормативного правового
акта, не означает отмену или изменение самой статьи нормативного правового
акта.
Пример: ст. 23 ГК РФ. Предпринимательская
деятельность гражданина:
1. Гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя...
2. Утратил
силу с 1 марта 2013 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ.
Здесь отмена нормы права, содержавшейся в ч. 2 ст. 23
ГК РФ, не повлекла за собой отмену всей нормы в целом.
В зависимости от полноты представленных элементов
структуры нормы права выделяют три способа ее изложения в статьях нормативных
правовых актов.
Прямой способ - наиболее простой способ изложения
юридической нормы; здесь обстоятельства и факты излагаются последовательно, в
минимальной степени применяются сложные приемы юридической
техники. Это с
точки зрения воспринимаемости, как нередко справедливо полагают, наиболее
эффективный для право-применителей способ изложения нормы права. Прямой способ
изложения предполагает, что в правовой норме непосредственно сформулированы и
перечислены все ее элементы, для применения нормы нет необходимости обращаться
к иным нормам для установления ее содержания.
Пример: ст. 26 Конституции РФ: Каждый вправе
определять и указывать свою национальную принадлежность.
Здесь содержание нормы права не требует дополнительной
конкретизации.
Ссылочный (отсылочный) способ - в этой ситуации
содержание нормы не раскрыто, но в тексте статьи может находиться отсылка к
другим статьям того же акта либо к конкретным статьям другого нормативного
правового акта.
Пример: ч. 1 ст. 117 УК РФ: Причинение физических или
психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными
насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в ст.
111 и 112 настоящего Кодекса, - наказывается лишением
свободы на срок до
трех лет.
Здесь четко усматривается, к каким нормам права
необходимо обратиться для применения рассматриваемой нормы.
Бланкетный
способ - в этом
случае недостающие сведения восполняются информацией, содержащейся в других
нормативных правовых актах, на которых нет конкретных ссылок, либо ссылки
отсылают к законодательному массиву. Бланкетный способ − наиболее сложный,
требует от правоприменителя наибольшего внимания и предполагает высокую
профессиональную подготовленность. Подчеркнем, данный способ изложения, в
отличие от ссылочного, состоит в том, что здесь не указывается конкретная
статья либо нормативный правовой акт; при бланкетном способе нет так называемой
отсылочной определенности, недостающие сведения необходимо почерпнуть при
помощи мыслительной деятельности, которые также непроизвольны и включены в
действующее законодательство. Однако поиск данных сведений основан на принципе
логики и интуиции.
Пример: ч. 1 ст. 350 УК РФ: нарушение правил вождения
или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Здесь норма права содержит отсылку к правилам вождения
или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, не указывая
конкретно, в каком акте они содержатся, один ли это акт или несколько актов и
т.д.
В зависимости от уровня нормативного обобщения
(степени абстрактности изложения) выделяют казуальный (казуистичный) и
абстрактный способы изложения правовых норм.
Казуальный
(казуистичный) способ
предполагает простое изложение фактов, действий, реквизитов документов и др. с
помощью простого перечисления или указания на их индивидуальные признаки; при
таком способе изложения фактические данные, составляющие диспозицию,
описываются при помощи индивидуальных признаков.
Пример: ст. 26 ТК РФ «Уровень социального
партнерства»; ст. 41 ТК РФ
«Содержание и структура коллективного договора»; ст. 9 Федерального закона «О
защите конкуренции», устанавливающая признаки такого явления, как
«группа лиц» - т.е. совокупность связанных между собой по определенным
критериям субъектов, чья связь позволяет им манипулировать рынком и ограничивать конкуренцию.
Абстрактный способ при таком способе изложения
фактические данные, составляющие диспозицию, описываются при помощи родовых
признаков или при помощи упоминания принципа правового
регулирования.
Пример: нормы ГК РФ, закрепляющие признаки
юридического лица; ст. 10 Конституции РФ, закрепляющая принцип разделения
властей: государственная
власть в
Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной
власти самостоятельны.
5.
Способы и приемы изложения норм права в статьях
нормативно-правового акта.
Существует множество приемов и способов формулирования
правовых предписаний в тексте законодательства. Рассмотрим наиболее важные из
них.
Исходя из формы изложения правовой нормы в нормативно
– правовом акте выделяются два способа такого изложения: абстрактный и казуистический.
Абстрактный способ характеризуется тем, что правовое предписание формулируется в
обобщенном виде, без привязки к конкретным жизненным обстоятельствам, не
основываясь на примерах из жизни. Абстрактно изложенная норма связывает
предписания с общими родовыми характеристиками, типичными чертами и
проявлениями регулируемых отношений и предназначенных для их регламентации
предписаний. Даются только общие определения и признаки юридических фактов,
участников отношений, регулируемых нормой и обязательного их поведения.
Абстрактный способ не предполагает указаний в тексте нормативного правового
акта на конкретные примеры как указания образцов поведения. В этом случае в
тексте законодательного акта содержатся только общие указания, формулируются
признаки правомерного поведения, адресатов предписания, последствий
несоблюдения требований и т. д. Статьи нормативных правовых актов, изложенные
абстрактным способом, предполагают возможность достаточно активного их
толкования.
Казуистический способ означает, что все основные положения норм
характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных
конкретных случаев (казусов), которые используются в качестве примеров,
образцов. Казуистичная норма связывает предписания (обычно, гипотезу и диспозицию
закрепляемой в законодательстве нормы права) с отдельными строго определенными
частными случаями. Ее использование оправдано, если такой частный случай трудно
(или вообще невозможно) определить с помощью абстрактного метода. Дается полный
перечень обстоятельств, обуславливающих возникновение, изменение или
прекращение правоотношений, даются подробные предписания, список которых в
статье исчерпывающ, перечисляются все субъекты правового регулирования.
Казуистический способ изложения предписаний не дает возможности для активного
их толкования, а иногда и вовсе исключает его (например, когда дается закрытый
перечень чего – либо). Примером использования этого способа может стать п. 1
ст. 8 Гражданского кодекса России, содержащий строго определенный и закрытый
перечень конкретных обстоятельств, которые могут послужить основанием для
возникновения гражданских прав и обязанностей.
При осуществлении законотворчества следует
использовать оба этих способа, определяя выбор между ними в каждом конкретном
случае целью, приоритетом характеристики полноты правового регулирования. Для
полноты такого регулирования более предпочтителен абстрактный способ,
позволяющий более эффективно избегать пробелов в праве, охватывая более широкий
круг общественных отношений. Абстрактный способ изложения нормативно – правовых
предписаний свидетельствует о более высоком уровне законодательной техники
участников законотворческой деятельности. Однако, полностью отказаться от
казуистического способа все же невозможно, да и нет в этом необходимости.
Казуистический способ позволяет более четко и с большей определенностью
регулировать общественные отношения, с наибольшей, исчерпывающей точностью (без
необходимости толкования) регулировать общественные отношения. Поэтому
абстрактный способ изложения предписаний следует применять в тех случаях, когда
важна полнота правового регулирования, его всеобщность, казуистический же
способ более подходит для регулирования отношений, требующих большей
конкретности, не терпящих возможности широкого толкования предписаний.
Исходя из полноты изложения нормы права в статье
нормативно – правового акта в правовой науке выделяются три способа изложения
норм права в статьях нормативно – правового акта: прямой, отсылочный и
бланкетный.
Прямой способ предполагает
изложение всей нормы права целиком, всех трех ее элементов в одной статье
нормативно – правового акта. Наиболее часто этот способ применяется при
изложении норм гражданского права и иных частно – правовых отраслей. Этот
способ идеален с точки зрения техники выражения, полноты, ясности и понятности
предписания, но, к сожалению, на практике применим редко. Очень сложно, а
зачастую невозможно выразить все правовое предписание (которые часто
характеризуются сложностью и многозначностью), вместе с условиями применения и
санкцией в случае неисполнения в одной статье. Как правило, прямой способ
используется для выражения небольших по объему и второстепенных по значению
норм права.
Отсылочный способ изложения нормы права предполагает ее изложение в нескольких статьях
одного и того же нормативно – правового акта. Этот способ подходит для
изложения норм права в статьях значительных по объему нормативно – правовых
актов, например – кодексов. Статьи такого акта содержат ссылки друг на друга. В
качестве примера можно привести ст. 62 Уголовного кодекса России: «При наличии
смягчающих обстоятельств,предусмотренных пунктами «и» и «к» части первой
статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок
или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или
размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей
статьей Особенной части настоящего Кодекса» - часть гипотезы этой статьи
содержится в предыдущей статье того же кодекса. Отсылочный способ предназначен
для обеспечения единства большого и сложного нормативного правового акта,
содержащего множество самостоятельных по смыслу, но взаимосвязанных между собой
норм.
Бланкетный способ
означает изложение нормы права в различных нормативно – правовых актах, когда в
статьях одного акта содержится ссылка на другой закон или подзаконный акт. В
этом случае в одном нормативном правовом акте содержится ссылка на другой акт,
к которому следует обратиться для того, чтобы получить недостающую смысловую
составляющую нормы права. В качестве примера можно привести ст. 68 Таможенного
кодекса России, предусматривающую возможность введения упрощенных таможенных
процедур в отношении лиц, «…не считающихся подвергнутыми административному
наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3
статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях». Эта статья за гипотезой (условием вступления нормы в
силу) отсылает к другому акту – Кодексу Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Домашнее задание:
А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права.
Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. Том – 2 Особенная
часть, от 50-69 страницы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий