Лекция № 11
Право в системе нормативного регулирования
Цель занятия: сформировать
представления о сути, значении права, его становлении и развитии.
1.
Тема урока: Право в системе нормативного регулирования
2.
Тип урока: лекция
(объяснение нового материала)
3.
Система целей:
-
образовательная: познакомиться с существующими социальными нормами;
сформировать знания учащихся о понятиях: «социальная норма», «право»; изучить
виды социальных норм; выделить особенности права.
-
развивающая: развивать
умение проводить сравнительный анализ, обобщение, выделение сути
-
воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать положительный
интерес к правовым знаниям.
4.
Межпредметные связи: история, философия, обществознание,
история государства и права России.
Структура и содержание урока
1.
Организационный момент (приветствие, озвучивание темы урока, определение целей
и задач урока)
2.
Основная часть – изложение нового материала
1)
Понятие социальной нормы
2)
Виды социальных норм
3)
Понятие и признаки права. Функции права
4)
Право в системе социальных норм
А)
Взаимосвязь с другими социальными нормами;
Б)
Соотношение права и морали (выполнение таблицы «Сравнительная характеристика
права и морали»)
В результате изучения темы студенты должны:
Знать определение права,
понятия источник права, принципы права, система и отрасли права, институты
права;
Понимать
основополагающие принципы российского права, правила действия
нормативно-правовых актов;
Уметь характеризовать
признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм,
решать задачи практического характера.
Тип урока: изучение нового
материала.
Оборудование: интерактивная
доска, образовательный блог, текст учебника А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и практикум для
СПО Москва «Юрайт» 2019г. Том – 2 Особенная часть- 11-21 страницы
Содержание учебного материала:
1. Понятие регулирования общественных
отношений. Виды регуляции поведения людей: нормативные и
ненормативные регуляторы (информационный, ценностный, директивный).
2. Понятие и соотношение социальных и
технических норм. Специфика технико-юридических норм. Система социальных норм
современного общества. Общие черты всех социальных норм.
3. Виды социальных норм (обычаи, традиции,
нормы морали, нормы права, корпоративные нормы, нормы общественных организаций,
религиозные, политические, эстетические нормы) и их особенности.
4. Классификация социальных норм в
современном обществе (по способу установления, характеру обеспечения, форме
выражения, способу воздействия).
5. Соотношение права и морали: единство,
различие, взаимодействие. Противоречия между правом и моралью, пути их
устранения и преодоления. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ
общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения
к праву.
6. Право и обычаи. Право и нормы,
содержащиеся в актах общественных организаций. Право и религиозные нормы. Право
и эстетические нормы.
Ход урока
1.
Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные
и ненормативные регуляторы.
Настоящая тема является вводной по
отношению к теории права. Правовые нормы являются разновидностью социальных
норм, и исследование правовых явлений целесообразно начать с изучения
социальных норм, их видов и механизма действия.
Каждый человек руководствуется в своей
деятельности определенными правилами, образцами поведения. Без существования
правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможно существование
общества.
Регулирование общественных отношений – это
определение поведения людей и их объединений, упорядочение, введение в
конкретные рамки. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные
социальные регуляторы.
2.
Виды регуляции поведения людей: нормативные и
ненормативные регуляторы (информационный, ценностный, директивный).
К нормативному относится
регулирование посредством норм, путем установления конкретных рамок поведения
участников общественных отношений: норм права, морали, обычаев, религии и т.д.
К ненормативному относится
регулирование посредством ориентиров, психологических, партийных и др.
установок. Ненормативные регуляторы могут как усилить действие, так и
затормозить, исказить действие норм, в т.ч. правовых. Выделяют 4 вида
ненормативных регуляторов:
1.
Ценностный регулятор определяет поведение людей с помощью исторически
сложившейся системы социальных ценностей. Они формируются в культуре общества
или отдельных народов, в профессиональной среде, в семье и т.д. Ценностный
регулятор является самым древним. Поэтому нормы права, не учитывающие
сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут действовать.
2. Директивный
регулятор определяет поведение людей с помощью директив, указаний,
направленных на решение какой – либо важной цели, задачи. В СССР большое значение
имели директивы КПСС по различным вопросам жизни страны, и их невыполнения
грозило исключением из партии, увольнением с работы и т.д.
3.
Информационный регулятор определяет поведение людей с помощью СМИ. Они
привлекают внимание общественности к важным вопросам жизни общества, к
отдельным мероприятиям. Информационный регулятор эффективен тогда, когда
действует принцип гласности. Именно гласность обеспечивает участие населения в
делах государства и его информирование о положении дел в стране.
4.
Предсказания
определяют поведение людей с помощью знамений, видений, гаданий. Этот регулятор
формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации в
первобытном обществе и играл важную роль в раннеклассовых обществах,
обосновывая божественный характер царской власти. В этот период важные
предсказания записывались в сборниках.
3.
Социальные нормы регулирования общественных отношений (понятие, виды, общее и
особенное).
Все
нормативные регуляторы по предмету регулирования делятся на 2 группы:
1.
Технические нормы –
правила, регулирующие отношение между людьми и внешним миром – природой,
техникой.
2.
Социальные нормы –
общие обязательные правила поведения, которые регулируют отношения между
людьми, их объединениями.
Социальные нормы имеют следующие общие
признаки:
1.
социальный характер, т.е.
регулирует отношение между людьми.
2.
нормативность,
т.е. они являются правилами, образцами поведения, указывают, как поступать в
определенных ситуациях.
3.
регулирующий характер,
т.е. воздействуют на поведение людей, являются средством социального
управления.
4.
объективность, т.е.
возникают из объективной потребности общества в поддержании порядка, в
саморегуляции.
5.
всеобщий характер,
т.е. для них характерны многократность применения, длительность действия и
неопределенность адресата.
6.
обязательный характер, т.е. их реализация обеспечивается сознанием
людей и теми организациями, и социальными группами, интересы которых они
отражают.
4. Классификация
социальных норм в современном обществе (по способу установления, характеру
обеспечения, форме выражения, способу воздействия).
По способам установления и обеспечения
можно выделить:
1.
нормы права –
правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством.
2.
нормы морали
(нравственности) – правила поведения, складывающиеся в соответствии с
представлениями людей о добре, зле, справедливости, долге, чести и т.д.
3.
нормы обычаев
– правила поведения, складывающиеся исторически и вследствие их многократного
применения вошедшие в привычку людей.
4.
нормы традиций
– правила поведения, складывающиеся в связи с поддержанием прогрессивных устоев
определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, национальные,
профессиональные и пр.)
5.
корпоративные нормы
(нормы организаций) – правила поведения, издаваемые общественными организациями
и регулирующие внутриорганизационные отношения.
6.
религиозные нормы
– правила поведения, регулирующие отношения верующих друг с другом, с
религиозными организациями, религиозные обряды и т.д.
5. Общая
характеристика современных социальных норм: политические, правовые, моральные,
нормы общественных организаций, обычаи, традиции, эстетические нормы и другие.
По содержанию выделяют:
1.
политические нормы
– правила поведения, регулирующие отношения субъектов политической жизни
(полит. партий и других социальных групп) по поводу политической власти.
2.
экономические нормы
– правила поведения, регулирующие отношения в сфере производства и
распределения материальных благ.
3.
эстетические нормы
– правила поведения, отражающие представления людей о красоте (например, стиль
одежды для мужчин и женщин).
4.
этические нормы
– правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям
(например, формы обращений и приветствий).
5.
нормы культуры
– правила поведения, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями
опред. культуры и укрепляющие единство общества (например, западная и восточная
культуры по-разному относятся к одним и тем же явлениям общественной жизни).
Рассмотрение соотношения права с другими
социальными нормами предполагает рассмотрение их общих признаков, отличий,
взаимодействия и противоречий.
Социальные нормы различаются:
1.
По происхождению:
нормы права издаются государственными органами; нормы морали, религии, обычаев,
традиций возникают постепенно в процессе развития общества; корпоративные нормы
вырабатываются соответствующими организациями.
2.
По форме выражения:
нормы права фиксируются в официальных издаваемых государственными органами
нормативных актах; другие социальные нормы существуют либо в сознании общества,
отдельных социальных групп (мораль, обычаи, традиции), либо могут быть записаны
в различных источниках, не имеющих официального характера (корпоративные,
религиозные нормы).
3.
По сфере действия:
нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, объективно
требующие правового регулирования, в том числе и правила, безразличные с точки
зрения морали, обычаев, религии, например, различные технические предписания;
другие социальные нормы (мораль, обычаи, религиозные нормы) могут регулировать
общественные отношения, на которые распространяют свое действие правовые нормы
(не убий, не укради и т.п.), а также отношения, выходящие за пределы сферы
правового регулирования (отношения дружбы, определенные бытовые, семейные
отношения и пр.); корпоративные нормы регулируют только внутриорганизационные и
отношения и внешние отношения данной организации с другими организациями.
4.
По степени детализации: нормы права отличаются достаточно большой степенью
подробности; таким же качеством обладают корпоративные нормы; обычаи носят
казуальный характер, то есть максимально приближены к конкретным ситуациям;
нормы морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются общими
принципами; в религиозных текстах есть общие принципы и казуальные нормы.
5.
По способу обеспечения: нормы права обеспечиваются силой государственного
принуждения, корпоративные нормы – общественными организациями, а другие
социальные нормы – внутренним убеждением человека и силой общественного мнения.
6.
По времени возникновения и тенденциям развития: нормы права появляются на
определенном этапе развития общества вместе с государством и динамично
развиваются; корпоративные нормы появляются в политически организованном
обществе после государства и права и также динамичны; обычаи, религиозные нормы
и мораль появились значительно раньше права, более консервативны, складываются
не сразу и быстро не исчезают.
Право
и мораль.
1. Право и мораль. Право закрепляет
важные для всего общества требования морали, то есть их взаимодействие
выражается в одинаковости их требований. Законодательная власть в работе по
совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную
культуру населения. Мораль влияет на процесс применения норм права, принятие
решений компетентными государственными органами. Но между правом и моралью
могут быть противоречия. Они могут по-разному оценивать факты реальной
действительности (например, отказ от ребенка). Законы могут быть антигуманными
(например, УК РСФСР о доносительстве и даче показаний против ближайших
родственников). Но общим принципом должно быть то, что в основе права лежит
мораль.
2.
Право и обычаи. Право и нормы, содержащиеся в актах
общественных организаций. Право и религиозные нормы. Право и эстетические
нормы.
Право и обычаи. По соотношению с
правом можно выделить три группы обычаев. Одни обычаи могут признаваться и
санкционироваться государством и обретать характер правовых обычаев (например, обычаи
делового оборота). Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится
нейтрально. Имеется в виду привычная для общества, социальной группы форма
общественной регуляции (например, свадьба, день рождения). Их соблюдение или
несоблюдение не влечет никаких юридических последствий. Третью группу
составляют обычаи, противоречащие принципам морали и права (например, кровная
месть). Право с такими обычаями может конфликтовать. В этом случае правовые
нормы вытесняют с точки зрения общества обычаи.
3. Право и религиозные нормы. Религиозные нормы
могут выступать источниками права, например, в мусульманской правовой системе.
В светских государствах церковь уважает право, законы, установленные
государством, а государство гарантирует каждому свободу совести,
вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и
действовать в соответствии с ними. Государством и правом запрещается создание и
функционирование тоталитарных религиозных структур, которые пытаются поставить
всю жизнь человека под свой контроль, ограничивают всякие иные его связи и
отношения, разжигают религиозную вражду и экстремизм.
4. Право и корпоративные нормы. Правовые
нормы корректируют нормы общественных объединений (нормы Конституции РФ и
закона РФ «Об общественных объединениях»). Корпоративные нормы оказывают
определенное содействие в регулировании отдельных видов ОО (например,
политические партии выдвигают кандидатов в депутаты Госдумы РФ и назначают
своих представителей в избирательные комиссии. Нормы уставов политических
партий определяют, каким образом должно осуществляться это право). Противоречия
между правовыми и корпоративными нормами исключаются.
6. Концепции
правопонимания
Изложенные выше положения о происхождении
и эволюции права характерны для современного этапа развития юридической науки, хотя
они не исключают существование и иных точек зрения и могут быть в той или иной
мере пересмотрены по ходу дальнейшего накопления знаний о развитии государства
и права. Но на протяжении многих веков человеческой истории
представления о происхождении права были более примитивными, а
нередко и искажались в угоду определенной идеологии, существовавшей в
определенном государстве, формировались под воздействием ряда факторов –
экономических, религиозных, идеологических и иных. Для
того чтобы сформировать собственную позицию по отношению к сущности права, необходимо
ознакомиться с наиболее значимыми подходами к пониманию права, складывавшимися
с эпохи Древнего мира до Новейшего времени.
Естественно-правовая теория основана на
противопоставлении естественного права и позитивного права (закона). Представителями
данной теории являются Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гроций, Т.
Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Маритен. Концепция
естественного права сформировалась в период буржуазных
революций XVI–XVIII вв., хотя ее истоки можно обнаружить уже в
античный период. По мнению одной части сторонников данной теории, источником
естественного права является человеческий разум (Г. Гроций и др.), по
мнению другой – оно дается от Бога (Ж. Маритен). Оно представляет
систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих
нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство,
безопасность, собственность, семья и т. д.).
Такое право вечно, неизменно, так как
присуще человеку от рождения и является высшим, истинным и подлинным правом. Охрану
естественного права должно осуществлять государство. Позитивное право производно
от естественного и должно соответствовать ему. В случае противоречия между
ними приоритет должен отдаваться естественному праву.
Историческая школа права рассматривает
право, как выражение духа народа. Право представляет собой результат опыта прошедших
времен. Право формируется постепенно, преимущественно из обычаев,
санкционированных государством. Поэтому законы производны от обычаев и не
являются основными источниками права. Законодатель не может создавать нормы
права по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде
норм.
Историческая школа права отрицала
возможность существования единого для всех народов права – так как история
каждого народа неповторима, то и право каждой страны
уникально. Представителями данной теории являются Г. Гуго, Ф. Савиньи,
Г. Пухта и другие. Историческая школа права сложилась в конце XVIII
– начале XIX в. в Германии на волне критики теории
естественного права.
Позитивистская теория рассматривает
право, как установленные государством общеобязательные правила поведения, которые
закрепляются в различных официальных источниках (нормативных правовых
актах, судебных прецедентах и т. д.).
Таким образом, под правом
понимаются любые установленные государством нормы независимо от их содержания. Их
исполнение обеспечивается властным принуждением, а право
рассматривается как проявление силы. Представителями данной теории
являются Дж. Остин, К. Бергбом, Г. Шершеневич. Данная теория возникла
в XIX в.
Классовая (марксистская) теория рассматривает
право, как возведенную в закон волю господствующего класса. Содержание
права обусловлено спецификой господствующих в определенном обществе
производственных отношений, т. е. право
порождается экономикой и закрепляет сложившиеся в нем общественные отношения. А
государство лишь создает и обеспечивает соблюдение правовых норм. Представителями
данной теории являются К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Данная теория оформилась в XIX–XX вв.
Психологическая теория определяет и
исследует право как
явление индивидуальной психики человека. Представителями
данной теории являются Л. И. Петражицкий, Г. Тард, М. А. Рейснер
и др. Психологическая теория права получила распространение в начале
XX в. Л. И. Петражицкий разграничивает
позитивное право, под которым понимает официально действующие в
государстве юридические нормы, и интуитивное, подлинное
право, исходящее из психики человека. Интуитивное право
является совокупностью эмоциональных переживаний, которые испытывает
человек. И. Петражицкий выделяет три варианта отношений между
позитивным и интуитивным правом:
1) интуитивное право согласуется с
позитивным;
2) интуитивное право опережает
позитивное;
3) позитивное право опережает
интуитивное.
Социологическая теория рассматривает
право, как систему правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое
правом. Представителями данной теории являются Е. Эрлих, Р. Паунд, Л.
Дюги, С. А. Муромцев. Социологическая теория права формировалась в
конце XIX–XX в.
Приверженцы данной теории считают, что
право следует искать не в нормах, а в самой жизни. Законы
рассматриваются ими лишь как часть права. Для сторонников
социологической теории писаное право подобно сосуду, который нужно
заполнить. Наполнять законы правом призваны судьи и чиновники. Поэтому
для данной теории характерно разделение на «писаное право» – правила
поведения, закрепленные в законах, и «живое право» – правила
поведения, создаваемые судами и административными органами в рамках
их деятельности. Наибольшее распространение данная теория получила в США,
где среди источников права ведущую роль играют правовые прецеденты – решения
судебных и административных органов по определенным вопросам, которым в
дальнейшем при рассмотрении аналогичных дел придается общеобязательный характер. Это
обусловлено принадлежностью США к англосаксонской правовой семье, родиной
которой стала средневековая Англия. Здесь право формировалось прежде
всего на основе решений судов. Данный порядок распространился на
территории, которые в свое время были колониями Британской империи (в
том числе североамериканские, которые в XVIII в. обрели
независимость и образовали США). Более подробно особенности
англосаксонской правовой семьи будут рассмотрены в главе «Правовые
семьи».
В отличие от России и стран
континентальной Европы в целом, в США суды осуществляют не только
правосудие, но и фактически занимаются правотворчеством. Нередко
судебное решение придает правилу поведения совершенно иной смысл по сравнению с
тем, что вкладывал в него законодатель.
Нормативистская теория рассматривает право,
как государственную волю, выраженную в обязательном нормативном акте, обеспеченном
принудительной силой государства. Право рассматривается как нормативный регулятор
общественных отношений. Представителями данной теории являются Г. Кельзен,
П. Н. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой и др. По мнению Г. Кельзена, право
представляет собой иерархическую систему норм в виде пирамиды, где каждая
верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из
верхней, ей подчиняется. На самом верху пирамиды находится «основная
норма» (конституционная норма), принятая законодателем.
Далее идут нормы обыкновенных законов, правительственных
актов. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты: решения
судов, администрации, договоры, предписания должностных
лиц и т. п., которые включены в право и тоже вытекают из главной
основной нормы. Данная теория в окончательном виде сложилась в ХХ в.
Либертарно-юридическая теория рассматривает право,
как совокупность общеобязательных норм, выражающих и
обеспечивающих равную свободу индивидов. Согласно либертарно-юридической
теории, право является регулятивно-управленческой системой, в основу
формирования и функционирования которой положены принципы формально-юридического
равенства, свободы, справедливости. Суть главного принципа
права – формального равенства – в том, что запреты,
обязывания и дозволения одинаковы для всех. Все выходящее за рамки этого
принципа и противоречащее ему является неправовым и антиправовым. Представителями
данной теории, сложившейся в конце ХХ в., являются В.
С. Нерсесянц, В. А. Четвернин.
Признаки и
принципы права
Признаки права. Право обладает рядом
признаков, отличающих его от иных социальных норм.
1. Системность. Право
характеризуется иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.
2. Право исходит от государства – принимается, санкционируется
или признается им.
3. Общеобязательность – нормы права
распространяют свое действие на все объекты, находящиеся в сфере данной нормы,
требования данной нормы обязательно для всех субъектов.
4. Охраняется государством – нарушение норм
права должно влечь государственное принуждение.
5. Формальная определенность – право
содержится в определённых нормах (нормативных правовых актах), договорах
нормативного содержания, судебных прецедентах и правовых обычаях.
6. Выступает государственным регулятором
общественных отношений.
Сущность права выражается в его социальном
назначении. Социальное назначение права заключается в регулировании
общественных отношений, в организации управления обществом.
Принципы права – основополагающие идеи
права, выработанные в общественном сознании, лежащие в основе права, всей
системы правового регулирования в обществе.
Принципы права как его ведущие идеи
непосредственно связаны с сущностью права. Они определяют смысл
конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, служат
ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и
правоохранительной деятельности.
Выделяют общеправовые, межотраслевые
и отраслевые принципы права.
Общеправовые
принципы
действуют во всех отраслях права.
К числу этих принципов относятся принципы
гуманизма, демократизма, законности, равенство всех перед
законом, справедливости и др.
Межотраслевые принципы охватывают
несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые реализуются в
отдельных областях правового регулирования. К их числу относятся принцип
неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности
судопроизводства.
Отраслевые принципы действуют в
рамках только одной отрасли права. К ним относятся: принцип
равенства сторон в имущественных отношениях–в гражданском праве, презумпция
невиновности–в уголовном процессе, презумпция виновности–в
гражданском процессе и т. д.
В юридической науке и практике традиционно
различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право – это система
общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых
и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных
отношений.
Объективное
право
– это законодательство, юридические обычаи, юридические
прецеденты и нормативные договоры данного
периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле,
что
непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его
субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного
предписания.
Субъективное
право
– это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять
собственные интересы лица.
Субъективными правами выступают конкретные
права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.
п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему
и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право – это
юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное
право – это те конкретные
юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права
объективного.
Субъективные права закрепляются в нормах
объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий.
Функции права
В ходе взаимоотношений людей друг с
другом происходит столкновение интересов и воль различных субъектов, зачастую
приводящее к конфликтам. Поэтому право предназначено для
устранения, разрешения и сглаживания данных конфликтов. Но даже при
отсутствии конфликтной ситуации возникает необходимость в упорядочении наиболее
значимых общественных отношений, достижении согласия между членами общества на
основании существующих в нем на определенном этапе его развития представлений о
справедливости. Данными обстоятельствами обусловлены функции права.
Функции
права
– основные направления воздействия права на социальные процессы.
Выделяют социальные и юридические функции
права.
Социальные функции права:
1. Экономическая – право
упорядочивает производственные
отношения, закрепляет различные формы собственности.
2. Политическая – право
регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов
политической системы.
3. Воспитательная – право отражает
определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое
воздействие на лиц, способствует формированию у участников общественных
отношений мотивов правомерного поведения.
4. Коммуникативная – право
выступает способом связи между субъектом и объектом управления.
К юридическим функциям права относятся
регулятивная и охранительная.
Регулятивная
функция
выражается в установлении определенных правил поведения.
Охранительная
функция
направлена на охрану общественных отношений, урегулированных правом. Данная
функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать.
Основные выводы
1. Нормативное регулирование – это
особая форма деятельности, направленная на создание, реализацию и обеспечение
различного рода общих правил (норм) поведения людей. Цель нормативного
регулирования – упорядочение отношений и достижения стабильности в обществе.
2. Система нормативного регулирования – это
совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения
их между собой в рамках объединений, и социально технических норм (правил
поведения), регламентирующих их взаимодействие с природой.
3. Правила поведения разделяют на две
группы: технические и социальные нормы. Техническое нормативное регулирование
основывается в первую очередь на естественных, природных условиях и
направлено на урегулирование работы с техническими объектами. Социальные
нормы формируются в процессе жизнедеятельности людей, т. е. развиваются
исторически; являются правилами поведения, упорядочивают общественные
отношения; представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.
4. Видами нормативного социального
регулирования являются традиционное, моральное, корпоративное и
правовое. Правовое регулирование обеспечивает стабильность наиболее
значимых общественных отношений.
5. Право – это система
общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных
для регулирования наиболее значимых общественных отношений.
6. Право, как нормативный регулятор
связано с государством, но зачатки правового регулирования стали
зарождаться еще в первобытном обществе, в догосударственную эпоху.
Способами регулирования служили запреты,
дозволения и обязывание. Социальные нормы изначально формировались в виде
мононорм – единых нерасчлененных правил поведения, вбиравших
в себя моральное, правовое, традиционное и религиозное
содержание. В ранние эпохи своего существования право имело
преимущественно сословную сущность, закрепляло неравенство людей,
было основано на использовании устрашающих наказаний. По мере
повышения благосостояния членов общества, формирования социального
государства классовые различия постепенно сглаживались, и у членов
общества появлялось все больше возможностей для реализации своих прав. Сущность
права все больше эволюционировала от классовой к общесоциальной.
7. В науке выделяют следующие теории (концепции, школы)
право понимания. Естественно-правовая теория – основана на
противопоставлении естественного права и позитивного права (закона).
Историческая школа права рассматривает право, как выражение духа народа.
Право представляет собой результат опыта прошедших времен. Позитивистская
теория рассматривает право, как установленные государством общеобязательные
правила поведения, которые закрепляются в различных официальных
источниках. Классовая (марксистская) теория рассматривает право,
как возведенную в закон волю господствующего класса. Психологическая
теория определяет и исследует право, как явление индивидуальной психики
человека. Социологическая теория рассматривает право, как систему
правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое
правом. Нормативистская теория рассматривает право, как
государственную волю, выраженную в обязательном нормативном акте, обеспеченном
принудительной силой государства. Либертарно- юридическая теория рассматривает
право, как совокупность общеобязательных норм, выражающих и
обеспечивающих равную свободу индивидов.
8. Признаками права являются системность, связь
с государством, общеобязательность, формальная определенность,
способность быть государственным регулятором общественных отношений.
9. Принципы права – это
основополагающие идеи права, выработанные в общественном сознании,
лежащие в основе права, всей системы правового регулирования в обществе.
Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. Межотраслевые
принципы охватывают несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые
реализуются в отдельных областях правового регулирования. Отраслевые
принципы действуют в рамках только одной отрасли права.
10. В юридической науке и практике
традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Объективное
право – это система общеобязательных, формально определенных
юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и
направленных на урегулирование общественных отношений. Субъективное
право – это мера юридически возможного поведения, призванная
удовлетворять собственные интересы лица.
11. Функции права представляют
собой основные направления воздействия права на социальные процессы. Социальными
функциями права являются экономическая, политическая, воспитательная,
коммуникативная. К юридическим функциям права относятся регулятивная
и охранительная. Регулятивная функция выражается в установлении
определенных правил поведения. Охранительная функция направлена на
охрану общественных отношений, урегулированных правом.
Контрольные
вопросы по теме
1. Дайте определение
понятию «нормативное регулирование».
2. С какой целью осуществляется
нормативное регулирование?
3. Дайте определение понятию «право».
4. В чем отличие права от иных социальных
норм?
5. Приведите примеры отношений, которые не
следует регулировать правовыми нормами.
6. Дайте определение
понятию «принципы права».
7. Дайте классификацию принципов права.
8. В чем различие объективного и
субъективного права?
9. Перечислите и охарактеризуйте концепции
правопонимания.
10. Какой концепции правопонимания
придерживаетесь вы? Ответ обоснуйте.
Вопросы для
собеседования
1. Понятие социального регулирования.
2. Социальные нормы, их виды и функции.
3. Место и роль права в системе социальных
норм.
4. Соотношение норм права и норм морали.
5. Соотношение норм права и обычаев.
6. Соотношение права и религии.
7. Соотношение норм права и корпоративных
норм.
Домашнее
задание: 11-21 страницы
А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО
Москва «Юрайт» 2019г. Том-2 Особенная часть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий