Лекция
№ 9
Механизм (аппарат) государства
Дисциплина Теория
государства и права
Дата: 06.11.2025г.
Курс – 2
Тема: Механизм
государства
Тип лекции: лекция
ознакомления с новым материалом
Вид урока: лекция
Форма
проведения: беседа
Методы
контроля: ответ на вопросы
Формы
контроля: фронтальный
Формы
организации работы: фронтальные
Используемые
методы: объяснительно-иллюстративный; проблемно-сообщающие;
Цель урока: изучить механизм
государства
Задачи
урока:
Образовательная: сформировать умения и знания
о необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм,
механизмах правового регулирования.
Развивающая: развитие логического
мышления, развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые
факты и понятия, умение применять знания в жизненных ситуациях
Воспитательная: содействовать патриотическому
воспитанию студентов
Межпредметные связи: Конституционное право, Гражданское право, Административное право
Комплексно-методическое
обеспечение урока:
1. А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и
права. Учебник и практикум
для СПО Москва «Юрайт» 2019г. от 23-45 страницы
2. Теория
государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. —
559 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5090.
3. Теория
государства и права - Марченко М.Н., 2011 Правоведение
Мухаев Р.Т., 2013г.
Оборудование
к уроку: монитор, компьютер, Образовательный блог, доска, мел.
Обучающиеся
должны знать:
о необходимости регулирования общественных отношений,
сущности социальных норм, механизмах правового регулирования.
Должны уметь: применять
полученные знания на практике
План:
1.
Орг. Момент. Сообщение темы, целей и задач урока- 1
мин.
2.
Актуализация опорных знаний умений- 10 мин
3.
Объяснение нового материала- 20 мин
4.
Закрепление изученного материала- 10 мин
5.
Подведение итогов, выставление оценок- 3 мин
6.
Задание на дом- 1 мин
Содержание
материала
1. Механизм государства. Структура механизма
2. Понятие, признаки и элементы механизма государства
3. Орган государства: понятие, признаки, виды
4. Принципы организации и деятельности механизма
государства
5. Бюрократия: смысл термина и назначение.
7. Законодательные органы власти
8. Исполнительные органы власти.
10.
Глава государства в системе органов государственной
власти
11.
Система «сдержек и противовесов»
Ход занятия
1. Организационный момент:
Приветствие. Проверка наличия
студентов и их готовность к занятию. Проверка подготовленности помещения к
занятию. Запись темы занятия в журнале.
1.
Актуализация опорных знаний умений:
Проверка знаний по предыдущему
занятию: тестирование (на доске проектором выводится вопрос и варианты
ответа, студенты выбирают правильный ответ и обосновывают его)
- способность и возможность оказывать определенное
воздействие на деятельность, поведение людей называется (идеология, власть,
труд)
- тот, кто обладает желанием властвовать, реальной
властью и кто проявляет власть по отношению к другим (субъект
власти, объект власти)
- власть, основанная на обычаях, привычках
повиноваться власти называется (легальная, традиционная,
харизматическая)
- верховенство и независимость государственной власти
по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и за ее пределами
называется (демократия, суверенитет)
- субъект власти, располагающий аппаратом управления,
представляющий общество и осуществляющий руководство им (народ, государство,
масса, социальные слои)
(По итогам тестирования определяются
самые активные студенты)
Я вижу, что вы смогли разобраться с понятиями
власть, политическая система и поняли, что государство представляет из себя
политическую организацию, располагающую аппаратом управления.
1. Механизм государства. Структура механизма.
Свои функции и задачи государство осуществляет с помощью специальных органов и
учреждений, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью
по исполнению полномочий государственных органов. Все они,
вместе взятые, — государственные органы и учреждения, а также занятые в них государственные служащие —
составляют механизм государства.
Посредством этого механизма государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп
населения.
В значительной мере от того, насколько разумно
организована деятельность государственных органов и учреждений, зависит
способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы,
удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов
является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на
возможность государственного принуждения. Это осуществляют специальные органы:
армия, полиция, суд, тюрьмы.
Конечно, политическая власть в демократическом государстве может осуществляться
самим народом непосредственно на референдумах, выборах и т.п. Это тоже составная часть механизма
государства. Однако центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат — система
взаимосвязанных органов государства и занятые в них государственные служащие,
которые практически осуществляют государственную власть.
Следовательно, признаком любого государства является
наличие механизма государства, т.е. системы органов и учреждений государства,
наделенных властными полномочиями и созданных для осуществления его функций, и
задач. Без государственного механизма не может существовать само государство,
поскольку именно государственные органы его и олицетворяют. Через них
осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное
руководство обществом.
Понятие «механизм государства» используется в широком
и узком смыслах.
В широком смысле механизм государства включает в себя
всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются
задачи и функции государства. При таком
понимании механизм государства состоит из государственного аппарата,
государственных учреждений и государственных предприятий.
Государственный аппарат представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления
государственной власти.
Наряду с государственным аппаратом в механизм
государства включаются государственные учреждения, деятельность которых
направлена на выполнение функций государства в сфере образования (например,
школы), в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т.п. Наконец,
государственные предприятия как часть механизма государства создаются для
осуществления хозяйственной деятельности, например производства предметов
первой необходимости (товаров) или оказания различных услуг населению.
В узком смысле понятие «механизм государства»
тождественно понятию «государственный аппарат».
Механизм государства имеет характерные черты,
позволяющие отличать его от других политических институтов, участвующих в
осуществлении государственной власти или влияющих на нее (например, партий).
2. Понятие, признаки и элементы механизма государства
·
это целостная система государственных органов,
основанная на единстве принципов его организации и деятельности. Эти принципы
(например, разделения властей, принцип
законности и т.п.) обычно зафиксированы в конституциях государств;
·
состоит из особой группы людей, выделенных из общества
и подготовленных для управления им,
осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
·
органы государства, составляющие механизм,
взаимодействуют друг с другом как составные части строго иерархической системы,
основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим;
·
каждый элемент механизма (т.е. орган государства)
является относительно самостоятельной и обособленной частью системы, наделен
властными полномочиями, создается государством и действует от его имени и по
его поручению. Каждый орган государства осуществляет его конкретную функцию, а
все вместе обеспечивают эффективное функционирование государства в целом;
·
для осуществления задач и функций государства органы
государства обладают необходимыми средствами — материальными, информационными,
организационными, включая и возможность государственного принуждения.
А сейчас мне хотелось бы обратить
ваше внимание на словосочетание аппарат управления. Слово аппарат нам
встречается и в составе других слов и словосочетаний. Какие сможете назвать вы?
(летательный аппарат, фотоаппарат и т. д.)
Во всех названных примерах есть
общие моменты:
- во-первых, аппарат создается для
выполнения определенных функций;
- во-вторых, включает в себя
различные составные элементы, которые взаимодействуют. Взаимосвязь составных
элементов мы можем также назвать одним словом – механизм. То есть и летательный
аппарат, и фотоаппарат имеют механизм. А можем мы предположить, что государство
имея аппарат управления, также располагает механизмом?
(да)
В таком случае мы с вами просто
обязаны подробно изучить данный механизм, понять какие функции он выполняет.
Поэтому тема нашего занятия
следующее «Механизм государства». Запишите тему в тетрадь.
Механизм государства представляет
его структурное воплощение. Это та реальная организованная сила, с помощью
которой государство существует как таковое.
Механизм
государства — это целостная иерархическая система специальных
органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и
управление обществом.
На разных этапах существования
человечества механизм государства имел неодинаковую структуру, выполнял разные
функции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные
органы, способные обеспечить нормальное функционирование общества и защиту его
интересов. Тем не менее все многообразие известных примеров государственного
механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.
1 Механизм
государства — это целостная система государственных органов и
учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности.
Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.
2. Механизм
государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением
—государственными служащими.
3.
Функционирование всех звеньев механизма государства
обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами
принуждения, осуществляемыми специальными органами (армия, полиция, тюрьмы и
т.д.). '
4. Механизм
государства тесно связан с функциями государства. Последние
реализуются в процессе деятельности механизма государства. С изменением
содержания функций меняется структура и деятельность механизма государства.
5. Механизм
государства должен гарантировать права и свободы граждан.
6.
Полномочия отдельных органов механизма государства определяются
и ограничиваются правом.
Механизм государства состоит из
комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую
систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах
его развития. Механизм современного государства отличается многообразием его
составных частей, спецификой взаимоотношений между ними. Первичным структурным
элементом механизма государства выступает орган государства.
3.
Виды органов государства
В соответствии с принципом разделения властей выделяют три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и
судебные.
Орган
государства – это самостоятельное подразделение аппарата
государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и
организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена
государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для
реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган
государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые
определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из
подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие
признаки органа государства:
1) юридически организационный и экономически
определенный характер;
2) наличие собственной структуры;
3) имеет государственно‑властные полномочия;
4) государственные гражданские служащие выступают от
имени всего государства;
5) наделение полномочиями в конкретной сфере
общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном
механизме;
6) выполнение строго определенных государственных
функций и задач;
7) обладание правом на издание юридических актов;
8) наличие
нужных материальных средств;
9) реализация деятельности на базе нормативных
правовых актов;
10) близкое взаимодействие с иными государственными
органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в
зависимости:
1) от порядка их формирования;
2) объема выполняемых полномочий;
3) широты компетенции;
4) характера организационно‑правовых форм деятельности (в соответствии
с принципом разделения властей);
5) числа государственных гражданских служащих;
6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные – к ним относят органы,
которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением
(парламент, президент) в определенном законом порядке;
2) производные – органы, которые формируются
первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти – это правительство, парламент
и т. д.;
2) центральные, в частности министерства;
3) местные – государственные органы
субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции – это президент,
правительство и др.;
2) органы специальной
компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют
органы:
1) коллегиальные – те, которые принимают решение
большинством голосов, например, правительство;
2) единоличные – где решения принимаются
единолично руководителем, например, президентом.
В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности
различают:
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно‑надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:1) постоянные органы –
составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование
в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях,
а также для реализации каких‑либо крупномасштабных задач.
Государственный орган — это относительно
самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата,
создаваемое государством в целях осуществления определенного вида
государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией
и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную,
материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных
структур, являются:
- формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от
имени государства. Государственные органы нередко называют органами
государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется
государственный суверенитет в области установления и реализации властных
требований;
- выполнение каждым государственным органом строго определенных,
установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности
(законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);
- наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных
организационной структуры; территориального масштаба деятельности;
установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и
объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его
взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и
организациями;
- в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность
принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип
единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне
зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера
профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе
реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные
гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение
властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа
заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми
государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют
деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».
Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений
государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового
характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц,
которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или
отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого
правительства как органа государства). При этом будучи составными частями
одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются
друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими
государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями
исполнения служебных полномочий и т.д.
В основу классификации государственных органов могут быть положены
следующие критерии:
1. По юридической силе:
- федеральные органы государственной власти;
- государственные органы субъектов.
2. По порядку образования:
- представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);
- производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).
3. По характеру осуществляемых полномочий:
- институт главы государства (Президент, Монарх);
- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ,
Законодательные собрания субъектов РФ);
- органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной
власти субъектов РФ);
- судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный
суд, суды субъектов);
- контрольно –надзорные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет,
налоговая полиция и т.д.)
4. По времени действия:
- постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);
- временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на
период ВОВ)).
4. Принципы
организации и деятельности механизма государства
При характеристике
механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и действует в
соответствии с определенными принципами. Принципы организации и деятельности
механизма государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми
образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет
собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен
быть. Принципы -это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в
законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства.
Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства
закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина,
разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем
законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ и т. д. - в каждом из них есть
статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы организации и
деятельности механизма государства зависят от политического режима,
определяются им.
В отношении
современного государства можно назвать следующие принципы организации и
деятельности механизма государства:
• принцип разделения властей;
• принцип разграничения функций между органами
государства;
• принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем
для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок
деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
• принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и
исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с
требованиями закона;
• принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и
деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
• принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться
достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
• принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны
быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее
образование, пройти инструктаж).
Обратим внимание,
что рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и
принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны
строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка
каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается
акцент - на организацию или на деятельность органа государства. Например,
важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является
законность. Законность как принцип организации государственного аппарата
означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных
нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры,
установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при
нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной
Думы эти органы будут нелигитимны, их деятельность, равно как и полномочия,
будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать
общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью,
предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с
нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.
Законность
как принцип деятельности органов государства означает, что:
• органы
государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их
компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд
осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в
пределах своей компетенции;
• органы вправе
издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например,
Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения;
Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы -
приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент
не может вынести приговор - эти акты находятся не в их компетенции);
• все решения
органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной
законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например,
Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия
закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не
будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в
результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения
обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких
стадий...
Как видим, при
характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризующие его как
принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма
государства.
5.
Бюрократия: смысл термина и назначение
Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau –
канцелярия и греч. кратос – власть)
– система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять
поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.
«Бюрократией» часто называют не только систему
управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот
аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в
негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной
системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 году.
Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент
своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что
бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у
народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии
как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать
под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает
максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников
(волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания
решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих
понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с
правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой
крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев
(«корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
2. Идеальные типы и легитимное господство
Для того чтобы рассмотреть концепции бюрократии М.
Вебера необходимо упомянуть о двух основных категориях его учения. Это идеальные
типы и легитимное господство.
Идеальные типы по М. Веберу это не есть реальность,
подкрепленная эмпирической адекватностью, а теоретические конструкции, которые
позволяют глубже понять ту или иную проблему. Социологические идеальные типы
Вебер называл чистыми социальными типами.
Легитимное господство М. Вебер делил на три группы,
выделяемые в соответствии с тремя основными мотивами повиновения:
1.
Традиционное - этот тип
господства основывается на священности традиции, устоявшихся норм и правил;
2.
Харизматическое - оно основано на
исключительных качествах, приписываемых лидеру;
3.
Легальное - господство,
которое можно встретить в развитых буржуазных государствах — Англии, Франции,
США и др. В них подчиняются не личности (скажем, президента и других
должностных лиц), а законам, притом подчиняются все — управляемые и управляющие
(чиновники).
Бюрократия понималась М. Вебером в качестве идеального
типа, то есть идеализированной теоретической модели, используемой для анализа и
сравнения реальных социально-исторических явлений.
3. Формы бюрократии
Основным источником, в котором представлена теория
бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд немецкого социолога «Хозяйство и
общество».
Макс Вебер различает два типа бюрократии:
- традиционную «патримониальную», которой свойственно
иррациональное начало;
- современную «рациональную».
Вебер рассматривает патримониальное чиновничество и
рациональную бюрократию как два во многих отношениях противоположных типа, но
не проводит между ними резкой границы. Он пишет: «Истоки подлинной бюрократии
могут быть найдены повсюду в довольно несложных формах патримониальной
администрации - переход от патримониальной к бюрократической должности не
является четко определенным»
Все перечисленные принципы оказываются бесполезными,
если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют
бюрократией.
Научный смысл термина «бюрократия» означает, с одной
стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением, а с другой —
такую организацию государственного управления, которая действует на основе
обязательных для всех правил.
Впервые бюрократия появляется на Востоке. Так, в
феодальном Китае все население было разделено на группы в зависимости от
служебного положения. Одну из самых многочисленных групп составляли чиновники.
Их деятельность была жестко регламентирована правилами, согласно которым никто
не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно пройдя все
ступени чиновничьей лестницы. Во главе чиновников стоял начальник местной администрации.
Он носил титул мандарина. Однако бюрократия в Китае зависела от воли
императора, при том что в отличие от других стран Востока (Египта, Вавилона)
должности в Китае не передавались по наследству, а распределялись по
результатам государственных экзаменов.
Система экзаменов в Китае возникла еще в первой трети
II в. до н.э.
Экзамены имели три ступени. Две низшие проходили в
уездах и столицах провинций. Только тот, кто сдал экзамены первых двух
ступеней, — а это были сочинение и собеседование, — мог стать кандидатом на
должность в государственном аппарате. Те, кто получал высшую оценку на экзамене
второй ступени, могли участвовать в экзамене при императорском дворе. В
зависимости от результата экзамена кандидат получал государственную должность.
Интересно, что по результатам экзамена чиновника могли
не только повысить, но и понизить в должности. С некоторыми изменениями система
экзаменов сохранилась до настоящего времени.
Западные страны также осуществляют отбор на
государственные должности с помощью экзаменов и при наличии соответствующего
диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим
общеобязательным правилам:
1. круг
обязанностей каждого чиновника четко очерчен;
2. служащий
не должен быть собственником учреждения, в котором работает;
3. управленческая
деятельность является его основным занятием, т.е. он больше нигде не работает;
4. все
взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего
существует канцелярия, и т.п.
Подобная организация управленческой деятельности очень
эффективна, поскольку основана на разделении и специализации труда.
Однако у нее есть и недостатки. Бюрократы тоже люди, и
у них есть личные интересы. Будучи наделены властью, чиновники стремятся
использовать ее для собственного обогащения. Следствием этого является
коррупция.
Все отрицательные последствия бюрократической
организации управленческого труда называются бюрократизмом. Это — волокита,
бумаготворчество, манипулирование интересами рядовых граждан, взяточничество.
Иначе говоря, бюрократизм означает неограниченную власть чиновничества,
которое, вместо того чтобы служить обществу, само его использует в своих
корыстных интересах.
Для того чтобы ограничить размеры этой болезни,
которой страдают все страны (развитые и развивающиеся), необходим постоянный
контроль за всеми звеньями государственного аппарата, отчетность и сменяемость
работников государственных органов, гласность в деятельности органов
государства.
6.
Виды органов государства
Множество органов
можно классифицировать по различным основаниям:
• по принципу
разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
• в зависимости от
организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы:
представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля, и
надзора.
Среди
распорядительно-исполнительных органов:
а) органы
социально-культурной сферы,
б) органы
экономики,
в)
правоохранительные органы.
• в зависимости от
способов формирования выделяют:
а) первичные
органы,
б) производные
органы.
Первичные органы
образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися.
Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом,
формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума -
первичный, правительство - производный).
• в зависимости от
сферы деятельности:
а) высшие органы,
б) центральные
органы,
в) местные органы.
• в соответствии с
федеральным устройством государства:
а) федеральные
(центральные),
б) органы
субъектов федерации.
Кроме названных
классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа
осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:
• единоначальные
(решения принимаются властью одного человека – руководителя органа, например,
прокуратура, Президент);
• коллегиальные
(решения принимаются путем голосования, например, Правительство,
Государственная Дума).
Основной
классификацией является классификация органов государства по содержанию их
властных полномочий:
• представительные
(законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ -
Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского
края);
•
исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов,
для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ -
Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты,
органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция,
Рострудинспекция и т. д.);
• судебные органы
- осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный
Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских,
трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с
обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих
сторон); арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему
арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной
деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается
проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и
должностными лицами);
• органы надзора.
Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением
законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными
лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора
является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор -
более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми
субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает
проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например,
Рострудинспекция -орган ведомственного контроля, осуществляет проверку
законодательства о труде РФ. То же самое - Госторгинспекция, Гостортехнадзор и
т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства
осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий
надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);
• органы местного самоуправления.
Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть
распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район,
город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам
"О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" к органам местного
самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого,
областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами
государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от
органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов
местного самоуправления распространяются на территории отдельных
административных единиц, в то время как веления органов государственной власти
носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления
являются мэр (глава администрации) города Владивостока, администрация
Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.
Вышеприведенная
классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ.
Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные
подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно
относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство
юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и
таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).
Схематически
классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:
• органы
государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);
• органы местного
самоуправления;
• органы надзора.
Органы
государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в
унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным
устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные
органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского
края -органы государственной власти на местах. Органы государственной власти
строятся на основе принципа разделения властей.
Органы местного
самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных
полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип
разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и
городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления).
Органы надзора
отличаются от органов государственной власти специфическими -надзорными -
полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют
самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за
соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например,
протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства
обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять
принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом
государственной власти. Это -орган надзора со специфическими полномочиями.
7.
Законодательные органы власти
Парламент (от фр. parle — говорить) — государственный орган, которому принадлежит законодательная власть. В разных странах высший
законодательный орган (которому принадлежит право издания законов) называется поразному: в США это Конгресс, состоящий из двух палат — Сената
(верхней палаты) и Палаты представителей (нижней палаты); в Швеции —
однопалатный Риксдаг; в ФРГ — двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата
также называется Бундестаг, а верхняя — Бундесрат; в России — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней).
Возникновение современных парламентов на Западе происходило в период
феодальной раздробленности и было связано с необходимостью поиска источников
новых денежных поступлений в королевскую казну. Так как сам король был уже не в
состоянии заставить своих подданных платить налоги, он прибегнул к созыву
широких представительных собраний дворянства и духовенства, чтобы с их помощью
утвердить новые налоги. Затем парламенты стали не только разрешать вводить
новые налоги, но и контролировать расходование средств.
Хотя традиционно родиной парламентаризма считают
Англию, где парламент возник в 1265 г., сословно-представительные учреждения
появляются несколько раньше в других странах, например, в Испании. Там в период
освободительной борьбы с маврами в королевстве Леон в 1188 г. возникают особые
представительные учреждения — кортесы, созываемые по указу короля Альфонса IX.
В их составе были представители четырех сословий: феодальной знати, дворянства,
духовенства и представители городов. Кортесы были наделены более широкими
полномочиями, чем аналогичные органы в других странах Запада (во Франции —
Генеральные штаты, в Англии — Парламент). Они не только принимали решения по
финансовым и законодательным вопросам, но могли устанавливать бюджет королевского двора и даже
влиять на престолонаследие.
Король должен был давать присягу кортесам в том, что
он будет уважать обычаи страны.
Естественно, что современные парламенты существенно
отличаются от средневековых.
Оксфордский словарь английского языка так определяет
законодательный орган: группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы
страны или штата. Однако это неполное определение, поскольку парламент
выполняет и другие функции.
Прежде всего, парламент
— это представительный орган общества, он представляет интересы различных
групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос» народа. Через своих
представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, он
уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества.
Таким образом, в механизме государства парламент имеет верховенство. Дж.
Локк заметил: Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все
остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из
нее и подчинены ей.
Кроме того, парламент наделен законодательной властью,
т.е. правом обсуждать и принимать законы, посредством которых он определяет
перспективы развития общества.
Наряду с этим законодательный орган осуществляет
надзор и контроль за правительством, включая
принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных
органов в парламентских формах правления.
Конечно, кроме названных функций законодательные
органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном
принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям
должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, т.е.
выразить им недоверие.
Высшим представительным и
законодательным органом государства выступает парламент. Это
общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют
другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в
Российской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные.
Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах. Нижняя
палата наделена непосредственными законодательными полномочиями, а верхняя
палата, представляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобряет
законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты
и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается
наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти.
Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов.
Однопалатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и
однонациональных государствах.
Основная функция парламента —
законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной
ветвью власти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем
создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех
или иных вопросов (комитет по бюджету, комитет по законодательству, комитет по
социальным вопросам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют
составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного финансового
закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при
парламенте создаются специальные контрольные структуры, например, Счетная палата
при Федеральном Собрании РФ.
Парламент может оказывать влияние на
другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его
членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в
зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или
верхняя его палата при двухпалатной системе, назначает на должности в высшие
судебные инстанции и прокуратуру.
Парламент может контролировать
деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о
деятельности правительства и, наконец, выражать недоверие правительству. В
последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации
предусматривается уход правительства в отставку.
Решением парламента может быть лишен
своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от
должности (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в
президентских. В последнем случае процесс отрешения обставлен достаточно
жесткими условиями, что практически не позволяет довести его до конца
(например, Россия, США).
Депутаты парламента обладают
неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической
ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парламента.
Депутаты в течение срока своих полномочий не могут занимать другие
государственные и общественные должности, заниматься предпринимательской
деятельностью. Это правило установлено для того, чтобы парламентарии не могли
попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое
положение в корыстных целях.
Центральные органы исполнительной
власти государства представлены главой государства, правительством,
министерствами. Главой государства в монархиях выступает монарх, в республиках
— президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной
ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не
включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их
согласованное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, президент
согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной
власти и оказывает большее влияние именно на нее. Как глава государства
президент представляет страну на международной арене, ведет переговоры,
подписывает международные договоры. Президент, как правило, является верховным
главнокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных законом ситуациях
имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить
его на повторное рассмотрение (право «вето»).
8. Исполнительные органы власти
Правительство олицетворяет
исполнительную (административную, от лат. administratio — управлять, служить
для чего-либо) власть, которая,
по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной.
Функции субъекта исполнительной власти в лице правительства конкретны и
предметны, что отличает ее от законодательной. Правительство имеет большие
возможности, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники,
армия, полиция, судьи, органы
безопасности и т.п. Оно осуществляет управление текущими делами общества, распоряжается значительной долей
его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в разных странах называются по-разному:
правительство — в России, Чехии; кабинет — в Японии, на Украине;
государственный совет — в Китае; федеральный совет — в Швейцарии и т.п.
В некоторых странах правительства как такового нет.
Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров
подчинен только президенту, а кабинет,
объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает,
а только их обсуждает. В этом случае министры являются советниками президента
по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства
характерно для президентских форм правления.
В парламентских формах правления положение правительства
иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед
ним. Обычно кабинет министров служит связующим звеном между законодательной и
исполнительной ветвями власти. По сути он представляет собой руководящее ядро
правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных
министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства.
В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату
общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако
в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку
он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.
Исполнительная власть на местах осуществляется
посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно
руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и
избранному на месте) должностному лицу — губернатору, префекту.
Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения,
указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.
Правительство — это
высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление
страной. Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства,
премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят
заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств.
Правительство обладает компетенцией
в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной,
внешней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правительства —
управление основными сферами государственной и общественной жизни. Для этого
оно вправе издавать нормативно-правовые акты {постановления), обязательные для
исполнения теми субъектами, к кому они относятся.
По составу правительства бывают
однопартийными, т.е. состоящими из представителей одной партии, и коалиционными,
в состав которых входят представители двух и более партий. Это может быть
оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та
партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует
правительство из представителей своей партии. Коалиционное правительство
создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских
должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте.
Деятельность правительства
осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов
исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они
отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из
сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией,
внешней политикой и т.д.).
Отдельную ветвь власти
составляют судебные органы государства. Суды осуществляют
правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В
своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. Органы
правосудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят
суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет
Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за
деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функции
конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из
следующих звеньев.
Высшим органом конституционного
контроля является Конституционный суд РФ. Он разрешает дела о соответствии
Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает
споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту
конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный
суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность
в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел. Высший
Арбитражный суд РФ является органом по разрешению экономических споров и
возглавляет систему арбитражных судов.
Важное место в системе органов
государственной власти занимают правоохранительные органы (милиция, прокуратура
и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок.
Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор
осуществляет надзор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону
нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные
преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.
Механизм современного государства
призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению
гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод
граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.
9.
Судебная власть
Поскольку в обществе существуют различные интересы, то
они имеют свойство сталкиваться. В целях разрешения этих конфликтов и споров
были учреждены суды. Они (и никто, кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве.
При осуществлении правосудия одним из главных
требований к деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида
не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает,
что перед законом все равны и
суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или
богатый, президент или рядовой
гражданин.
Суды независимы, что означает независимость в принятии
решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов
связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной власти. Например, девиз Верховного суда США такой: «Равное правосудие в рамках
закона».
Каждая страна создала свою судебную систему, на
формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции
народа, его культура.
Так, судебная система Франции состоит из обычных
судов, которые разбирают гражданские и уголовные дела, и административных
судов, занимающихся делами, связанными с деятельностью государственных органов,
должностных лиц. На вершине судебной системы Франции находится Кассационный
(Верховный) суд. Ему принадлежит верховенство в вопросах толкования гражданского
и уголовного права. Кассационный (Верховный) суд
разделен на пять коллегий, разбирающих дела в области семейного, торгового,
социального, уголовного права и права собственности. В каждой
коллегии — 15 судей во главе с председателем. Верховный суд не наделен правом
пересмотра дел, он может лишь признать решение недействительным и направить
дело на новое рассмотрение в другой суд.
Несмотря на национальные особенности, судебные системы
разных стран используют одни и те же принципы в своей деятельности:
·
самостоятельности судов в решении любых вопросов в
пределах своей компетенции;
·
равенства всех перед законом и судом;
·
гласности судопроизводства;
·
состязательности судопроизводства;
·
презумпции невиновности;
·
права обвиняемого на защиту и т.п.
Среди правоохранительных органов наряду с
полицией, органами безопасности, внешней разведки особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным
исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме того,
органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых
затрагиваются интересы государства.
10.
Глава государства в системе органов государственной
власти
Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным
диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют
друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства.
Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо
всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях — монарх.
Конечно, современные монархи уже не напоминают своих
предшественников. Институт монархии в развитых странах Запада (Швеция, Дания, Норвегия,
Бельгия, Испания, Великобритания) сохранился как дань традиции. Формально он
облечен значительными полномочиями: правом созыва и роспуска парламента, назначения членов верхних палат
(там, где это принято), утверждения и обнародования законов, назначает главу правительства, является
главнокомандующим вооруженными силами. Однако на практике большинство этих
функций выполняют премьерминистры. Сами же монархи ведут светскую жизнь и
являются по большей части символом государства. Однако из этого правила есть
исключения.
Так, испанский монарх Хуан Карлос I активно участвует
в политической жизни страны. «Я такой же, как и вы, — любит повторять Его
Величество, обращаясь к гражданам, — только работаю королем. Работа как работа, просто
название громкое». Это говорит о скромности монарха. На самом деле Хуан Карлос
I сыграл очень важную роль в истории Испании после смерти диктатора
Франко в 1975 г. Через два дня после смерти диктатора Испании Баамонде Франко
(1892—1975), единолично правившего страной с 1939 по 1975 г., парламент
восстановил монархию в Испании и утвердил Хуана Карлоса де Бурбон правителем
страны.
Молодому монарху удалось избежать гражданской войны, которую не смог предотвратить в
30-е годы ХХ в. его отец — граф Барселонский. В 1981 г. Хуан Карлос I
предотвратил вооруженный мятеж, заставив войска вернуться в казармы.
Корона —
символ единства и жизнеспособности страны, заявил молодой король, не допустит
никаких акций со стороны людей, которые хотят силой прервать демократический
процесс.
Народ поддержал короля. Согласно конституции монарх является главнокомандующим,
его персона неприкосновенна и никому не подотчетна. Однако король добровольно
поставил над собой парламент и закон. Без подписи председателя конгресса или
премьерминистра его указы не могут вступить в силу. Хуан Карлос I —
единственный из европейских монархов, который ежегодно представляет в
финансовые органы декларацию о доходах и исправно платит налоги.
Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет,
владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков
Европы, имеет черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует
суперсовременные истребители. В генеалогическом древе его жены — королевы Софии
(матери троих детей) значатся
семь русских царей.
Я всегда считал главным, призналась королева Испании,
привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя
многое: интеллект, строгую мораль, профессионализм, волю,
благородство и честность.
В странах с республиканской формой правления главой
государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий, объем которых
зависит от вида республики:
·
представляет страну во взаимоотношениях с другими
странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает
послов;
·
обнародует международные договоры и соглашения;
·
является главнокомандующим вооруженными силами страны;
·
может наложить вето на закон, принятый парламентом, и
вернуть его на вторичное рассмотрение.
В некоторых странах, как, например, во Франции и в
России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные
парламентские выборы.
11.
Система
«сдержек и противовесов»
Система
противовесов и сдержек в РФ
Чтобы демократическое государство не обратилось в
форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не
концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между
государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда
отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает
лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. О ней мы с вами и
поговорим сегодня.
Определение
понятия Система противовесов и сдержек - это законодательно закрепленные меры,
которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках -
Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если
одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на
применение решительных мер в целях обеспечения демократической законности и
равновесия власти.
Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до
всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах,
ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области - судебной,
парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена
Конституционному суду и Президенту - они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения
властей законотворческие акты.
Принципы
системы. Главный принцип системы противовесов и сдержек - все три ответвления
власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют
друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во
всем остальном они взаимозависимы друг от друга.
Принцип разделения властей и система сдержек и
противовесов связаны в том, что первый существует на бумаге, а вторая обязана
воплотить его в реальной жизни. Как научила нас история, власть не может быть
эффективной, если она сконцентрирована в одних руках. Воплощение принципа
системы в РФ система сдержек и противовесов воплощена в реальности следующим
образом:
Исполнительная
- законодательная власть: правительство
государства предлагает парламенту проекты законов, которые последний обязан
рассмотреть.
Исполнительная
власть - Президент: глава государства
может не подписать одобренный законопроект и вернуть его на повторное
рассмотрение. Это воплощения права вето.
Законодательная
власть - Президент: повторным
голосованием за одобрение акта законотворчества парламент преодолевает право
вето Президента. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в таком
случае необходимо 2/3 "за" от всего собрания депутатов.
Исполнительная
- судебная власть: если принятый законопроект противоречит Конституции
государства, то правительство правомочно оспорить его в Конституционном суде.
Законодательная - судебная власть: если, по мнению
парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному
закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут
оспорить этот факт в Конституционном суде.
Право
парламента - объявить импичмент, в результате чего Президент уйдет в отставку. Также
депутаты могут выразить недоверие правительству, вследствие чего глава
государства должен будет отправить в отставку правительство. А вот среди прав Президента
есть правомочие распустить уже парламент. Вот так на реальных примерах
выражается система сдержек и противовесов. Происхождение понятия Теоретическое
обоснование предмета нашего разговора - заслуга английского философа Джона
Локка. Случилось это еще во второй половине XVII века. В широком обиходе термин
"система противовесов и сдержек" появился в начале XVIII века
благодаря прославленному современнику Д. Локка - французскому писателю и
философу Ш.-Л. де Монтескье. Стоит отметить, что зачатки принципа разделения
властей существовали еще в VI-IV вв. до нашей эры. В качестве примера можно
привести персидское государство Ахмединов, в котором у военачальников не было
административной власти, а войска не подчинялись непосредственно императору.
Некоторые принципы системы были характерны и для поздних эпох Римской империи.
Сам же принцип разделения властей (тогда только законодательной и
исполнительной) впервые сформировал мыслитель средневековой эпохи Марсилий
Падуанский. Он отмечал, что лучшим противодействием узурпаторству будет
создание таких условий, при которых станет невозможной концентрация всей власти
в одних руках.
Особенности
системы. Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем: Вся
полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент
предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть
претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее
исполнение законов.
Главная
задача - не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет
сконцентрирована у одного лица или органа власти. Современное представление
системы Все прогрессивные демократические государства являются примерами
воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями
власти.
Устойчивость системе сегодня придает постоянная
конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей.
Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет
к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не
давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим. Важно отметить и то, что
в современном мире принцип разделения властей стал размываться - например, две
ветви власти могут обладать рядом схожих функций. Также вы знаете о появлении
четвертого неофициального ответвления - СМИ, которое тоже вносит свою лепту в
систему противовесов и сдержек в РФ и других странах.
Недостатки
системы. Первоначально принцип разделения властей казался мыслителям эдакой
панацеей от всех видов узурпаторства власти. Надо согласиться, такой ход мыслей
был актуален для времен монархических империй. Сегодня же немалой долей влияния
обладают не столько сами ветви власти, сколько межправительственные и
международные организации, против которых система противовесов и сдержек
бессильна. На лицо и такая современная ситуация: во многих авторитарных,
тоталитарных странах мира система противовесов существует, но лишь формально, в
документах. В реальности же все полномочия сконцентрированы у одной личности и ее
приближенных. Законодательная и судебная власть являются марионетками,
создающими вид независимых ответвлений и видимость демократии.
Основные
выводы
1. Механизм государства –
это система государственных организаций (органов, предприятий и учреждений),
обеспечивающих выполнение внешних и внутренних функций государства. Структура
механизма государства включает в себя государственный аппарат, государственные
предприятия и государственные учреждения.
2. Государственный
аппарат – это часть механизма государства, представляющая
собой совокупность государственных органов, наделённых властными полномочиями
для реализации государственной власти. Классический вариант теории разделения
властей предусматривает существование трех ветвей власти – законодательной,
исполнительной и судебной.
3. Государственный орган – это
элемент государственного аппарата, относительно самостоятельная структурная единица,
наделенная соответствующей компетенцией, осуществляющая управленческую функцию,
имеющая властные полномочия и опирающаяся на принудительную силу государства.
4. Виды государственных
органов подразделяются: по порядку
образования – на первичные и производные; по принципу
разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные; по форме
реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные),
исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные; по иерархии –
на центральные, региональные и местные; по характеру подчиненности – на органы
исключительно вертикального подчинения и органы двойного, или вертикально-горизонтального
подчинения; по срокам полномочий – на постоянные и временные; по порядку
осуществления компетенции – на коллегиальные и единоначальные; по правовым
формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и
правоохранительные; по характеру компетенции
– на органы общей и специальной компетенции.
5. В РФ единую систему
публичной власти образуют федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные
государственные органы, органы местного самоуправления. Государственная власть осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой
государства является Президент РФ.
6.
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является
Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) – постоянно действующий
орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Контрольные
вопросы по теме
1.
Дайте определение понятию «механизм государства».
2.
Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?
3.
Какое место в механизме государства занимают представительные органы?
4.
Как соотносятся понятия «механизм государства» и «аппарат
государства»?
5.
Дайте классификацию видов государственных органов.
6.
Приведите примеры законодательных органов государственной власти.
7.
Приведите примеры исполнительных органов государственной
власти.
8.
Приведите примеры коллегиальных государственных органов.
9.
Охарактеризуйте систему органов государственной власти
Российской Федерации.
10.
Перечислите признаки государственного органа.
Практические
задания
Задание
1. Заполните таблицу «Система органов государственной власти в Российской Федерации». Для выполнения задания
Используйте
Конституцию РФ 1993 г., а также федеральные
конституционные законы и федеральные законы,
тексты которых размещены в справочной
правовой системе «КонсультантПлюс».
|
Органы
государственной власти |
Порядок формирования |
Срок
полномочий |
Возрастные ограничения |
Ограничения по сроку занимаемой должности |
Полномочия |
|
Президент
РФ |
|
|
|
|
|
|
Государственная
Дума Федерального
Собрания РФ |
|
|
|
|
|
|
Совет
Федерации Федерального
Собрания РФ |
|
|
|
|
|
|
Правительство
РФ |
|
|
|
|
|
|
Конституционный
Суд РФ |
|
|
|
|
|
|
Верховный
Суд РФ |
|
|
|
|
|
Задание 2.
Руководствуясь критериями классификации государственных органов, на основе информации, представленной на официальном сайте Совета Безопасности Российской
Федерации http://www.scrf.gov.ru и в справочной
правовой системе «КонсультантПлюс», дайте характеристику Совету
Безопасности Российской Федерации.
Задание 3. Руководствуясь
критериями классификации государственных органов, на основе информации,
представленной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации http://www.cikrf.ru и в
справочной правовой системе «КонсультантПлюс»,
дайте характеристику Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Задание 4. Руководствуясь
критериями классификации государственных органов, на основе информации,
представленной на официальном сайте Министерства
здравоохранения Российской Федерации https://minzdrav.gov.ru
и в справочной правовой системе «КонсультантПлюс», дайте характеристику Министерству
здравоохранения Российской Федерации.
Задание 5. Руководствуясь
критериями классификации государственных органов, на основе информации, представленной на официальном сайте
Верховного Суда Российской Федерации https://vsrf.ru
и в справочной правовой системе «КонсультантПлюс», дайте характеристику
Верховному Суду Российской Федерации.
Задание 6.
Руководствуясь критериями классификации государственных органов, на основе
информации, представленной на официальном сайте Московской городской Думы https://duma.mos.ru и в справочной правовой системе «КонсультантПлюс»,
дайте характеристику Московской городской Думе.
Задание 7. Определите,
к какому виду государственных органов, исходя из принципа разделения властей,
относятся Московская городская дума,
Кабинет Министров Республики Адыгея, Тверской областной суд. Ответ аргументируйте.
Задание 8. Орган государственной
власти в государстве А. состоит из двух палат. Члены нижней палаты избираются прямыми
выборами верхней – косвенными. Верхняя палата обеспечивает представительство
территориальных образований. Основной функцией данного
двухпалатного органа является принятие законов.
Также он решает вопросы объявления войны и мира. Определите, к какому виду
исходя из критериев разделения властей и правовых форм деятельности относится
данный орган. Ответ аргументируйте.
Задание 9. В
государстве В. нижняя палата парламента формируется по избирательной системе,
при которой победителем становится кандидат, получивший голосов больше по
сравнению с любым другим кандидатом. Определите вид
избирательной системы. Ответ аргументируйте.
Задание 10. На основе извлечения из Положения о Министерстве
промышленности и торговли Российской
Федерации определите компетенцию данного органа. Ответ обоснуйте. «1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является
федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим:
• функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных
конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при
обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной
авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства
измерений, науки и техники в интересах Обороны и безопасности государства,
внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (электронной торговли), общественного
питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии
детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), по вопросам
маркировки товаров средствами идентификации;
• функции по оказанию государственных услуг, управлению
государственным имуществом в сфере машиностроения,
металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической,
медицинской, легкой, лесной,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей,
электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств
связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии,
химического разоружения, промышленности
обычных вооружений, народных художественных промыслов;
• функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения
доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению
расследований,
Предшествующих
введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом
союзе от 29 мая 2014 г., поуведомлению уполномоченных органов Государств –
Сторон Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29 мая 2014 г. и
Евразийской экономической комиссии о планируемых к предоставлению и
предоставленных промышленных субсидиях на территории Российской Федерации, По
применению мер нетарифного регулирования, а
также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственное регулирование
внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования;
• функции федерального органа по техническому регулированию;
• функции по обеспечению реализации обязательств,
вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации,
в установленной сфере деятельности.
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным)
органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и его уничтожении, и Конвенции о запрещении
разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического)
и токсинного оружия и об их уничтожении.
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным органом Российской
Федерации в области оборонной промышленности в случаях, предусмотренных Воздушным
кодексом Российской Федерации.
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным органом
Российской Федерации в сфере промышленной политики.
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным органом Российской
Федерации по координации деятельности в сфере обращения лекарственных средств в
части производства лекарственных средств для медицинского применения.
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным органом Российской
Федерации по представлению в электронном виде в Евразийскую экономическую комиссию сведений о фармацевтических инспекторах для формирования
реестра фармацевтических инспекторов Государств – членов Евразийского экономического
союза, а также по получению доступа к сведениям указанного реестра.
2.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности подведомственного Министерству Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии».
Задание 11. На основе
извлечения из Положения о Министерстве финансов Российской Федерации определите
компетенцию данного органа. Ответ обоснуйте.
«1.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской
деятельности, кредитной
кооперации, микро финансовой деятельности, финансовых рынков,
государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота
недвижимого имущества
и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными
органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации
Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями
полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического
лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства,
переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за
исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере
добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки,
а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической
и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки,
поддержки в области развития кадрового
потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов),
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой
продукции, предусмотренных Федеральным законом
„О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации“») и спиртосодержащей
продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции,
таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела,
формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе
включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр,
производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции,
финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования
деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний,
специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному
страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между
негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного
пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в
части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации),
бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской
Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Министерство
финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным
банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка. Министерство
финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по
вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и
противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской
Федерации и российских юридических лиц. Министерство финансов Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в
том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным,
конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность
государства в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной
пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка,
Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального
агентства по управлению государственным имуществом»
Комментариев нет:
Отправить комментарий