Лекция № 13
«Формы (источники) права»
Дисциплина: Теория государства и права
Дата: 21.11.2025г
Группа: 2 курс
Специальность: 40.02.04 Юриспруденция
Преподаватель: Магомедов Али Тажутинович
Тема занятия: «Формы (источники)
права»
Цели урока:
Образовательные: систематизировать, обобщить и
закрепить знания студентов о формах (источниках) права; об основных видах
источников права; о действии нормативно-правовых актов;
Развивающие: развитие креативного мышления,
умения определять и объяснять понятия; выделять главное; интегрировать
информацию смежных дисциплин; закрепление навыков работы с дополнительной
литературой; развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
Воспитательные: способствовать развитию: правовой
личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной
жизненной позиции; воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.
Межпредметные связи: социология, обществознание, история,
культурология, политология.
Обеспечение занятия: видеокассета «История культуры»,
конкурсные работы студентов.
Раздаточные материалы:
1.
Образовательный блог https://www.blogger.com/blog/post/edit/8771689614181306880/7982680556282379236?hl=ru
2. А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права.
Учебник и практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г. Том – 2 Особенная
часть, от 11-21 страницы.
3. Долгих Ф.И. Теория
государства и права: учебник Ф. И. Долгих. – Москва: Университет «Синергия»,
2023. – 464 с. – DOI: 10.37791/978-5- 4257-0554-9-2023-1-464
4. Перевалов, В.Д. Теория государства и
права: учебник практикум для СПО/В.Д.Перевалов. – 5-е изд., перераб. И доп. –
М.: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с. – Серия: Профессиональное образование.
5.
Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.] ; под
общ. ред. А. А. Вологдина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
6.
О. Н. Гарипова. Теория государства и права [Электронный ресурс] :
учебно-методическое пособие / О. Н. Гарипова, Л. Г. Щурикова. — Электрон.
текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2016. — 80 c. — 978-5-7882-1978-3. — Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/79540.html
Технические средства обучения: мультимедийная установка,
компьютер, сотовые телефоны.
Деятельность студентов на уроке: фронтальная, групповая, творческая,
аналитическая работа с документами.
Содержание учебного материала
1. Соотношение понятий «форма» и
«источник» права.
2. Классификация форм права:
нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный
договор, принципы права, правовая доктрина, религиозные тексты.
3. Судебная практика как источник
права.
4. Конституция как основной закон
государства.
5. Особенности соотношения
нормативно-правовых актов в федеративном государстве.
План урока:
|
№ п\п |
Этапы занятия |
Учебные вопросы; Формы обучения |
|
1. |
Организационный
момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (5 минут) |
Организационный
материал, вводное слово преподавателя |
|
2. |
Опрос
студентов по изученному материалу (20–25 минут) |
Опрос
домашнего задания: |
|
3. |
Новый
материал: лекция-беседа (45 минут) |
План: |
|
4. |
Контроль
знаний и навыков студентов по изученной теме (7–10 минут) |
Аудиторная
самостоятельная работа студентов: |
|
5. |
Подведение
итогов урока (5 минут) |
Заключительная
беседа, выставление оценок, домашнее задание |
Ход урока
«Закон ценен не потому, что он
закон, а потому,
что в нем заключена справедливость»
Генри Уорд Бичер
I. Организационный момент:
вовлечение студентов в учебную деятельность
Вводное слово преподавателя: «Здравствуйте, ребята, на предыдущем
занятии мы с вами рассмотрели тему «Право в системе социального регулирования»,
а также вам в качестве домашней работы было дано творческое задание: «Назвать
существующие в наши дни обычаи, которые активно применяются в современной
жизни».
II. Опрос студентов по изученному
материалу
Фронтальный опрос:
1.
Что такое
социальная норма?
2.
Виды
социальной нормы
3.
Охарактеризуйте
обычай как норму права
4.
Дайте
определение правовой норме
5.
Перечислите
признаки права
6.
Функции
права
Индивидуальный опрос (по карточкам):
Вариант – 1
1.
Что такое
социальная норма?
2.
Какие
функции выполняют правовые нормы в обществе?
Вариант – 2
1.
Дать
определение правовой норме
2.
Какими
признаками характеризуется право?
Обсуждение творческого задания по заданной теме.
Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и
продолжение в современном обществе, так как является источником права.
Тема нашего сегодняшнего занятия
«Формы (источники) права».
Основной целью урока является:
систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об
основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
Эпиграф нашего урока: «Закон ценен не потому, что он
закон, а потому, что в нем заключена справедливость» (Генри Уорд Бичер)
Слово преподавателя: «Запишите тему и план урока. А так же
обратите внимание на глоссарий (указывая на дерево познаний), так как
эти слова прозвучат по ходу урока»
Глоссарий
1. Формы (источники) права
2. Правовой обычай
3. Религиозные тексты
4. Правовая доктрина
5. Нормативный договор
6. Нормативно-правовой акт
7. Юридическая сила
8. Судебный прецедент
9. Закон
10.
Подзаконные
акты
III. Новый
материал: лекция-беседа
1.
Соотношение понятий «форма» и «источник» права
Как целостное явление социальной действительности право имеет
определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры
содержания, они представляют собой способы организации права вовне.
Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как
тождественные понятия «форма права» и «источники права» Под формой права
подразумеваются, как уже говорилось, определенные способы внешнего выражения
права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более
узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить
содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.
В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней
понимается структура права, система элементов (нормативные предписания,
институты, отрасли). Под внешней – объективированный комплекс юридических
источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам
правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться
ими.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не
совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и
выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему
факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как
деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой
деятельности. Есть и иные точки зрения.
Содержание и форма права не являются результатом произвольного
конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных
отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм
внешнего выражения права.
Одним из признаков права выступает его формальная определенность.
Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне,
содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования,
формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по
регулированию общественных отношений.
Следовательно, формы права - это способ выражения вовне
государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала
рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая
форма", "источник права".
Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства,
участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных
процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования
экономики), то под формой права - лишь специфические "резервуары"
(С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права. Если категория
"правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы
структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического
института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и
политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма
права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного
характера.
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения
понятий "источник права" и "форма права":
а) согласно первой - названные понятия тождественны;
б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем
понятие "форма права".
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день.
Действительно, если исходить из общепринятого значения слова
"источник" как "всякого начала или основания, корня и причины,
исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать
под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,
формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и
доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и
применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения
термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,
создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и
принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать
форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое
решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и
признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника
имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
Формы (источники) права – официальные способы выражения и
закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного
юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью
государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством
юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической
силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).
2. Классификация форм права:
нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный
договор, принципы права, правовая доктрина, религиозные тексты
В правовых системах разных
государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников
права, основными из которых являются (показывает указкой на Таблицу
«Источники права»): правовой обычай, религиозные тексты, правовая доктрина,
нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент».
К доске выходит «Правовой обычай», вешает на дерево
познаний табличку со своим имен и озвучивает определение себя, которое
записывают студенты
«Правовой обычай» – самый древний источник права. Обычай
представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни
нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах
человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования
общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только
выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между
собой.
При таком уровне развития
человечества, обычаи негде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей,
однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта
его существования, например, в суде. Поэтому со временем некоторым важнейшим
обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых
систем Европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под
названием «Правда» – Русская Правда, Саксонская Правда, Саллическая Правда и
т.д.
Гражданским Кодексом РФ установлено,
что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового
оборота.
Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в
предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не
предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли
документально или нет.
Также правовые обычаи существуют и в
управленческой деятельности, они связаны со спонтанно сложившейся практикой
работы с документами и их оформлением. Такие обычаи называются «Деловым
обыкновением» или «Деловыми обычаями». Чаще всего они оформляются инструкцией
по делопроизводству, становясь нормативно-правовым актом».
«Судебный прецедент» (редкость) – решение суда по конкретному делу,
которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент
как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право
первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и
впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее
время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как
Австралия, Канада и США.
Применяя закон, суд не находит
правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора
на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает
новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии
другими судами.
Например, если за кражу компьютера
судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом
дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства
последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает
преступнику идентичное наказание.
В Российской Федерации судебный
прецедент источником права не признается и при рассмотрении уголовных или
гражданских дел российский суды на него опираться не могут».
«Нормативным договором» называют соглашение двух или более
субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.
Нормативный договор является компромиссом двух договаривающихся сторон. В
нормативных договорах может быть выражена воля нескольких государств
(международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные
договоры)».
«Правовая доктрина» представляет собой мнения
ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность
права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных
правовых норм.
Сегодня правовая доктрина как
источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит
основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.
В российской правовой системе
правовая доктрина источником права не признается».
«Религиозные тексты» (священные книги) как
источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских
странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.
Как и мнения ученых-юристов,
религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются».
Слова Фемиды: «Итак, мы познакомились с
источниками права (указывая на дерево познаний) напомните нам их, пользуясь
Таблицей «Источники права». А теперь остановимся на основном источнике права РФ
– нормативно-правовом акте, подробнее. В зависимости от юридической силы
нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты».
«Нормативно-правовой акт» – это изданный или санкционированный
компетентными государственными органами правовой акт, обладающий
государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму,
содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной
силой государства.
Нормативно-правовые акты издаются
только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и
обладают определенной юридической силой.
Юридическая сила показывает место
нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того,
какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный
нормативно-правовой акт.
Нормативно-правые акты
подразделяются на законы и подзаконные акты.
«Закон»– нормативно-правой акт, обладающие
высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий
государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.
Законы регулируют наиболее важные
общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти
или всеми гражданами на референдуме. Они обладают высшей юридической силой, то
есть все остальные правовые акты должны исходить из законов и не могут им
противоречить».
Законы характеризуются следующими
признаками (ответ
студента)
1.
принимаются
только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или
Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ,
Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
2.
регулируют
наиболее значимые сферы общественных отношений;
3.
обладают
высшей юридической силой;
4.
имеют особую
структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.
Основными реквизитами законодательного акта являются:
- название
органа, принявшего закон;
- название
закона;
- номер и дата принятия закона;
- преамбула, т.е. вступительная
часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
- нормативно-правового содержания
закона и т.д.
Слово «Напомните нам, пожалуйста, какие
законы вам известны?» «Нормативно-правовой акт» продолжает свой рассказ.
Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и
Федеральные конституционные законы.
Конституция РФ – это основной закон
государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней
организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей
юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить
конституционным положениям.
Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых
предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.
Все остальные законы называются текущими.
Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью
которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права
(например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).
Показывает Уголовный Кодекс РФ.
Каждый закон состоит из отдельных
утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо
несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В
свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и
абзацы.
Учитывая, что законы регулируют
только основополагающие общественные отношения и носят общий характер,
необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу
подзаконные акты.
Подзаконный акт представляют собой правотворческий
акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные
положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе
системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и
ведомств), а также акты местных органов власти.
Действие нормативно-правовых актов
граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов во
времени определяется двумя моментами: моментом вступления
нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт
вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в
нем указанно.
Прекращается действие
нормативно-правового акта в следующих случаях:
- по
истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в
самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
- в
случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
- в
случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим
государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой
нормативно-правовой акт, отменяющий первый.
Пределы действия
нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на
которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве
на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в
отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие
нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна
государственному органу, издавшему этот акт.
Действие нормативно-правовых актов по
кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех
граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или
адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).
Но из этого правила существует
исключение, – ряд законов, распространяющихся только на граждан государства,
они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.
Порядок, в соответствии с которым,
законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.
Совокупность всех действующих
нормативно-правовых актов называется законодательством Российской Федерации».
3.
Судебная практика как источник права
«В настоящее время научная категория
и термин "судебная практика" довольно широко употребляется в
отечественных и зарубежных общетеоретических и отраслевых дисциплинах, а также
в конституционном и текущем законодательстве».
В действующей Конституции РФ (ст.
126) говорится, например, о том, что Верховный Суд РФ, будучи высшим судебным
органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и
"дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичное
положение закреплено в ст. 127 Конституции России и в отношении Высшего
Арбитражного Суда РФ, который, являясь высшим судебным органом по разрешению
экономических и иных споров, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет
надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Данные конституционные положения,
как и термин "судебная практика", в различных отношениях
воспроизводятся в целом ряде законов, касающихся деятельности судебных органов,
а также органов прокуратуры. Таким образом, в Федеральном законе "О
прокуратуре Российской Федерации" (ст. 39) устанавливается положение,
согласно которому Генеральный прокурор наделяется правом обращения в Верховный
Суд России с представлением о даче судам разъяснений по вопросам судебной
практики по гражданским, арбитражным, административным, уголовным и иным делам.
Касаемо определения «судебной
практики» мнения ученых разошлись. Так, одни сичтают, что судебная практика –
«это фактически есть ни что иное, как совокупность повторяемых судебных
решений, исходящих от различных судебных органов и прежде всего от высших
судебных инстанций»2, другие же считают, что к понятию судебной практики нельзя
относить «любое решение народного суда, определение кассационной инстанции или
даже сумму решений по конкретной группе дел».
Судебная практика зачастую
определяется как «единство судебной деятельности по осуществлению правосудия и
опыта этой деятельности, объективированного в форме судебных решений,
вступивших в законную силу»4. Здесь проводится прямая аналогия с юридической
практикой и фактически полностью трансформируется ее определение, согласно
которому юридическая практика – «это деятельность по изданию (толкованию,
реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным
социально-правовым опытом».
В других случаях при определении
понятия судебной практики авторы ограничиваются описанием ее особенностей и
роли, которую выполняет судебная практика в жизни общества и государства:
«Судебная практика служит индикатором соотношения общего и частного в
социальных связях, что вызывает потребность в единообразии (в разумных
пределах) судебной практики на всей территории государства, а это, в свою
очередь, порождает необходимость тесной взаимосвязи судебной (юридической) практики
и юридической теории».
Но существуют и другие подходы в
определении термина «судебная практика». Так, нередко судебная практика в
широком смысле рассматривается как синоним судебной деятельности в целом, как
часть общественной практики, «связанной с деятельностью суда по разбирательству
судебных дел, по борьбе с преступностью и правонарушениями и т.п.».
Одновременно она трактуется в узком значении и как "выработанные в ходе
судебной деятельности" нормативные правовые положения, определения –
«дефиниции, правила, указания, которые обладают определенной степенью
обобщенности, общепризнанности и (во всяком случае, некоторые из них)
обязательности».
«Пытаясь определить основные черты и
особенности судебной практики и тем самым выделить ее понятие из системы
других, прилегающих к ней понятий, следует обратить внимание, во-первых, на то,
что при рассмотрении судебной практики как явления мы имеем дело не только и
даже не столько с таким феноменом, как правовая, или шире - юридическая теория,
сколько с практикой»3. В отечественных и зарубежных толковых словарях
"практика" понимается как:
а) "вся совокупность
деятельности людей, направленной на основание и преобразование природы и
общества";
б) "жизнь, действительность как
область применения и проверки каких-либо выводов, положений";
в) периодически повторяемые в силу
привычки или обычая одни и те же действия;
г) "применение каких-либо
знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чем-либо";
д) "накопленный опыт,
совокупность приемов и навыков в какой-либо области деятельности".
Но при это необходимо иметь в виду,
что как «само явление, именуемое судебной практикой, так и его понятие не
существуют сами по себе, в изоляции от других сопредельных и однородных с ними
явлений и понятий, а находятся в тесной связи с ними и взаимной зависимости».
Наряду с понятием судебной практики существует целая логическая цепочка
сопредельных и однородных с ним понятий и соответственно отражающихся в них
явлений, начиная с философской категории и понятия "практика" (в
данном случае - самое общее понятие), и кончая понятием «судебная практика» -
наиболее конкретизированным и наиболее узким в данной цепочке.
Промежуточными звеньями в это
логической цепочке являются:
1) «Правоприменительная практика»,
которая понимается как «ставшее общепринятым юридически значимое поведение
судей и других правоприменителей, основанное на сложившемся истолковании
правовых норм, восполнении их пробелов и неясностей».
2) «Юридическая практика», под
которой понимается «преимущественно правоприменительная и право-разъяснительная
практика, ибо правотворческая деятельность изначально призвана создавать
источники права, и ее структурные элементы имеют заранее заданную юридическую
природу»4. «Она включает в себя не только правоприменительную, но и
правотворческую, а также правотолковательную (разъяснительную) деятельность в
единстве с соответствующим профессиональным опытом».
3) «Социальная» или
«социально-историческая практика». Юридическая практика при этом вполне
обоснованно и справедливо рассматривается как «составной элемент», как
«разновидность» социально-исторической («социальной») практики, т.е. «опыта
материальной деятельности человека по изменению природы и общества».
«Исследователями верно
подчеркивается, что юридической практике как разновидности социальной практики
свойственны все особенности и черты, присущие любой практике. Однако, будучи
вовлеченной в правовую систему общества, в процесс правового регулирования,
социальная практика получает новые, юридические качества, позволяющие
рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики».
Понятие судебной практики отражает и
аккумулирует в себе не только общие - общеродовые и общевидовые признаки и
черты, свойственные звеньям, находящимся с ним в одной логической цепочке
понятий, но и свои собственные, присущие только ей - судебной практике как явлению
- особенности. И рассматривая основные признаки и черты судебной практики,
следует обратить внимание на то, что судебная практика согласно ее названию
связана с повседневной деятельностью и накопленным опытом именно судебных, а
не, скажем, прокурорских или любых иных "правоприменительных"
органов.
Общеизвестно, что судебная практика
формируется и развивается не сама по себе, в изоляции от других видов и
разновидностей правоприменительной и, шире, всей юридической практики, а в
тесной взаимосвязи и взаимодействии с ними. В этом плане нельзя не согласиться,
в частности, с мнением, что «правоприменение выступает всеобщей и универсальной
формой, в рамках которой складывается и развивается судебная и административная
юридическая практика».
В процессе формирования и развития
судебная практика подвергается воздействию со стороны других видов юридической
практики. Однако, несмотря на сильную связь судебной практики с другими видами
правоприменительной практики каждая из них, в первую очередь судебная практика,
неизменно сохраняет независимый характер как порождение именно «своей», а не
какой-либо иной государственной власти, свои собственные особенности, черты и
свойства.
«При выявлении и рассмотрении
основных черт и особенностей судебной практики представляется важным проводить
различие между судебной практикой как явлением и понятием в общесоциологическом
- широком смысле, с одной стороны, и в сугубо юридическом, нормативно-правовом
- узком смысле, с другой»1. Необходимость проведения такого различия
заключается в том, «что судебная практика как таковая в широком смысле в
содержательном плане и в функциональном отношении значительно отличается от
судебной практики в узком смысле».
В широком смысле содержание судебной
практики складывается из деятельности и накопленного опыта всеми судебными
инстанциями, которые связаны с рассмотрением спорных вопросов и вынесением
соответствующих решений в результате рассмотрения тех или иных дел.
«Функциональное назначение судебной практики в рассматриваемом смысле сводится
в конечном счете к тому, что составляет общие ("интегрированные")
задачи и назначение конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства, а именно, как это следует из Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»3,
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и других
соответствующих законов: укрепление законности, конституционности и правопорядка;
защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и
гражданина; предупреждение правонарушений; формирование уважительного отношения
к праву и суду; «защита личности от незаконного и необоснованного обвинения,
осуждения, ограничения ее прав и свобод» и др.
В узком значении судебная практика
имеет избирательный характер и охватывает собой лишь определенную часть того,
что входит в понятие собственно судебной практики. «Судебная практика в узком
смысле связывается с практической деятельностью судебных органов по принятию
лишь тех решений, которые содержат правовые положения».
«Не всякое применение судом правовой
нормы как составная часть судебной практики может рассматриваться в качестве
источника права, а только то, которое влечет за собой формирование и развитие
определенных правоположений». Правоположения же, обладая такими чертами и
особенностями, как «подзаконный и поднормативный характер, возникновение только
в процессе правоприменения, обеспечение юридическими средствами и т.д»,
представляют собой, по справедливому замечанию исследователей, «устоявшиеся
типовые решения по применению юридических норм, которые в реальности
приобретают черты юридических норм, которые в реальности приобретают черты
общих правил». Создаваемые в процессе индивидуального регулирования конкретных
общественных отношений, они «в силу типичности правоприменительной ситуации,
значимости сформулированных в процессе толкования и применения организованных
правил для последующей юридической практики и авторитета правоприменительного
органа приобретают значение прецедент».
Исходя из понятия и содержания
правоположения как неотъемлемой составной части судебной практики, понимаемой в
узком смысле, многие исследователи вполне логично и обоснованно приходят к выводу,
«что в качестве формы или источника российского, равно как и любого иного
права, может выступать и в действительности выступает отнюдь не вся судебная
практика, а лишь та ее часть, именуемая судебной практикой в узком смысле,
которая содержит в себе то или иное правоположение».
«Несмотря на то что в
формально-юридическом плане "нормативная" судебная практика
непосредственно ассоциируется и исходит от высших судебных инстанций в виде
соответствующих постановлений Конституционного Суда, Пленумов Верховного Суда и
других высших судебных органов, фактически появление и функционирование данных
источников права обусловливается существованием активной деятельности всей
системы соответствующих судебных органов». Именно вся система судов общей
юрисдикции, а не только их некоторые структурные звенья, даже если они являются
высшими судебными инстанциями, создают исходную эмпирическую основу в виде
бесчисленных судебных решений по тем или иным вопросам, которая служит
материалом для обобщения и создания на этой основе общезначимых судебных актов.
«Говоря о других признаках и
особенностях судебной практики как источника права, необходимо выделить такую
черту, как самостоятельный характер данной формы судейского права по отношению
к другим его формам».
«Приравнивание, а тем более
отождествление судебной практики и судебного прецедента, которое имеет место в
отечественной литературе», хотя и не является принципиально важным с точки
зрения определения понятия и содержания источников судейского права, тем не
менее заслуживает определенного внимания. Дело в том, что «понятие прецедента в
его традиционном восприятии как решения суда по конкретному делу, обязательное
при решении аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными
или нижестоящими по отношению к нему», не совсем «вписывается» в понятие и
содержание судебной практики. Логический объем понятия и содержания «практики»
оказывается шире и разнообразнее по сравнению с логическим объемом понятия и
содержания «судебного прецедента».
Не придавая принципиального значения
возникающим спорам, следует тем не менее заметить, что при разрешении вопроса,
является «судебная практика» идентичной «судебному прецеденту» или не является,
отождествляются ли эти явления и соответствующие им понятия или не отождествляются,
в качестве сближающего позиции авторов по этому спорному вопросу своего рода
«компромиссного» варианта было бы простое признание того бесспорного факта, как
это уже иногда встречалось в отечественной литературе, что судебная практика,
будучи самодостаточной формой судейского права, имеет вместе с тем
прецедентный, или, что одно и то же, нормативно-прецедентный характер.
Еще одним спорным вопросом о
соотношении судебной практики и судебного прецедента было бы не только их
отождествление, но и рассмотрение прецедента как формы судебной практики, а
точнее – «формы влияния актов правосудия», «судебной практики на нормативную
базу».
«Будучи тесно связанным с судебной
практикой как регулятором общественных отношений и источником права, судебный
прецедент как самостоятельный источник права теоретически и практически, «по
определению» не может быть формой или какой-либо составной частью судебной
практики, т.е. частью равнозначного себе источника права». В качестве форм
выражения судебной практики в узком смысле, под которыми понимаются способы ее
выражения, позволяющие различным правоположениям, вырабатываемым судебной
практикой, проявляться и существовать в объективированном виде, выступают не
прецеденты, а такие вбирающие в себя опыт функционирования многочисленных
судебных инстанций «нормативные» судебные акты, как постановления
Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего
Арбитражного Суда РФ, «руководящие разъяснения» высших судебных инстанций.
«Что же касается форм выражения
судебной практики, понимаемой в самом широком смысле, а именно - как
деятельность всей системы судебных органов и накопленный ими при этом опыт, то
они, как верно подмечается в научной литературе, гораздо многочисленнее и
разнообразнее, нежели формы выражения судебной практики в узком смысле».
Помимо постановлений Пленумов
Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, а также постановлений
Конституционного Суда РФ, исследователи судебной практики называют, в
частности, такие ее формы, как «решения по принципиальным вопросам», а кроме
того - любые иные судебные решения, т.е. любые судебные акты «как результат
правоприменительной деятельности суда».
4.
Конституция Российской Федерации -
основной закон государства.
Конституция Российской Федерации -
основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу,
прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации
политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы
устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти,
механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и
обязанности человека и гражданина.
Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий
основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления
Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной
закон государства, определяющий общественное и государственное устройство,
порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную
систему, права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации
была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования,
проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года
№ 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской
Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был
использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о
референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь
большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской
Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской
газете» -25 декабря 1993 года.
Сущность конституции, в свою
очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть
характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к
которым относятся:
- выступление в качестве Основного
Закона государства;
- юридическое верховенство;
- выполнение роли основы всей
правовой системы страны;
- стабильность.
Иногда к свойствам конституции
относят и другие признаки - легитимность, преемственность, перспективность,
реальность и др.
Конституция Российской Федерации
является Основным Законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и
тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978
года или Конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает
из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным
правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон,
акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или
ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может
противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий)
приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром
правовой системы государства, основой развития, текущего (отраслевого)
законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных
органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого
нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны
быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит
и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права
Стабильность конституции проявляется
в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными
правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция
является "жесткой" (в отличие от "мягких", или "гибких",
Конституций некоторых государств - Великобритании, Грузии, Индии, Новой
Зеландии и других, где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и
в обычные законы, или по крайней мере по достаточно простой процедуре).
Сложный порядок изменения российской
Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы,
Основного Закона государства вообще и базовых принципов конституционного строя.
По порядку изменения и дополнения
конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и
дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято
относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется
жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.
Основными чертами Конституции
Российской Федерации 1993 года являются:
1. Легитимность.
2. Итоговый характер предписаний.
3. Перспективность.
4. Преемственность.
5. Реальность.
6. Верховенство.
7. Стабильность.
8. Фундамент системы права.
1. Легитимность конституции
проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной
власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия
конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность
Конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер
Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом,
который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект,
представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.
2. Итоговый характер предписаний. Конституции присущ итоговый характер предписаний.
Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития
общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая
конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития
общества и государства. Содержание конституции обусловлено
социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является
правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний
народа, революционного или эволюционного развития общества.
3. Перспективность. Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути,
конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции,
основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему её присущ
прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные
положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие
направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса,
национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об
основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее
воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и
правомерное поведение субъектов права.
4. Преемственность. Важной чертой конституции является преемственность. Она обусловлена
непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая
конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные
правовые традиции, которые получают конституционное закрепление.
Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано
опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную
окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов;
форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой
конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению
исторического сложившегося государственного единства, незыблемости
демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к
Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою
Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой
конституции - российский народ, суверенная государственная власть,
государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей
судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом
морового сообщества.
5. Реальность. Важной
чертой конституции правового государства является её реальность. Главным
критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие
действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве,
если обеспечивается соответствие конституционных предписаний
социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности
конституции.
Реальность конституции во многом
зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения
режима законности и правопорядка. Реальность как одна из основных черт
конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных
предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический
период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных
особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных
характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных
последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность
конституции. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень
эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности
органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции.
Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии
народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую
политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.
Конституция гарантирована
государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный
конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти,
режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане
могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно
ссылаясь на конкретные статьи конституции. Считается, что Конституция 1993 года
приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.
6. Верховенство. Одним из
юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе.
Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и
означает её приоритетное положение в системе законодательства.
Верховенство Конституции
обеспечивается:
1) особым порядком её принятия и
изменения;
2) приданием конституционным
предписаниям высшей юридической силы;
3) созданием специального органа
охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).
За соблюдение конституционных
предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных
конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают
федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).
7.Стабильность. Важным
юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость
конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия.
Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном,
целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект
конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная
конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей
системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных
государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом,
государством.
Гарантией стабильности российской
Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения.
Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия
новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума,
Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не
менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134
Конституции).
Установлено, что положения глав 1,2,
и 9 - “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”,
“Конституционные поправки и пересмотры Конституции” - не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав
Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в
соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное
Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо
разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным
Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на
конституционный референдум.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ
(“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”,
Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются
Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального
конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее
2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не
менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая
таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами
законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы
не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в
упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного
закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д.
вводятся Указом Президента).
8. Фундамент системы права. Конституция является фундаментом системы права. Выступая
ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в
рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное
звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной
юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она
устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и
одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как
базовый источник.
Для Конституции РФ важное значение
имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными
конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами,
актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными
СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права
трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации
законодательного регулирования в мировом масштабе.
Таким образом, можно сделать вывод;
юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических
свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания.
Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как
сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и
свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.
Основные черты и юридические
свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно
друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они
представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную
систему и выражают качественную определенность содержания конституции.
Конституция РФ представляет собой
единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения,
закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
Структурно Конституция РФ состоит из
преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые, положения) и
двух разделов, 9 глав, 137 статей.
Первый раздел в содержательном плане
является основным, включает, в свою очередь, девять глав. В главе 1
"Основы конституционного строя" изложены принципиальные положения
относительно основ государственного и общественного устройства современной
России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит
характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в
Российской Федерации. В главе 3 "Федеративное устройство" закреплены
основные принципы российского федерализма. Три следующие главы (глава 4
"Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6
"Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса
соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7
"Судебная власть" изложены конституционные основы судебной системы и
судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное
самоуправление" - конституционные основы осуществления местного
самоуправления в России. Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр
Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие
порядок изменения Основного Закона.
Второй раздел "Заключительные и
переходные положения" - небольшой по объему, кроме того, значительная
часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки
для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на
основании положений Конституции РФ 1993 года.
Гл. 1 и 2 Конституции Российской
Федерации имеют определяющее значение для нормального функционирования
государства и обеспечения его стабильности. Именно поэтому для пересмотра
положений этих глав разработан особый порядок, предусмотренный в ст. 135 гл. 9
Конституции РФ. А именно: если за внесение изменений в указанные главы
проголосует не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным
законом будет созвано Конституционное Собрание. Затем, если Конституционное
Собрание двумя третями голосов выскажется за внесение изменений в первую и
вторую главы Конституции РФ, то эти поправки выносятся на всенародное
голосование. И лишь когда за изменения и поправки к указанным главам
проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при
условии, Что в голосовании приняло участие более половины избирателей), тогда
поправки будут считаться принятыми. Аналогичным образом могут вноситься
поправки в гл.-9 Конституции Российской Федерации. Для разработки и принятия
проекта новой Конституций предусмотрен такой же порядок. В отношении других глав
Конституции Российской Федерации предусмотрен иной порядок пересмотра
содержащихся в них положений (ст. 136 Конституции РФ).
Второй раздел Конституции Российской
Федерации содержит заключительные и переходные положения. Эти положения
содержат правила о порядке и сроках замены действовавших конституционных
институтов и органов государственной власти на другие, в соответствии с
требованиями Конституции РФ. Необходимость переходных положений следует из что
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года усматривает коренную
ломку существовавших до ее принятия общественных отношений. Процесс этот
требует времени и сопряжен с изменениями общественного сознания Поэтому
переходные положения предусматривают период, когда нормативно-правовые акты,
принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 года, будут обладать
юридической и применяться в той части, которая не противоречит Конституции
Российской Федерации.
5.
Особенности соотношения нормативных
актов в федеральном государстве.
НПА принимаются различными органами
в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.
Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных
актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому
прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами
нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую
систему.
Система НПА – совокупность всех
видов НПА:
1) По юридической силе все
нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным
признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей
системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и
практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают
более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.
Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых
вышестоящими правотворческими органами.
2) Нормативно-правовые акты
классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно.
Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых
актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы
только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное
законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и
акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей
права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное,
торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных
нормативно-правовых актов.
3) По объему и характеру действия
нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие
всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; – на акты
ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на
строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты
исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности
реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые
рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
4) По основным субъектам
государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на
акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные
акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Вопросы к закреплению изученного
материала:
1. Формы (источники) права
2. Какие виды источников права вы
знаете?
3. Что такое нормативно-правовые акты?
4. Какие виды нормативно-правовых актов
вам известны?
5. Какие виды законов существуют в РФ?
6. Перечислите основные признаки закона
7. Опишите систему подзаконных актов,
сложившихся в РФ
V. Подведение итогов урока
Слово преподавателя: «Итак, эпиграфом нашего занятия стало
высказывание американского общественного деятеля Генри Уорда Бичера «Закон
ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость».
Эпиграф точно характеризует назначение закона в гражданском обществе.
Поставленные нами задачи урока
решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами
источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во
времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике
распознавать виды нормативно-правовых актов.
Домашнее
задание: от 35- 58
страницы
А.П.Альбова,
С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО
Москва «Юрайт» 2019г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий