понедельник, 10 ноября 2025 г.

СПО - 1 и 2 курсы. ТГП. Семинарское занятие № 10 Государство в политической системе общества

 

Семинарское занятие № 10

Государство в политической системе общества

1.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3.Политические партии в политической системе общества. «Партийное государство».

4. Государство и другие элементы политической системы общества:

а) государство и профсоюзы;

б) государство и религиозные организации;

в) государство и средства массовой информации,

5. Нормативная основа политической системы общества.

 

1.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить, как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы или виды политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

В зависимости от степени участия в политической жизни данные структурные элементы политической системы общества делятся на собственно политические и несобственной политические.

Собственно политические элементы - это, прежде всего, государство, все политические партии, политические движения, непосредственно принимающие участи в политической жизни общества. Цель заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики государства, в политическом и идеологическом воздействии на различные социальные группы, в проведении политических интересов различных социальных групп и отчасти всего общества в целом в жизнь.

К несобственно политическим относятся такие структурные элементы политической системы общества, которые возникают и функционируют не в силу политических, а экономических и других причин. К ним, в частности, относятся: профсоюзные, религиозные организации.

Структура политической системы.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

-организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

-культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

-нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

-коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

-функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Роль государства в политической системе общества

Понятия государство и политическая система общества соотносятся между собой как часть и целая, при этом государство - это часть, а политическая система общества, соответственно, - целое.

Государство, являясь частью политической системы общества, занимает в ней особое, центральное, ведущее место и положение, придавая последней устойчивость, упорядоченность, целостность.

Особое место государства в политической системе общества определяется следующими обстоятельствами:

- государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединенного в пределах границ государства по принципу гражданства;

- государство является единственным носителем суверенитета, который заключается в верховенстве государственной власти в пределах территориальных границ страны и в самостоятельности, независимости государства в международных отношениях;

- государство обладает специальным аппаратом - аппаратом управления и аппаратом принуждения, - необходимыми для управления обществом. особая роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно обладает монополией на законотворчество;

- государство обладает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, государственным бюджетом, государственной казной, валютой и т.д.).

Особая роль государства в политической системе общества проявляется и в том, что именно оно предоставляет гражданам конституционное право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. На конституционном уровне закреплена и свобода деятельности общественных объединений.

Чрезмерное усиление вмешательства государства в политическую жизнь общества может привести к огосударствлению политической системы и в результате - к произволу и беззаконию в общественной жизни.

 

3.Политические партии в политической системе общества. «Партийное государство».

Государство – центральный элемент политической системы (в той или иной мере отражают интересы всех социальных групп; располагает огромными финансовыми ресурсами; располагает аппаратом и правовыми средствами).

Роль государства в политической системе:

- устанавливает правовые основы функционирования системы,

- устанавливает и обеспечивает политический режим,

- оказывает поддержку иным политическим институтам.

Политические партии – общественные объединения, созданные для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действующие на постоянной основе и имеющие программу.

Виды партий по содержанию политической деятельности:

- консервативные – выступают за сохранение прежних порядков, против реформ,

- либеральные – выступают за освобождение общественной жизни от вмешательства государства,

- клерикальные – выступают за то, чтобы политический курс строился с учетом религиозных норм,

- реформистские – выступают за социализацию при сохранении частной собственности,

- радикальные – выступают за коренное переустройство общества по различным моделям.

Типы партийных систем:

- многопартийные,

- многопартийные с одной доминирующей партией,

- двухпартийные,

- однопартийные.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система становится тоталитарной системой.

 

4. Государство и другие элементы политической системы общества:

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

- тучаствуют в выработке и реализации политики государства.

- непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей.

- общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов.

- многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

- выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

- активизация и интеграция определенной части людей;

- борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

- подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

- разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

- политическое воспитание общества в целом или его части;

- подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним.

ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения.

ПРОФСОЮЗЫ – добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.

4.1. Государство и профсоюзы.

На разных этапах существования государства и деятельности профсоюзов последние то вступали в отношения тесного сотрудничества с государством, то занимали относительный нейтралитет, то выступали как противоборствующая сторона.

Профсоюзы – это массовые общественные организации наемных работников, основанные на общности их трудовых интересов, имеющие целью улучшение условий жизни и труда своих членов.

Политическая роль профсоюзов различается в зависимости от государственного режима. При тоталитарном режиме профсоюзы – это зависимые от государства организации, представители правящей партии в рабочем движении. В демократических государствах профсоюзы – активные участники политической жизни общества. Выступая от имени трудящихся, они являются довольно сильным прессом давления на законодательные и исполнительные органы власти. Они организуют забастовки, протесты, манифестации, тем самым улучшают условия труда, вводят определенные льготы для конкретных категорий работников, пенсионеров, инвалидов и тд. Поэтому правительство и законодатели активно сотрудничают с профсоюзами, заключают с ними договоры и соглашения о социальном партнерстве, взаимном сотрудничестве, а партии борются за их голоса на выборах, признавая тем самым их активными участниками политической жизни современного общества.

4.2. Государство и религиозные объединения.

Виды взаимоотношений церкви и государства:

Теократия

Церковь является основным институтом политической системы

Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам, признаваемым земными божествами, первосвященниками

Верховенство религии над правом

Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти

Режим отделения церкви от государства и школы от церкви

Церковь не является элементом политической системы, а значит, не вмешивается в дела государства

Отношения между государством и церковью строятся на основе принципа свободы совести и вероисповедания

Государство регулирует деятельность религиозных организаций

Государство не оказывает церкви территориальной, финансовой поддержки

В образовательных учреждениях не предусмотрено обязательное преподавание религии

Наличие государственной церкви

Церковь является важным элементом политической системы

Обладает значительными полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения

Наделяется рядом юридических полномочий ( в основном в области брачно-семейных отношен

4.3. Государство и  СМИ

Средства массовой информации в политической системе выполняют две функции – информационную и идеологическую. Их можно представить в виде идеологического моста между обществом и государством, в этом и заключается их особое место в политической системе. СМИ не всегда самостоятельны в финансовом, и значит, в идеологическом отношении. Поэтому независимость СМИ достаточно условна и призвана поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. С той же мерой условности можно назвать СМИ четвертой властью.

4.4 Государство и общественные самодеятельные организации (молодежные, ветеранские, спортивные и тд)

Общественные организации основаны на членстве. Членами могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица – общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия. Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов и участников в 14 лет, а для детских организаций – 8 лет. Органы гос власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений. Общественные объединения имеют широкие права.

 Среди них – право свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить митинги, демонстрации, участвовать в выработке решений государственных органов, учреждать СМИ, иметь собственность и тд.

Среди обязанностей – соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, о своей деятельности и тд. Государство не может вмешиваться в деятельность общ. бъединений, если они не нарушают закон. В то жжем время государство обеспечивает соблюдение прав общ объединений, оказывает им материальную поддержку, может заключать договор на выполнение различных работ и оказание услуг.

5. Нормативная основа политической системы общества.

Нормативная основа политической системы общества является базой политической деятельности всех институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества. Непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы. Таким образом, нормативная основа политической системы общества представляет из себя совокупность социальных норм, регулирующих деятельность институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества.

Нормативная основа политической системы состоит из следующих компонентов:

а) правовые нормы и принципы политического характера. В качестве слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм и принципов, которые связаны с осуществлением власти;

б) принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

в) политические традиции и обычаи;

г) принципы и нормы морали (нравственности).

Рассмотрим подробнее эти компоненты.

Правовые принципы и нормы политического характера являются важнейшей составной частью нормативной основы. В них облекаются в правовую форму отношения между элементами политической системы. В законодательном порядке во всех без исключения странах закреплена политико-правовая база деятельности политической системы. Зафиксированы различные принципы ее существования и функционирования: демократизм, плюрализм, строгая законность и пр.

Важнейшим актом нормативной основы политической системы общества является конституция. В ней отражаются правовые основы политической системы общества.

Нормы права являются весьма важными, но не исчерпывающими составными частями нормативной основы политической системы общества, поскольку право имеет свои пределы. Так, оно не может, например, регулировать внутрипартийные и другие им подобные отношения. В силу этого механизм социального регулирования политических отношений дополняется другими социальными принципами и нормами.

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций, являются важной составляющей нормативной основы политической системы общества. Нормы корпоративных организаций условно делятся на нормы внутреннего и внешнего действия.

Нормы внутреннего действия регулируют отношения внутри организации, их издавшей. Нормы внешнего действия регулируют отношения между организациями, их издавшими, и другими элементами политической системы.

Политические нормы и внутреннего, и внешнего действия содержатся в уставах, программах, других актах общественных организаций.

Большое значение имеют политические нормы, содержащиеся в уставах, определяющих внутреннюю организацию корпораций, порядок вступления в нее и т.д.

Программы определяют цели организаций.

Составными частями нормативной основы политической системы являются политические традиции и обычаи, являющиеся разновидностью общесоциальных традиций и обычаев.

Среди политических обычаев и традиций многих стран можно выделить такие, например, как существование политической оппозиции, наличие многопартийности и др. Иногда сложившиеся политические традиции закрепляются законодательно. Так, например, в британском Акте о министрах короны 1937 г. официально закрепляется оппозиция, а ее лидеру устанавливается постоянное жалованье. Этот Акт определяет, кто может рассматриваться в качестве лидера оппозиционной партии. Лидер оппозиции, согласно закону, — это член палаты общин, который является в ней лидером партии, находящейся в оппозиции Правительству Его Королевского Величества и имеющей наибольшую численность в палате.

В том случае, если возникает сомнение, какая партия является или была в течение такового времени оппозиционной партией Правительству Его Королевского Величества, имеющей наибольшую численность в палате общин, или возникает сомнение, кто является или являлся в какое-то время лидером этой партии в палате, то вопрос об этом должен быть разрешен в соответствии с Актом 1937 г. спикером палаты общин, и его решение, заверенное им в письменной форме, будет окончательным.

В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали, нравственности. Проникновение морали в политику означает, что они должны образовать единую морально-политическую основу социального управления. Следует стремиться к тому, чтобы политические нормы основывались на нормах и принципах общечеловеческой морали, которая пронизывала бы их содержание и определяла их черты. Однако в практической политической жизни далеко не всегда так случается. Право, и особенно политика, нередко расходятся с моралью.

5. Нормативная основа политической системы общества.

Нормативная основа политической системы общества является базой политической деятельности всех институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества. Непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы. Таким образом, нормативная основа политической системы общества представляет из себя совокупность социальных норм, регулирующих деятельность институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества.

Нормативная основа политической системы состоит из следующих компонентов:

а) правовые нормы и принципы политического характера. В качестве слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм и принципов, которые связаны с осуществлением власти;

б) принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

в) политические традиции и обычаи;

г) принципы и нормы морали (нравственности).

Рассмотрим подробнее эти компоненты.

Правовые принципы и нормы политического характера являются важнейшей составной частью нормативной основы. В них облекаются в правовую форму отношения между элементами политической системы. В законодательном порядке во всех без исключения странах закреплена политико-правовая база деятельности политической системы. Зафиксированы различные принципы ее существования и функционирования: демократизм, плюрализм, строгая законность и пр.

Важнейшим актом нормативной основы политической системы общества является конституция. В ней отражаются правовые основы политической системы общества.

Нормы права являются весьма важными, но не исчерпывающими составными частями нормативной основы политической системы общества, поскольку право имеет свои пределы. Так, оно не может, например, регулировать внутрипартийные и другие им подобные отношения. В силу этого механизм социального регулирования политических отношений дополняется другими социальными принципами и нормами.

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций, являются важной составляющей нормативной основы политической системы общества. Нормы корпоративных организаций условно делятся на нормы внутреннего и внешнего действия.

Нормы внутреннего действия регулируют отношения внутри организации, их издавшей. Нормы внешнего действия регулируют отношения между организациями, их издавшими, и другими элементами политической системы.

Политические нормы и внутреннего, и внешнего действия содержатся в уставах, программах, других актах общественных организаций.

Большое значение имеют политические нормы, содержащиеся в уставах, определяющих внутреннюю организацию корпораций, порядок вступления в нее и т.д.

Программы определяют цели организаций.

Составными частями нормативной основы политической системы являются политические традиции и обычаи, являющиеся разновидностью общесоциальных традиций и обычаев.

Среди политических обычаев и традиций многих стран можно выделить такие, например, как существование политической оппозиции, наличие многопартийности и др. Иногда сложившиеся политические традиции закрепляются законодательно. Так, например, в британском Акте о министрах короны 1937 г. официально закрепляется оппозиция, а ее лидеру устанавливается постоянное жалованье. Этот Акт определяет, кто может рассматриваться в качестве лидера оппозиционной партии. Лидер оппозиции, согласно закону, — это член палаты общин, который является в ней лидером партии, находящейся в оппозиции Правительству Его Королевского Величества и имеющей наибольшую численность в палате.

В том случае, если возникает сомнение, какая партия является или была в течение такового времени оппозиционной партией Правительству Его Королевского Величества, имеющей наибольшую численность в палате общин, или возникает сомнение, кто является или являлся в какое-то время лидером этой партии в палате, то вопрос об этом должен быть разрешен в соответствии с Актом 1937 г. спикером палаты общин, и его решение, заверенное им в письменной форме, будет окончательным.

В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали, нравственности. Проникновение морали в политику означает, что они должны образовать единую морально-политическую основу социального управления. Следует стремиться к тому, чтобы политические нормы основывались на нормах и принципах общечеловеческой морали, которая пронизывала бы их содержание и определяла их черты. Однако в практической политической жизни далеко не всегда так случается. Право, и особенно политика, нередко расходятся с моралью.

6. Правовое регулирование порядка их формирования.

Наличие в составе Федерального Собрания двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, формируемых по неодинаковым правилам, обусловливает необходимость рассмотрения порядка выборов каждой из палат.

Государственная Дума избирается с учетом того, что она состоит из 450 депутатов, причем одна ее половина (225 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Поскольку избирательное законодательство впервые ввело новые понятия, их следует разъяснить:

- мажоритарная система - это такая система подведения итогов выборов, при которой избранным является кандидат в депутаты, получивший наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами в избирательном округе при условии, что в выборах приняло участие не менее 25 процентов избирателей;

- система пропорционального представительства - устанавливает пропорцию между числом поданных за избирательное объединение (политическую партию, общественное движение и т. п.) голосов избирателей и полученных ими депутатских мандатов (мест в парламенте Российской Федерации);

- одномандатный избирательный округ - это территория, на которой проживает определенное число избирателей, имеющих право избрать одного депутата в Государственную Думу (по принципу: один округ - один депутат);

- федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации, где избирательные объединения выдвигают своих представителей кандидатами в депутаты и добиваются их избрания в парламент России.

Процесс выборов депутатов Государственной Думы, как и Президента Российской Федерации, довольно сложен и его также можно условно разделить на ряд последовательных стадий.

Первая стадия связана с назначением выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации на первое воскресенье после истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Важную роль в организации выборов депутатов Государственной Думы играет Центральная избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе в течение четырех лет.

К числу основных полномочий Центральной избирательной комиссии относятся: образование избирательных округов по выборам в Государственную Думу; руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы; регистрация списков кандидатов в состав Государственной Думы, выдвинутых избирательными объединениями по федеральному избирательному округу и т.д.

Вторая стадия - образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия определяет территорию избирательных округов, исходя из общей численности избирателей и необходимости образовать 225 округов.

Окружные избирательные комиссии образуются в каждом одномандатном избирательном округе по выборам депутатов в Государственную Думу. Они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Окружные избирательные комиссии осуществляют следующие основные полномочия: руководят работой участковых избирательных комиссий; регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию.

Сущность третьей стадии состоит в образовании избирательных участков и формировании участковых избирательных комиссий.

Избирательный участок - это часть избирательного округа, территория, на которой проживает до 3000 избирателей.

Всю работу по организации и проведению выборов на территории избирательных участков осуществляют участковые избирательные комиссии. Они формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до выборов в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы или жительства.

Четвертая стадия - составление списков избирателей. Как уже отмечалось, списки избирателей составляют участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней до дня выборов. В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Списки избирателей, имеющих постоянное место жительство за пределами России, составляются консульскими учреждениями Российской Федерации, действующими на территории соответствующих стран.

Пятая стадия - выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы - является важнейшей стадией избирательного процесса. Поскольку выборы в Государственную Думу проводятся и по одномандатным округам, и по федеральному избирательному округу, законодательство устанавливает неодинаковый порядок выдвижения кандидатов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы в одномандатном избирательном округе могут выдвигаться непосредственно избирателями, а также избирательными объединениями (политическими партиями, политическими движениями) федерального уровня, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. При этом должно соблюдаться правило и группа избирателей, и избирательные объединения вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом округе.

Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента общего числа избирателей округа.

Регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу осуществляет окружная избирательная комиссия, которая проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям закона и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные о нем в федеральных печатных изданиях и выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.

Иные правила установлены для выдвижения кандидатов по федеральному избирательному округу. Здесь кандидаты могут выдвигаться только избирательными объединениями в виде федерального списка. При этом число кандидатов в федеральном списке не может превышать 270 человек.

Для регистрации федерального списка кандидатов требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирателей, причем из этих 200 тысяч подписей не более 7 процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации.

Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня выборов обладает определенным статусом. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно.

Правила проведения предвыборной агитации за или против кандидатов в депутаты аналогичны тем, что действуют в период выборов главы Российского государства.

Заключительной стадией избирательной кампании является голосование и определение результатов выборов.

При выборах депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, один - для голосования по одномандатному избирательному округу и другой - для голосования по федеральному избирательному округу. Первый содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные. Избирательный бюллетень для голосования по федеральному избирательному округу содержит в алфавитном порядке названия избирательных объединений. Под каждым названием такого объединения помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутого им федерального списка кандидатов.

Избирательные комиссии определяют результаты выборов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий. При этом окружная избирательная комиссия признает избранным по одномандатному избирательному округу того кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов, а при равном количестве голосов - кандидата, зарегистрированного раньше. Выборы по данному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей.

Иные правила действуют в отношении определения результатов в федеральном избирательном округе. Прежде всего, из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения, федеральные списки которых получили менее 7 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за список кандидатов которого подано более 7 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов. Избирательным законодательством определена следующая методика распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов:

а) сумма голосов, поданных за федеральные списки избирательных объединений, допущенных к распределению мандатов, делится на 225 - число депутатских мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное;

б) число голосов, полученных каждым Федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов;

в) если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России.


Комментариев нет:

Отправить комментарий