Семинарское
занятие № 14
Норма права
Вопросы для
самостоятельной подготовки
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Классификация правовых норм.
3. Структура норм права.
4.Способы изложения правовых норм в актах
государства. Норма права и статья нормативно-правового акта.
Рекомендации
по подготовке к семинару
Семинар проходит в форме выполнения
практического задания.
Целью занятия является не только получение
теоретических знаний о норме права, но и выработка навыков работы с текстом
нормативного акта.
В плане теоретической подготовки обратите
внимание на различное понимание нормы права, соотношения нормы права и статьи
нормативного акта. Особое внимание уделите структуре нормы права. По этой
проблеме в настоящее время существует три основные точки зрения. С первой
точкой зрения: о существовании нескольких структур нормы (идеальной, реальной и
т.п.) можно ознакомиться в большинстве учебных пособий по теории государства и
права (например, учебник А.Б. Венгерова (см. список литературы для всего курса).
Вторая: о двухчленной структуре нормы и специализации норм представлена в
учебном пособии А.Ф. Черданцева (см. список учебной литературы для всего
курса), а третья – в статье Б.И. Пугинского (см. ниже). Данные точки зрения
будут обсуждаться на занятии.
После обсуждения структуры нормы права
каждый из структурных элементов будет изучаться отдельно. При этом от студентов
требуется не только знание определения гипотезы, диспозиции и санкции, а также
их классификаций, но и умение правильно определить вид структурного элемента
нормы, изложенной в конкретной статье нормативного акта.
Работа
студента не признается удовлетворительной, если практическое задание не
выполнено.
Основная
литература
1.
А.П.Альбова, С.В.Николюкина Теория государства и права. Учебник и
практикум для СПО Москва «Юрайт» 2019г.
2.
Долгих Ф.И. Теория государства и
права: учебник Ф. И. Долгих. – Москва:
Университет «Синергия», 2023. – 464 с. – DOI: 10.37791/978-5.
3.
Карташов, В. Н.
Теория государства и права: учебное пособие для учащихся колледжей / В. Н.
Карташов — Москва: Директ-Медиа, 2023. — 260 с.
4.
Цечоев В. К.
Теория государства и права: Учебник / В. К. Цечоев, А. Р. Швандерова. — М.:
Прометей, 2021. — 330 с.
5.
Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах
и ответах: учебно- методическое пособие / А.В. Малько. - 5-е изд., испр. и д о
п. — Москва: Издательский дом «Дело» РА НХ иГС, 2022. - 352 с.
Дополнительная
литература
1.
Бахрах
Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал
российского права. - 2003. - № 5.
2.
Берг
О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. - 2003. - №
4.
3.
Власенко
Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. - Иркутск, 1984.
4.
Гайворонская
Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001.
- № 3.
5.
Гущина
Н.А. Стимулирующая политика государства и право // Право и политика. - 2004. -
№ 2 (50).
6.
Деревнин
А.А. К вопросу о норме права // Академический юридический журнал. - 2001. - №
2.
7.
Деревнин
А.А. Специальные нормы в российском праве // Академический юридический журнал.
- 2002. - № 1.
8.
Курылев
С.В. О структуре юридической нормы // Труды ИГУ. Вып. 4. Иркутск, 1958.
9.
Пугинский
Б.И. О норме права// Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 1999.
- № 5.
10.
Тихомиров
Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права // Право и экономика. - 2004. -
№ 10.
11.
Фаршатов
И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. -
2003. - № 6.
12.
Черданцев
А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. - 1970. - № 1.
13.
Шестаев
Н.Т., Тульев И.Т. Нормы права. - М., 1992.
1. Понятие и
признаки нормы права.
Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило
поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и
обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В
свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных
государством, образуют право в целом, составляют систему права.
Признаки правовой нормы:
·
Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие
типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
·
Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные
отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в
определенное русло;
·
Имеет определенную
форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее
– предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него
соответствующие обязанности);
·
Содержит общеобязательное
правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е
действия;
·
Либо непосредственно
исходят от государства в лице его органов, либо имущества в результате
проведения референдума, либо санкционируются государством,
закрепляются в официальных государственных актах;
·
Реализация нормы
права обеспечена государственным принуждением;
·
Носит общий
характер, то есть отличается нормативностью;
·
Характеризуется неперсонифицированностью
– адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай
жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся,
пенсионеров);
·
Имеет многократное
применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;
·
Имеет
государственно-властный характер –
положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что
является правомерным, а что не правомерным.
Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает
ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы,
диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает
на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в
действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие
реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:
1.
Кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии
нескольких условий;
2.
Альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из
указанных в ней условий.
Диспозиция содержит
само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы
права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
- управомочивающие (предоставляющие участникам
общественных отношений право действовать определенным образом);
- обязывающие (устанавливающие обязанность совершать
определённые действия);
- запрещающие (устанавливающие запрет совершать
определённые действия).
Санкция указывают
на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По
степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные,
относительно определенные и альтернативные (неопределенные санкции для
современного права не характерны).
Виды правовых норм:
1.
По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе
говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие,
обязывающие и запрещающие
2.
По социальному
назначению и функциям на учредительные
(основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные
отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за
правонарушения).
3.
По степени
определённости предписаний (по методу
правового регулирования) – на императивные (однозначно определяющие вариант
поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие
возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
4.
По источнику – на конституционные, законодательные,
подзаконные, договорные, обычные и др..
5.
По предмету
правового регулирования (по
отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского,
уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей
права.
2.
Классификация правовых норм
Многообразие общественных отношений,
разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно
реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы
достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных
норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Основания классификации:
I. По юридической силе - в зависимости от
органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на 1)
законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой; 2)
подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых
на основе и во исполнение закона.
11.По субъекту
правотворчества: различают нормы, исходящие
1) от государства - это нормы
органов представительной государственной власти, исполнительной государственной
власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место
прецедент);
2) непосредственно от населения конкретного
территориального образования (сельский сход и т.д.) или населения всей страны
(всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была
принята Конституция Российской Федерации.
III. По социальному назначению и роли в
правовой системе
нормы можно подразделить на:
1)
учредительные (нормы-принципы),
2)
регулятивные (нормы-правила поведения),
3)
охранительные (нормы–стражи порядка),
4)
обеспечительные (нормы-гарантии),
5)
декларативные (нормы–объявления),
6)
дефинитивные (нормы-определения),
7)
коллизионные (нормы-арбитры),
8)
оперативные (нормы-инструменты).
1.
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования
общественных отношений, правового положения человека, пределов действия
государства, закрепляют устои социально-экономического и
общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан,
основополагающие идеи. Они служат эталонами, позволяющими установить
необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний
объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и
нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
Например, норма, закрепленная в ст.2
Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства».
2.
Регулятивные нормы направлены на регулирование фактических отношений,
возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и
возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и
обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:
а) управомочивающие - предоставляющие
своим адресатам право на совершение положительных действий;
б) обязывающие – содержащие
обязанность совершения определенных положительных действий;
в) запрещающие – устанавливающие
запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как
правонарушения.
Особенность регулятивных норм состоит в
том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.
3.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые
применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и
порядок освобождения от наказания.
Как регулятивные, так и охранительные
нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и
динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.
4.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие
осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового
регулирования. Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько
эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной
реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах,
связанных между собой.
5.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного
характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов
общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч.2 ст 1
Конституции РФ говорится «наименование Российская Федерация и Россия
равнозначны».
6.
Дефинитивные нормы формулируют определение тех или иных правовых явлений
и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в
гражданском праве и т.п.).
7.
Коллизионные нормы призваны устранить возникающие противоречия между
правовыми предписаниями. Так, п.5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия
указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или
иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
8. Оперативные нормы устанавливают
даты вступления нормативного акта в силу. Прекращения его действия и т.п.
IV.
По предмету правового регулирования различают нормы
конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных
отраслей права. Отраслевые нормы могут
подразделяться на:
1) материальные являются
правилами поведения субъектов, отвечают на вопрос «что регулируют нормы
права?»;
2) процессуальные содержат
предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил, отвечают на
вопрос «как регулируют?».
v.
По
методу правового регулирования выделяются
А)
императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
1.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер,
не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы
административного права.
2.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий
сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса
реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных
случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в
гражданско-правовых отношениях.
3.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным
предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
Б)
Поэтому же основанию нормы можно разграничить на
1)
позитивные,
2)
поощрительные и
3)
наказательные.
2.
Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер
поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант
поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих
юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов,
превосходящих обычные требования.
VI. По сфере действия вычленяются нормы
общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
1. Нормы общего действия распространяются
на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
2. Нормы ограниченного действия имеют пределы,
обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы,
издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской
Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов
краев, областей и др.
3. Локальные нормативные
предписания
действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
VII. По степени определенности изложения
элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку
нормы права подразделяются на
1)
абсолютно определенные,
2)
относительно определенные,
3)
альтернативные.
1)
Абсолютно-определенные это нормы, которые с абсолютной точностью
определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или
меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизации
предписания, предусмотренного нормой права, не допускается.
2)
Относительно определенные – это нормы, которые не содержат
достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях
участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и
предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом
конкретных обстоятельств.
3)
Альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов,
условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.
Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых
может быть применено к правонарушителю.
VIII. Нормы права классифицируются по
времени 1) постоянные, 2) временные.
IX. По кругу лиц
1)
распространяются на всех, кто подпадает под их действие,
2)
на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и
т.п.
3.
Структура норм права.
Норма права имеет характерное внутреннее
строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов
(частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны.
Таких элементов три: гипотеза, диспозиция
и санкция.
I. Гипотеза – часть нормы,
указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии
которых начинает действовать норма.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные
обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется
норма.
Виды
гипотез:
1) по форме выражения:
а)
абстрактные – использована обобщающая формулировка;
б)
казуистические – конкретно перечислены обстоятельства действия
нормы.
2) по строению, в зависимости от
количества обстоятельств, обозначенных в норме:
а) простые – содержат одно
обстоятельство, необходимое для действия нормы;
б) сложные – содержат два и более обязательных
обстоятельств;
в) альтернативной содержат
несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы.
3) По наличию или отсутствию юридических фактов
а) положительные – указывают на необходимость
наличия фактов для действия нормы,
б) отрицательные – указывают на необходимость
отсутствия фактов для действия нормы.
II. Диспозиция – часть
нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
Виды
диспозиций:
1.
по способу изложения диспозиции могут быть
а) простые – называют вариант поведения, но не
раскрывают его;
б) описательные – описывают все существенные
признаки поведения;
в) ссылочные – не излагают правило поведения, а
отсылают для ознакомления с ним к другой норме;
г) бланкетные – не излагают правило поведения, а
отсылают для ознакомления с ним к бланку (правилам, инструкциям, положениям и
др.)
2. По составу:
а) простые – содержат одно правило поведения,
б) сложные – содержат два и более обязательных
правил поведения,
в) альтернативные – содержат
несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.
III. Санкция - часть
нормы, в которой указываются неблагоприятные последствия, наступающие
вследствие нарушения диспозиции.
Санкция определяет меры юридической
ответственности за нарушение определенной нормы.
Виды
санкций:
1.
По
отраслям права:
а) уголовно-правовые к ним относят
штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься
определенной деятельностью, обязательные работы, конфискация имущества, лишение
свободы на определенный срок и другие виды наказания. Применяется только судом
к лицам, совершившим преступление.
б) административно-правовые - предусматривают
штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным
объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного
данному гражданину (например, управления транспортными средствами,) охоты);
исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они
могут применяться административными органами и судом к лицам, совершившим
административные правонарушения.
в) гражданско-правовые применяемых за
совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения
правонарушителем причиненного имущественного вреда (изъятие имущества из чужого
незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной
обязанности и т.п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных
обязательств неустойки (штрафа, пени).
д) дисциплинарные включают в себя
замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую
должность и другие взыскания, предусмотренные Кодексом законов о труде РФ. Они
применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение
трудовой дисциплины.
2) по объему:
а) простые – содержат одно неблагоприятное
последствие,
б) сложные – содержат два и более неблагоприятных
последствий, назначаемых одновременно.
в) альтернативные – содержат
несколько неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает
только одно. (Например: лишение свободы на срок до 3-х лет, ИЛИ исправительные
работы на срок до одного года, ИЛИ штраф).
3) по степени определенности санкции
подразделяются на:
а) абсолютно определенные - в них точно
определен вид и размер наказания,
б) относительно - определенные – в них точно
определен вид наказания, а границы неблагоприятных последствий указаны от
минимального до максимального или только до максимального. (Например, срок
лишения свободы от 2 до 5 лет).
4.
Способы изложения правовых норм в
актах государства. Норма права и статья нормативно-правового акта.
Статья - имеющая
порядковый номер и, как правило, название структурная единица нормативного
акта, содержащая в том или ином сочетании элементы юридической нормы.
Норма права и статья нормативно-правового
акта не тождественны. Если норма права – это правило поведения, состоящее из
гипотезы, диспозиции и санкции, то статья нормативно-правового акта – это форма
словесного изложения нормы права. Статья нормативно-правового акта имеет
название, номер, несколько пунктов, частей. Таким образом, норма права и статья
нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма.
Варианты соотношения нормы права и
статьи нормативно-правового акта:
1.
Одна статья нормативно-правового акта содержит одну
норму права. В
этом случае норма права и статья нормативно-правового акта совпадают. Статья
нормативно-правового акта содержит в себе все три элемента нормы права
(гипотезу, диспозицию, санкцию) или только один (два), а остальные необходимо
выявить логическим путем. Такое соотношение типично (например, ст. 397 ГК РФ,
ст. 110 СК РФ и др.).
2.
Одна статья нормативно-правового акта содержит
несколько норм права. Например, ст. 14 СК РФ указывает на обстоятельства,
препятствующие заключению брака; статьи Особенной части УК РФ содержат
квалифицирующие составы преступлений (ст. 139, 147). В данном случае каждая из
частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления.
3.
Одна норма права расположена в нескольких статьях
нормативно-правового акта. Так, ст. 12 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотезу),
ст. 10, 11 СК РФ устанавливают место и порядок заключения брака (диспозицию), а
ст. 27, 30 СК РФ определяют основания и последствия признания брака
недействительным (санкцию).
Способы изложения норм права в статьях
нормативно-правовых актов.
Способы изложения – это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования
объема юридическ х норм в тексте закона (иного нормативно-правового акта).
В зависимости от
полноты изложения элементов (гипотезы, диспозиции, санкции) нормы
права в статьях нормативно-правового акта принято различать
следующие способы:
1. Прямой;
2. Ссылочный;
3. Бланкетный;
Прямой способ означает, что
норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта (например, ст. 397
ГК, ст. 110 СК РФ).
Ссылочный способ характеризуется
тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы
права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в
которых содержатся недостающие сведения. Например, ст. 97 УПК РФ ссылается на
ст. 98 УПК РФ.
Бланкетный способ предполагает, что
содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному
нормативно-правовому предписанию – статье нормативно-правового акта, а к
другому нормативно-правовому акту. Например, ст. 11.2 Кодекса РФ об
административных правонарушениях.
В зависимости от уровня
нормативного обобщения различают абстрактный и
казуистический способы изложения.
Абстрактный способ изложения норм
права
означает, что обстоятельства, факты, признаки моделируемых действий, их
условий и последствий излагаются в тексте в обобщенном виде, т.е. в виде
абстрактного понятия. Например, ст. 14 ГК РФ.
Казуистический способ изложения
норм права основан
на том, что моделируемые действия, их условия и последствия излагаются не
обобщенно, а путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления тех
или иных случаев (казусов). Например, ст. 925 ГК РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий