Лекция № 16
Правовое
регулирование обжалования в соответствии с Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации
1.
. Общие правила производства в суде первой
инстанции.
Производство в суде первой инстанции
является начальной судебной стадией уголовного процесса. В суде первой
инстанции рассматривается дело, по существу.
Только по итогам производства в суде
первой инстанции может быть опровергнута конституционная презумпция
невиновности обвиняемого, удовлетворен гражданский иск, а также в полной мере
обеспечено конституционное право потерпевшего на доступ к правосудию.
Можно говорить о том, что производство в
суде 1 инстанции является кульминацией уголовного процесса: все предшествующие
стадии являются по отношению к ней подготовительными, а все последующие –
проверочными.
Судебное разбирательство уголовного дела в
суде первой инстанции состоит из нескольких этапов, следующих друг за другом:
Подготовительная
часть судебного заседания;
Порядок проведения подготовительной части
судебного заседания регулируется ст. ст. 261–272 УПК РФ. В этой части судебного
разбирательства председательствующий должен тщательно выяснять все вопросы,
связанные с установлением личности подсудимого, а также обстоятельства,
исключающие возможность производства по делу в отношении данного лица.
Ходатайства участников судебного
разбирательства о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов, об
истребовании вещественных доказательств и документов подлежат разрешению
непосредственно после их заявления и обсуждения. Также разрешаются и все иные
ходатайства, связанные с определением круга участников судебного
разбирательства и движением дела (о признании потерпевшим, гражданским истцом,
о приостановлении дела либо отложении его слушанием, о прекращении дела и др.),
заявленные как в подготовительной части судебного разбирательства, так и в ходе
судебного разбирательства.
- судебное следствие – важнейшая и по
объёму, и по содержанию часть судебного разбирательства, в которой судом с
участием заинтересованных лиц проводится исследование всех доказательств,
необходимых для вынесения приговора.
Порядок проведения судебного следствия
регламентируется ст. ст. 273–291 УПК РФ. Судебное следствие начинается с
изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения.
Председательствующий опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает
ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к
предъявленному обвинению.
После этого решается вопрос о порядке
исследования доказательств. Очередность исследования доказательств определяется
стороной, представляющей доказательства суду. Первой представляет
доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств,
представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные
стороной защиты. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, то
очередность представления ими доказательств определяется судом с учетом мнения
сторон.
Прения
сторон;
Прения
сторон
– это равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию
относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед
удалением его в совещательную комнату для вынесения решения, что является одной
из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела.
Только при этом условии полностью реализуется в судебном заседании право на
судебную защиту, которое согласно Конституции РФ не может быть ограничено.
Прения позволяют сторонам в процессе подвести итоги судебного исследования,
сформулировать свои требования, высказать возражения, воздействуя на
формирование внутреннего убеждения судей и тем самым – на характер и содержание
принимаемого решения.
Прения сторон состоят из речей обвинителя
и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый.
В прениях сторон могут также участвовать
потерпевший и его представитель. Гражданский истец, гражданский ответчик, их
представители, подсудимый вправе ходатайствовать об участии в прениях сторон.
Последовательность выступлений участников
прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает
обвинитель, а последними - подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и
его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его
представителя.
Участник прений сторон не вправе ссылаться
на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны
судом недопустимыми.
Суд не вправе ограничивать продолжительность
прений сторон. При этом председательствующий вправе останавливать участвующих в
прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к
рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных
недопустимыми.
После произнесения речей всеми участниками
прений сторон каждый из них может выступить еще один раз с репликой. Право
последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.
Подсудимый и его защитник, обвинитель, гр.
Истец, гр. Ответчик по окончании прений сторон, но до удаления суда в
совещательную комнату вправе представить суду в письменном виде предлагаемые
ими формулировки решений по вопросам, указанным в пунктах 1 - 6 ч. 1 ст. 299
УПК. Предлагаемые формулировки не имеют для суда обязательной силы.
2.
Подготовка дела к
судебному разбирательству.
Как и в гражданском процессе, в
административном судопроизводстве по каждому делу, принятому к производству
судом, в обязательном порядке проводится подготовка к судебному разбирательству
(досудебная подготовка).
В широком смысле целью подготовки дела к
судебному разбирательству является его подготовка к последующему успешному
разрешению в рамках судебного процесса либо окончание дела уже на данной стадии
без судебного разбирательства).
Согласно ст. 132 КАС РФ основной задачей
досудебной подготовки по административному делу является обеспечение его
правильного и своевременного рассмотрения.
Данной задаче подчинена логика построения
алгоритма дальнейших действий суда и участвующих в деле лиц.
Выделяются четыре группы юридически
значимых действий при подготовке дела к судебному разбирательству:
1) закрепление юридически значимых действий
участвующих в деле лиц;
2) сбор доказательств;
3) управление процессами прохождения дела;
4) разрешение дела без передачи на стадию судебного
разбирательства*(39).
Так, очевидно, что для правильного и
своевременного рассмотрения административного дела с учетом принципов
административного судопроизводства, установленных ст. 6 КАС РФ, необходимо,
чтобы стороны заблаговременно представили суду и друг другу свои позиции по
существу спора, подкрепив их имеющимися доказательствами. Кроме этого, важно
верно определить состав участников дела и при необходимости привлечь к участию
в деле дополнительных лиц, а также разрешить ряд вопросов организационного
характера.
Данная позиция лежит в основе ст. 135 КАС
РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к
судебному разбирательству. Указанная норма закладывает алгоритм действий сторон,
в целом схожий с тем, который установлен ст. 149-150 ГПК РФ, регулирующими
аналогичные вопросы в гражданском процессе. Однако положения ст. 135 КАС РФ
регулируют действия суда более детально и предметно.
В частности, в рамках досудебной
подготовки административный истец передает административному ответчику копии не
приобщенных к административному иску документов, содержащих доказательства,
обосновывающие его фактические основания, если административный истец не
освобожден от обязанности их доказывать.
Административный ответчик, в свою очередь,
уточняет для себя суть предъявленных исковых требований и их фактических
оснований, передает суду и административному истцу свои письменные возражения
по административному иску, а также обосновывающие их доказательства и копии
документов, в которых они содержатся (для административного истца или его
представителя).
При этом на данном этапе обе стороны
административного дела заявляют перед судом ходатайства об истребовании
доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда.
Действия суда в рамках подготовки
административного дела к судебному разбирательству более обширны. Так, суд
направляет участвующим в деле лицам копии административного искового заявления
и приложения к нему, определяет разумный срок для предоставления суду
возражений, вызывает стороны и их представителей, разъясняет им их
процессуальные права и обязанности, опрашивает по существу заявленных
требований и возражений, а также решает ряд вопросов организационного характера
(о необходимости личного участия в судебном заседании участвующих в деле лиц,
направлении судебных поручений, возможности применения видеоконференц-связи и
т.д.).
Кроме этого, во время подготовки к
судебному разбирательству суду необходимо точно определить состав участвующих в
деле лиц (при необходимости привлечь других административных истцов,
административных ответчиков и заинтересованных лиц или заменить ненадлежащего
административного ответчика), рассмотреть вопрос о соединении или разъединении
нескольких требований, принять меры, направленные на представление
доказательств (истребование доказательств, вызов свидетелей, назначение
экспертизы, привлечение к участию в судебном процессе специалиста, переводчика
и иные меры), а также разрешить поступившие ходатайства (в том числе о применении
мер предварительной защиты).
Вопрос о необходимости проведения
предварительного судебного заседания также разрешается при подготовке
административного дела к судебному разбирательству.
Перечень действий, которые может совершить
суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым,
допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС
РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного
рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера
спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих
применению, и представленных по административному делу доказательств.
Следует отметить, что подготовка дела к
судебному разбирательству в арбитражном судопроизводстве носит не формальный
характер, а имеет большое значение для его правильного и своевременного
рассмотрения. Подтверждением этого является норма ч. 5 ст. 135 КАС РФ, в
соответствии с которой противодействие сторон по административному делу его
своевременной подготовке, в том числе путем непредставления или
несвоевременного представления административным ответчиком возражений в
письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, может
повлечь наложение судебного штрафа, а не взыскание компенсации за потерю
времени, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 150 ГПК РФ.
Порядок и основания объединения
административных дел и выделения административных исковых требований, о которых
упоминалось выше, установлены в ст. 136 КАС РФ. Из анализа ч. 1 указанной
статьи следует, что объединение административных дел возможно в случаях, когда
в производстве суда находится:
- несколько однородных административных
дел, в которых участвуют одни и те же стороны;
- несколько административных дел по искам
одного административного истца к различным административным ответчикам;
- несколько административных дел по искам
нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику.
Обязательным условием для такого
объединения является признание его судом способствующим правильному и
своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.
При этом для выделения административных
исковых требований в отдельное производство согласно ч. 2 ст. 136 КАС РФ
достаточно лишь признания судом целесообразным раздельного рассмотрения данных
требований.
Отдельно следует сказать о соотношении
объединения административных дел в одно производство по правилам ст. 136 КАС РФ
и присоединении к коллективным исковым требованиям в соответствии со ст. 42 КАС
РФ.
Согласно ч. 5 ст. 42 КАС РФ в случае
обращения в суд еще одного лица с административным исковым заявлением,
содержащим требование, которое аналогично требованию, указанному в коллективном
административном исковом заявлении, находящемся в производстве, суд соединяет
заявленное требование с ранее принятым.
Последствия такого соединения требований
законом не установлены. В связи с этим М.В. Степанчук приходит к выводу, что
оно влечет правовые последствия, аналогичные объединению нескольких дел в одно
производство в порядке ст. 136 КАС РФ. В этом случае новый заявитель должен
получить по делу статус административного истца, поскольку он был таким до
соединения требований.
Важнейшим правовым последствием
объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных
требований в отдельное производство является тот факт, что после этого
подготовка административного дела к судебному разбирательству начинается сначала.
Это установлено в ч. 7 ст. 136 КАС РФ.
Помимо прочего, в п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС
РФ предусматривается обязанность суда содействовать примирению сторон, однако в
тексте кодекса законодатель отказался от использования формулировки мирового
соглашения.
Статья 137 КАС РФ допускает примирение
сторон административного дела путем заключения соглашения о примирении,
утверждаемого судом. Заключение такого соглашения влечет прекращение
производства по делу полностью или в соответствующей части. В случае его неисполнения
в добровольном порядке оно может быть передано на принудительное исполнение.
При этом примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как
субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости
взаимных уступок сторон.
Обратите внимание: соглашение о примирении
сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а
также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату
услуг представителей.
Поскольку названное соглашение
утверждается определением суда, оно не должно противоречить закону или нарушать
права, свободы и законные интересы других лиц. В связи с этим в соответствии с
ч. 1 ст. 157 КАС РФ условия соглашения о примирении заносятся в протокол
судебного заседания и подписываются обеими сторонами, а если такое соглашение
выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к материалам
административного дела.
Из указанной статьи следует, что
соглашение о примирении сторон административного дела является аналогом
мирового соглашения, но при этом оно соответствует особенностям и правовой
природе дел, возникающих из публичных правоотношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9
постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в
арбитражном процессе", мировое соглашение представляет собой соглашение
сторон, т.е. сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из
средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат
применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе
договора (ст. 421 ГК РФ).
Мировое соглашение является одним из
возможных в судебном процессе результатов примирения сторон. Законодатель
предусматривает его в качестве альтернативы судебному решению.
Отличие соглашения о примирении в
административном судопроизводстве от мирового соглашения состоит в том, что оно
заключается для урегулирования спора, возникшего из административных
правоотношений, и одна из его сторон обязательно должна иметь
государственно-публичные, властные полномочия, в силу чего на него не могут в
полной мере распространяться нормы гражданского права.
Вместе с тем закрепление в КАС РФ права
сторон уже на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству
окончить дело соглашением о примирении можно рассматривать в качестве
проявления принципа диспозитивности.
Завершающей стадией подготовки
административного дела к судебному разбирательству перед его назначением
является предварительное судебное заседание, однако его проведение не является
обязательным. В частности, как в теории, так и на практике (см., например,
апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.12.2015 N
33а-11644/2015) выработана позиция, согласно которой предварительное судебное
заседание назначается судом не по каждому делу, а только в случаях, предусмотренных
ч. 1 ст. 138 КАС РФ.
В соответствии с указанной нормой
предварительное судебное заседание проводится в целях:
- уточнения обстоятельств, имеющих значение
для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
- определения достаточности доказательств
по административному делу;
- выявления фактов пропуска сроков
обращения в суд с административным исковым заявлением;
- процессуального закрепления
распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного
дела к судебному разбирательству;
- выяснения возможности урегулирования
административного спора до судебного разбирательства.
Таким образом, в предварительном судебном
заседании разрешаются лишь обозначенные вопросы, без рассмотрения дела по
существу. Однако суд вправе приостановить либо прекратить производство по
административному делу при наличии соответствующего основания, а в случае
установления факта пропуска срока на обращение в суд без уважительной причины
принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без
исследования иных фактических обстоятельств дела.
Под уточнением обстоятельств, имеющих
значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела,
следует понимать определение юридических фактов, лежащих в основе требований и
возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащих применению
норм материального права.
Относительно распорядительных действий
сторон, упомянутых в п. 4 ч. 1 ст. 138 КАС РФ, следует обратиться к
постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке
гражданских дел к судебному разбирательству", положения которого могут
быть применены к комментируемому кодексу по аналогии.
В частности, в п. 32 указанного
постановления разъясняется, что в предварительном судебном заседании могут быть
процессуально закреплены такие распорядительные действия сторон, как отказ от
иска или заключение мирового соглашения (в административном судопроизводстве -
соглашение о примирении).
Следующим этапом движения
административного дела в суде является его непосредственное рассмотрение, по
существу.
3.
Судебное
разбирательство.
Судебное
разбирательство
- это основная стадия судебного административного процесса, на которой
происходит рассмотрение и разрешение административного дела, по существу. Оно является
важнейшим способом осуществления административного правосудия по конкретному
административному делу. Главная задача судебного разбирательства - разрешение
спора о праве, возникающего из материального административного правоотношения,
устранение неопределенности в правовом положении его субъектов с целью защиты
их субъективных публичных прав и законных интересов. Оно представляет собой
регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств,
содержащихся в материалах административного дела, дополнительно представленных
сторонами, в результате которой принимается судебное решение по существу
рассматриваемого спора о праве административном.
Судебное разбирательство по
административным делам происходит в судебном заседании в рамках особой
процессуальной формы осуществления судебной власти - административного
судопроизводства. Процесс судебного разбирательства включает две
взаимосвязанные составляющие: рассмотрение административного дела и его
разрешение.
Понятие "рассмотрение административного
дела" означает действия субъектов судебных административно-правовых
отношений, направленные на выявление и обсуждение существа заявленного спора, и
процедуру судебного доказывания. Оно состоит в исследовании материалов
рассматриваемого дела, позиций сторон, действительных обстоятельств дела и
представленных доказательств. Судебное доказывание - это процессуальная
деятельность сторон и других участников процесса, состоящая в представлении и
опровержении доказательств, заявлении ходатайств, участии в исследовании
доказательств, направленная на установление фактов, имеющих значение по делу.
Разрешение административного дела - это
решение спорных вопросов материального административного права по существу и
вынесение законного и обоснованного судебного постановления. Оно состоит в
юрисдикционном применении соответствующих правовых норм к рассматриваемому
административному спору, принятии и объявлении судебного решения.
Судебное разбирательство происходит в
судебном заседании, во время которого суд непосредственно исследует
доказательства и устанавливает фактические обстоятельства, на основании которых
выносит законное и обоснованное решение. Обстоятельства дела рассматриваются в
пределах заявленных истцом требований, и только в случаях, предусмотренных
законом, суд вправе выйти за эти пределы.
Судебное разбирательство конкретного
административного дела может происходить не в одном, а в нескольких судебных
заседаниях, например, при отложении разбирательства дела. В то же время
судебное заседание может проводиться не только для разбирательства
административного дела, но и для разрешения различных процессуальных вопросов,
связанных, например, с судебными расходами, с решением вопроса о применении мер
предварительной защиты и др.
Значение судебного разбирательства в суде
первой инстанции выражается в следующих основных моментах:
- в судебном заседании в процессе
рассмотрения и разрешения административного спора осуществляется
административное правосудие по конкретному административному делу;
- от правильности проведения судебного
разбирательства зависит исход всего дела в целом;
- в процессе разбирательства
административного дела в максимальной степени проявляют себя все принципы
судебного административно-процессуального права;
- в ходе судебного разбирательства
реализуются все права сторон;
- на этом этапе административного
судопроизводства решается вся совокупность задач, имеющих значение для
разрешения административного дела по существу;
- на этой стадии происходит разрешение
спора о праве административном (публичном).
Порядок проведения судебного
разбирательства характеризуется следующими признаками.
1. Детально прописана в КАС РФ
последовательность совершения процессуальных действий как со стороны суда, так
и со стороны других участников административного судопроизводства (гл. 14 КАС
РФ).
2. Обязательность распоряжений
председательствующего для всех участников судопроизводства и лиц,
присутствующих в зале. Субъекты административно-процессуальных отношений вправе
высказывать свои возражения относительно действий председательствующего,
которые заносятся в протокол судебного заседания (ст. 143 КАС РФ).
3. За нарушение порядка в процессе
судебного заседания предусмотрена юридическая ответственность (ст. 144 КАС РФ).
При его нарушении присутствующими в зале судебного заседания возможно
применение мер принуждения или ответственности - предупреждение, удаление,
штраф (ст. 119 КАС РФ).
4. Обязательность ведения протокола
судебного заседания, который составляется в письменной форме и должен отражать
все существенные сведения о разбирательстве административного дела или
совершении всех действий участников процесса или каждого отдельного процессуального
действия, совершенного вне заседания (ст. ст. 204, 205 КАС РФ). Протокол имеет
важное доказательственное значение, поэтому его содержание и порядок
составления, форма должны точно соответствовать требованиям закона. Лица,
участвующие в деле, в течение трех дней со дня подписания протокола вправе
подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные
в нем неточности и (или) на его неполноту.
Согласно ст. 140 КАС РФ судебное
разбирательство административного дела происходит устно в судебном заседании,
однако оно может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке
упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.
Судебное разбирательство административного дела, которое происходит в судебном
заседании, состоит из четырех основных частей:
1) подготовительная;
2) рассмотрение дела по существу;
3) судебные прения;
4) постановление и оглашение решения.
Каждая часть, последовательно сменяя одна
другую, имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном
разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга
вопросов.
4.
Решение суда.
Структура и содержание решения суда достаточно
четко регламентированы законом. Статья 180 КАС РФ определяет реквизиты и
сведения, которые должны присутствовать в тексте решения суда. Судебное решение
состоит из четырех частей:
1) вводной;
2) описательной;
3) мотивировочной;
4) резолютивной.
В вводной части решения суда должны быть
указаны: номер административного дела; дата и место принятия решения суда;
наименование суда, принявшего решение; состав суда; сведения о сторонах, других
лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного
заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете административного
иска.
Описательная часть решения суда должна
содержать изложение требований административного истца, возражений
административного ответчика, мнения других лиц, участвующих в деле. Если
административный истец изменил основание или предмет административного иска,
увеличил или уменьшил его размер, административный ответчик признал
административный иск полностью или частично, то все это должно быть отражено в
описательной части решения.
В мотивировочной части решения суда должны
быть указаны: обстоятельства административного дела, установленные судом;
доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;
доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства;
нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения,
а также обоснования по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 180 КАС РФ. В
мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и
решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда РФ,
постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Президиума Верховного
Суда РФ, принятые в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
О признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои
требования или возражения (ч. 1 ст. 65 КАС РФ), указывается в мотивировочной
части решения одновременно с выводами суда об установлении этих обстоятельств,
если не имеется предусмотренных в ч. 5 ст. 65 КАС РФ оснований, по которым
принятие признания обстоятельств не допускается.
Резолютивная часть решения суда по
административному делу должна содержать: выводы суда об удовлетворении
административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении
административного иска; выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из
обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок
исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно
обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных
доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на
сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по
административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в
части либо на отказ в его удовлетворении; иные сведения, подлежащие указанию в
соответствии с КАС РФ при разрешении административных дел определенной
категории; указание на распределение судебных расходов; порядок и срок
обжалования решения суда. В резолютивной части решения должно быть четко
сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному
административному иску, так и по встречному административному требованию, если
оно было заявлено (ст. 131 КАС РФ), кто, какие конкретно действия и в чью
пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом
должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение
не вызывало затруднений при исполнении (ч. 6 ст. 180, ст. 181 КАС РФ). При
отказе в заявленных административных требованиях полностью или частично следует
точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 КАС РФ в
резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании
нормативного правового акта должны содержаться:
1) указание на удовлетворение
административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого
нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня
вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо
указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного
наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты
принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или
принявших;
2) указание на опубликование решения суда
или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения
суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной
организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были
быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные
положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии
невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска
официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по
истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если
официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или
сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором
публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации
или должностного лица;
3) указание на распределение судебных
расходов;
4) порядок и срок обжалования решения
суда;
5) другие сведения о вопросах, разрешенных
судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о
выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных
положений.
5.
Особенности
производства по отдельным категориям дел.
Глава
22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными
публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих.
Гражданин,
организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании
решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия
(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),
должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -
орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными
полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и
законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно
в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в
порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке
подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования
споров.
В
случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение
вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права,
свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В
случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение
досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд
возможно только после соблюдения этого порядка.
Административные
исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности.
Не
подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом,
административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий
(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений,
действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
По
результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения,
действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1)
об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании
оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их
не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и
законные интересы административного истца, и об обязанности административного
ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов
административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к
осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах
которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2)
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых
решения, действия (бездействия) незаконными.
Если
по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного
мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в
судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда,
мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего
административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного
решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.
Решение
по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия)
вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего
Кодекса.
Копии
решения по административному делу об оспаривании решения, действия
(бездействия) вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их
представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения
суда в окончательной форме, а по административному делу, связанному с
проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия,
пикетирования) и рассмотренному до дня проведения публичного мероприятия или в
день его проведения, незамедлительно после изготовления данного решения
вручаются или направляются указанным лицам с использованием способов,
позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий.
В
день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные
требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его
копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую
доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа
местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей,
экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному
лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия
(бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного
решения в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или
вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.
Решение
по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия)
приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса.
Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени
проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия,
пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении
целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат
немедленному исполнению.
В
случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган,
организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными
полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие
(бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к
осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного
истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было
подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить
данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в
установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня
вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании
решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в
отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В
случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения,
действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано
в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии
указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации,
должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный
срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного
издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока
в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило
свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в
котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной
организации или должностного лица.
Комментариев нет:
Отправить комментарий