Лекция № 14
Правовое
регулирование обжалования в соответствии с Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации
1.
Характеристика
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как источника
административного судопроизводства.
Как известно, без теоретических
обоснований необходимости установления или учреждения того или иного
административно-правового института возможна разработка и принятие эффективно
действующего нормативного правового акта, который регулировал бы систему
отношений в соответствующей области административного права. Поэтому проблема
разработки специального процессуального закона — Кодекса административного
судопроизводства — непременно увязывается в настоящее время с созданной
теоретической концепцией административного судопроизводства1. Несмотря на
достигнутый высокий уровень аргументации целесообразности формирования
специализированного административного судопроизводства в административных
судах, авторы отмечают отсутствие ясности в самой концепции административного
правосудия, в его соотношении с конституционным понятием «административное
судопроизводство» и «административная юстиция».
По мнению Ю. А. Тихомирова, при создании
системы административного судопроизводства главным является определение его
объема, характера и природы. К сфере административного судопроизводства он
относит:
1) административные дела, возникающие в
сфере государственного управления и регулирования;
2) споры, возникающие из административных
правоотношений;
3) дела по защите прав и свобод граждан в
сфере управления.
По нашему мнению, развитие как административно-правовой
и административно-процессуальной теории, так и проектов некоторых законов
(например, Кодекса об административном судопроизводстве) позволяет говорить о
новой тенденции в соотношении таких категорий, как «административная юстиция» и
«административное судопроизводство».
В марте 2003 г. Совет при Президенте РФ по
вопросам совершенствования правосудия обсудил проект Федерального закона
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Этот
законопроект включает в себя шесть разделов:
Общие положения (предмет регулирования;
задачи и принципы административного судопроизводства; состав суда, отводы,
компетенция судов по рассмотрению административных дел; доказательства и
процессуальные сроки; судебные извещения, расходы и вызовы).
Производство в суде первой инстанции
(подача и обеспечение жалобы; подготовка дела к судебному разбирательству и
судебное разбирательство; постановление суда).
Пересмотр судебных постановлений
(кассационное производство; надзорная жалоба).
Особое производство (восстановление утраченного
судебного производства).
Исполнительное производство (исполнение
судебных решений).
Особенности рассмотрения и разрешения
споров по отдельным категориям дел (особенности производства по делам,
связанным с осуществлением избирательного права и права на участие в
референдуме; особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых
актов; особенности производства по делам об оспаривании решений и действий
(бездействия) по вопросам предоставления или лишения статуса беженца или
вынужденного переселенца; особенности производства по жалобам на постановления
по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел об обжаловании
решений и действий, вытекающих из налоговых правоотношений с участием физических
лиц и некоммерческих организаций; особенности производства по делам об
оспаривании решений, связанных с государственной регистрацией или отказом в
государственной регистрации общественных или религиозных объединений,
политических партий, общественных движений, фондов, органов общественной
самодеятельности, а также решений о ликвидации, запрете, приостановлении и ином
ограничении их деятельности).
Проект Кодекса административного
судопроизводства начинается статьей, в которой устанавливается возможность осуществления
защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений от
неправомерных действий и решений органов публичной администрации в
административных судах общей юрисдикции. Он включает не только положения
принципиально административно-процессуального характера и значения, но и многие
нормы, традиционно содержащиеся в гражданском процессуальном законодательстве,
в частности доказывание и доказательства, процессуальные сроки, порядок
судебного рассмотрения, процессуальные стадии, исполнительное производство.
Весьма интересным является установление в проекте Кодекса
административно-процессуального статуса участников судебного разбирательства,
например: заявитель; административный ответчик; прокурор; определенные лица и
организации; свидетели; эксперты; специалисты; заинтересованные в решении суда
третьи лица; представитель; адвокат.
Кодекс административного судопроизводства
Российской Федерации (КАС РФ) является основным нормативным правовым актом,
регулирующим порядок рассмотрения и разрешения административных дел в судах
общей юрисдикции. Он был принят с целью систематизации и унификации правил
административного судопроизводства, обеспечения защиты прав, свобод и законных
интересов граждан, организаций и государства в административно-правовой сфере.
Основные
характеристики КАС РФ как источника административного судопроизводства:
1.
Системность и комплексность регулирования
КАС РФ охватывает все основные этапы
административного судопроизводства: от подачи административного искового
заявления до исполнения судебного решения. Кодекс регулирует порядок
рассмотрения дел, процессуальные права и обязанности участников процесса, а
также особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2.
Процессуальный характер
КАС РФ является процессуальным кодексом,
то есть содержит нормы, регулирующие процесс рассмотрения административных дел
в суде, а не материально-правовые нормы, определяющие административные
правонарушения или административные правоотношения.
3.
Обязательность применения
Нормы КАС РФ обязательны для применения
всеми судами, рассматривающими административные дела, а также для участников
административного судопроизводства. Кодекс имеет высшую юридическую силу в
сфере административного судопроизводства и подчиняет себе иные нормативные
акты, регулирующие процессуальные вопросы.
4.
Гарантия прав и законных интересов
КАС РФ направлен на обеспечение
эффективной защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства
в административных правоотношениях. Кодекс предусматривает механизмы
обжалования действий и решений органов государственной власти и должностных
лиц, что способствует реализации принципа законности и справедливости.
5.
Унификация и стандартизация процедур
КАС РФ устанавливает единые процессуальные
правила для всех административных дел, что способствует предсказуемости и
прозрачности судебного разбирательства, а также снижению коррупционных рисков.
6. Источников
роль
В системе источников административного
судопроизводства КАС РФ занимает центральное место. Он является основным
источником процессуального права в данной сфере, на который опираются суды,
участники процесса и правоприменители. Другие нормативные акты, регулирующие
административное судопроизводство, должны соответствовать положениям КАС РФ.
Вывод:
Кодекс административного судопроизводства
Российской Федерации представляет собой фундаментальный процессуальный
нормативный акт, обеспечивающий правовую основу для рассмотрения
административных дел в судах. Его нормы направлены на защиту прав участников
административных правоотношений, установление единых правил судопроизводства и
повышение эффективности правосудия в административной сфере. Таким образом, КАС
РФ является ключевым источником административного судопроизводства в России.
2.
Предмет
регулирования Кодекса административного судопроизводства.
КАС РФ Статья 1.
Предмет регулирования настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс регулирует порядок
осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении
Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
(далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов
организаций, а также других административных дел, возникающих из административных
и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля
за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных
публичных полномочий.
2. Суды в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им
административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие
из административных и иных публичных правоотношений, в том числе
административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых
актов полностью или в части;
1.1) об оспаривании актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
2) об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов,
органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих;
2.1) о присуждении компенсации за
нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
3) об оспаривании решений, действий
(бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, в том числе
саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий
(бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий
(бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного
экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской
Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также
- экзаменационные комиссии);
6) о защите избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами
общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции
в разумный срок.
3. Суды в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им
административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного
контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций
при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам
и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или
ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного
структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и
иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного
объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об
исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
1.1) о приостановлении запрета деятельности
организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе
иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с
законодательством Российской Федерации террористическими, либо об отмене такого
приостановления;
2) о прекращении деятельности средств
массовой информации;
2.1) об ограничении доступа к
аудиовизуальному сервису;
2.2) о признании информации, размещенной в
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети
"Интернет", информацией, распространение которой в Российской
Федерации запрещено;
2.3) о признании информационных материалов
экстремистскими;
2.4) об ограничении доступа к
информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных
машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи,
доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети
"Интернет" и функционирование которых обеспечивается организатором
распространения информации в сети "Интернет";
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее -
административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
4) о помещении иностранного гражданина или
лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией
иностранному государству в соответствии с международным договором Российской
Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного
гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством
Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской
Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания
(проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий
депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение,
предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение
иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и
о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении
(далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении
срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии,
в специальном учреждении);
5) об установлении, о продлении, досрочном
прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или
дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений
(далее также - административные дела об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы);
6) о госпитализации гражданина в
медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных
условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина
в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в
недобровольном порядке;
7) о госпитализации гражданина в
медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8) иные административные дела о
госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля
в недобровольном порядке;
9) о защите интересов несовершеннолетнего
или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа
законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для
спасения жизни;
10) о помещении несовершеннолетнего в
центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа
внутренних дел (далее - центр временного содержания) или о продлении срока
пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания (далее -
административное дело, связанное с пребыванием несовершеннолетнего в центре
временного содержания);
11) о помещении несовершеннолетнего в
специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее также -
учебное учреждение закрытого типа), о продлении срока пребывания
несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа, о досрочном
прекращении пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа
или о переводе в другое учебное учреждение закрытого типа, о восстановлении
срока пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа, о
проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в
недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное
учреждение закрытого типа (далее - административное дело, связанное с
пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа).
3.1. Заявления о вынесении судебного
приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций
рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Не подлежат рассмотрению в порядке,
установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений
и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской
Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном
(процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей
юрисдикции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий