среда, 18 сентября 2024 г.

ВО - 4 куос. ДО. Юридическая экспертиза. Лекция № 2 Юридическая экспертиза нормативного акта: понятие, предмет, виды, субъекты.

 

Лекция № 2

Юридическая экспертиза нормативного акта: понятие, предмет, виды, субъекты.

Источники:

1.    Нечкин, А. В.  Правовая экспертиза нормативных актов: учебное пособие для вузов / А. В. Нечкин, А. В. Блещик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 166 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15741-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543192 (дата обращения: 18.09.2024).

2.    Раздъяконова, Евгения Владимировна. Правовая экспертиза нормативных и правовых актов [Текст]: учебное пособие для всех форм обучения по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция / Е. В. Раздъяконова, Е.-Д. Третьякова ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации", Сибирский ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. - 166, [1] с.

3.    Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах): – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2017. 56 с.

4.    Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2019 г. – 32 с.

5.    Юридическая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / сост.: к.ю.н., доцент Д.Ш. Пирбудагова, д.ю.н., профессор Ш.Б. Магомедов, к.ю.н., доцент З.М. Мусалова, к.ю.н., доцент Д.В. Камилова, к.ю.н., доцент Э.Т. Рамазанова, к.ю.н., доцент С.Э. Деникаева; отв. ред. зав. кафедрой конституционного и международного права, канд. юрид. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный юрист РД Д.Ш. Пирбудагова. 2-е изд., перераб. и доп. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2017. 199 с.

6.    Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”.

Юридическая экспертиза нормативного правового акта   это исследовательская деятельность, проводимая для оценки соот­ветствия проекта другим нормативным правовым актам (более высокой или равной юридической силы) и правилам юридической техники в целях обеспечения единства правового пространства и высокого качества нормативных правовых актов. Кроме того, при проведении экспертизы проверяется соблюдение порядка про­хождения и предварительного согласования проекта нормативного правового акта.

Юридическая экспертиза – правовая оценка формы акта, его целей и задач предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, порядок принятия, обнародования (опубликования), содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции РФ и федерального законодательства, а также требованиям юридической техники государственной регистрации акта Министерством Юстиции РФ.

Под предметом экспертизы понимают факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков.

При этом предметом могут быть юридический документ – закон и его характеристики, а также другой материальный носитель информации, имеющие значение для лиц, назначивших экспертизу в различных областях науки и юридической техники.

Юридическая экспертиза проводиться в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования, контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, субъектами РФ нормативных правовых актов, Конституции РФ, федеральному законодательству Указам и Распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам РФ.

В качестве основных целей юридической экспертизы можно выделить:

- обеспечение единства правового пространства;

- принятие нормативных правовых актов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и региона;

- подготовка предложений по устранению нарушений, содер­жащихся в экспертируемом нормативном правовом акте.

В то же время встречается и довольно узкое понимание юридической экспертизы, заключающееся лишь в проверке соответствия нормативного правового акта действующему законодательству.

Оценка соответствия того или иного нормативного правового акта правилам юридической техники является весьма важным элементом юридической экспертизы.

Задача эксперта заключается в том, чтобы оценить, насколько содержание и форма экспертируемого проекта соответствуют правилам правотворческой техники, и предложить вариант устранения несоответствий, если таковые имеются. Все это должно найти отражение в экспертном заключении.

Выделяю два этапа проведения правовой экспертизы: исследовательский этап, направленный на изучение объекта экспертизы, и этап составления экспертного заключения.

Юридическая экспертиза предполагает оценку:

- формы нормативного правового акта;

- его целей и задач, предмета правового регулирования;

- компетенции органа, принявшего нормативный правовой акт;

- порядка принятия, обнародования (опубликования) на пред­мет соответствия требованиям законодательства;

- соответствия другим нормативным правовым актам;

- соответствия содержания и формы проекта нормативного правового акта правилам юридической (правотворческой) техники.

Под объектом экспертизы понимают любые материальные носители информации, подлинность которых надлежащим образом удостоверена, содержащие исходные фактические данные, необходимые для решения задач экспертизы и представленные эксперту для производства исследования.

Можно выделить следующие оставляющие объект экспертного исследования:

 - материальный носитель информации

- источник информации в установлении определенных фактов

- взаимосвязь с предметом экспертного анализа.

Объекты, подлежащие экспертному исследованию в рамках проведения законодательной экспертизы специальным уполномоченным органом государственной или региональной власти, могут быть установлены законодательством РФ.

В соответствии с целями и задачами экспертизы она может выполнять ряд функций, к числу которых относятся оценочная, диагностическая, прогностическая и рекомендательная.

Оценочная функция является основной и осуществляется с целью выявления соответствия оцениваемых характеристик объекта, представленного на экспертизу, характеристикам, выступающим в качестве нормы или отвечающим современным требованиям к объектам подобного рода.

Диагностическая функция направлена на выявление причин возникновения определенного состояния объекта экспертизы по тем параметрам, по которым осуществляется его оценка.

Прогностическая функция заключается в оценке последствий осуществления (или неосуществления) тех или иных действий как для самого оцениваемого объекта, так и для тех объектов, с которыми он будет вступать во взаимодействие.

Рекомендательная функция реализуется как на основании осуществленных экспертных оценок, так и на основании реально сложившейся ситуации.

 

1.    Виды юридической экспертизы нормативного акта.

Правовые экспертизы классифицируются по различному основанию.

Экспертизу законопроектов возможно классифицировать по сложности законопроектов. По этому основанию различают комплексную и специализированную экспертизу. Если, например, законопроект касается нескольких сфер правового регулирования, целесообразно проведение комплексной экспертизы с участием специалистов соответствующих областей. Для законопроектов, касающихся какой-либо одной отрасли (сферы) правового регулирования, достаточно проведения специализированной экспертизы.

Виды экспертиз могут различаться в зависимости от этапа, который проходит законопроект, от степени его подготовленности к рассмотрению. Законопроекты, имеющие невысокий уровень подготовки, проходят, как правило, несколько экспертиз, начиная с предварительной, включая повторные, а также и дополнительную экспертизы.

В зависимости от количества экспертов, участвующих в проведении экспертизы, различают индивидуальную и групповую (коллективную) экспертизы. Очевидно, что индивидуальную экспертизу проще организовать, в то же время ей присущ такой недостаток, как субъективность оценки. Групповая экспертиза, компенсируя большинство недостатков, характерных для индивидуальной, оказывается более сложной в организационном плане и требующей, как правило, большого ресурсного обеспечения.

По объекту экспертизы ее можно классифицировать на экспертизу проектов конституций (уставов) и экспертизу проектов иных нормативных правовых актов.

Экспертизы бывают однотуровые и многотуровые, с обменом информацией между экспертами и без него, анонимные и открытые.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21 окт. 2013 г.) данный вид экспертизы проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов. Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Регламентом Государственной думы предусматривается проведение юридико-технической, лингвистической, научной, общественной, независимой, финансовой экспертиз законопроектов, а также экспертизы в рамках Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственной думы.

Регламент Совета Федерации закрепляет следующие виды экспертиз законопроектов: юридическая (правовая), лингвистическая, общественная, антикоррупционная, независимая, социально-экономическая. Их может проводить Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

Регламент Правительства Российской Федерации закрепляет следующие виды экспертиз, осуществляемых в отношении законопроектов, инициированных правительством как субъектом законодательной инициативы: независимая антикоррупционная, правовая, антикоррупционная экспертизы, которые проводит Министерство юстиции России; экспертиза в рамках Экспертного совета при Правительстве России, экспертиза отдельных категорий законопроектов в государственных органах при Президенте России, педагогическая экспертиза, экспертиза в Аппарате Правительства России. Кроме того, на наш взгляд, заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России можно считать результатом научной экспертизы.

Также виды экспертиз законопроектов можно разделить на несколько критериев:

1) по объекту – универсальные и специальные. При этом к универсальным можно отнести только правовую и лингвистическую экспертизы законопроектов. Все остальные виды экспертиз законопроектов будут специальными;

2) по субъекту -  экспертизы законопроектов, проводимые субъектами законодательной инициативы, высшим законодательным органом, иными органами государственной власти (Счетной палатой, Прокуратурой), экспертными организациями и экспертами, аккредитованными в Министерстве юстиции России, учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, отдельными учеными, международными организациями;

3) по критерию обязательности проведения – обязательные и необязательные экспертизы законопроектов. К обязательным можно отнести правовую, лингвистическую, антикоррупционную, независимую антикоррупционную экспертизы законопроектов, научную экспертизу правительственных законопроектов, проводимую Институтом законодательства и сравнительного правоведения, финансовую экспертизу, проводимую Счетной палатой, и др. Педагогическая, социально-экономическая экспертизы законопроектов и другие – являются необязательными;

4) в зависимости от стадии законотворческого процесса -  экспертизу законопроектов, проводимую на предварительной стадии – до внесения законопроекта в Государственную думу; экспертизу внесенных в Госдуму законопроектов – в комитетах и комиссиях ГД РФ; экспертизу законопроектов, принятых в 1-м, 2-м чтениях ГД РФ; экспертизу законопроекта в случае отклонения его Советом Федерации или президентом и создания, соответственно, согласительной или специальной комиссии; экспертизу принятых Государственной думой федеральных законов и одобренных федеральных конституционных законов в Совете Федерации;

5) в зависимости от юридической силы экспертных заключений – экспертизы, экспертные заключения по результатам которых носят обязательный характер (правовая, лингвистическая экспертизы, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проводимая прокуратурой) либо рекомендательный характер (общественная экспертиза, педагогическая экспертиза, независимая антикоррупционная экспертиза и т.д.).

Научная экспертиза осуществляется научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов. Выделяя данный вид экспертизы проектов нормативных правовых актов стоит отметить, что в структуру федеральных органов исполнительной власти входят и образовательные учреждения, на которые как раз и возлагается обязанность в случае необходимости дать заключение на разработанный проект нормативного правового акта.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий