Лекция
№ 3
Принципы
юридической экспертизы нормативных правовых актов: общая характеристика.
Источники:
1.
Нечкин,
А. В. Правовая
экспертиза нормативных актов: учебное пособие для вузов /
А. В. Нечкин, А. В. Блещик. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 166 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15741-3. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543192 (дата обращения: 18.09.2024).
2.
Раздъяконова, Евгения Владимировна. Правовая экспертиза нормативных и правовых актов
[Текст]: учебное пособие для всех форм обучения по направлению подготовки
40.03.01 - Юриспруденция / Е. В. Раздъяконова, Е.-Д. Третьякова ; Федеральное
гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Российская
акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации",
Сибирский ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. - 166, [1] с.
3.
Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований (с иллюстрацией на конкретных примерах): – М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте
России, 2017. 56 с.
4.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов: памятка – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации,
2019 г. – 32 с.
5. Юридическая
экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / сост.: к.ю.н., доцент
Д.Ш. Пирбудагова, д.ю.н., профессор Ш.Б. Магомедов, к.ю.н., доцент З.М.
Мусалова, к.ю.н., доцент Д.В. Камилова, к.ю.н., доцент Э.Т. Рамазанова, к.ю.н.,
доцент С.Э. Деникаева; отв. ред. зав. кафедрой конституционного и
международного права, канд. юрид. наук, доцент, Почетный работник высшего
профессионального образования РФ, Заслуженный юрист РД Д.Ш. Пирбудагова. 2-е
изд., перераб. и доп. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2017. 199 с.
6.
Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 “Об утверждении Методических
рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации”.
Содержание материала
Успешность той или иной деятельности, если
она носит осознанный характер, напрямую зависит от целого ряда базовых идей,
начал, лежащих в её основе. О них принято говорить, как о принципах. Экспертная
деятельность - также разновидность деятельности. Она состоит в проведении
исследования, результаты которого, при использовании в дальнейшем, способны
повлиять на принятие юридически значимых решений. В силу этого, подобного рода
деятельность также должна быть основана на ряде принципов, необходимость
следования которым и обусловлена спецификой самой экспертизы, а также
современными правовыми реалиями.
Слово «принцип» означает основу,
первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления,
процесса, деятельности. Ещё древние обращали внимание на то, что «принцип есть
важнейшая часть всего».
В настоящее время принципам различных
правовых явлений уделяется все больше внимания. Целый ряд работ специально посвящен
им. Это обусловлено их важной направляющей ролью. Именно поэтому, мне также
хотелось бы проанализировать, на каких принципах основана деятельность по
производству правовой экспертизы. Для этого сначала рассмотрим, на каких
принципах основываются те или иные виды юридической деятельности, что весьма
важно для выработки перечня принципов правовой экспертизы.
Среди основных начал, идей правотворческой
деятельности правоведы отмечают следующие принципы:
1) научности;
2) законности;
3) демократизма;
4) системности;
5) гласности;
6) профессионализма;
7) гуманизма;
8) плановости;
9) федерализма;
10) целесообразности;
11) стабильности;
12) оперативности;
13) непрерывности;
14) экономичности и др.
Под принципами экспертизы нормативных
актов понимается совокупность взаимосвязанных между собой требований, при
реализации которых достигается юридически значимый результат в виде экспертного
заключения по законопроекту или вступившему в силу законодательному акту.
Применительно к экспертизе нормативных правовых
актов и их проектов существует определённая классификация принципов:
-
объективные принципы:
раскрывающие основные начала проведения экспертизы как экспертного
исследования, они характеризуют то, как должна осуществляться сама деятельность
по проведению экспертизы, а не то, какими качествами должен обладать эксперт.
Это важнейший критерий, дающий возможность отграничить принципы правовой
экспертизы от требований к лицу, производящему экспертизу.
-
частные принципы:
характеризующие основополагающие требования, относящиеся к самому субъекту
проведения экспертизы, к его нравственным и моральным взглядам.
К числу объективных принципов, присущих
любой экспертной деятельности и экспертизе законодательства в частности,
предлагается отнести принцип законности проведения экспертизы законодательства
и примыкающий к нему принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
принципы научности и информационной обеспеченности и всесторонности; принцип
своевременности проведения и полноты экспертного исследования, а также принцип
финансовой обеспеченности.
К числу частных принципов экспертизы
законодательства в работе относятся принципы ответственности эксперта;
объективности экспертного исследования; независимости экспертов в пределах
предоставленных им полномочий; принцип компетентности лиц, осуществляющих
экспертизу и др.
Рассмотрим подробнее объективные
принципы правовой экспертизы нормативного акта:
Соблюдение
законности:
данный принцип предполагает, что содержание, форма нормативно-правового акта,
процедура его принятия (изменения, отмены) соответствуют требованиям
законодательства. Так, например, ст.15 Конституции РФ гласит, что «Конституция
РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ». Так же этот принцип говорит и о том, что в
процессе экспертной деятельности субъекты должны действовать в рамках
законодательства Российской Федерации.
Соблюдение принципа законности при осуществлении
экспертизы законодательства означает точное исполнение требований федерального
и регионального законодательства, составляющего основу этой деятельности, а
также выполнение как органом или лицом, назначившим экспертизу, так и
руководителем экспертного учреждения, а также экспертом всех предписаний.
Одной из ключевых особенностей данного
принципа выступает то, что он охватывает своим содержанием все другие принципы.
Принцип
соблюдения прав и свобод человека и гражданина: в его основе
лежит положение о том, что экспертная деятельность не должна нарушать и
ограничивать права и свободы человека и гражданина.
При организации и производстве экспертизы
законодательства экспертная деятельность должна быть ориентирована на
неуклонное соблюдение конституционных прав граждан, предусмотренных ст. 21 и 22
Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на свободу, личную
неприкосновенность, охрану достоинства личности.
Принцип
научности:
важнейший принцип, обусловленный тем, что правовая экспертиза, является исследованием.
Согласно этому требованию, каждая правовая экспертиза должна проводиться с
учетом имеющихся научных разработок, последних достижений в конкретной области
научных познаний. Использование научных достижений и методик - вот важный
фактор, подчеркивающий научный характер правовой экспертизы. Современная
экспертиза, по мнению ряда исследователей, должна строиться лишь на строго
научных знаниях.
Принцип
своевременности:
так как правовые экспертизы осуществляются в определенных временных рамках, производить
их следует своевременно (срок проведения правовой экспертизы 30 дней). Р.Н.
Надеев под своевременной, понимает экспертизу, проведенную заблаговременно по
каждому законопроекту. Это, по моему мнению, является одной из важных гарантий
качества законопроекта.
Принцип
полноты экспертного исследования:
полнота экспертизы проекта нормативного правового акта будет заключаться не
только в проведении всего комплекса экспертиз, но и в исследовании данного
документа целиком. При этом точки зрения экспертов могут расходиться.
Полнота экспертного исследования
предполагает исследование такой совокупности свойств представленных материалов,
которая позволяет полно и объективно ответить на поставленные перед экспертом
вопросы.
Ни один из поставленных перед экспертом
вопросов не должен остаться без ответа и не может быть просто
пропущен. Если эксперт не в состоянии ответить на поставленный вопрос, то
он обязан дать мотивированное сообщение о невозможности проведения исследований
и дачи заключения.
Принцип
непрерывности исследования:
в данном аспекте экспертиза рассматривается как единый во временных рамках акт.
Значение этого принципа трудно переоценить. Не завершив одно исследование,
эксперту не стоит приступать к другому, осуществлять сразу несколько экспертиз.
Какую бы хорошую квалификацию, память он не имел, всё же реально существует
возможность перепутать результаты исследований, забыть что-то существенное,
переключившись на параллельную экспертизу. Вместе с тем, принцип непрерывности
не означает, что эксперт должен проводить исследование без перерывов.
Принцип
информационной всесторонности и обеспеченности: в ходе
производства экспертизы законопроекта эксперт имеет право собирать информацию,
он имеет право свободного доступа к информации, необходимой для проведения
экспертизы проекта. Он может проанализировать, какие нормативные правовые акты
следует привести в соответствие с данным законопроектом, какие следует
отменить. Для этого его нужно будет сопоставить с Конституцией РФ,
международными договорами, иными законами. Собирает эксперт и информацию о
соответствии положений проекта современным достижениям отечественной и
зарубежной правовой науки, и юридической практики.
Принцип
финансовой обеспеченности: любое проводимое
исследование требует определенных материальных затрат. Следовательно, оно
должно быть финансово обеспечено. Важно закупать современное и эффективное
оборудование, оплачивать труд самих экспертов и т.д. Ст. 37 ФЗ РФ «О
государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» говорит о том, что
деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных
подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных
подразделений органов внутренних дел РФ, финансируется за счет средств
федерального бюджета. Деятельность государственных судебно - экспертных
учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ
финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Принцип
объективности в экспертизе законодательства означает
требование от эксперта проводить исследования и формулировать выводы строго на
научно-методической и практической основе, которая соответствует современному
уровню развития той области знаний, которую он представляет. Эта основа должна
базироваться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и
достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических
данных. Не менее важное условие объективности экспертизы законодательства – это
объективность самого автора данной деятельности – эксперта. Считаем, что если есть
сомнения в беспристрастности эксперта, к примеру, если он ранее был замечен в
лоббировании политических интересов; особенно внимательно стоит относиться,
когда экспертизу проводит эксперт или экспертное учреждение, зависимые от
организаторов экспертизы законопроекта (финансовая зависимость, членство в
политической партии, вынесшей на рассмотрение законопроект, и т.д.), то такие
эксперты также подлежат отводу.
Как уже отмечалось выше, частные принципы
проведения правовой экспертизы характеризуют статус экспертов, а не самого
исследования. Рассмотрим подробнее данные принципы:
Принцип
компетентности лиц, осуществляющих правовую экспертизу нормативных
правовых актов и их проектов: т.е. лицо,
осуществляющее экспертную деятельность, должно быть законно наделено
полномочиями по проведению правовой экспертизы, а так же обладать определенными
квалификационными требованиями и навыками, которые предъявляются к данным
лицам.
Квалификационный
принцип. Осуществление экспертизы
экспертом в пределах своей специальности (квалификации) является непременным
условием качественности проводимого им исследования. Вполне очевидно, что
эксперт не в состоянии дать объективное заключение в том случае, если
необходимые для производства экспертизы исследования выходят за рамки его специальных
знаний.
Заказчик экспертизы законодательства
должен иметь четкое представление о том, эксперту какой специальности она
должна быть поручена. Критерии оценки законодательства в рамках экспертизы не
могут выходить за пределы специальных знаний эксперта, которые приобретаются в
результате профессиональной подготовки и накопления практического опыта (на это
может указывать диплом об образовании эксперта, стаж экспертной работы).
Квалификационный принцип требует от
эксперта браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально
осведомлен и для решения, которых (дачи квалифицированного заключения) он в
достаточной степени владеет методами теоретической и практической работы. Между
тем в Российской Федерации до сих пор не сформирована государственная система
гарантий обеспечения этого важного принципа экспертной деятельности. В условиях
постоянно растущей потребности в экспертных кадрах в стране отсутствует должная
государственная система подготовки и усовершенствования экспертных кадров.
Квалификационный
принцип должен быть обеспечен, во-первых, системой аттестации
и лицензирования научных экспертных учреждений и сотрудников, работающих в них;
во-вторых, свободой выбора экспертов, приглашаемых для выполнения экспертизы;
в-третьих, системой конкурсов по отбору учреждений и экспертов для производства
экспертиз законодательства по наиболее значимым для государства и общества
проектам законов.
Принцип
равенства лиц, участвующих в проведении экспертизы
(экспертов): данный принцип основывается на том, что
при проведении экспертизы законопроекта все эксперты имеют равные права при
постановке вопросов, внесении предложений в процессе подготовки заключения и
т.д.
Принцип
независимости экспертов
в пределах предоставленных им полномочий: эксперт не должен
находиться в непосредственном подчинении того органа, по чьей инициативе
разрабатывается законопроект, и не связан позицией органа, по поручению
которого проводится экспертиза.
Самостоятельность
экспертов в принятии конкретных решений:
эксперт, в своих выводах опирается на собственные специальные познания в сфере
юриспруденции.
Ответственность
экспертов за полноту и объективность анализа
законопроекта, и обоснованность заключения по результатам экспертизы. Эксперт
должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки,
влияют на то, какое решение будут принимать лица, обратившиеся к нему. Отметим,
что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут
ответственность согласно законодательству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий