Лекция № 1
Понятие
и виды нормативных правовых актов
Лектор:
Магомедов Али Тажутинович
Учебная
литература:
-
Учебное пособие. Правовая экспертиза нормативных актов (Е.В. Раздъяконова,
Е.-Д.С. Третьякова)
-
Учебное пособие для Вузов. Правовая экспертиза нормативных актов (А.В. Нечкин)
-
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов: памятка – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации,
2019 г
-
Учебное пособие. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов. Организация и вопросы документирования
(С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашова)
План
материала темы:
1.
Понятие и предмет правовой экспертизы правовых актов.
2.
Виды правовой экспертизы правовых актов.
3.
Значение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в процессе
нормотворчества.
4.
Субъекты правовой экспертизы правовых актов.
5.
Правовое регулирование экспертной деятельности.
Вопрос 1. Понятие и предмет правовой экспертизы
правовых актов.
Экспертиза (франц. expertise, от лат. expertus —
опытный) — исследование специалистом (экспертом) каких-либо
вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки,
техники, искусства и т. д. (из лекции)
Из словарей определения
экспертизы:
- анализ,
исследование, проводимые привлеченными специалистами (экспертами), экспертной
комиссией, завершаемые выпуском акта, заключения, в отдельных случаях —
сертификата качества, соответствия;
- проверка
подлинности денежных знаков, ценных бумаг, документов, проверка качества
товаров, работ, услуг;
-
углубленный анализ определенного объекта (в том числе информационного), который
основан на использовании накопленных профессиональных знаний и собственного
опыта эксперта и итогом которого является заключение, оформленное в
соответствующем процедурном порядке в виде официального документа установленной
формы в целях обеспечения принятия ответственного решения по исследуемому
вопросу.
Правовой институт:
-
это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной
отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального, административного
права и др.).
-
совокупность норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере
организации, назначения, проведения правовых экспертиз, а также использования
их результатов в юридической практике.
(Е-Д.С. Третьякова, И.А.
Закиров)
Характеристика института
правовой экспертизы (А.А. Разуваев и др.):
1.
Межотраслевой институт права.
2.
Существует в сфере правового регулирования при решении конфликтных и управленческих ситуаций.
3.
Носит процессуальный характер.
4.
Сочетаются императивный и диспозитивный метод правового регулирования.
Функция органов публичной
власти:
-
осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти и
в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72
Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по
обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов
Конституции РФ и федеральным законам.
Процесс:
-
это действия специально уполномоченного государством органа или лица по оценке
НПА либо его проекта (его формы, целей и задач, предмета правового
регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм,
порядка принятия и опубликования) на п редмет соответствия требованиям
конституции и законодательству, а также на предмет наличия либо отсутствия условий
для проявления коррупции - коррупциогенных факторов. (А.Ю. Гулягин)
Исследование:
-
это исследование, приводящееся экспертом по решению или поручению
уполномоченных на то лиц или без такого, но в силу прямого указания нормативных
правовых актов, основанное на применении специальных знаний с целью
использования его результатов в юридической деятельности. (И.А. Закиров)
Характеристика правовой
экспертизы, как исследования:
1.
Разновидность интеллектуальной познавательной деятельности.
2.
Цель и результат – новое знание.
3.
Имеет системный характер и стратегическую последовательность.
4.
Применяются научные методы, научный язык, научный аппарат (объект, предмет,
критерии оценки, гипотезы, задачи).
5.
Доказательный характер и обоснованность всех выводов.
Правовая оценка:
-
это правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового
регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем
н о р м , п о р я д к а п р и н я т и я , о б н а р о д о в а н и я
(опубликования) на предмет соответствия требованиям актам большей юридической
силы, оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том
числе проверка наличия необходимых реквизитов), а также изучение состояние
правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений (пункт 11 Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012
г. № 87 “Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой
экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”)
Признаки правовой
экспертизы (И.А. Закиров и др.):
1.
Это специальное исследование.
2.
Имеет определенную цель.
3.
Основана на использовании правовых познаний.
4.
Осуществляется специальными субъектами - экспертами.
5.
Формальность - завершается предоставлением заключения.
6.
Выполняется по поручению или на основании правового предписания.
7.
Содержит ответы на поставленные вопросы.
8.
Осуществляется в качестве стадии определенного процесса.
9.
Направлена на выявление недостатков (несоответствий).
10.
Имеет оценочный характер.
Состав правовой
экспертизы правовых актов (И.А. Закиров, И.С. Андреев) -
совокупность всех элементов правовой экспертизы.
Объект -
материальный носитель информации, подвергаемый исследованию.
Предмет -
информация о различных сторонах, свойствах и признаках объекта, на получение
которой направлено экспертное познание (как правило – соответствие нормы
права).
Субъект -
лицо осуществляющее исследование (эксперт).
Методы -
способы исследования.
Содержание -
действия и операции, осуществляемые экспертом.
Результат -
итоговые выводы, полученные при проведении экспертизы.
Предмет
правовой экспертизы правовых актов
1. А.Г. Давтян, Е.Р.
Россинская;
2. Р.С. Белкин, А.А.
Разуваев;
3. Д.Я. Мирский, К.Н. Шакиров;
4. Д.А. Харченко.
Предмет правовой
экспертизы правовых актов - информация о различных
сторонах, свойствах и признаках объекта, на получение которой направлено
экспертное исследование.
Предмет экспертизы обычно
формулируется в виде вопросов, ставящихся перед экспертом:
-
соответствие нормы права иным нормам права;
-
определение применимой нормы права;
-
выявление смысла нормы права;
-
определение юридической силы нормы права;
-
определение действительности нормы права;
-
и т.д.
Методы правовой
экспертизы правовых актов - приемы и способы исследования
(познания) соответствующих элементов, входящих в предмет правовой экспертизы.
v Формально-юридический метод -
базовый метод, позволяющий провести анализ правовых норм с точки зрения
правовых закономерностей, принципов права, метода правового регулирования,
иерархии правовых норм, юридической техники и т.д.
v Системный метод – метод,
позволяющий провести сравнительный анализ правовых норм с аналогичными или
имеющими общие характеристики правовыми институтами и нормами в данном или иных
правовых комплексах (институтах, подотраслях, отраслях, правовых системах).
v Сравнительно-правовой метод – метод,
позволяющий провести сравнительный анализ правовых норм с аналогичными или
имеющими общие характеристики правовыми институтами и нормами в данном или иных
правовых комплексах (институтах, подотраслях, отраслях, правовых системах).
v Логический метод -
метод, позволяющий провести анализ правовых норм с точки зрения логики.
Частно-научные методы
правовой экспертизы правовых актов:
v Метод
моделирования
v Логико-семантический
метод (интерпретационный)
v Логико-структурный
метод анализа
v Конкретно-социологический
метод
v Ситуационный
анализ
v Метод
экспертного прогнозирования
v Метод
экспертных оценок
Принципы правовой
экспертизы правовых актов - основополагающие начала, идеи,
оказывающие универсальное регулирующее воздействие на все элементы института
правовой экспертизы юридических актов.
v Принцип научности и компетентности -
экспертиза должна производится на научной основе с использованием научно
обоснованных методов квалифицированными и компетентными лицами.
v Принцип оперативности -
экспертиза должна производится своевременно и в оптимальные сроки.
v Принцип полноты и соответствия
поставленным вопросам - экспертиза должна содержать ответы
на все поставленные вопросы и не выходить за данные рамки.
v Принцип доказательности и
обоснованности выводов - экспертиза должна содержать
доказательное обоснование всех выводов, содержащихся в экспертизе.
v Принцип независимости эксперта -
эксперт не должен подвергаться воздействию со стороны третьих лиц при
выполнении исследования.
v Принцип правомерности -
экспертиза должна производится на законной (правовой) основе без нарушения
установленных правил и процедур.
v Принцип ответственности эксперта –
эксперт несет личную ответственность за проведенную экспертизу и ее выводы в
случаях и на основании, предусмотренных в законе.
Вопрос 2. Виды правовой экспертизы нормативных
правовых актов.
Критерии классификации
правовой экспертизы правовых актов (И.А. Закиров):
1. По характеру
специальных знаний.
-
Экспертизы с использованием только юридических знаний.
-
Экспертизы с использованием дополнительно философских, социологических,
филологических, технических, экономических и др. знаний.
2. По разновидности
юридического процесса.
-
Экспертизы в правотворческом процессе.
-
Экспертизы в правоприменительном процессе.
-
Экспертизы в интерпретационном процессе.
3. По уровню знаний.
-
Научные экспертизы.
-
Профессионально-должностные экспертизы.
4. По заказчику
экспертизы.
-
Экспертизы, проводимые по решению органов публичной власти.
-
Экспертизы, проводимые по решению общественных учреждений.
-
Экспертизы, проводимые по заказу физических и юридических лиц.
5. По связи с
деятельностью суда.
-
Судебные экспертизы.
-
Несудебные экспертизы.
6. По связи эксперта с
государством.
-
Государственные экспертизы.
-
Негосударственные экспертизы.
7. По объему
исследования.
-
Основные экспертизы.
-
Дополнительные экспертизы.
-
Полные экспертизы.
-
Неполные экспертизы.
8. По последовательности
исследования.
-
Первичные экспертизы.
-
Повторные экспертизы.
9. По числу экспертов.
-
Единоличные экспертизы.
-
Комиссионные экспертизы.
10. По числу объектов
исследования.
-
Однообъектные экспертизы.
-
Многообъектные экспертизы
11. По месту проведения.
-
Экспертизы, проводимые в экспертном учреждении.
-
Экспертизы, проводимые вне экспертного учреждения.
12. По качеству
исследования.
-
Качественные экспертизы.
-
Некачественные экспертизы.
13. По юридической силе
акта.
-
Экспертиза действующего правового акта.
-
Экспертиза проекта правового акта.
14. По способу оценки
положений нормативного акта (Е.В. Раздьяконова, Е.-Д.С. Третьякова).
-
Правовая экспертиза.
-
Антикоррупционная экспертиза.
15. По обязательности
проведения
-
Обязательная для проведения экспертиза.
-
Факультативная (инициативная) экспертиза.
16. Со смешанным
критерием.
(Д.В.
Чухвичев)
Вопрос 3.
Значение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в процессе
нормотворчества.
Функции правовой
экспертизы проектов нормативных правовых актов:
v Превентивная функция -
экспертиза предвосхищает принятие дефектного правового акта.
v Прогностическая функция -
экспертиза может определить потенциальные последствия действия акта, включая
негативные.
v Рекомендательная функция -
кроме выявления дефектов в правовом акте, эксперт может сформулировать
предложения по совершенствованию акта.
v Аргументационная функция -
экспертиза может содержать дополнительные к авторским аргументы в пользу той
или иной модели правового регулирования.
v Антиконфликтная функция -
экспертиза, как институт представляющий независимое экспертное мнение, может
привести к разрешению конфликта между различными группами или точками зрения
при принятии правового акта.
v Информационная функция -
экспертиза содержит информацию о содержании акта, содержащейся в нем модели
правового регулирования, последствиях принятия акта.
v Сравнительная функция -
экспертиза содержит сравнение двух или более моделей правового регулирования:
существующией в настоящее время и будущей модели.
v Контрольная функция -
экспертиза позволяет дать оценку качеству работы по разработке правового акта и
не принять решение о принятии некачественного правового акта.
Последствия правовой
экспертизы проектов нормативных правовых актов:
1.
Решение о доработке проекта правового акта. Последствия правовой экспертизы
проектов нормативных правовых актов
2.
Решение об отклонении проекта правового акта.
3.
Решение о вынесении на общественное обсуждение проекта правового акта.
4.
Решение о принятии проекта в качестве правового акта.
Вопрос 4. Субъекты правовой экспертизы правовых
актов.
Субъект правовой
экспертизы правовых актов – лицо, обладающее необходимыми
компетенциями (знаниями, умениями, навыками) для правового исследования и
правовой оценки правовых актов по вопросам правовой экспертизы, в связи с чем
обладающее правом и/или обязанностью провести исследование и дать экспертное
заключение по поставленным вопросам.
Признаки субъекта
правовой экспертизы нормативных правовых актов:
1.
Персональный характер - эксперт может быть отдельным человеком или организацией
(должностным лицом организации).
2.
Компетентность (квалификация) эксперта – эксперт должен обладать необходимыми
познаниями в соответствующей сфере по вопросам экспертизы.
3.
Эксперт наделен в силу правового акта соотвествующими правами, обязанностиями
(или полномочиями).
4. Эксперт несет ответственность за выводы экспертного заключения (в случаях указанных в законе).
Классификация
субъектов правовой экспертизы НПА:
1. По функции:
-
Заказчик.
-
Исполнитель - эксперт.
2. По числу экспертов:
-
Единолично эксперт.
-
Коллектив экспертов.
3. По роли на стороне
исполнителя:
-
Эксперт.
-
Руководитель экспертной организации.
4. По должностному
положению:
-
Внтуренний эксперт.
-
Независимый эксперт.
5. По инициативе:
-
Назначенный эксперт.
-
Инициативный эксперт.
6. По соотношению с
органами публичной власти:
-
Государственный (муниципальный) эксперт.
-
Общественный эксперт.
7. По универсальности:
-
Универсальные эксперты (МЮ, ГП).
-
Узкоспециальные эксперты.
Министерство юстиции РФ
осуществляет полномочия:
1.
8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных НПА, вносимых
ФОИВ на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проектов
концепций и технических заданий на разработку проектов ФЗ;
2.
8.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов ФЗ, проектов указов
Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых ФОИВ,
иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой
экспертизы;
3.
10.1) проводит антикоррупционную экспертизу проектов поправок Правительства РФ
к проектам ФЗ, подготовленным ФОИВ, иными государственными органами и
организациями, при проведении их правовой экспертизы;
4.
14.2) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу НПА ФОИВ,
иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и
обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций
или имеющих межведомственный характер.
5.
17) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на
предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
6.
17.2) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу НПА
субъектов РФ при мониторинге их применения и при внесении сведений в
федеральный банк НПА субъектов РФ – федеральный регистр НПА субъектов РФ;
7.
19.1) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов
муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
уставы при их государственной регистрации.
8.
Дает заключения по вопросам соответствия положений международного договора
законодательству Российской Федерации и их юридической силы в Российской
Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и
выполнением такого договора – статья 10 ФЗ О международных договорах.
(Указ Президента РФ №
1313 от 13.10.2004 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»)
Прокуратура осуществляет
полномочия:
Статья
9. Участие в правотворческой деятельности
•
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости
совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в
законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы,
соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении,
об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Статья
9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
•
1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой
РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит
антикоррупционную экспертизу НПА ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, иных государственных
органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
(Федеральный
закон № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»)
Вопрос 5. Правовое регулирование экспертной
деятельности.
Правовое регулирование
правовой экспертизы НПА имеет несколько уровней:
А. Федеральный
законодательный.
1.
Федеральный закон № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля»,
2.
Федеральный закон «Об общественной палате РФ»,
3.
Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов»,
4.
Федеральный закон № 101-ФЗ от 15.07.1995 «О международных договорах Российской
Федерации»,
5.
Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»,
6.
Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»,
7.
Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».
Б. Федеральный подзаконный.
1.
Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 "О дополнительных мерах по
обеспечению единства правового пространства Российской Федерации"
2.
Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 "Об утверждении
Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации"
3.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 "Об утверждении
методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации"
4.
Постановление Правительства РФ от 03.06.1995 № 550 "О дополнительных
функциях Министерства юстиции Российской Федерации"
5.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов",
"Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов")
6.
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации»
7.
Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных
требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» 8.
"Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению
законопроектов" (Письмо Аппарата Государственной Думы РФ от 18.11.2003 №
вн2-18/490)
Б. Федеральный
подзаконный (ведомственный - МЮ).
1.
Приказ Минюста России от 26.04.2012 № 66 "Об утверждении Порядка ведения
государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на
проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации"
2.
Приказ Минюста России от 29.03.2019 № 57 "Об утверждении Административного
регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических
лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве
независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации"
3.
Приказ Минюста России от 20.08.2013 № 144 "Об утверждении Разъяснений по
применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации"
4.
Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87 "Об утверждении Методических
рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации"
5.
Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 "Об утверждении Разъяснений о
применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации"
6.
Приказ Минюста России от 21.10.2011 № 363 "Об утверждении формы заключения
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы"
Б. Федеральный
подзаконный (ведомственный - ГП).
1.
Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»
2.
Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 "О правотворческой
деятельности ор ганов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления" (вместе с "Положением об
организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской
Федерации")
В. Региональный
законодательный.
1.
Закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ "О противодействии
коррупции в Свердловской области"
2.
Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в
Свердловской области»
3.
Закон Свердловской области от 26.12.2008 № 145-ОЗ "Об организации и
ведении Свердловского областного регистра муниципальных нормативных правовых
актов"
4.
Закон Свердловской области от 14.07.2014 № 74-ОЗ «Об оценке регулирующего
воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов
муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых
актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов»
5.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 12 февраля 2014 года № 3-РЗ «Об
общественной экспертизе проектов законов Республики Северная Осетия – Алания»
Г. Региональный
подзаконный.
1.
Постановление Правительства Свердловской области от 02.04.2014 № 267-ПП «Об
утверждении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов»
2.
Постановление Правительства Свердловской области от 26.11.2014 № 1051-ПП
"О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных
правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных правовых актов
Свердловской области"
Д. Муниципальный
подзаконный.
1.
Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.03.2016 № 6/47 "Об
утверждении Положения "О проведении оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных нормативных правовых актов Екатеринбургской городской
Думы и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Екатеринбургской
городской Думы»
2.
Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 18.01.2012 № 117 "Об
утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации
города Екатеринбурга»
3.
Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 17.12.2014 № 3855 "Об
утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов Администрации города Екатеринбурга и экспертизы
нормативных правовых актов Администрации города Екатеринбурга"
Е. Локальный.
1.
"Положение о порядке проведения общественной экспертизы" (утв.
решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол № 4-С)
2.
Положение об экспертах Общественной палаты Свердловской области (утверждено
Решением совета Общественной палаты Свердловской области от 4 октября 2018
года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий